Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Современные средства противодействия беспилотникам

Единый день
экспертизы
по противодействию
беспилотникам

Поиск на сайте

Главная / Форум / ВМФ: Главное / Плавали, знаем / "Помни "Отважный"

"Помни "Отважный"

   RSS
"Помни "Отважный", 30 августа 1974 погиб бпк "Отважный"
Долгое время после гибели "Отважного" на переборках погребов трафаретами наносили "П О М Н И " О Т В А Ж Н Ы Й " "Отважный" погиб 30 августа 1974 г. КАК ЭТО БЫЛО : 30 августа 1974 года на Черноморском флоте в районе Севастополя началось учение с зенитными ракетными стрельбами в условиях радиолокационных помех. На «Отважный» возлагалась задача обеспечения учебных занятий четырех противолодочных кораблей. В 8 ч 55 мин БПК вышел в море и ровно через час прибыл в заданный район. Спустя минуту сыграли учебную боевую тревогу, и командир корабля капитан 2 ранга И. П. Винник доложил командованию о готовности к началу учения. В 9 ч 58 мин на мостике почувствовали слабое сотрясение корабля, как будто в корме произошел небольшой взрыв. Машины немедленно остановили и сразу же сыграли боевую и аварийную тревоги. Через 10 секунд, после второго, более сильного сотрясения за кормовой дымовой трубой появилась шапка белого дыма и сноп пламени. Еще через 20 секунд произошел сильный третий взрыв в районе ракетного погреба № 8, над которым поднялся столб огня и черного дыма. Силой взрыва оторвало крышку погреба и вместе с пусковой установкой зенитных ракет бросило на кормовую дымовую трубу правого борта. В этом районе начался сильный пожар. Личный состав приступил к борьбе за живучесть и непотопляемость корабля. Как впоследствии установили специалисты комиссии, назначенной главкомом ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза С. Г. Горшковым, на основании личного опроса, письменных докладов и объяснений очевидцев происшествияличного состава «Отважный», анализа динамики событий, сопоставления фактов и расчетных величин, на корабле произошло следующее. После объявления учебной боевой тревоги мичман, находившийся за пультом поста контроля ракет кормового погреба № 8, в котором в двух вертикальных барабанах хранились 15 ракет В-601 в боевом снаряжении ракетного противовоздушного комплекса Волна, как положено по инструкции старшему по вахте в погребе, приказал по внутренней связи дежурившим в посту матросам подключить внешнее электропитание. Затем мичман с помощью тумблеров на пульте подал напряжение на механизмы поворота пусковой установки—380 вольт и в цепь стрельбы (110 вольт). Сразу же после щелчка последнего тумблера он увидел через иллюминатор сильный сноп пламени на левом барабане. Не включив средства пожаротушения, мичмай покинул пост и побежал по коридору в носовую часть корабля. В это время произошел сильный взрыв, ударной волной которого его отбросило в сторону. Расследование показало, что после появления огня в погребе до момента сильного взрыва прошло не менее 18 секунд (время уточнили в ходе «следственного эксперимента» на однотипном БПК Комсомолец Украины, замеряя секундомером продолжительность «пробега» мичмана от поста до места падения после взрыва). Как выяснилось впоследствии, пламя в погребе появилось вследствие самопроизвольного запуска маршевого двигателя одной ракеты, затем срабатывания ракетного двигателя ее же стартовой ступени и последовавшего вслед за тем запуска нескольких стартовых двигателей других ракет. Вследствие резкого повышения давления в погребе (около трех атмосфер) на крышу погреба действовала сила не менее 2500 т, что и явилось причиной его взрыва и отрыва крыши. В результате взрыва в бортовой обшивке в районе погреба образовались две пробоины, через которые вода затопила несколько отсеков корабля. После того как в 10 часов объявили боевую тревогу и через минуту—аварийную, в погребе № 8 и коридорах № 9 и № 10 продолжал бушевать сильный пожар. Корабль получил крен 12 ° на правый борт. Между 10 ч 10 мин и 10 ч 20 мин дали команды включить систему водяной защиты, орошение погребов и затопить погреба № 6, 7 и 10. Это сделать не удалось, поскольку трубопроводы обеих систем вышли из строя. Семерых моряков взрывом сбросило с юта в море, и их подобрали подошедшие корабли. В 10 ч 23 мин личному составу, находящемуся в кормовых отсеках, приказали покинуть корабль. В это время пожар в корме усилился. Погреба боезапаса № 6 и № 7 непрерывно поливались водой из шлангов. На помощь «Отважный» в 10 ч 40 мин подошел эсминец «Сознательный» и спустя 12 минут — эсминец «Бедовый», с которого на корабль переправилась спасательная партия. В 10 ч 54 мин «Сознательный» начал буксировку «Отважный», имевшего крен 13 ° на мелкое место в район Херсонеса. Через семь минут для спрямления БПК начали перекачку топлива на левый борт, но это не помогло. Корма «Отважный» погрузилась в воду по верхнюю палубу, и крен на правый борт увеличился до 16 °. С корабля эвакуировали секретные документы на «Бедовый». В 11 ч 24 мин сбросили торпеды в море, крен уменьшился до 14°. Погреба № 6 и № 7 затопили с помощью шлангов пожарной системы. Для оказания помощи «Отважный» в 11 ч 55 мин к нему подошел БПК Комсомолец Украины. В 11 ч 59 мин пожар локализовали, из погребов повалил белый дым. Спустя семь минут оборвался буксир «Сознательного», с «Бедового» начали заводить новый. Тем временем пожар в кормовом машинном отделении продолжался, и в 12 ч 27 мин дали команду прекратить подавать в отсек воду и применять только пену. В кормовом машинном отделении включили систему «ЖС» химического тушения. В 12 ч 49 мин «Бедовый» со скоростью 3 уз начал буксировку «Отважный», крен которого увеличился до 17 °. Подошедшие спасательные суда начали подавать пену в район горящих погребов. После ряда попыток в 14 ч 30 мин начали откачку воды из кормовых отсеков. Однако через 17 минут произошел взрыв авиационного боезапаса в погребе № 10. По-видимому, одновременно взорвалась и цистерна с 6 т авиационного керосина, находящаяся в общем с погребом авиабоезапаса отсеке в корме. Корабль тем временем продолжали буксировать на более мелкое место. Крен на правый борт с 19° быстро увеличился до 25°, но в 15 ч 07 мин стабилизировался на 27 °. Через три минуты отключилось освещение и прекратилась подача питания на приборы, и в 15 ч 12 мин личному составу приказали покинуть корабль. Последним с «Отважный» сошел его командир. В 15 ч 35 мин корабль начал погружаться кормой без опрокидывания, и с «Бедового» отдали буксир. Спустя 12 минут «Отважный» скрылся под водой. Глубина моря в этом месте составляла около 125 м... С момента обнаружения пожара до затопления корабля прошло 5 ч 47 мин. В результате внутренних взрывов и полученных пробоин БПК принял около 3600 т воды, шесть непроницаемых отсеков оказались затопленными. После затопления четырех отсеков в кормовой части крен и дифферент стабилизировались и корабль имел положительную остойчивость. Однако, когда вода заполнила еще два отсека, запас плавучести был исчерпан и «Отважный» затонул, показав высокую живучесть. Согласно спецификации, корабли данного проекта должны сохранять плавучесть и положительную остойчивость после затопления только трех смежных отсеков корпуса. Из 287 человек личного состава и проходивших на «Отважный» практику курсантов в результате взрыва погибли 24 человека (19 матросов и 5 курсантов). Весь личный состав корабля при тушении пожара, в борьбе за живучесть и непотопляемость корабля проявил мужество и действовал умело. Были приняты все меры по спасению БПК, но после взрыва ракет, находившихся в погребе № 8, «Отважный» получил настолько сильные повреждения, что спасти его оказалось невозможно. Комиссия, расследовавшая обстоятельства и причины гибели БПК «Отважный», в своем заключении предложила провести огневые натурные испытания средств противопожарной и противовзрывной защиты погреба зенитного ракетного комплекса Волна с ракетами В-601 на опытовом натурном отсеке корабля проекта 61. Такие испытания имели целью проверить достаточность предусмотренных проектом средств защиты при несанкционированном срабатывании одного из двигатели ракеты и, в случае необходимости, разработать дополнительные мероприятия для повышения до нужного уровня этой защиты на всех кораблях, оснащенных ракетами В-601. В соответствии с рекомендациями комиссии на основании совместного решения Военно-Морского Флота и Министерства судостроительной промышленности (МСП) на одном из судостроительных заводов в Ленинграде в 1 977 году изготовили натурный отсек корабля, который полностью воспроизводил часть корабля проекта 61 с кормовым погребом № 8. В конструктивном отношении опытовый отсек полностью соответствовал участку корпуса с надстройкой в районе 199—222 шпангоутов. Совместным решением ВМФ, МСП и Министерства авиационной промышленности утвердили программу проведения огневых междуведомственных испытаний, которые состоялись на одном из полигонов ВМФ под Ленинградом в 1978— 1979 годах. Программа предусматривала все возможные варианты несанкционированного запуска стартовых и маршевых двигателей ракет В-601, определение характера развития аварии, проверку надежности удержания при этом ракет в барабанах, пути повышения пожаро- и взрывобезопасности погреба и, наконец, практическую проверку выработанных комиссией мероприятий. В результате проведенных натурных испытаний опытового отсека в отчете междуведомственной Комиссии подписанном в начале 1980 года, был сделан следующий основной вывод: «Штатные средства противопожарной и противовзрывной защиты погребов ЗРК Волна обладают необходимой эффективностью и высокой надежностью. В случае срабатывания маршевого или стартового двигателя ракет они предотвращают развитие аварии, представляющей опасность для корабля в целом, и обеспечивают локализацию аварийного процесса в пределах погреба без нанесения существенных повреждений оборудованию». Штатные выхлопные устройства погребов, — констатировала комиссия, — обеспечивают при возникновении аварийной ситуации сброс давления в течение 1—2 секунд. Как следует из заключения междуведомственной комиссии по испытанию опытового отсека, при выполнении предусмотренных инструкцией по обслуживанию погребов ракетного комплекса Волна мероприятий и включении корабельных средств пожаротушения развитие аварии на «Отважный» удалось бы предотвратить. Однако роковые восемнадцать секунд, упущенные незадачливым мичманом, решили трагическую участь корабля
В этой стране только мертвые сраму не имут. В этой стране только мертвым дано говорить.
Страницы: Пред. 1 2
Ответы
Цуканов Александр Михайлович,1954,главный старшина,СПС,эос "Севан". События того времени не стерлись в моей памяти до сих пор,хотя минуло уже почти 36 лет. 31 августа 1974 года эос"Севан",на котором я служил в то время,уходил на боевую службу в Индийский океан.Накануне,30 августа,рядом с нашим бортом у стенки Угольная ошвартовался спасатель,на верхней палубе которого была группа военных моряков.Некоторые из них были перебинтованы (мы подумали,что снимается фильм о ВОВ).Позднее просочилась информация,что эти ребята с БПК "Отважный".Из штаба бригады нам сообщили,что на Угольную должен прибыть главком ВМФ Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков. В этот день я стоял дежурным по низам и командир корабля кап. 2 ранга Лисогор В.Н. приказал мне быть на юте и немедленно сообщить ему при появлении главкома, что я и сделал через некоторое время.С.Г.Горшков вначале поднялся на борт спасателя и долго беседовал с моряками с "Отважного" прямо на верхней палубе. Потом он сошел на берег и попросил спуститься к нему нашего командира и сказал ему ,примерно, следующее: "Командир,тебе завтра в дальний поход.Ты видишь что рядом с тобой? Главное - береги людей и корабль!" Ни того, ни другого сделать не удалось. 6 или 7 декабря 1974 г. в Коломбо мы потеряли офицера (повесился в трюме),а 10-го при следовании в Мальдивскую Республику на Дни советской культуры в 40 милях от Мале наскочили на рифы.Чудом уцелели.Хотя имели пробоину в первом днище 82 кв.м.Но это тема отдельного разговора. И небольшая ремарка.Насколько я был тогда информирован это был последний выход в море капитана 2 ранга Винника в качестве командира "Отважного" и его,якобы,назначили командиром 3 бригады кораблей спецназначения, в составе которой был и эос "Севан" (ранее 8 эскадра КСН),а в момент взрыва на борту находился начальник штаба ЧФ вице-адмирал Саакян.Личному составу БПК "Отважный" флотский привет, а погибшим - вечная память! Эту фотографию "Отважного" (Севастополь,1974г),если мне память не изменяет, подарил мне в Кронштадте на флотских офицерских курсах ст.2 ст.(фамилию не помню,грузин),служивший на БПК и переживший эту страшную трагедию.
.jpg (58.32 КБ)
Мой приятель Слава ...ский был последним вахтенным офицером "Отважного" .Он мог бы многое рассказать. Жаль, умер в 2009.Рак.
герои нужны там, где не хватает профессионалов
Памятник трагедии.
getImage.jpg (80.21 КБ)
Rugby is the only sport where the team bus is an ambulance.
Я думаю, что это памятник Людям, морякам, погибшим в результате трагедии. Зачем трагедии памятники?
"Все генералы готовятся к прошедшим войнам". Ф.Энгельс
Цитата
Евгений Мартынович пишет: Я думаю, что это памятник Людям,
|ap| |ap| |ap|
В этой стране только мертвые сраму не имут. В этой стране только мертвым дано говорить.
История все меняет и только очевидцы и сами участники трагедии все понят. В свое время был выпуск передачи "как это было" про "Отважного", даже записал ее на Видео кассету. Недавно хотел оцифровать для ДВД, но вышел облом - запись была кем-то стерта. Если есть у кого-та эта запись ? напишите на мыло theJakSon@bk.ru Для отца это видео является очень важным как память о том времени когда он служил на БПК "Отважный" и был очевидцем тех трагических дней.
Олег Приходько написал повесть, пока в газетном варианте: "Последний галс поющего фрегата" Передача "Как это ,было" советом ветеранов корабля однозначно забракована.Ведущий нашим офицерам не дал возможности сказать всю правду.Забракована также и книга Бориса Коржавина "Гибель "Отважного",где автор вылил немало грязи на командира и экипаж...Поэтому делаем свою книгу и готовим передачу на ТВ. ( Из переписки с Олегом Приходько)
А передачу не могут зарубить? Если она будет, то нельзя ли написать сюда на форум, где и когда?
Везёт тому, кто сам везёт
Цитата
Дина (Надежда) пишет: А передачу не могут зарубить?
Не могут - она шла на Первом канале еще тогда, когда он назывался ОРТ, с 1997 по 2002 годы...
NAVIGARE NESESSE EST, VIVERE NON EST NESESSE
"Как следует из заключения междуведомственной комиссии по испытанию опытового отсека, при выполнении предусмотренных инструкцией по обслуживанию погребов ракетного комплекса Волна мероприятий и включении корабельных средств пожаротушения развитие аварии на «Отважный» удалось бы предотвратить. Однако роковые восемнадцать секунд, упущенные незадачливым мичманом, решили трагическую участь корабля". Не все так однозачно, дело в том, что система пожаротушения из-за постоянных самопроизвольных срабатываний была отключена. Подробная информация по адресу: http://flot.com/blog/katastrofa/gibel-bpk-otvazhnyy-chast-i.php http://flot.com/blog/katastrofa/gibel-bpk-otvazhnyy-chast-ii.php http://flot.com/blog/katastrofa/gibel-bpk-otvazhnyy-chast-iii.php http://flot.com/blog/katastrofa/gibel-bpk-otvazhnyy-chast-iv.php
Страницы: Пред. 1 2


Главное за неделю