Предлагаю вести обсуждение концепции применения и строительства авианосцев для ВМФ России в отдельной ветке.
Мои взгляды:
1. Полноразмерные авианосцы строить нужно. СВВП или вертикальная версия самолета по радиусу действия и полезной нагрузке сравниться с обычной машиной не может. У СВВП своя ниша.
2. ВМФ нужна серия авианосцев водоизмещением 55-60 тыс. тонн с обычной двигательной установкой, без ПКР, с ЗРК и ЗАК самообороны. Вариант авиагруппы: 36 палубных истребителей (5 поколения), из них 4 в варианте адаптированном для РЭБ (как специальная версия «Хорнета»), 8-10 самолётов ДРЛО, РТР и РЭБ, 6-8 вертолётов.
3. Самое важное оружие авианосца - самолёты ДРЛО, РТР и РЭБ. Задача совместно с другими средствами разведки обеспечить применение палубной авиации, ЗРК и ПКР.
4. Назначение авианосца – обеспечение ПВО и ПРО флота. Ударные задачи должны выполнять носители крылатых ракет - подводные лодки, дальняя морская авиация и надводные корабли. Палубная авиация выполняет ударные задачи, только если не задействована в ПВО.
5. Строительство авианосцев имеет смысл только в рамках большой программы строительства океанского флота при изменении военной доктрины государства в сторону увеличения роли ВМФ. До начала строительства авианосцев должны быть начаты/построены серии многоцелевых атомных и неатомных подводных лодок, фрегатов, эсминцев/крейсеров.
6. Строить серию из 3 авианосцев. Первый должен быть назван… - конечно же «Горшковым». «Кузнецова» для обеспечения подготовки палубных пилотов с сокращённой постоянной авиагруппой использовать в Чёрном -Средиземном морях.
7. Базировать один новый АВ на Северном Флоте, два на Тихоокеанском. Первым должен получить авианосец Северный флот, как более близкий к «Севмашу».
8. На «Севмаше», построить новый док. Первый АВ заложить в нём. Параллельно строить новый судостроительный завод с доком под крупнотоннажные суда. Второй и третий авианосец закладывать на нём.
9. У самолёта пятого поколения должна быть палубная версия.
10. К моменту ввода в эксплуатацию авианосцев (и их свиты) условия для их базирования должны быть созданы.
11. Кроме авианосцев нужны ещё две серии авианесущих кораблей: универсальный десантный корабль и эсминец/вертолетоносец - лидер корабельных поисковых групп ПЛО. Место СВВП на десантном корабле.
12. Наличие авианосцев не отменяет традиционную ставку флота СССР на подводные лодки и дальнюю морскую авиацию.
13. Главный театр для авианосцев/надводного флота России – Тихий океан. Атлантика - вотчина для наших подводных лодок. Наличие авианосца на Северном флоте расширяет его возможности, но не отменяет традиционную стратегию и тактику.
14. В случае успеха строительства первой серии авианосцев рассмотреть вопрос о строительстве второй серии. Возможно увеличенного водоизмещения и атомной двигательной установкой.
может быть, вся проблема в том, что у нас небыло и нет четкой программы, у
а есть прихоть руководства
Если бы так и было на самом деле, то секретарь ВМФ при Рейгане Леман не писал бы, что сбылся ночной кошмар Мэхана и сухопутная держава стала океанской, а также про возврат баланса в океане и т.д. Почитайте на пенсии Command of the seas, очень любопытно.
Про Киевы (при том, что к VTOL относится прохладно) пишет, например:
Впервые мы стали наблюдать масштабные мировые учения такие как Океан-75, проводимые с высочайшей сложностью и эффективностью, включая разворачивание МРА против американских авианосных ударных групп и интеграцию реактивных самолётов с авианосцев типа Киев в морские операции.
Игорь Волков пишет:
Если бы так и было на самом деле, то секретарь ВМФ при Рейгане Леман не писал бы, что сбылся ночной кошмар Мэхана и сухопутная держава стала океанской, а также про возврат баланса в океане и т.д. Почитайте на пенсии Command of the seas, очень любопытно.
морская держава, это держава способная проводить на море лбые операции, начиная от прикрытия своего судоходства заканчивая закрытием воздушного пространства и нанесением ударов по береговым объектам. Еще и обеспечить снабжение сил флота в районах, удаленных от пункта базирования.
Вот и прикиньте возможности ВМФ СССР, особенно по части флот против берега и захвату контроля над воздушным пространством, можете даже все это сделать не дожидаясь пенсии
Еще можете почитать что писал по этому вопросу, Морин, высказывал Горшковна совещании призидиума ЦК в 56 году по вопросам кораблестроительной программы.......
Игорь Волков пишет:
Впервые мы стали наблюдать масштабные мировые учения такие как Океан-75, проводимые с высочайшей сложностью и эффективностью, включая разворачивание МРА против американских авианосных ударных групп и интеграцию реактивных самолётов с авианосцев типа Киев в морские операции.
замесательно, а теперь попробуйте ответить, что будет делать МРА, выйдя за пределы прикрытия береговых истребителей?
Что касаеся "самолетов с "авианосцев" типа Киев" - попробуйте ответить, что они вообще могут делать
Игорь Волков пишет:
Опять с американскими военначальниками и стратегами спор затеяли
тоесть нашу морскую политику должны определять американские стратеги. а точнее то, что они о нас сказали?
А может стоит самим еще думать и анализироать что они фактически у себя сделали
Игорь Волков пишет:
Цитата
на счет ограниченных ресурсов - сколько стоило строительство и содержание огромного числа лодок, самолетов МРА, крейсеров, огромной наменклатуры вооружения......
Так посчитайтеи дайте сравнения - всем будет интересно
Цитата
Линкор 23 пишет:
может быть, на пенсии, при доступе ко всем данным, самому бы было интересноиметь конкретную цифру.
В.П. Кузин, В.И. Никольский в книге ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ СССР 1945-1991 в главе 8.3 подсчитали затраты на строительство кораблей в СССР и США.Флот СССР получился дороже в полтора раза при сравнимой эффективности.
.
Цитата
В.П. Кузин, В.И. Никольский пишут:
Прямое сравнение затрат даже в случае при-
ведения их к единым денежным единицам мало
что объяснит, ибо структура цены боевого кораб-
ля в США существенно отличается от структуры
цены корабля в СССР, да и вообще ценообразо-
вание в этих странах различное. Поэтому авторы
предлагают другой способ сравнения, основан-
ный на введение некоторого "расчетного кораб-
ля", через количество которых и определяются
затраты стран на создание боевых кораблей. Для
этого стоимости всех кораблей приводятся отно-
сительно "расчетного", принятого за единицу.
Интересно отметить, что соотношение стоимо-
стей кораблей различных классов не только дос-
таточно устойчиво на длительном промежутке
времени, но и почти одинаково для многих стран.
В наших сравнительных оценках в качестве
"расчетного корабля" принят боевой корабль
класса ПЛА (ибо корабли этого класса строились
непрерывно наибольший период времени как в
СССР, так и в США). Стоимости создания бое-
вых кораблей основных классов ВМС США при-
ведены в таблице 8.7. Соотношение стоимостей
боевых кораблей в СССР практически идентич-
но.
Проведённые, в соответствии с этим подхо-
дом, расчеты показывают (таблица 8.8), что об-
щие затраты в условных единицах в "расчетных
кораблях" (ПЛА), на создание боевых кораблей
основных классов (БНК ОК) в СССР в 1945-91
годах были в 1.5 раза больше чем в США