Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Логистика военных грузов

Нюансы доставки
военных грузов

Поиск на сайте

Блог о море и не только - Сообщения с тегом "империя"

"До конца..." Из новой книги Дмитрия Соколова, московского писателя и моего доброго приятеля.

РУССКАЯ  УТОПИЯ



«Нам нужны такие

Корабли на море,

Чтоб они могли

С любой волной

Поспорить…»



Известная «застойная» песенка



1. ГОРЬКАЯ, НО ЦЕЛЕБНАЯ ПИЛЮЛЯ

Российская Империя, в отличие от других мировых империй (Испанской, Британской, Французской) была всей своей массой расположена в Евразии. Империя представляла собой европейскую метрополию (Московию с Волгой) и присоединённых в разное время обширных провинций: Урала, Украины, части Польши, Финляндии, Прибалтики, Крыма, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока и Туркестана. Для того, чтобы контролировать благоприобретённые земли, Империи не требовалось мощного флота, как, например, Британии, от которого зависела бы судьба государства. Единственным заморским владением России была Аляска, путь в порты которой из Петербурга требовал больших затрат времени, превращаясь едва ли не кругосветное путешествие. От этого североамериканского довеска к огромной туше Империи благополучно избавились в 1867г., продав его дружественным тогда США, и стали монолитной, компактной Державой огромных размеров, в которой не было как таковых метрополии и колоний, а только центр и окраины.

Внутри Империи было всё- смышлённый и трудолюбивый народ, плодороднейшие земли, удобные речные пути, громадные природные ресурсы- всё, чтобы Россия постепенно заняла первое место в мире по всем показателям, в том числе и по уровню жизни подданных. Кажется, даже внешнюю политику такой самодостаточной Державы можно было смело ставить в зависимость от внутренней, и мало обращать внимания на происходящее в мире… занимаясь проблемами обустройства России, в первую голову искореняя дураков и строя дороги.

Более того, имелся долголетний запас сопредельных земель, куда можно было направить острие имперской политики, постепенно прибирая к рукам и Манчжурию, Персию, Армению и Курдистан. Разумеется, закрепиться в этих регионах можно только в том случае, если действовать осторожно, соразмерять свои аппетиты с возможностями, не забывая о том, что чересчур резкий и стремительный «дранг нах остен» может встревожить Владычицу морей и Страну Восходящего солнца…

Самым слабым местом в континентальном монолите Империи был выход к морю. До ХУ111 века единственным русским портом служил Архангельск, к недостаткам которого относилась удалённость от центра, невозможность круглогодичной навигации, и трудность плавания в антарктических водах.

Благодаря усилиям Петра и Екатерины 11-й, нам удалось закрепиться на берегах Балтики и Чёрного моря. Россия получила ещё один замерзающий порт- Петербург- и ряд незамерзающих: Одессу, Николаев, Севастополь. Более чем столетние усилия русских моряков и флотоводцев привели к тому, что Империя «ногою твёрдой встала при море», существенно расширив возможности для торговли и океанских плаваний.

Кажется, с четырёхкратным поражением главного балтийского конкурента- Швеции[1], и многократным- главного черноморского- Турции, исчезли препятствия для русского судоходства. На этом можно было бы и остановиться…

Но!

Если в течение 150 лет ни конструкция, ни вооружение, ни оснащение, ни тактика боевых кораблей не претерпели кардинальных изменений, то к середине Х1Х в. научно-техническая революция начала стремительно сказываться на облике военно-морских флотов. Паровая машина, винт, броня и нарезные казнозарядные (бомбические) орудия начали оттеснять с исторической арены парус, линейную тактику и абордаж.

Разумеется, позволить себе иметь современный боевой флот могли только наиболее промышленно развитые страны- Британия и Франция. Россия же в те времена была ещё отсталой, косной и крепостной страной- страной водки, кнута и чиновников-казнокрадов. Несмотря на то, что именно у нас в 1846-48 гг. на Охтенской верфи Петербурга был построен первый в мире винтовой военный корабль[2], превосходство европейцев, сумевших наладить серийное производство паровых двигателей и винтовых судов, было слишком очевидным. Более или менее на равных русский флот мог конкурировать только с таким же отсталым флотом турецким…

Неосторожная Синопская победа, и последовавший за нею ввод в Чёрное море соединённого англо- франко- сардино- турецкого флота, морская блокада Балтийского флота и Петербурга англо-французами, победа союзников при Альме и падение Севастополя привели к поражению России в Крымской (Восточной) войне 1854-56 гг.

Кажется, главный урок этого небывалого за 250 лет поражения на море и на суше состоял в том, что Россия вынашивала необоснованные военно-морские, океанские амбиции. Никто в тогдашнем (да и в сегодняшнем) мире не возражал бы против того, если бы гигантская континентальная страна имела небольшие флоты прибрежного действия, ограждая безопасность своих морских границ. В войне 1854-56гг. Россия была как следует наказана- наказана за дело, за непомерные имперские притязания, за желание хозяйничать в исконно чужих водах, потенциально угрожая морскому господству европейцев. Её 120- пушечные линкоры отныне никого не могли напугать…

Кажется, русское правительство и мыслящая часть общества должны были сделать для себя единственно правильные и долгосрочные выводы из случившегося. Нам запрещают иметь военный флот на Чёрном море? И арсеналы на его берегах? Фу-ты, господи! Напугали… Баба с возу- кобыле легче.

Поскольку производственная база страны не позволяет нам пока иметь сильный и современный флот, то от него лучше отказаться. Лучше провести внутри страны кардинальные экономические реформы, развить сеть железных дорог, понастроить заводов и фабрик, усилить судостроительную промышленность. Создать, так сказать, готовую инфраструктуру.

Флот, в отличие от сухопутной армии, может быть либо современным, либо никаким. Паровые парусно-винтовые суда тоже стремительно устаревают. Не пройдёт и 20 лет, как появятся новые, более современные корабли, по сравнению с которыми флагманские французский «Наполеон» и британский «Агамемнон», 90-пушечные винтовые суда со скоростью хода 12 узлов будут выглядеть архаическими явлениями.

Поэтому России отнюдь не следует сейчас кусать локти и втягиваться в гонку военно-морских вооружений. Лучше переждать до тех времён, когда строительство современного флота станет вполне по плечу Империи, когда-то вошедшей в Европу под звуки топора и гром пушек. Парижский мир 1856 года не вечен, как любой мир. Рано или поздно политическая ситуация изменится, и вот тогда-то славный Андреевский флаг снова победно зареет над волнами далёких морей- к вящей славе России…

А нужен ли был нам океанский флот? Ведь будущее показало, что… Впрочем, не стоит забегать вперёд. Так или иначе, но без мощного флота Держава не может оставаться Державой.

На Балтике, которая уже почти полтора столетия, как была «внутренним озером» России, тем более важным театром, что в его восточном конце располагалась столица государства Российского, необходимо было удержать господствующее положение. В Крымскую войну англо-французский флот одним своим появлением загнал все 26 русских линкоров и 17 фрегатов за минные заграждения Финского залива, в базы, откуда ни один не решился и носа высунуть. Гальванические мины и орудия крепости Свеаборг спасли тогда Гельсингфорс и Петербург от жестокой бомбардировки с моря, спасли от высадки десанта, спасли, может быть, от участи Севастополя. Подобное не должно было повториться.

На Чёрном море все наши победы над флотом турецким были тактическими, не имеющими большого значения. Лавров Нельсона ни одному из наших флотоводцев стяжать так и не удалось. Единственной стратегической задачей всегда был и оставался захват Босфора, вечное наше закрепление там и перенос Главной базы флота из уязвимого Севастополя в неуязвимый Константинополь. Вот тогда бы роль привратника Проливов играла бы Россия, сделав и Чёрное море своим «внутренним озером» и навек обезопасив своюй Юг.

Ещё толком не освоенный, но сулящий огромные перспективы Дальний Восток, вследствие своей отдалённости, требовал постоянного военно-морского присутствия России. Последнее подразумевало наличие удобного незамерзающего порта (ни Петропавловск- Камчатский, ни Владивосток к таким портам не относились).

Таким образом, возрождение океанского флота России требовалось не кучке квасных патриотов-реваншистов, а было продиктовано вполне объективными причинами национальной безопасности, международного престижа и заботой о будущем. Наши цели были уже вполне ясны…

«Я вынес…<…>… убеждение, что если мы и были способны предвидеть события, то предотвратить их были не в состоянии. Между определением цели и её достижением у нас лежала целая бездна. Это было величайшим несчастьем России»,- писал много позднее предпоследний царский министр иностранных дел С.Д. Сазонов, находясь в эмиграции.

Кажется, всем было ясно, что мощный океанский флот- удовольствие весьма дорогое. Причём воссоздание его может обернуться для страны как величайшей славой, так и огромной трагедией. И никакой середины…

 


Главное за неделю