Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещение при производстве БПЛА

"Эникс" импортозаместил
"начинку"
беспилотников

Поиск на сайте

АДМИРАЛ РУССКОГО ФЛОТА ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ НЕВЕЛЬСКОЙ. К 200-летию со дня рождения. Н.А.Верюжский. Часть 19.

АДМИРАЛ РУССКОГО ФЛОТА ГЕННАДИЙ ИВАНОВИЧ НЕВЕЛЬСКОЙ. К 200-летию со дня рождения. Н.А.Верюжский. Часть 19.

Г.И.Невельской и В.С.Завойко встретились и выработали план совместных действий. Гражданские пассажиры были сняты с кораблей и наземным транспортом отправлены на ближайший Мариинский пост. Для защиты и обороны бухты Де-Кастри были выделены вооруженный личный состав и пушки с необходимым боезапасом с целью оборудования береговых батарей. Все прибывшие корабли Камчатской флотилии были проведены через пролив Невельского и устье Амура в порт Николаевск, где и находились до окончания войны. Общая численность жителей Николаевска и гражданских лиц, членов семей, и военнослужащих во много раз увеличилась и составляла около 5000 человек.
Морская хитрость В.С.Завойко удалась. Лишь через месяц 8 (20) мая 1855 года совместная англо-французская эскадра из пяти французских и девяти английских кораблей под командованием адмирала Брюса, внезапно ворвавшись в Авачинскую бухту, не только не встретила никакого сопротивления, но обнаружила порт покинутым, заброшенным, пустым. Что эти русские, издеваются, что ли? Мстительные захватчики набросились на беззащитных местных жителей, которые не успели укрыться в ближайших посёлках, подвергали пожару жилые дома и уничтожали все постройки.
Англо-французская эскадра, как стая разъярённых волков, в течение нескольких месяцев металась по морю в бесплодных поисках русских кораблей, обшаривала и осматривала все бухты и другие укромные, по их мнению, места на побережье и везде чинила погромы, грабежи, пожары и уничтожения. Так, например, порт Аян в Охотском море дважды подвергся разграблению. Эти «цивилизованные» пираты побывали и в Татарском проливе. В бухте Де-Кастри англо-французские храбрецы, как и в других местах, тоже не обнаружили русских кораблей, но зато встретили достойное сопротивление оборонительных сил и от продолжения боя трусливо ретировались. В обширную Императорскую гавань (ныне Советская гавань) корабли противника вошли без боя и тот же результат: русского флота нет. И тогда, в бешеной злобе, эти вандалы, считающие себя морскими аристократами, полностью разгромили, разграбили и уничтожили заблаговременно эвакуированный безлюдный Константиновский пост, первым начальником которого ещё в 1853 году являлся лейтенант Н.К.Бошняк.




Константиновский пост в Императорской гавани.

К слову сказать, эти пиратствующие флибустьеры, к счастью, не заметили в одной из дальних бухт этой обширной гавани одиноко стоящий после проведённой тяжёлой зимовки 1854-1855 года разукомплектованный и разоруженный, но легендарный фрегат «Паллада», на борту которого находилось-то всего несколько матросов под командованием поручика корпуса флотских штурманов Дмитрия Семёновича Кузнецова.
Вот, представьте, если бы эти изверги обнаружили фрегат, то поиздевались бы так, что от него, думаю, и щепочки не осталось бы.
Хотя, по правде говоря, судьба фрегата уже была предрешена. Следует напомнить, что ещё в 1854 году  на фрегате «Паллада» из Кронштадта в Нагасаки прибыл вице-адмирал Е.В.Путятин для переговоров с целью заключения торгового договора с Японией Фрегат «Паллада» плохо выдержал океанское плавание. По требованию Е.В.Путятина для него из Кронштадта был направлен другой фрегат «Диана», с которым, однако, тоже приключилась большая неприятность: во время сильнейшего землетрясения в Японии в январе 1855 года корабль погиб, но экипажу, к счастью, удалось спастись.
Что же касается фрегата «Паллада», то он находился в Императорской гавани. Однако для того, чтобы укрыться от англо-французских морских разбойников фрегат долго пытались ввести в устье Амура, и поставить на стоянку в Николаевск, но сделать этого так и не удалось. Тогда было решено, предварительно разоружив фрегат, экипаж в количестве 380 моряков отправить в Николаевск, а сам корабль оставить зимовать в бухте Постовой возле Константиновского поста в Императорской гавани под наблюдением и охраной нескольких матросов и казаков. Первая зимовка для фрегата оказалась критической, корпус судна во многих местах получил значительные повреждения. Вторая зимовка для фрегата могла оказаться губительной. Никаких мер по ремонту и восстановлению фрегата не предпринималось. Поэтому 17(28 ) января 1856 года по указанию В.С.Завойко, несмотря на резкие возражения и даже запрещения Г.И.Невельского по исполнению данного решения, тем не менее, остов фрегата «Паллада» был затоплен в бухте Постовой напротив бывшего Константиновского поста в Императорской гавани. Ныне в бухте Постовой установлен памятник фрегату «Паллада».




Место затопления фрегата «Паллада» в Императорской гавани.

В итоге объединённая англо-французская эскадра, эти «просвещённые мореплаватели», таковыми они себя считали, обнаружить и уничтожить русские корабли так и не смогли. Откуда им было знать, что остров Сахалин отделён от материка проливом Невельского, а устье Амура судоходно для плавания кораблей, где всего в нескольких десятках километров в Николаевске преспокойненько базируются русские корабли Камчатской флотилии и эскадры вице-адмирала Е.В.Путятина?
Летом 1855 года генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьёв совершил второй сплав по Амуру, опытным организатором и успешным исполнителем которого был всё тот же капитан 1-го ранга П.В.Казакевич. Эта экспедиция, состоящая из трёх отрядов, также имела большое значение для дальнейшего развития всего Дальневосточного региона. На этот раз помимо 2,5 тысяч войск, оружия и боеприпасов для укрепления ранее выставленных постов и организации обороны устья Амура, прибыла научная экспедиция Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества под руководством профессора Р.К.Маака.
Кроме того, на этот раз прибыло большое число переселенцев для освоения бескрайних просторов Приамурья. К концу 1855 года в низовьях Амура после полуторавекового перерыва возродилось пять новых русских поселений: Иркутское, Богородское, Сергиевское, Ново-Михайловское, Воскресенское.
Вероятность очередной агрессии англо-французских войск всё ещё сохранялась. Дальневосточники, правда, ещё не знали, что в августе 1855 года пал Севастополь и Крымская война будет завершена подписанием в марте 1856 года позорным для России Парижским договором.




Во время этого второго очередного посещения Приамурья генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н.Муравьёв особое внимание уделил развитию порта Николаевска, который после перебазирования Камчатской (первоначальное название Охотская) флотилии, командиром которой формально оставался контр-адмирал В.С.Завойко, стал главным портом на Тихом (или Восточном, как тогда называли) океане. Н.Н.Муравьёв неоднократно встречался и беседовал о перспективах развития региона с вице-адмиралом Е.В.Путятиным, который в промежутках между дипломатическими встречами с японцами, находил время для плавания и обследования побережья острова Сахалин, южной гряды Курильских островов и Приморского побережья в Японском море. Так, например, Е.В.Путятин распорядился закрыть посты на Сахалине, созданные Г.И.Невельским, но после обследования бухт Ольги и Посьета приказал выставить там новые посты.
Вместе с тем, Н.Н.Муравьёв видел, что отношения между двумя контр-адмиралами Г.И.Невельским и В.С.Завойко складываются весьма сложно. С таким трудом основанный Г.И.Невельским порт Николаевск полностью перешел под начало В.С.Завойко. Г.И.Невельскому в очередной раз пришлось менять свою дислокацию – управление Амурской экспедиции перебралось на пост Мариинское.
Нельзя не предполагать о том, что Г.И.Невельской не понимал, что Амурская экспедиция, действующая в течение пяти лет, выполнила свою основную задачу по освоению Приамурья. Да и он сам давно рассчитывал на заслуженный отпуск, тем более, что за этот период в его семье родилось три дочери (Катя, к сожалению, умерла в годовалом возрасте, Оля и Маша), а ещё двое детей (дочь Саша и сын Коля) родятся уже после возвращения с Дальнего Востока.




Геннaдий Иванович Невельской с сыном. Начало 1870-х годов. - ДЕТИ И ВНУКИ АДМИРАЛА НЕВЕЛЬСКОГО

Н.Н.Муравьёв, который в своё время был, если не главным, но основным действующим лицом по созданию Амурской экспедиции, теперь понимал, что она полностью выполнила свои задачи и подлежит расформированию. Личный состав экспедиции переходил в подчинение камчатского военного губернатора В.С.Завойко.
Поскольку Г.И.Невельской находился в непосредственном подчинении генерал-губернатора Восточной Сибири, то он его назначил на должность начальника штаба при главнокомандующем всеми морскими и сухопутными силами, находящимися в Приамурье, то есть при нём самом.
В 1855 году контр-адмирал Г.И.Невельской получил очередную награду – орден Святого Станислава I степени.




Знак ордена Святого Станислава I-ой степени и Звезда к ордену Святого Станислава.

В.С.Завойко по-прежнему оставался губернатором Камчатки и командующим Камчатской флотилией, корабли которой дислоцировались в Николаевске. Ситуация настолько запуталась, что ещё более усугубила и без того сложные взаимоотношения между адмиралами. Как говорится, два льва не могут ужиться в одной клетке.
Требовалось царское решение. И такое решение вскоре было принято: В.С.Завойко и Г.И.Невельской были сняты со своих должностей и получили другие назначения. Обе адмиральские семьи стали готовиться к переезду в Санкт-Петербург, и в скорее убыли к новым местам службы.
В 1856 году была образована новая Приморская область Восточной Сибири, в состав которой наряду с другими территориями вошла и упразднённая Камчатская область. Камчатскую (бывшую Охотскую) флотилию переименовали в Сибирскую военную флотилию, главным портом которой стал Николаевск-на-Амуре. В деятельности новой флотилии начался новый этап, связанный, прежде всего с освоением Приморского края. Это тоже сопровождалось интереснейшими событиями, но уже без участия Г.И.Невельского.
Губернатором Приморской области и главным командиром Сибирской военной флотилии и портов Восточного океана стал Пётр Васильевич Казакевич, который незамедлительно был произведён в контр-адмиралы.  
Вот и всё, что касается деятельности Амурской экспедиции и судьбы её начальника контр-адмирала Г.И.Невельского в период с 1851 г. по 1855 г.




В.Е.Романов «Айгуньский договор»

В завершение этой статьи приведу слова Николая Николаевича Муравьёва, написанные им 16 мая 1858 года, в адрес Геннадия Ивановича Невельского, о заключении Айгуньского договора: «Любезный Геннадий Иванович! Сегодня подписан трактат в Айгуне. Приамурский край утверждён за Россиею. Спешу уведомить Вас об этом знаменательном событии. Отечество никогда Вас не забудет, как первого деятеля, создавшего основание, на котором воздвигнуто настоящее здание. Целую ручки Екатерины Ивановны, разделявшей наравне с Вами и со всеми Вашими достойными сотрудниками труды, лишения и опасности и поддерживавшей Вас в этом славном и трудном подвиге. Искренне обнимаю Вас, благодарю и еще раз поздравляю. Н.Н.Муравьёв».


Примечание: Айгуньский Договор — договор между Российской империей и цинским Китаем, заключённый 16 (29) мая 1858 года в городе Айгунь. Установил русско-китайскую границу по реке Амур.
Договор подписали:
= со стороны Российской империи: генерал-губернатор Восточной Сибири, его императорского величества государя императора и самодержца всея России Александра Николаевича генерал-адъютант, генерал-губернатор Восточной Сибири и разных орденов кавалер, граф Н. Н. Муравьёв-Амурский, и Службы его императорского величества, государя и самодержца всея России Александра Николаевича, по Министерству иностранных дел статский советник Петр Перовский;
= со стороны империи Цин: айгуньский амбань, генерал-адъютант, придворный вельможа, амурский главнокомандующий князь И-шан и Помощник дивизионного начальника Дзираминга.


Добавлю, что за Россией на добровольной основе без применения военной силы были юридически закреплены территории Приамурья, Приморья, острова Сахалин по площади равные Англии, Франции и Швейцарии вместе взятые.

"Завоевание устьев Амура является одним из крупных шагов цивилизации", - писал о подвиге Г.И.Невельского умнейший человек России Александр Герцен.



Александр Иванович Герцен (1812-1870). Собрание сочинений



Николай Верюжский

Продолжение следует


Главное за неделю