Цитата |
---|
Олег Кошелев:
Начну с вопроса - зачем нужен военно-морской флот как инструмент государственной политики.
1.В последнее время (конец 20 - начало 21 века) практически всеми аналитиками отмечается изменение вектора направленности мирового развития с геоПОЛИТИЧЕСКОГО к геоЭКОНОМИЧЕСКОМУ.Это отдельная тема и здесь не рассматривается.
2.Национальные интересы в Морской политике России (да и не только России, а скажем так, любого не последнего государства, омываемого морями и океанами - здесь можно посмотреть на карту РФ....... |
Хроническое недофинансирование российского ВМФ неизбежно приведет к полной утрате Россией ее позиций в мировом океане. На этом фоне недавние помпезные торжества по "водружению российского флага на дне океана у Северного полюса" выглядят едва ли не провокационно.
С 1999 г. российский военный флот не получил ни одного надводного корабля первого ранга, крейсера, эсминца УРО или БПК. Последним ввели в строй БПК пр. 1155.1 "Адмирал Чабаненко". Этот мощный эсминец ни в чем и сейчас не уступает американским "Орди Беркам", "Тикондерогам" и "Спрюэнсам". Всего заложено было три корпуса кораблей этого проекта, но достроили только один. Хотя у ельцинского правительства были все необходимые средства для того, чтобы построить хотя бы 4-5 таких БПК! Нет, эти деньги все ушли на липовые "выборы" 1996 и 1999 гг. и к олигархам.
Но вот пришел "патриот" Путин, и что же видим мы сейчас? Военные суда для российского ВМФ почти не строятся, с огромным трудом удалось ввести в строй только корабль третьего ранга - корвет УРО "стелс" пр. 20380 "Стерегущий". Корвет этот - сильнейший в мире в своем классе, вот только оружие ПВО слабовато. А что же суда более крупные, необходимые флоту?
Вот уже 15 лет на Балтийском заводе строится фрегат УРО "Ярослав Мудрый". Фрегат подобного проекта "Неустрашимый" очень неплох, он исправно служит на Балтийском море, вот только... без оружие "главного калибра": денег на установку на нем ПКР "Уран" так и не нашли. Всего заложено было не менее 4-х корпусов этих фрегатов, но не достроили даже второй! Зато вот для Индии построили не менее 3-х новейших "Тальваров" пр. 1135.1!
В 2006 г. со скрипом, но с оглушительной помпой, заложили фрегат УРО "стелс" "Адмирал Горшков", не самый крупный корабль второго ранга. Уже сам факт присвоения имени корабля "нулевого"ранга фрегату (напомню, что "Адмиралом Горшковым" в советском флоте назывался ТАВКР, ныне перестроенный в индийский авианосец "Викрамадитья"), наводит на мысль, что высшее российское военное руководство вообще отказалось от создания нового океанского флота, решив ограничиться катерами, корветами и фрегатами. Не спросив при этом свой вконец оболваненный народ. Но на Новый Год в СМИ просочилась информация, согласно которой в бюджете на 2008 г. достройка "фрегата "Горшков" даже и не предусмотрена!
За последние несколько лет российские ВМС не получили также и такой весьма ценнный, хотя на вид и неказистый, вид вооружений, как "малый ракетный корабль", ракетный катер. Все катера построены были для Вьетнама, Алжира и др. стран. Считаю ничем не оправданным и сворачивание в начале 1990-х гг. дальнейшего строительства ракетных кораблей на воздушной подушке типа "Бора". Всего было построено два таких судна, незаменимых на внутренних незамерзающих морях. Никакими "финансовыми затруднениями" нельзя оправдать подобное безответственное решение: ведь МРК стоит на порядок меньше не только авианосца, но даже и эсминца УРО.
Эсминцы УРО российский флот теряет с катастрофической быстротой. В настоящее время боеспособными остаются "Чабаненко", 7 БПК пр. 1155 и лишь 5 - пр. 956 "Современный". Между тем, эсминцев последнего проекта с 1980 г. построено было всего 22, но четыре последних, "Екатеринбург", "Александр Невский", "Вечный" и без имени, после прихода к власти Путина срочно были переименованы в "проект Тайджоу" и достроены для КНР. Причем прект этот подразумевал модернизацию в сторону увеличения размеров и усиления вооружения: длина 163 м против 156 у старых, водоизмещение 9000 тонн против 8300 у старых.
Не получает наш флот и новые десантные суда, БДК, СДК. Только в прошлом году начали строить "Иван Грен". Это - относительно небольшое судно длиной всего лишь 120 м, шириной 15 м, водоизмещением 4500 тонн, на 300 десантников. И строить его, собираются, похоже, лет этак 7-8!
Между тем, в составе американских ВМС, помимо внушительной авианосной группировки (11 атомных и один котлотурбинный авианосец + около 100 кораблей УРО сопровождения типа "Тикондерога", "Орли Берк", "Спрюэнс" и "Кидд"), имеется еще и гигантский десантно-вертолетоносный флот. Напомню, что общая численность американской морской пехоты составляет не менее 200 тыс. чел., а у нас списочный состав - не более 18 тыс. На вооружении американского флота имеется не менее 7 огромных вертолетоносцев типа "Уосп" длиной 250 м, шириной 45 м, водоизмещением 45 тыс. тонн. Кроме того, созранияется не менее 5 старых, но модернизированных вертолетоносцев типа "Тарава" и "Иводзима" с почти что аналогичными характеристиками. Каждый из этих монстров способен перевезти целый полк морпехов с полным вооружением! И помимо них, еще вводятся в строй крупные десантные корабли типа "Сан-Антонио" водоизмещением не менее 25 тыс. тонн.
И вот, пока за океаном создаются подобные умопомрачительные армады, не снившиеся Агамемнонам, Хубилай-ханам и Филиппам II, вместе взятым, у нас высшие военно-морские руководители занимаются только оголтелой национально-политической демагогией, а кандидат в президенты во всеуслышание заявляет об "укреплении внешнеполитического положения" страны!
Что сможем мы противопоставить потенциальному агрессору, если у нас, в отличие от советского флота, где было хотя бы свыше ста МЦАПЛ, и новые многоцелевые АПЛ строятся со скрипом? "Северодвинск" строят аж с 1993 г., "Белгород", видите ли, "не нужен флоту", как заявил в 2006 г. в Северодвинске С. Иванов, а новейшая АПЛ пр. 971 "Нерпа" передается не ТФ, а в аренду Индии?
Что же до предлагаемого состава флота, то считаю необходимым иметь в ВМФ России:
1) Авианосцев - не менее 5, желательно атомных, размерениями соответствующих новейшим британским, заложенным в 2005 г. на верфи шотландского г. Розит: длина 280 м, ширина 70 м, водоизмещение 50 000 тонн, на 4о-45 самолетов и вертолетов. Распространяемые с СМИ слухи о том, что в Северодвинске якобы строится новый док под авианосцы длиной 350-400 м и водоизмещением 100-120 тыс тонн, считаю провокацией: возможности отечественной промышленности никогда не позволят построить подобные монстры, да они нам и не нужны, вполне достаточно вышеописанных, и даже не обязательно атомных.
2) Эсминцев УРО первого ранга (крейсера не нужны) - не менее 10, каждый водоизмещением не менее 9000 тон, длиной 170 м, шириной 20 м. Оружие - по две одноорудийные (они выгоднее спаренных!) дальнобойные артустановки калибром не менее 152 мм, а желательно - 203 мм, вроде разработанных в 1970-е гг. для эсминцев пр. 956 "Малка-М". Ну и ПКР, ПВО, ПЛО, вертолет лучше один, иначе на корме артустановку разместить не удастся. В качестве названий новых эсминцев можно предложить имена исторических броненосцев, линкоров, крейсеров, вроде: "Ретвизан", "Цесаревич", "Паллада" и т. п.
3) Фрегатов УРО типа "Адмирал Горшков" - не менее 15, с характеристиками, аналогичными строящемуся (надеюсь!) кораблю.
4) Корветов УРО пр. 20380 типа "Стерегущий" - не менее 20-ти.
5) Катеров ракетных (МРК) пр. 1239 типа "Бора" - не менее 10, для южных морских границ.
6) Десантных вертолетоносцев длиной не менее 180 м, шириной не менее 30 м, водоизмещением - 20000 тонн, каждый на 12-13 вертолетов и 800 десантников.
7) БДК типа "Иван Грен" - не менее 10, с характеристиками, аналогничными строящемуся.
8) МДК типа "Зубр" - не менее 10.
9) МДК типа "Мурена" - не менее 15.
10) Тральщиков - не менее 30.
11) Патрульных катеров пр. "Соболь", "Сокжой" и пр. - не менее 50.
Вот такой нужен России ВМФ, по минимуму!