Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Комплексные решения по теплоизоляции

Комплексные решения
по теплоизоляции
для судостроителей

Поиск на сайте

Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. Часть 29.

Контр-адмирал К.А. Безпальчев. В море и на суше. Сборник воспоминаний его воспитанников и сослуживцев. - СПб.: НПО «Система», 2008. Часть 29.

Примечание. Частые переезды родителей Кости связаны с характером службы отца - инженера путей сообщения. Не имея подробных сведений о семье и его детских годах допустимо воспользоваться опубликованными мемуарами других известных людей, которые воспитывались в аналогичных семьях. В журнале «Наше наследие» (1988, № 1) есть сведения о семье П.А.Флоренского (1882-1943). «Его отец, инженер путей сообщения, строил участок Закавказской железной дороги, и вся семья жила в товарных вагонах на месте будущей станции. На свою зарплату отец содержал большую семью (7 детей и несколько тёток-сестёр отца и матери). Детство Флоренского прошло в Тифлиси и Батуми. Уровень семьи был повышенно культурный с разносторонними интересами. В доме было много книг и журналов, это способствовало развитию интеллекта детей. Это же подтверждает и В. Пикуль («Честь имею»). Герой романа рассказывает: «У нас дома было так принято: с няней я говорил по-русски, с отцом - по-французски, с мамой - только на сербском».



Таких примеров множество. Они ясно дают понять, что источник высокого интеллектуального развития Константина Александровича находился в семье, где прошло его детство.

В 1912 г. Костю переводят в общие (гардемаринские) классы на казенный счет. Близкий знакомый отца протоиерей, законоучитель Дорофей Ярушевич - доверенное лицо, получает «годовой билет» (ответственность) на право «брать в отпуск и последующие перемены». Вес кадета 3 пуда и 29 фунтов (59,6 кг), рост 162 см, объем груди 79 см.
При принятии в общие классы подвергался испытаниям по следующим предметам: Закон божий - 11 баллов, физика - 11 баллов, история - 12 баллов, космография - 9 баллов, естественная история - 9 баллов, русский язык - 10 баллов, черчение - 10 баллов, алгебра - 10 баллов, геометрия - 10 баллов, тригонометрия - 11 баллов, французский язык - 10 баллов, английский язык - 10 баллов. Поведение- 10 баллов. Общий балл- 10,25.



Гардемарины Морского корпуса. Левый – Константин Безпальчев. Фотография предоставлена А.К.Безпальчевым.

1917 г. - свадьба, женился на Леночке Подеровской, дочери товарища и сослуживца отца по Белоруссии. Через год у них родился первенец Александр, жизненный путь которого оборвала война. В 1925 г. родился второй сын - Константин. Тоже моряк, контр-адмирал, догнал отца. Внук тоже моряк. Безпальчевы теперь - морская династия! И какое счастье, что всегда рядом надежный, испытанный друг - Елена Тимофеевна.
Последние дни всё тяжелей. Уже не всегда узнает Константин Александрович близких. Через год после Юмашева не стало Безпальчева. Нашли упокоение на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга контр-адмирал К.А.Безпальчев, адмирал И.С.Юмашев, вице-адмирал Г.А.Степанов, адмирал Ю.А.Пантелеев.
Не стал Константин Александрович Безпальчев великим флотоводцем, хотя имел к этому все данные, но состоялся как незаурядный, талантливый воспитатель офицерских кадров флота. И можно заключить, что не в высокой должности, должно быть, дело, а в чувствах добрых, которые он пробуждал (перефразируя А.С. Пушкина).
Ежегодно, в мае месяце, ближе ко дню его рождения, непременно собираются у могилы Безпальчева К.А. бывшие воспитанники Рижского Нахимовского училища. К ним зачастую примыкают бывшие курсанты Рижского высшего военно-морского училища подводного плавания. В августе или по осени там же собираются выпускники Горьковского подготовительного военно-морского училища. Не зарастает тропа...



Я безмерно благодарен контр-адмиралу в отставке Александру Шаурову, бывшему воспитаннику Рижского Нахимовского училища первого набора, за предоставленные биографические данные нашего общего воспитателя и наставника — Безпальчева Константина Александровича.

Г.А.Савичев. Люди флотской династии



Случилось это в конце пятидесятых годов. В центральном военно-морском музее шла обычная экскурсия. Девушка-экскурсовод, переходя от одного экспоната к другому, профессионально, уверенно и четко рассказывала о флоте, его традициях.
Но вот у одного из стендов эта её уверенность вдруг поколебалась. Девушка назвала что-то неточно, поправилась, снова ошиблась и, вконец смутившись, замолчала. Видимо, память подвела... И тогда один из участников экскурсии, невысокий пожилой мужчина с внушительным набором орденских планок на пиджаке, извинившись перед экскурсоводом, деликатно дополнил её рассказ. Через некоторое время у другого экспоната он опять сделал дополнения.
- А вы, я вижу, отлично знаете историю флота, - сказала девушка. - Может быть, продолжите беседу?
Так контр-адмирал в отставке Константин Александрович Безпальчев стал на общественных началах активным сотрудником музея. И ему впрямь было что вспомнить, о чем рассказать.
Службу на флоте он начал в 1913 г. Именно тогда его зачислили в Морской корпус «на казённое содержание». В этом привилегированном учебном заведении учились в основном выходцы из именитых семей, и Константину, родители которого не могли похвалиться родословной, пришлось нелегко. Но выручили настойчивость, неукротимое стремление стать моряком. Через два с лишним года гардемарин Безпальчев, показав отменные знания на экзаменах, в чине мичмана получил назначение на крейсер «Россия».



Крейсер Россия в б.Золотой Рог 1904 г.Художник Валерий Шиляев.

Шла Первая мировая война. Крейсер действовал на Балтийском морском театре. Здесь и постигал молодой офицер премудрости создания минно-артиллерийских позиций, учился бороться с торпедными катерами и подводными лодками — оружием для того времени новым. Постиг он и то, кому нужна была эта несправедливая, грабительская война, развязанная империалистами.
Потом грянула революция. Безпальчев не раздумывал, на чьей стороне ему сражаться, он пошел за большевиками. После завершения беспримерного Ледового похода кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт Реввоенсовет республики назначает его на Онежскую флотилию командиром канонерской лодки. В боях с белогвардейцами крепнет революционная закалка, растут навыки красного командира-моряка.
После Онежской флотилии - Черноморский флот. Безпальчев служит на разных кораблях в различных должностях. В 1925 г. его назначают командиром эскадренного миноносца «Петровский», которым до этого командовал Иван Степанович Исаков, ставший впоследствии прославленным флотоводцем, ученым и писателем. Долгие годы дружбы связывали этих двух людей.
А флот перестраивался. Еще рано было говорить о создании множества новых кораблей: страна только-только набирала силы. Но полным ходом шло переосмысление корабельной организации, рождались новые традиции, создавались новые уставы, наставления. Опыт таких людей, как Безпальчев, был поистине бесценен, и Константин Александрович отдался делу с присущей ему энергией и страстью.
Бывший Народный комиссар ВМФ Н.Г. Кузнецов в своих мемуарах так охарактеризовал командира эсминца «Петровский»: «.. .Человек строгий и любящий порядок во всем».



Степанов Георгий Андреевич (1890-1957). Пантелеев Юрий Александрович (1901-1983). Кузнецов Николай Герасимович.

Да, Безпальчев был строгим командиром и искусным моряком. Но обладал он ещё и незаурядными педагогическими навыками, даром психолога. Видимо, это сыграло не последнюю роль в том, что его перевели на службу в военно-учебные заведения.
С тех пор с 1930 г. и до ухода на пенсию Константин Александрович трудился в разных училищах. В трех из них - Горьковском подготовительном, Рижском нахимовском и Высшем военно-морском училище подводного плавания - он был начальником. Не счесть, сколько моряков он воспитал, скольким юношам выдал путевки в океаны и моря. Среди его бывших воспитанников известные сейчас адмиралы, командиры современнейших кораблей, люди переднего края научно-технической революции, сделавшей наш флот океанским, ракетоносным.
На крейсер «Красный Крым» в 1950 г. командиром артиллерийской боевой части был назначен старший лейтенант Константин Безпальчев - сын Константина Александровича. Говорят, командир корабля поначалу отнёсся к нему довольно сдержанно: «Офицер энергичный, но молод, горяч и ...стремится к новшествам. Неизвестно, к чему эти новшества могут привести».



А новшества эти заключались вот в чём. Крейсер уже в то время считался устаревшим. Корпус его был заложен еще до революции, а строительство завершено в первые годы Советской власти. Оружие тоже было не новым. Кроме того, оно изрядно поизносилось в боях и походах.
К тому времени заявило о себе принципиально новое оружие. Среди артиллеристов всё чаще и чаще стали вестись разговоры о ракетах. Менялась и тактика. Например, в жизнь внедрялись новые походные ордера, которые предполагали известную гибкость маневрирования. А «Красный Крым» мог вести артиллерийский огонь при строго определённых положениях. О каком гибком маневрировании можно было вести речь!
Безпальчев задался, казалось, невыполнимой задачей - добиться, чтобы корабль при стрельбе свободно маневрировал. А это требовало довольно решительного пересмотра организации стрельб, перестройки действий расчетов башен и групп управлений.
Всё это и вызывало сомнение у командира корабля и других офицеров. Неизвестно, мол, чем кончатся такие эксперименты, а выполнять стрельбы надо, и за провалы никто по головке не погладит.
И все же скептики сдались, когда крейсер одну за другой выполнил несколько стрельб новым методом, и выполнил отлично.
Вскоре старшего лейтенанта Безпальчева назначили командиром артиллерийской боевой части на новейший крейсер «Адмирал Нахимов».
- Это было радостное и волнующее время, вспоминает сейчас Константин Константинович. - Время, когда, по существу, началось создание океанского флота, время поисков, время побед.
С какой же радостью встречали моряки каждый новый боевой корабль! Вот как, например, произошла встреча крейсера «Адмирал Нахимов» с кораблями Черноморского флота.



К.А. Безпальчев с сыном Константином. Отец провожает сына на службу в Севастополь. Рига. 1948 г.

Крейсер шел в базу, и вдруг вдалеке в кильватерном строю показались корабли Черноморского флота - впереди монументальная бронированная глыба - линкор «Севастополь», за ним крейсера и эсминцы.
На «Адмирале Нахимове» приготовились салютовать обычным сигналом «Захождение», но сигнальщик доложил: «На кораблях выстроены экипажи». Тотчас прогремел «Большой сбор». И когда корабли сблизились с новым крейсером, воздух огласился мощным многотысячным матросским «ура!».
Все гордились новым кораблём. Но чтобы превратить его в настоящую боевую единицу, требовался поистине титанический труд. И вот тут-то все лучшие качества молодого офицера проявились в полную меру.
Много позже, когда он вплотную соприкоснётся с ракетными системами, другой новой техникой, Безпальчев скажет:
- Все предыдущие годы я представляю себе как непрерывный марафон. Мы как бы состязались с самим временем - кто быстрее, повседневно готовились к тому, чтобы встретить новую технику, как говорится, во всеоружии.
Известно, что мнения об одном и том же человеке могут быть самыми противоречивыми, однако характеристики, данные третьему из Безпальчевых, в то время курсанту Владимиру Безпальчеву, оказались на редкость единодушными. «Отличный курсант, исключительно воспитанный юноша. Аккуратный, грамотный, дисциплинированный. Признанный комсомольский секретарь». Так отзывались о нем начальник училища, начальник факультета, многие другие офицеры, преподаватели.
Перед очередным выпуском приезжал в училище офицер из кадровых органов, интересовался пожеланиями курсантов в смысле своей дальнейшей службы.
- Хочется плавать, - сказал ему Владимир Безпальчев. - Очень тянет на корабли.
- Почему именно на корабли? Офицеры вашей специальности служат и на берегу.
- Всё же корабли - суть флота, - ответил курсант.

Продолжение следует.



Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru
0
28.09.2014 10:40:50
На «Адмирале Нахимове» приготовились салютовать обычным сигналом «Захождение»,
Средина 50-х годов прошлого века. На "Нахимове" вместо двух носовых башен главного калибра заменили на ракетную установку. Командир БЧ-2 - К.К.Безпальчев. Грандиозно! Но  оказалось, что система не сработала и всё пошло на перекосяк. Далее - с крейсером происходит что-то невообразимое. Только, пожалуй, К.К.Безпальчев мог бы дать реальное пояснение этому обстоятельству. Судьба крейсера "Нахимов" (пр.68 бис) - до сегодняшнего дня самая таинственная. Почему? Все судовые документы корабля были изъяты органами КГБ ещё при советской власти из ЦВМА. Всякая тайна обрастает невероятными домыслами и вымыслами. Например, якобы, крейсер был подорван специальным подводным ядерным зарядом в порядке испытаний новых видов оружия по личному устному указанию Хрущева.  И это в Чёрном море? Помните, неожиданное землетрясение у берегов Крыма. Да и повышенная радиактивная зона заражения расползлась по морю. Однако - всё шито-крыто.
Ссылка 0
0
28.09.2014 15:21:48
На "Нахимове" вместо двух носовых башен главного калибра заменили на ракетную установку.
Также пишут:
Для проведения корабельных испытаний ракет КСС с 28.02 по 18.10.1955 г. на заводе № 444 в Николаеве переделали уже находившийся в строю крейсер "Адмирал Нахимов". Его носовая башня (№ 1) МК-5-бис была развернута на 90° к оси корабля и приварена к барбету, а её орудиям придали максимальный угол возвышения (+45°). Остальные три башни полностью сохранили боеспособность. В носовой части смонтировали открытую ПУ балочного типа с углом старта 15°, далее побортно разместили два ангара на две КСС каждый.


  На фото:  Крейсер "Адмирал Нахимов" после перевооружения
Родитель Ссылка 0


Главное за неделю