Рейд немецкого тяжёлого крейсера "Адмирал Шеер" в Карское море.
1942 год. Великая Отечественная война. Германцы имеют подавляющий перевес на всех фронтах. Немецкий военно-морской флот активизирует свои действия в операционной зоне Северного флота.
Для борьбы против судоходства вероятного противника в Германии ещё накануне второй мировой войны были построены три корабля специальной постройки, которые по английской классификации назывались как карманные линкоры ("Pocket battleship";) – "Дойчланд"("Deutschland";), "Адмирал Шеер" ("Admiral Scheer";) и "Адмирал Граф Шпее" ("Admiral Graf Spee";). С началом второй мировой войны эти корабли весьма успешно топили английские торговые суда по всей Атлантике и в Индийском океане.
В командирской каюте тяжёлого крейсера "Адмирал граф Шпее" обернувшись военно-морским флагом фашистской Германии, отдав последний приказ взорвать корабль, пустил себе пулю в висок капитан цур зее (капитан 1-го ранга) Ганс Лангсдорф. Это одна из известных версий, которая мне кажется более романтичной. Другая - более прозаичная и бесславная – тоже застрелился, но только в гостинице перед арестом и отправкой в тюрьму.
Этот рассказ включает некоторые моменты военно-морской практики на кораблях Черноморского флота и завершает мой севастопольский период курсантской жизни. Хочу начать свои воспоминания с лета 1954 года, когда после окончания первого курса мы, курсанты Черноморского Высшего Военно-морского училища имени П.С.Нахимова, отправились на так называемую штурманскую практику. Вспоминая о том времени, с уверенностью заявляю, что благодаря имеющегося у меня некоторого опыта, приобретённого в нахимовском училище во время плавания на учебно-парусной шхуне «Нахимовец» (прежние названия «Амбра» и «Лавена»), я весьма быстро адаптировался в новых корабельных условиях: и море мне не было в диковинку, и весь уклад повседневных обязанностей был знаком, и специфическая, морская терминология, которая некоторых однокурсников, пришедших в училище «с гражданки», иногда ставила в тупик, была для меня хорошо знакома.
РОКОВАЯ СУДЬБА «ДЖУЛИО ЧЕЗАРЕ» или ЗАГАДОЧНАЯ ГИБЕЛЬ ЛИНКОРА «НОВОРОССИЙСК»
Переходя к рассказу о своей курсантской военно-морской практике на боевых кораблях Черноморского флота – очень важному и, можно сказать, решающему этапу для становления и выработки необходимых офицерских и морских качеств, не могу не остановиться на той трагедии, которая потрясла тогда нас курсантов, но особенно севастопольцев и, думаю, всех моряков страны.
ВИРТУАЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО С АКАДЕМИКОМ А.П.АЛЕКСАНДРОВЫМ
Однако же я снова отвлёкся от рассказа о том, как я овладевал науками. С первых дней учебных занятий пришлось полностью перестроиться на восприятие навалившейся лавиной превеликого множества различного по характеру, содержанию и важности учебного материала. Нужно было выделить главное, но и не запускать второстепенное. Прямо скажу, что некоторым трудно было воспринимать лекционный метод, проводившийся поточным методом, когда в аудитории разместилась целая рота. Можно было обогатить свои знания чтением интересной книги, поиграть в «морской бой», даже вздремнуть или просто тихонько поболтать с рядом сидящим приятелем.
РАССКАЗ О ТОМ, ПОЧЕМУ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА КОНТР-АДМИРАЛА И.А.КОЛЫШКИНА СНЯЛИ С ДОЛЖНОСТИ НАЧАЛЬНИКА ЧВВМУ имени П.С.НАХИМОВА
Раз уж к слову пришлось, то, забегая на несколько лет вперёд, скажу несколько слов о нашей передислокации осенью 1956 года из Севастополя в Калининград. Ответственным за передислокацию трёх рот штурманского факультета Черноморского Высшего Военно-морского училища имени П.С.Нахимова в Балтийское училище являлся Герой Советского Союза капитан 2-го ранга Великий Виктор Иванович.