Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Секреты безэховой камеры

Зачем нужны
исследования
в безэховой камере

Поиск на сайте

Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. Часть 13.

Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. Часть 13.

«Очень хорошо помню, - вспоминает Владимир Зайцев, - как мы первый раз поздравляли с днем Октябрьской революции семью начальника училища. Ритуал поздравления офицеров и членов их семей с праздником, существовавший тогда в ГВМПУ, проводился, естественно, с ведома и по назначению командиров рот. От первой роты это было поручено мне, а от второй - Виктору Буйнову. В то время мы исполняли обязанности старшин рот или их заместителей.
Конечно, нас проинструктировали, что и как говорить, но пока мы шли от учебного корпуса до здания бывшей спецшколы, где находилась квартира начальника училища, мы все забыли. Когда же после нашего звонка дверь открыла Елена Тимофеевна, мы даже немного обрадовались, что она одна. Мы поздравили ее с праздником, но уйти сразу не смогли, так как она усадила нас за стол и стала угощать, налив всем по маленькой рюмочке кагору. При этом она сказала, что это не вредное вино, а, как она выразилась, церковное. Елена Тимофеевна стала нас расспрашивать о здоровье, учебе и родителях. В это время пришел Константин Александрович. Мы, конечно, вскочили со стульев, но она дала нам понять, что все в порядке. Мы поздравили Константина Александровича с праздником. Как нам показалось, он был в хорошем настроении, шутил. «Мать, - как называл он Елену Тимофеевну, - а меня кормить будешь?» Она поставила для него прибор и такую же, как у нас, рюмочку. Садясь за стол, он с улыбкой сказал: «А ты ведь развращаешь мне курсантов!» За столом вопросы задавал, в основном, он. Мне бросил реплику: «Ну как, на действующий флот больше не хочешь?»




Почему именно кагор считается церковным вином?

В некотором смысле поучительный пример привел Михаил Червяков: «С началом занятий (1944/1945 г.) в училище начала работать библиотека. Книжки курсантам выдавала супруга Константина Александровича, Елена Тимофеевна. Душевная женщина. Поделился я с ней своими сомнениями о сделанном выборе жизненного пути. Спустя некоторое время Безпальчев в присутствии нескольких курсантов указал на меня и произнес: ««Посмотрите на этого молодца. Он действует через женщин». Это было обидно и несправедливо: я ни о чем не просил. Возможно, не один я тогда испытывал сомнения, и Константин Александрович своим замечанием на моем примере хотел других предостеречь. Но урок я усвоил: за свои поступки отвечай сам».


Интересно воспоминание Георгия Широкова: «Однажды Безпальчев в кругу курсантов рассказал о выпускном банкете в Морском корпусе. Тогда он, выпускник, познакомился на банкете с девушкой, которая, по его словам, к утру стала его женой. Теперь можно с уверенностью сказать, что Константин Александрович тогда не ошибся. Все курсанты относились к Елене Тимофеевне с глубочайшим почтением, и не потому, что она была женой начальника училища, а по той причине, что в ней было много обаяния и истинной интеллигентности, которой так нам не хватало тогда и не хватает сегодня».



К.А.Безпальчев с сыном Константином курсантом ВВМУ им. М.В.Фрунзе

Без преувеличения можно сказать, что все курсанты очень уважительно относились к членам семьи Безпальчевых. Многие из нас имели у себя их фотографии. Запомнилось, что в начале октября 1944 г. в ГВМПУ на время отпуска приехал младший сын Безпальчевых, Константин, обучавшийся в Каспийском высшем военно-морском училище.
Многие курсанты Горьковского подгота смотрели на него тогда с неописуемым восторгом и откровенной завистью. 15 мая 1946 г., по окончании ВВМУ, он получил назначение на должность командира плутонга на эсминец «Огневой». Прослужив в ВМФ свыше 40 лет, Константин вышел в отставку в звании контр-адмирала.




Безпальчев Константин Константинович. - В.П.Комоедов, В.М.Йолтуховский. Знаменитые люди Черноморского флота. С-Пб, Фирма Алина 2013.

Летом 1945 г. в училище пришла весть о том, что приказом начальника ВМУЗ ВМФ № 011267 от 28 июня 1945 г. капитан 1 ранга К.А. Безпальчев назначен начальником вновь образованного третьего в стране Рижского нахимовского военно-морского училища. Если говорить о курсантах нашего выпуска, то можно смело сказать, что большинство из них очень тяжело переживали эту новость. Сообщение о том, что нам предстоит пережить расставание с начальником училища Безпальчевым, взбудоражило всех курсантов, а у некоторых в душе появилось какое-то непонятное опустошение. Слабо успокаивала грустная шутка Константина Александровича, прокатившаяся по училищу: «Следующим моим назначением будет, очевидно, приказание организовать военно-морской детский сад!»
Официальное расставание Безпальчева с курсантами ГВМПУ состоялось во время общего построения, при знамени училища. Обходя строй нашей, второй роты, Безпальчев остановился напротив Виктора Буйнова, исполнявшего обязанности старшины роты, а потому стоявшего рядом с командиром роты старшим лейтенантом Никитиным, пожал ему руку, похвалил за успехи в учебе, поблагодарил за командирский труд в роте и убежденно сказал:
- Так держать, Виктор! Ты из тех, кто может стать адмиралом! У тебя к этому есть все основания!
На эту похвалу Буйнов ответил по уставу:
- Служу Советскому Союзу!
Этот разговор вмиг обошел курсантские ряды. Прогноз Безпальчева полностью оправдался. Виктору Буйнову, первому из выпускников ГВМПУ 1946 г., присвоили звание контр-адмирала, а затем и вице-адмирала.




Буйнов Виктор Михайлович. - Знаменитые люди Северного флота | автор В.М. Йолтуховский. - СПб: Издательство ООО "Алина", 2012.

Церемония расставания с первым начальником ГВМПУ, так неожиданно разорвавшая еще недавно казавшиеся прочными связи между воспитателем и воспитуемыми, не положила конец переживаниям курсантов. Они еще долго и глубоко волновали их сердца. В конце августа 1945 г. Константин Александрович и Елена Тимофеевна уехали из Горького в Ригу.
Некоторым моим однокашникам удалось еще несколько раз повстречаться со своим бывшим начальником ГВМПУ после его отъезда из Горького.


«Последний раз мне, Владимиру Шеховцову, пришлось увидеть Константина Александровича в стенах училища имени Фрунзе в 1947 или 1948 г., где я случайно оказался свидетелем его встречи с мичманом Михайловым, с которым он вместе ходил в дальнее плавание после окончания Морского корпуса. Эта встреча начальника Рижского Нахимовского училища и боцмана, состоявшаяся после многих лет разлуки, была примером дружбы и морского братства».

«Летом 1948 г., после окончания второго курса училища им. М.В.Фрунзе, - вспоминает Владимир Зайцев, - группа курсантов нашего класса, сформированная полностью из горьковских подготов, проходила практику в бригаде подводных лодок и торпедных катеров в Рижской военно-морской базе в поселке Балдерайя. И вот в один из воскресных дней нас вызывают к дежурному. Как же мы были обрадованы и удивлены, когда у него увидели Елену Тимофеевну. Выяснилось, что она приехала нас проведать и увезти в Рижское Нахимовское училище. Там нас встретил Константин Александрович, который, конечно, все это и устроил, предварительно договорившись с командованием Рижской ВМБ.
Безпальчев представил нас построенным нахимовцам и выразил пожелание, чтобы мы подружились с горьковчанами, а нам посоветовал рассказать своим новым друзьям о том, как начинали мы. Весь день мы были вместе, играли в различные игры, вместе обедали и купались. Там же познакомились с известным тогда «артистом кино» Джимом Паттерсоном, который в то время учился в Нахимовском училище. Конечно, больше всех за нас радовалась Елена Тимофеевна. И как только у нее хватало для всех нас ее уже немолодого сердечка. Мы тоже всегда любили ее и помнили о ней, а бывая в Ленинграде, где она жила в последние годы, навещали ее».




Контр-адмирал К.А. Безпальчев

О своей незабываемой встрече с Константином Александровичем вспоминает Павел Званцев: «Я был тогда курсантом второго или третьего курса ВВМУ им. М.В.Фрунзе. Командир моей роты сказал мне, что в училище приехал Безпальчев и что он приглашает меня в гостиницу «Асторию», в такой-то номер. Наша встреча состоялась вечером. Кроме меня, там был и еще один курсант, выпущенный из ГВМПУ годом раньше меня (забыл его фамилию). Константин Александрович расспросил нас подробно об учебе и быте в училище им. М.В.Фрунзе. А потом стал рассказывать о том, как он учился в Морском корпусе, как начал службу, но больше всего вспоминал забавные истории из своей жизни, которых у него было предостаточно.
До конца встречи мне было не ясно, почему именно меня Безпальчев пригласил к себе. Но при прощании мои сомнения разрешились. Константин Александрович сказал, что он помнит, как я, будучи курсантом третьего курса, пришел к нему в кабинет и попросил, чтобы меня сняли с должности комсорга роты. Основанием для такого заявления послужил инцидент, произошедший со мной в увольнении. Мы шли тогда с моим близким товарищем. Во время разговора с ним мне показалось, что он сильно оскорбил меня... Я не выдержал и ударил его. Спустя короткое время я уже был убежден в том, что после такого случая не имею морального права оставаться в должности комсорга, а потому попросил начальника училища освободить меня от нее. Помню, Константин Александрович предложил мне извиниться перед своим товарищем и на этом исчерпать инцидент, но я настоял на своем, поскольку был убежден, что поступил плохо.
Когда я уже был командиром большого охотника, в кают-компании зашел разговор о Безпальчеве. Присутствовавший на обеде адмирал рассказал, что местное начальство Рижской ВМБ отказало находившемуся в Юрмале, в санатории Н.Г.Кузнецову, снятому с должности и разжалованному, в машине и других просьбах. Будучи в то время начальником Рижского Нахимовского училища, Константин Александрович передал в распоряжение Кузнецова свою служебную машину и катер на все время его отдыха. Этим шагом он вызвал недовольство в верхних эшелонах власти ВМФ, но приобрел еще большее уважение офицеров флота».




«После выхода в отставку в 1956 г. Константин Александрович работал, в частности, нештатным пропагандистом в Центральном военно-морском музее и проводил иногда экскурсии по музею. В одной из групп слушателей однажды довелось присутствовать и мне, Олегу Корытову. Я видел, что в отличие от других экскурсоводов, Безпальчев буквально завораживает слушателей, даже далеких от флота, глубоким знанием предмета, живостью и динамичностью изложения материала, яркими эпизодами из боевых действий тех или иных кораблей».

«Моя последняя встреча с контр-адмиралом К.А. Безпальчевым, - вспоминает Николай Груздев, - состоялась в начале 1970-х годов, на похоронах моего учителя в ВВМОЛКУ им. М.В.Фрунзе - профессора А.П. Белоброва.
А в августе 1973 г. я с Игорем Шнеккелем (тоже воспитанником ГВМПУ) провожал в последний путь и своего первого начальника училища - незабываемого Константина Александровича.


«Елену Тимофеевну я пришел проводить в последний путь, - вспоминает Владимир Шеховцов, - уже будучи отставным офицером. Народу было немного. Помню, что среди наших однокашников, кроме меня, был еще Коля Игнатьев. Тогда я подумал, что вряд ли среди провожавших ее людей Елена Тимофеевна сумела бы узнать в сером и лысом человеке мальчишку, который некогда пилил и колол ей дрова в городе Горьком. Думаю, что память об этой замечательной женщине сохранится до конца наших дней у всех, кто знал ее даже самое короткое время».

Олег Корытов. «Прах Константина Александровича и Елены Тимофеевны Безпальчевых покоится на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга, в адмиральском ряду. Ежегодно 9 мая от всех бывших курсантов ГВМПУ кладу цветы на эту могилу».



В день рождения своего Адмирала здесь собрались: слева направо: Поль Юрий Александрович, вып. 1953 г., 1-е Балтийское ВВМУ, впоследствии ВВМУПП им. Ленинского Комсомола-1957г., капитан 1 ранга; Дрюнин Евгений Александрович, вып. 1949 г., ВВМУПП-1953 г; Лойкканен Гарри Генрихович, вып. 1952 г., ВВМУПП-1956 г., контр-адмирал; Смирнов Дмитрий Семенович, вып. 1952 г., ВВМУПП-1956г., капитан 1 ранга; Лавров Руслан Николаевич, вып. 1953 г., художник; Крылов Владимир Александрович, вып. 1953 г., ВВМУПП-1957 г., капитан 1 ранга; Храмченков Александр Семенович, капитан 2 ранга, вып. 1952 г., ВВМУПП-1956 г.; Агронский Марк Дмитриевич, вып. 1952 г., БВВМУ-1956 г., капитан 2 ранга; Балабинский Виктор Борисович, вып. 1953 г., ВВМУПП-1957 г., капитан-лейтенант; Комлев Виталий Петрович, вып. 1951 г. ВВМУИО-1956 г., капитан 1 ранга; Логвинов Михаил Михайлович, вып. 1952 г., ЛЭТИ; Хризман Исаак Яковлевич, вып. 1951 г., ВВМУПП-1955 г., капитан 1 ранга; Лобанов Леонид Николаевич, вып. 1953 г., ВВМУПП-1957 г., контр-адмирал; Гулин Анатолий Иванович, вып. 1952 г., ЛИТМО-1961.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru



Главное за неделю