Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Секреты бережливого производства

Как в Зеленодольске
ускорили производство
"Грачат"

Поиск на сайте

Главная / Форум / ВМФ: Главное / Плавали, знаем / Карская экспедиция-2009

Карская экспедиция-2009

   RSS
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Уважаемы дамы и господа! 2008 год проходит под статусом Международного года Арктики. Российская Арктика – регион особых геостратегических интересов государства и долговременных экономических интересов общества, прежде всего с точки зрения освоения и рационального использования природных ресурсов и обеспечения глобального экологического равновесия, что обуславливает ее выделение в самостоятельный объект государственной политики. Как было заявлено В.В. Путиным на заседании президиума Госсовета Российской Федерации, который проходил в апреле 2004 г. в городе Салехарде, государственная политика на Севере и в Арктике должна быть адекватна современным условиям развития нашей страны и одновременно учитывать особое для страны геополитическое, хозяйственное и оборонное значение этого региона. Одним из основных направлений деятельности нашего государства в этой области является поддержка общественных движений и благотворительной деятельности, направленных на достижение устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации. В Арктике сегодня идет конкурентная борьба, и она будет разворачиваться все сильнее и сильнее. Именно здесь пересекаются интересы НАТО, стран циркумполярной зоны, Евросоюза и России. Здесь – на Севере и в Арктике – проходят перспективные транзитные и транспортные коридоры. Коридоры, в которых заинтересованы и российская, и мировая экономика. Для усиления и закрепления позиции России в Арктике вплоть до Северного полюса имеет немаловажное значение реализация крупномасштабных научных проектов, в том числе и исследовательских, по маршрутам, связанным с историческими событиями освоения россиянами просторов Северного Ледовитого океана. Предлагаем Вам принять участие в организации или работе по осуществлению «Карской экспедиции-2009». Формат экспедиции – общероссийская экспедиция памяти. Название – «Карская экспедиция-2009». Её цели – осуществить поиск месторасположения залегания на грунте судов конвоя БД-5 и проведение траурной церемонии отдания воинских почестей погибшим с возможной установкой памятного знака на одном из близлежащих от места гибели островов. Суда конвоя БД-5 были торпедированы 12 августа 1944 года немецкой подводной лодкой в 60 милях недалеко от острова Белый в водах Карского моря. Погибло по разным данным от 260 до 380 человек. События, произошедшие в августе 1944 г., являются трагичной страницей истории Великой Отечественной войны в Арктике. Планируется провести «Карскую экспедицию-2009» в августе 2009 г. Если нам не удастся провести экспедицию в 2009, то проведём в 2010 году. Хотелось бы приурочить проведение экспедиции к 65-летию трагедии в Карском море. Во время экспедиции возможна установка памятного знака на одном из островов (вариант – о. Белый). Начат поиск фамилий выживших, погибших во время трагедии. Мала вероятность того, что мы найдём спасённых в настоящий момент во здравии. Но всё-таки остаётся надежда. Мы можем найти их родственников. Появились различные варианты выполнения экспедиции. В настоящий момент существуют два организатора: региональное общественное объединение «Полярный конвой» (г. Санкт-Петербург), городская общественная организация обдорских краеведов «Родник» (г. Салехард). У РОО «Полярный конвой» уже есть опыт проведения подобных экспедиций. По одному из вариантов, мы хотели совершить экспедицию на двух судах, один со специалистами и оборудованием, второй – с пассажирами. Маршрут экспедиции будет зависеть от маршрута судов, идущих либо целенаправленно к месту гибели судна «Марина Раскова» (транспортное судно конвоя БД-5), либо выполняющих этот рейс попутно. Карские экспедиции имеют длительную историю, начавшуюся в 20-х годах прошлого века. И данная экспедиция является продолжением славных традиций. «Карская экспедиция-2009» будет одним из мероприятий, посвящённых празднованию 65-летия Победы. Организации и физические лица, желающие участвовать в «Карской экспедиции-2009» могут быть: 1. генеральным спонсором; 2. спонсором; 3. информационным спонсором (по территориальному признаку: региональный, федеральный; по виду СМИ: печатный, электронный, комбинированный); 4. региональным представителем; 5. участником экспедиции; 6. помощником; 7. организатором проведения определённых работ; 8. сочувствующим. Для осуществления «Карской экспедиции-2009» требуется: 1. Информационная помощь. 1.1. Распространение информации через Интернет, направленной на целевую аудиторию: потенциальные организаторы, респонденты, спонсоры, участники, помощники, региональные представители и сочувствующие. 1.2. Распространение информации через местные и региональные средства массовой информации (печатные, телевизионные), направленные на целевую аудиторию: потенциальные организаторы, респонденты, спонсоры, участники, помощники, региональные представители и сочувствующие. 1.3. Распространение через средства массовой информации для создания общественного мнения и общественной поддержки экспедиции. 2. Финансовая помощь (для получения её требуется на первом этапе наличие писем поддержки организаций и известных людей, создание общественного мнения необходимости проведения «Карской экспедиции-2009». 3. Помощь респондентов – участие в информационных проектах в Интернете и средствах массовой информации, оказание помощи в поиске информационных материалов. 4. Помощь (возмездная и безвозмездная) специалистов различных специальностей (историков, краеведов, руководителей и работников средств массовой информации, музеев, архивов, общественных организаций, морских портов, учреждений, владеющих морскими судами, водолазов, гидрографов и др.) в подготовке экспедиции. 5. создание на общественных началах региональных центров по организации и проведению «Карской экспедиции-2009». Согласие оказать помощь в организации проекта «Карская экспедиция 2009» выразили Российский Государственный Музей Арктики и Антарктики (г. Санкт-Петербург), Архангельский областной краеведческий музей, газета «Правда Севера» (г. Архангельск), газета «Моряк Севера» (г. Архангельск), Архангельский государственный социально-мемориальный центр «Поиск», молодёжная общественная организация «Союз поисковых отрядов «Имени павших» (г. Архангельск), администрация муниципального образования городское поселение Диксон, Ямало-Ненецкое региональное отделение партии «Справедливая Россия» (г. Салехард), региональная общественная организация краеведов «Обдория» (г. Салехард), ГУ «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского», филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Ямал» (г. Салехард), информационное агентство «Север-Пресс» (г. Салехард), ГУ «Северное издательство» (г. Салехард), интернет-газета «Ямал-информ», газета «Красный Север» (г. Салехард). География и список участников расширяется. Организаторы приглашают всех желающих принять участие в организации и содействии проведения «Карской экспедиции-2009». Открывая интернет-страницы форумов, Вы окажете помощь в осуществлении святого дела. И помните: «кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию». В настоящее время Вы можете посетить следующие интернет-страницы: http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=612 «Карская экспедиция -2009» http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=606 Конвой БД-5 http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=607 Козлов Матвей Ильич http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=788 Внимание! Ведётся поиск http://srpo.ru/forum/index.php?topic=427.0 http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=14259&start=40&st=0&sk=t&sd=a http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=1138 http://budaev.pochta.ru/xolm/z-nordflot-K5.htm Заявки на поиск участников конвоя БД-5 или их родственников размещены на сайте передачи «Жди меня» www.poisk.vid.ru
Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 ... 23 След.
Ответы
Сергей Каргапольцев, известный поисковик из Ивановской области, написал, что материал о "Карской экспедиции-2009" и поисках родственников в Ивановской области опубликован на страницах газеты "Хронометр-Иваново" № 18, 2009, 5 мая, стр. 5 и на сайте ИД "Провинция" http://www.province.ru/newspapers/gazeta/4/18(556)/838917.html Потопленный конвой взывает к памяти В Великую Отечественную Карское море было глубоким тылом, но и оно оказалось окрашено кровью, там гибли наши корабли, подрывались на гитлеровских минах и торпедах. Утром 12 августа 1944 года примерно в 60 милях от острова Белый фашистская подводная лодка атаковала наш конвой ­ транспортный пароход «Марина Раскова», шедший в сопровождении трех тральщиков. На пароходе находились более 350 пассажиров, в большинстве своем гражданских – очередная смена полярников, семьи работающих на острове Диксон, специалисты «Главсевморпути», в том числе ­ женщины и дети. Командовал конвоем капитан 1 ранга Александр Захарович Шмелев, наш земляк. Александр Шмелев родился и вырос в Иванове, его имя можно найти в Книге памяти. После того, как судно было торпедировано, он перешел на один из тральщиков и продолжал командовать эвакуацией и спасением пассажиров. Люди оказались в ледяной воде в штормовом море на плотиках и лодках. Два из трех тральщиков, спасших пассажиров парохода, тоже были потоплены вражеской субмариной. Погиб и капитан Шмелев. Погибли по разным данным от 260 до 380 советских военнослужащих и работников тыла. Были среди погибших и наши земляки. 1. Барабанов Александр Андреевич, 1919 г.р., г. Фурманов, сестра Барабанова Полинария Андреевна, Фурмановский р­н, с. Дзержинское, д. 27. Краснофлотец, комендор, минный тральщик ТЩ­-114. 2. Максимычев Александр Александрович, 1924 г. р., Комсомольский р­н, д. Толстиково, отец Александр Антонович. Краснофлотец, комендор 3 кл., минный тральщик ТЩ­-118. 3. Осокин Алексей Парфенович, 1919 г.р., г. Родники, отец Парфен Петрович, г. Родники, д. Ахидовка. Старший краснофлотец, комендор зенитный 3 кл., минный тральщик ТЩ-­118. 4. Павлычев Николай Николаевич, 1915 г.р., Ивановская обл., Ильинский р­н. Старшина 2 ст., старший кок, минный тральщик ТЩ­114. 5. Шмелев Александр Захарович, 1904 г.р., г. Иваново. Капитан 1 ранга, командир конвоя «БД­-5». 6. Шебров Борис Григорьевич, 1926 г.р., краснофлотец, 37 авиабаза ВВС БФ, призван Ленинградским (Ленинским?) РВК г. Иванова, пассажир транспорта «Марина Раскова». В этом году ряд общественных организаций проводят общероссийскую экспедицию памяти. «Карская экспедиция­-2009» призвана отыскать на морском дне суда конвоя БД-­5 и провести траурную церемонию по возданию воинских почестей погибшим. Возможно, на одном из ближайших от места гибели конвоя острове будет установлен памятный знак. Организаторы ищут данные о погибших в Карском море в августе 1944­-го и их родственников. Если вы знаете что­-либо о погибших ­ звоните в «Хронометр» по телефону 41­00­23. Автор статьи - Сергей Каргапольцев. Я глубоко признателен Сергею за проделанную работу и оказываемую помощь в проведении поисков. Теперь и его дорога жизни проходит через наши сердца.
Благодаря совместным усилиям найдены родственники участника конвоя БД-5 Бакшеева Андрея Никитича. «Виновница» - Светлана Уразгулова, наш тюменский поисковик. Она написала, что ей позвонила дочь Бакшеева – Зотина Лариса Андреевна, 1939 г.р., проживающая в г.Ишим. Жива еще сестра Андрея Никитича – Иванова Раиса Никитична, сейчас ей 88 лет. Светлана в который раз помогает нам в поисках. Удача любит смелых и сильных. А удача всегда рядом со Светланой. Хочется сердечно поблагодарить Светлану за проведение розыска. И пусть удача её никогда не покидает! Здоровья, счастья и успехов ей во всём! Есть ещё один «виновник» нашего успеха – это председатель правления Московского клуба истории флота (МКИФ, г. Москва) Константин Борисович Стрельбицкий. Благодаря его информации мы и смогли начать продуктивные поиски. Константин Борисович поздравляю Вас! В который раз повторяю, что Ваша информация актуальна и ценна. Можно Светлане и Константину Борисовичу «малевать» звездочки об удачно проведённых поисках на борту корабля под общим названием «Память». Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5: 37. Бакшеев Андрей Никитич, воинское звание – капитан-лейтенант; должность и специальность – помощник командира; год рождения – 1913 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – ВКП (б); место рождения – г. Чита; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок службы (начсостав) – 1938 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – г. Ленинград; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – женат; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – жена Бакшеева Елена Родионовна, проживающая по адресу: Омская область, станция Ишим (ныне – город Ишим Тюменской области). Бакшеев Андрей Никитич, дата рождения – 1913 г.; место рождения – г. Ленинград; воинское звание – капитан-лейтенант; причина выбытия – погиб в бою; дата выбытия – 12.08.1944; место выбытия – на Баренцовом море; название книги Памяти – книга Памяти. г. Ленинград. Том 13. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPLeningradTom13/00000458.png
Поступила информация из Киева. Наш помощник Владимир Алифанов сообщил, что нашел сына Трифона Лукашевича Вавелюка. Дмитрий Трифонович Вавелюк, проживает в Ровно. Дмитрию Трифоновичу - 82 года, у него проблемы со здоровьем. В момент звонка он был на процедурах в больнице, и Владимир Алифанов говорил с его родственниками. О том, что Трифон Лукашевич Вавелюк погиб на море, семья знает. Об обстоятельствах гибели тоже. Я постараюсь в ближайшее время позвонить Дмитрию Трифоновичу. Владимир Алифанов проделывает огромную работу по поиску участников конвоя БД-5 на Украине. Он распространил информацию о проведении поисков в СМИ, поисковые организации, общественные организации ветеранов войны. Привлёк других поисков. Огромная благодарность ему за это. Это человек, преданный поисковому делу. Нас разделяют многие тысячи километров земной коры, но нас сплачивает одно дело. Владимир, успехов тебе во всех твоих благих начинаниях! Всё больше и больше людей сплачиваются вокруг экспедиции памяти. Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5: 91. Вавелюк Трифон Лукашевич, погиб, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова». Вавелюк Трифон Лукашевич, воинское звание – красноармеец; партийность – б/п.; год рождения – 1896; какой местности уроженец – Ровенская обл., Рафаловский р-н, с. Серхов; каким РВК призван и какой обл., с какого года в армии – Рафаловским РВК, Ровенская обл., 19.03.44 г.; когда и по какой причине выбыл – погиб 12.8.44 г.; ближайшие родственники, фамилия, имя и отчество – жена – Вавелюк Улита Васильевна; где проживают родственники (подробный адрес) – по месту рождения.
Начинаю серию постов, основанных на архивных документах. Тексты передал Архангельский оргкомитет проведения "Карской экспедиции-2009". Благодарю всех его членов за проделанную работу. Особо хочу поблагодарить Андрея Есипова. Начальнику Сев.Гос.Мор.Пароходства От радиста п/х «М.Раскова» Мошникова С.Д. Рапорт В момент взрыва я находился в радиорубке на вахте. Взрыв произошёл 12.08.44г. в 19.50. В радиорубке взрывом произвело разрушение аппаратуры, сорвало аккумуляторный ящик. Одевшись и забрав документы радиостанции, я пошёл на мостик, где доложил капитану о состоянии радиостанции. Спросил капитана, будут ли какие приказания? Придётся ли работать передатчиком? (Если придётся работать передатчиком, то чтобы заняться приведением в действие аварийного передатчика, если это возможно). Капитан мне сказал, что сейчас шифровать радиограммы ему сейчас некогда, да к тому же наверно работают своими радиостанциями суда конвоя. До момента посадки в шлюпку я находился на мостике. Минут через 15-20 после взрыва на «Расковой», при подходе к нам с левого борта подорвался ТЩ-118, несколько человек, с которого были доставлены к нам на судно. Из машины было доложено на мостик, что взрывом выведены из строя котлы №1, №2, лопнули трубки, а котёл №3 в действии давления пара 4 атмосферы. Капитаном было приказано в машину, поднять пар в котле №3 и производить откачку воды из трюма №3. За время моего нахождения на мостике, я слышал следующие приказания капитана: ст. помощнику, обнаружить место пробоины и завести пластырь. Что было выполнено. …. помощнику, приготовить буксир с полубака. Часа через 2 после взрыва было получено распоряжение по светофору от командира: плавсредства на воду, эвакуировать людей. В первую очередь были сняты женщины и дети, которые были посажены в шлюпки №1 и №4 (шлюпка №1 была разбита в щепки, шлюпка №3 имела пробоины, которые в дальнейшем были заделаны). Шлюпки №2 и №4 были отправлены на ТЩ-114, т.к. он находился ближе к нам и к нему идти было по ветру. Затем были спущены 2 кунгаса с кормовой палубы, куда начали посадку остальных пассажиров. Первый кунгас ушёл на буксире катера на ТЩ-116, а второй – на буксире катера на ТЩ-114. Затем капитан приказал пересчитать людей, оставшихся на борту. Подсчёт показал, что на борту находятся ещё 150 человек. Капитаном был отдан приказ садить людей на плоты. На каждый плот было посажено по 16-17 человек и плоты оставались на воде в ожидании, пока подойдут кунгасы или шлюпки с тральщиков с тем, чтобы людей пересадить на них. Около 24 часов я получил распоряжение капитана садиться в лодку №3, которая к этому времени была отремонтирована. В шлюпке находилась часть нашей команды, военная команда и часть пассажиров. На шлюпке №3 мы пришли на ТЩ-116. Во время перехода до ТЩ-116 я видел на воде 4 плота с людьми и одну шлюпку. Примерно на половине пути на ТЩ-116 нам встретился катер, который вёл на буксире кунгас к борту «Расковой». Когда я садился в шлюпку, на судне находилась часть пассажиров, на мостике оставались: капитан, старпом, 2-й, 3-й, 4-й штурмана, старший и третий механики и военный помощник. Минут через 15 после нашего прибытия на ТЩ-116 к его борту подошёл катер (который нам встречался в пути) но он был без кунгаса. Сразу же был дан полный ход и ТЩ-116 ушёл. Больше к месту гибели «Расковой» ТЩ не возвращался. Мы были доставлены на ТЩ-116 в Хабарово. 03.09.44г. (подпись)
Рапорт судового врача К. Некрасовой Рапорт 12 августа, закончив свои дела, я сходила поужинала и решила отдохнуть. Зашла к себе в каюту, поговорила с пассажирами, которые ехали в моей каюте и хотела лечь отдыхать. Вдруг, внезапно раздался глухой удар и сильный толчок. Я выскочила из каюты и побежала по коридору в сторону кормы (каюта была расположена ближе к корме), но путь мне преградила вода, лившаяся сверху. Повернув в обратную сторону, я выбежала на палубу к трюму, где находились пассажиры. Среди них поднялась паника. Все они одновременно лезли из трюма. Некоторым из них я помогла выбраться, вытаскивая за руки. Через несколько минут все пассажиры вышли на палубу, надели спасательные пояса, круги, которые находились у трюма и предназначались для пассажиров. Я обошла весь транспорт и убедилась, что пострадавших, убитых или раненых нет, за исключением незначительных царапин. Так как при выходе из каюты меня облило водой, я была совершенно мокрая. В одном платье я очень озябла и пошла в каюту. Там я одела на себя пальто, взяла личные документы и вновь вышла на палубу. В это время к транспорту подходил тральщик №118. (дальше неразборчиво) ….после первого взрыва на тральщике раздались ещё 2-3 взрыва, и тральщик затонул. На транспорте в это время стали спускать на воду шлюпки, кунгасы, плоты. Аварийная группа подводила пластырь на пробоину. С транспорта отошли две маленькие шлюпки и направились к месту гибели тральщика №118. Вернулись они с 6 краснофлотцами, снятыми с воды. Их приняли на транспорт, отнесли в столовую, и я отправилась туда для оказания им необходимой помощи. Я попросила у стюарда Карельского спирта, и он дал в моё распоряжение около 3-3,5 литра. Этот спирт я использовала для растирания и согревания спасённых. Кроме спирта у меня ничего не было. Не было даже горячей воды, т.к. паровое уже было выключено. С помощью пассажиров мне удалось привести в чувства четырёх из шести человек. Два человека остались на столе, я закрыла их шинелями и вышла из столовой и направилась ещё раз в свою каюту. В каюте я нашла одного из краснофлотце, снятых с воды и пришедшим в чувства. Ему нужна была тёплая одежда. Я пошла поискать её и зашла в каюту 4-го штурмана. Он дал мне свою шинель, китель и валенки. Получив всё это, я вернулась к себе в каюту, отдела на краснофлотца и выпроводила его из каюты. Он пошёл и сел в катер у борта транспорта. Пока я занималась оттиранием и согреванием краснофлотцев, (неразборчиво) ………потому что меня на палубе не было. Когда же я вышла последний раз из каюты, на судне оставались лишь капитан, четыре штурмана, военный помощник младший лейтенант Полищук (из пассажиров), стюард Карельский и я. У борта транспорта стоял катер и кунгас, который должен был буксироваться катером. На кунгасе были люди с транспорта. По приказанию капитана младший лейтенант, стюард и я сели в катер и отправились на тральщик №116. На кунгас были сняты люди с трёх спасательных плотиков, на которых по 15-16 человек на каждом. Затем я услышала возгласы, что тральщик №114 затонул, что заметили подводную лодку. Сама я этого не видела, т.к. сидела на дне катера, и встать не имела возможности. Не знаю, кем было приказано рулевому обрубить кунгас от катера, и катер полным ходом пошёл к тральщику №116. Там быстро приняли людей с катера, и тральщик полным ходом пошёл. Меня отвели в каюту и предложили отдыхать. Я сходила вниз, узнала, что там есть раненые (с тральщика №118), посмотрела их. Первая помощь им была уже оказана, и ч вернулась вновь в каюту. На тральщике нас доставили в Хабарово, а оттуда на «Вологде» в Архангельск. Это всё, что я могу сказать. Судовой врач п/х «М.Раскова» (подпись) Некрасова
Зам. Нач. пароходства от краснофлотца ……части капитану Смирнова Александра II ранга Снастусевичу Варнавевич Рапорт 12 числа в 7.50 вечера находился в столовой, стоял. В это время произошёл взрыв. Когда мы выбежали тогда после взрыва, побежал на боевой пост. На боевом посту стоял у орлекона на правом борту. С мостика поступила команда капитана аварийной группе приступить заводить пластырь, а остальные стали заводить буксир. В это время взорвался 118-й. После этого капитан дал команду, по шлюпкам. Я прибежал на правый борт к вельботу. Старшина вельбота 3-й штурман дал команду, приступить к спуску вельбота. Вельбот оказался пробит осколком. 3-й механик стал ремонтировать, а мы стали помогать женщинам с детьми садиться в шлюпки. Когда всех женщин отправили на 114-й, стали отправлять свою команду, остальных пассажиров, которых на 116-й, которых на 114-й. Когда отправлены с борта все пассажиры, тогда старший лейтенант дал команду военной команде садиться в шлюпки и мы все краснофлотцы пошли на 3 вельботе, отремонтированным 3-м мех. На борту остался капитан, старший лейтенант военный, старший штурман, старший техник, второй штурман, 3-й штурман, 4-й штурман и 3-й мех., а мы на вельботе пошли на 116. На вельботе находилось 36 человек. Когда подошли к борту 116, тогда взорвался 114 и тогда 116 сразу дал полный вперед и я ушёл в помещение и мне сказали, что второй раз торпедировали «Марину». Больше ничего я не видел. 5.08 (? 09?) 44. (подпись)
Начальнику Северного Государственного Морского пароходства т. Новикову Н.В. От 3-го механика п/х «М.Раскова» Родионова Фёдора Алексеевича Рапорт. Настоящим сообщаю, что при следовании п/х «М.Раскова» из Архангельска на о.Диксон 12 августа 1944 года , стоя на вахте в машинном отделении с 16.00 до 20.00, в 19.50 раздался взрыв по правому борту. В следствие взрыва было обнаружены у котла №1 лопнувшие водогрейные трубки, а у котла №2 вырвало прокладки у горловин водогрейных трубок спереди фронта котла. Сразу же, спустя минут 20 после взрыва появилась течь через переборку, разделяющую котельное отделение от трюма №3 на уровне 2-3 метров от второго дна. В следствие повреждения котлов №1 и №2, сразу же вывели их из действия, в действии оставался один котёл №3. Минут через 20 после второго взрыва, раздалось несколько взрывов с левого борта судна, этими взрывами был повреждён котёл №3, пропустили горловины грязевиков, спереди фронта пошла и появилась течь снизу из-под площадок на левом борту в котельном отделении. О всех повреждениях в котельном отделении сразу же я сообщал капитану на мостик, откуда поступило распоряжение принять все меры по откачке воды из котельного отделения, что было сразу исполнено. Были запущены откачивать воду центробежный и два балластных насоса. Главная машина была остановлена. Вследствие повреждений у котла №3, давление пара в котле держали 5-6 атмосфер, больше поднять не было возможности. Спустя примерно час после вторичных взрывов, в котельном отделении была прибыль воды, уровень которой достигал топок. Тогда опять было сообщено капитану на мостик. С мостика капитан дал распоряжение прекратить работу котла №3, т.к. вода уже стала заливать топки. Я сразу же остановил нефтяной насос, и горение было прекращено, а остаточное давление в котле сработала динамо. Также после этого распоряжения были остановлены балластные и центробежный насос, которые работали все время по откачке воды из котельного отделения. Как только были остановлены все механизмы, капитан дал с мостика распоряжение, покинуть машинное отделение, что было и выполнено. За весь период возможного действия механизмов, личный состав машинной команды в составе всех 4-х механиков машинистов тов. Логинов, Бутенин, белых, Смирнов, Жолобов, Кочегаров, Яковлев , Пестерев находились на своих местах вплоть до получения приказания о выходе на палубу для оказания помощи посадки пассажиров в шлюпки. Со стороны машинной команды за время пребывания в машинном отделении паники не наблюдалось. После выхода на палубу и посадки всех пассажиров в шлюпки и другие спасательные средства, мы в числе 8 человек: капитана Демидова, старпома Меньшуткина, второго помощника Казимира, 3 помощника Вондрукова, 4 помощника Баганова, ст.механика Волочкова, военного помощника Веникова и меня, оставшиеся на судне, сошли в шлюпку, стоящую у борта с гребцами тральщика 116. Отходя от борта п/х «М.Раскова» на шлюпке, мы услыхали сильный взрыв на месте тральщика 114 и увидали большой столб дыма и вскоре же увидели шедшую от него судовую шлюпку №4 «М.Расковой», шедшую под парусом. Капитаном было решено её дождаться и выяснить, что произошло с тральщиком 114. Сблизившись со шлюпкой, капитан Демидов и перечисленный выше комсостав начали пересаживаться в неё. Я же и 3 помощник Вондруков остались в шлюпке тральщика 116, т.к. распоряжений капитана на этот счёт не имелось, и шлюпки были разъединены волной. Затем шлюпка с капитаном и находившимися в ней 4-5 гребцами и пересевшим комсоставом направилась к борту п/х «М.Раскова». Находясь в метрах 500 от борта п/х «М.Раскова», мы услыхали пулемётную очередь в воздух, а вслед за этим, взрыв с правого борта под мостиком п/х «М.Раскова» и видели бегущих с мостика в шлюпку людей, затем шлюпка отошла от борта правее нас примерно 500-600 метров и мы увидели второй взрыв на п/х «М.Раскова», и пароход переломившись на две части, погрузился быстро в воду. Вслед за погружением кормовой части, всплыла подводная лодка, которая прошла между нами и шлюпкой капитана и другими плавающими шлюпками и плотами в подветренном направлении, никого не подбирая на своём пути, и скрылась за горизонт. К этому времени тральщик 116 у нас из виду скрылся, а усиливающийся ветер заставил нас принимать меры к самоспасению Учитывая ненадёжность шлюпки тральщика 116, мы пересели в обнаруженную судовую шлюпку №3 и в количестве 26 человек, начали борьбу со штормом, доходившим до 7-8 баллов. За период 3-х суточного шторма на шлюпке от холода умерло 3 человека из пассажиров п/х «М.Раскова». Утром 16 августа на горизонте мы заметили судовую шлюпку №2, в которой находилось два красноармейца из числа команды тральщика 114. Пересев в последнюю, мы до утра 18 августа продолжали двигаться под парусами и на вёслах под управлением 3 помощника Вондрукова по направлению к берегу, по его расчёту к п-ову Ямал. Утом же 18 августа нас в количестве 25 человек подобрал самолёт лётчика Козлова и доставил на остров Диксон, где нас для оказания медпомощи поместили в базовый госпиталь. После оказания первой помощи 2 сентября 1944г. я был выписан из госпиталя и уполномоченным ГУСМП т. Минаевым направлен на п/х «Киров» для возвращения в Архангельск через Красноярск. Откуда и прибыл в ваше распоряжение. III механик п/х «М.Раскова» 14.10.1944года (подпись)
Найдены родственники следующих участников конвоя из основной части общего поискового списка: 3. Авалян Эдуард Гайкович, курсант ВМИУ, минный тральщик ТЩ-116. 12. Алексеев Николай Иванович, старшина 1-й статьи, спасен, минный тральщик ТЩ-116 (гребцы шлюпки), БТЩ ГБ ОВР"а СФ. 29. Бабанов Василий Александрович, командир минного тральщика ТЩ-116, капитан-лейтенант, был награждён орденом Нахимова 2 степени, 3 орденами Красного Знамени, орденом Великой Отечественной войны, двумя орденами Красной звезды, медалью «За отвагу» и другими медалями. 37. Бакшеев Андрей Никитич, воинское звание – капитан-лейтенант; должность и специальность – помощник командира; год рождения – 1913 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – ВКП (б); место рождения – г. Чита; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок службы (начсостав) – 1938 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – г. Ленинград; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – женат; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – жена Бакшеева Елена Родионовна, проживающая по адресу: Омская область, станция Ишим (ныне – город Ишим Тюменской области). Бакшеев Андрей Никитич, дата рождения – 1913 г.; место рождения – г. Ленинград; воинское звание – капитан-лейтенант; причина выбытия – погиб в бою; дата выбытия – 12.08.1944; место выбытия – на Баренцовом море; название книги Памяти – книга Памяти. г. Ленинград. Том 13. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPLeningradTom13/00000458.png 41. Бануляк Архип Афанасьевич, воинское звание – ст. краснофлотец; должность и специальность – моторист 3 кл.; год рождения – 1910 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – беспартийный; место рождения – Одесская обл., Новомиргородский р-н; социальное положение – рабочий; национальность – украинец; срок срочной службы – запас 2 кат.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-114, Бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Трусовским РВК, г. Астрахань; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г. Бануляк Архип Афонасьевич, дата рождения – 1910 г.; место рождения – Кировоградская обл, с. Мартоноша; дата и место призыва – 09.09.41 г., Трусовский РВК, Сталинградская обл. Астраханский окр., г. Астрахань, Трусовский р-н; воинское звание – краснофлотец; воинская должность – моторист; причина выбытия – убит, (связь прекратилась с 7 августа 1944 г. Сообщение товарища о гибели 12.08.1944); дата выбытия – 12.08.1944; источник информации – ЦАМО; номер фонда – 58; номер описи – 18004; номер дела – 613; родственники – жена Бануляк П.И.; где проживают родственники (подробный адрес) – г. Астрахань, п. Трусово, ул. Володарская; партийность – б/п. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/...13/00000283.jpg Бануляк Архип Афанасьевич, дата рождения – 1910 г.; место рождения – Кировоградская обл, Новомиргородский район, с. Мартоноша; дата и место призыва – Трусовским РВК г. Астрахани; последнее место службы – п/п 38070; воинская должность – ст. матрос; причина выбытия – погиб; дата выбытия – 12.08.1944; название книги Памяти – книга Памяти. Астраханская область. Том 1. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KP...m1/00000205.png 67. Бидун Яков Игнатьевич, погиб, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова». Бидун Яков Игнатьевич, воинское звание – красноармеец; партийность – б/п.; год рождения – 1894; какой местности уроженец – Волынская обл., Маневичский р-н; с. Н-Руда; каким РВК призван и какой обл., с какого года в армии – Маневичским РВК, Волынская обл., 17.03.44 г.; когда и по какой причине выбыл – погиб 12.8.44 г.; ближайшие родственники, фамилия, имя и отчество – жена – Бидун Феодосия Ефимовна; где проживают родственники (подробный адрес) – по месту рождения. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/VS/002/058-0018003-0803/00000248.jpg http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/VS/002/058-0018003-0803/00000251.jpg http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/001/058-0018003-0604/00000042.jpg 73. Бобик Анатолий Прокопьевич, старшина 1 (или 2) статьи, минёр, минный тральщик ТЩ-116, после войны работал заместителем директора станкостроительного завода в Киеве, жил в Киеве. 81. Бронзенко Михаил Андреевич, погиб, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова». Бронзенко Михаил Андреевич, воинское звание – красноармеец; военно-учётная специальность – ВУС № 134; партийность – б/п.; год рождения – 1922; какой местности уроженец – Черниговская обл., Неженский р-н, с. Бобр; каким РВК призван и какой обл., с какого года в армии – 17.5.41 г., Неженский РВК Черниговский обл.; когда и по какой причине выбыл – погиб 12.8.44 г.; ближайшие родственники, фамилия, имя и отчество – Жена Мария Гавриловна; где проживают родственники (подробный адрес) – по месту рождения мужа. 91. Вавелюк Трифон Лукашевич, погиб, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова». Вавелюк Трифон Лукашевич, воинское звание – красноармеец; партийность – б/п.; год рождения – 1896; какой местности уроженец – Ровенская обл., Рафаловский р-н, с. Серхов; каким РВК призван и какой обл., с какого года в армии – Рафаловским РВК, Ровенская обл., 19.03.44 г.; когда и по какой причине выбыл – погиб 12.8.44 г.; ближайшие родственники, фамилия, имя и отчество – жена – Вавелюк Улита Васильевна; где проживают родственники (подробный адрес) – по месту рождения. 93. Вальский Александр Федорович, капитан-лейтенант, спасен, управление 6-го ДТЩ, личный состав БТЩ ОВРа ГБ СФ. 94. Ванюхин Митрофан Иванович, инженер-капитан 3 ранга, спасен, управление 6-го ДТЩ. 103. Волочков Алексей Николаевич, ст. механик, погиб, команда транспорта «Марина Раскова». 104. Вондрухов Иван Демьянович, 3-й штурман, спасен, команда транспорта «Марина Раскова». 112. Гайкевич Яков Антонович, погиб, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова». Гайкевич Яков Антонович, воинское звание – красноармеец; партийность – б/п.; год рождения – 1897; какой местности уроженец – данных не имеется; каким РВК призван и какой обл., с какого года в армии – Ракитинским РВК 18.03.44 г.; когда и по какой причине выбыл – погиб 12.8.44 г.; ближайшие родственники, фамилия, имя и отчество – жена – Гайкевич Федора Рифеевна; где проживают родственники (подробный адрес) – Пинская обл., Давидгородский р-н, с. Храпунь. 146. Демидов Виктор Александрович, капитан транспорта «Марина Раскова», погиб. 157. Детков Тимофей Яковлевич, машинист 1 класса, спасен, команда транспорта «Марина Раскова». 181. Есин Иван Михайлович, воинское звание – главный старшина; должность и специальность – электрик 2 кл.; год рождения – 1908 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – ВКП (б); место рождения – Мордовская АССР, Ков… р-н; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – запас 1 кат.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-114, Бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Краснокамским РВК … области; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – отец: Михаил Васильевич К… р-н. 182. Есипов Александр Петрович, матрос 1 класса, погиб, команда транспорта «Марина Раскова». Есипов Александр Петрович, дата рождения – 1927 г.; место рождения – Архангельская обл., Приморский р-н, Заостровский с/с, д. Мал. Анисимово; дата и место призыва – Приморский РВК Архангельской области; воинское звание – вольнонаемный; причина выбытия – погиб в море; дата выбытия – 12.08.1944; место выбытия – Карское море, на пароходе «Марина Раскова»; название книги Памяти – электронная книга Памяти Архангельской области; источник информации – книга Памяти Архангельской области том 12. 199. Звягин Иван Георгиевич, 2-й механик, спасен, команда транспорта «Марина Раскова». 211. Иевлев Василий Александрович, погиб, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова». Иевлев Василий Александрович, воинское звание – красноармеец; военно-учётная специальность – ВУС № 134; партийность – б/п.; год рождения – 1912; какой местности уроженец – Коми АССР, Прилусорский р-н, д. Тарасовская; каким РВК призван и какой обл., с какого года в армии – 19.4.43. г., Прилужским РВК Коми АССР; когда и по какой причине выбыл – погиб 12.8.44 г.; ближайшие родственники, фамилия, имя и отчество – жена Лидия Николаевна; где проживают родственники (подробный адрес) – проживает по месту рождения. 214. Ильюшкин Яков Савельевич, воинское звание – ст. краснофлотец; должность и специальность – артиллерийский электрик 3 кл.; год рождения – 1918 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – ВКП (б); место рождения – Могилевская обл.; социальное положение – служащий; национальность – русский; срок срочной службы – 1939 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-118, Бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Фрунзенским РВК, г. Москва; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – мать: Евдокия, Климовичский р-н, д. Галичи. Ильюшкин Яков Савельевич, дата рождения – 1918 г.; место рождения – Климовичском р-не Могилёвской обл.; дата и место призыва – Московский ГВК; последнее место службы – ТЩ-118 СФ; воинское звание – ст. краснофлотец; причина выбытия – погиб; дата выбытия – 12.08.1944; название книги Памяти – книга Памяти погибших и пропавших без вести в Великой отечественной войне. Том 6. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KP...088.png Ильюшкин Яков Савельевич, дата рождения – 1917 г.; место рождения – Белорусская ССР, Могилевская обл., Климовичский р-н, Галичский с/с, д. Галичи; дата и место призыва – 1938 г., Фрунзенский РВК, Московская обл., г. Москва, Фрунзенский р-н; последнее место службы – п/п 40766; воинское звание – рядовой; причина выбытия – пропал без вести; дата выбытия – не ранее 29.03.1944; родственники – мама - Ильюшкина Евдокия Марковна; где проживают родственники (подробный адрес) – Могилевская обл., Климовичский р-н, Галичский с/с, д. Галичи; архив – ЦАМО; номер фонда – 58; номер описи – 977522; номер дела – 90. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/...90/00000408.jpg http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/...90/00000408.jpg http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/...90/00000409.jpg http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/...90/00000410.jpg http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/...90/00000411.jpg http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/...90/00000412.jpg 222. Казимир Алексей Александрович, 2-й штурман, погиб, команда транспорта «Марина Раскова». 241. Коваленко Василий Иванович, радист, старшина 2 статьи, спасен, Карская ВМБ, пассажир транспорта «Марина Раскова». 259. Корельский Иван Михайлович, погиб, Архангельская таможня, пассажир транспорта «Марина Раскова». 271. Коткин Владимир Андреевич, юнга 7 лет, минный тральщик ТЩ-116, была в газете «Известия» статья о нём, награжден медалью Ушакова. 277. Крапивин Степан Алексеевич, погиб, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова». Крапивин Степан Алексеевич, воинское звание – красноармеец; военно-учётная специальность – ВУС № 134; партийность – б/п.; год рождения – 1893; какой местности уроженец – Архангельская обл., Мезенский р-н, Сосненский с/с., с. Сояна; каким РВК призван и какой обл., с какого года в армии – 12.8.42 г., Мезенский РВК Архангельской обл.; когда и по какой причине выбыл – погиб 12.8.44 г.; ближайшие родственники, фамилия, имя и отчество – жена Парасковья Николаевна; где проживают родственники (подробный адрес) – проживает по месту рождения мужа. 288. Кудряков Виктор Михайлович, спасен, работник управления полярных станций ГУСМП, полярная станция мыс Шалаурова, пассажир транспорта «Марина Раскова». 289. Кузиков Владимир Александрович, воинское звание – краснофлотец; должность и специальность – электрик 3 кл.; год рождения – 1926 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – КСМ; место рождения – Курская обл., Бесединский р-н; социальное положение – учащийся; национальность – русский; срок срочной службы – 1944 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-118, Бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Бесединским РВК; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – отец: Александр …, Бесединский р-н, д. Иозбрачево. Кузиков Владимир Александрович, дата рождения – 1926 г.; место рождения – Курский р-н; должность – матрос; причина выбытия – погиб в бою; дата выбытия – 12.08.1944; название книги Памяти – книга Памяти. Курская область. Том 4. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KP...m4/00000228.png 290. Кузнецов Николай Васильевич, воинское звание – краснофлотец; год рождения – 1922 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – ВЛКСМ; место рождения – Московская обл., Коломенский р-н; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1942 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-114, Бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Коломенским РВК; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – мать: Платонова … Ефимовна, Коломенский р-н, д. Городец. Кузнецов Николай Васильевич, дата рождения – 1922 г.; место рождения – Коломенский район Московской области; дата и место призыва – 1942 г., Коломенский РВК; последнее место службы – ТЩ-114; воинское звание – краснофлотец; причина выбытия – погиб при выполнении боевого задания командования; дата выбытия – 13.08.1944; место выбытия – Карское море; название книги Памяти – книга Памяти. Московская область. Том 29, часть 2. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KP...h2/00000192.png 299. Куперман Лев Захарович, воинское звание – ст. краснофлотец; должность и специальность – моторист 3 кл.; год рождения – 1922 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – КСМ; место рождения – г. Одесса; социальное положение – рабочий; национальность – еврей; срок срочной службы – 1942 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-118, Бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Мытищинским РВК Московской обл.; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – отец: Захар Львович, Московская обл., г. Лосиноостровская, пос. Джангоровка, 2-й Южный переулок, 10. Куперман Лев Захарович, дата рождения – 1922 г.; место рождения – г. Одесса Украинской ССР; дата и место призыва – 1941 г., Мытищинский РВК; причина выбытия – погиб в бою; дата выбытия – 12.08.1944; название книги Памяти – книга Памяти. Московская область. Том 5, часть 1. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KP...h1/00000266.png 324. Ледовский Василий Васильевич, акустик, минный тральщик ТЩ-116, жил в Архангельске. Умер. Жива жена – Ледовская Александра Павловна. Воспитал сына и дочь. 328. Лихачев Виктор Степанович, начальник станции, спасен, работник управления полярных станций ГУСМП, полярная станция о. Уединения, пассажир транспорта «Марина Раскова». 344. Макаровский Михаил Петрович, ст. лейтенант интендантской службы, погиб, пассажир транспорта «Марина Раскова». 365. Меньшуткин Павел Иванович, старший штурман, погиб, команда транспорта «Марина Раскова». 373. Митрофанов Евгений Николаевич, старшина 1-й статьи, спасен, минный тральщик ТЩ-116 (гребцы шлюпки), БТЩ ГБ ОВР"а СФ. 380. Морозов Эльцек Иванович, печник, спасен, работник управления полярных станций ГУСМП, полярная станция Тикси, пассажир транспорта «Марина Раскова». 391. Наумова Надежда Викторовна, спасена, работник управления полярных станций ГУСМП, пассажир транспорта «Марина Раскова». 413. Одоев Семен Лукич, 4-й механик, спасен, команда транспорта «Марина Раскова». 414. Окунев Борис Самуилович, штаб БФ, капитан 3 ранга, спасен, офицерский состав Беломорской флотилии. 415. Оленцов Иван Макарович, краснофлотец, спасен, 37-я Авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова». 421. Отборкина Александра Александровна, погибла, пассажир транспорта «Марина Раскова». 422. Отборкина Евгения Ивановна, погибла, пассажир транспорта «Марина Раскова». 423. Отборкина Лилия Ивановна, погибла, пассажир транспорта «Марина Раскова». 426. Павлова Мария Ермиловна, ученик штурмана, погибла, команда транспорта «Марина Раскова». 430. Панкратов Константин Киприянович, палубный ученик, погиб, команда транспорта «Марина Раскова». Панкратов Константин Киприянович, дата рождения – 1928 г.; место рождения – Архангельская обл., Приморский р-н, Заостровский с/с, д. Мал. Анисимово; дата и место призыва – Приморский РВК Архангельской области; должность – палубный ученик; причина выбытия – погиб в море; дата выбытия – 12.08.1944; место выбытия – Карское море, на пароходе «Марина Раскова»; название книги Памяти – электронная книга Памяти Архангельской области; источник информации – книга Памяти Архангельской области том 12. 444. Перетягин Федор Михайлович, мл. лейтенант, погиб, 37-я авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова». Перетягин Федор Михайлович, дата рождения – 1920 г.; дата и место призыва – Шенкурский РВК Архангельской области; последнее место службы – 37 авиабаза ВВС КБФ; воинское звание – мл. лейтенант; причина выбытия – погиб в бою; дата выбытия – 12.08.1944; название книги Памяти – Назовем поименно. Калининградская область. Том 11; увековечен – г. Калининград, Советский пр-кт, мемориал «Лётчикам Балтики». http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPNazovemPoimennoKaliningrOblTom11/00000337.png Перетягин Федор Михайлович, дата рождения – 1920 г.; место рождения – Архангельская обл., Шенкурский р-н, д.Феневская; дата и место призыва – Шенкурский РВК Архангельской области; последнее место службы – 37 авиабаза ВВС КБФ; воинское звание – мл. лейтенант; причина выбытия – погиб в море; дата выбытия – 20.08.1944; место выбытия – Карское море, о. Белый; название книги Памяти – Электронная КП Архангельской области; источник информации – книга Памяти Архангельской области том 13. 451. Поженский Анатолий Иванович, ст. краснофлотец, спасен, минный тральщик ТЩ-116 (гребцы шлюпки), БТЩ ГБ ОВР"а СФ. 458. Прибыльский Степан Григорьевич, мл. лейтенант, 45-я рота связи 37 авиабазы ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова». Прибыльский Степан Григорьевич, место рождения – с. Милечь; воинское звание – мл. лейтенант; национальность – русский; партийность – член КПСС; причина выбытия – пропал без вести; дата выбытия – 18.04.1944; название книги Памяти – Книга памяти. Брянская область. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KP...m8/00000251.png 466. Пуртов Николай Михайлович, воинское звание – старшина 1 статьи; должность и специальность – командир отделения комендоров, комендор 2 кл.; год рождения – 1919 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – КСМ; место рождения – Омская обл., Ялуторовский р-н, ; социальное положение – учащийся; национальность – русский; срок срочной службы – 1939 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-118, Бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Ялуторовским РВК; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – отец: Михаил Иванович, Ялуторовский р-н, ст. Заводоуковск, Рабочая 28. Пуртов Николай Михайлович, дата рождения – 1919 г.; воинское звание – старшина; причина выбытия – погиб в морском бою; дата выбытия – 12.08.1944; название книги Памяти – книга Памяти. Тюменская область. Том 7, страница 463, раздел книги Памяти – по Ялуторовскому р-ну. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPTumenOblTom7/00000465.png Пуртов Николай Михайлович, дата рождения – 1919 г.; причина выбытия – пропал без вести; дата выбытия – июль 1944 г.; название книги Памяти – книга Памяти. Тюменская область. Том 1, раздел книги Памяти – по Заводоуковскому р-ну. 478. Родионов Федор Алексеевич, 3-й механик, спасен, команда транспорта «Марина Раскова». 480. Романенко Максим Пантелеевич, погиб, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова». Романенко Максим Пантелеевич, воинское звание – красноармеец; военно-учётная специальность – ВУС № 134; партийность – б/п.; год рождения – 1896; какой местности уроженец – Воронежская обл., Воронцовский р-н, с., Александровка; каким РВК призван и какой обл., с какого года в армии – 16.12.41 г., Воронцовским РВК Воронежской обл.; когда и по какой причине выбыл – погиб 12.8.44 г.; ближайшие родственники, фамилия, имя и отчество – жена Христиния Ильинична; где проживают родственники (подробный адрес) – проживает по месту рождения мужа. 483. Рончинский Иван Людвигович, погиб, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова». Вичинский (Рончинский) Иван Людвигович, воинское звание – красноармеец; партийность – б/п.; год рождения – 1900; какой местности уроженец – Пинская обл., Давыдгородский р-н, село Мухоль; каким РВК призван и какой обл., с какого года в армии – Давыдгородским РВК Пинской обл. 17.03.44 г.; когда и по какой причине выбыл – погиб 12.8.44 г.; ближайшие родственники, фамилия, имя и отчество – жена – Рончинская Анна Павловна; где проживают родственники (подробный адрес) – Пинская обл., Давыдгородский р-н, село Мухоль (Мачуль). 492. Рыкованов Павел Иосифович, минёр, минный тральщик ТЩ-116, после войны жил в Красноярском крае. 510. Севастьянов Прокофий Иванович, погиб, вологодский рабочий (в Нордвик), пассажир транспорта «Марина Раскова». Севастьянов Прокоп(ф)ий Иванович, воинское звание – красноармеец; военно-учётная специальность – ВУС № 134; партийность – б/п.; год рождения – 1895; какой местности уроженец – Алтайский край, Чарыцкий район, Н. Бен(л?)щепацкий с/с., с. Сваловка; каким РВК призван и какой обл., с какого года в армии – 12.9.42 г., Чарыцским РВК Алтайского края; последнее место службы – 391 запасной сп; когда и по какой причине выбыл – погиб 12.8.44 г.; ближайшие родственники, фамилия, имя и отчество – жена Хаврония Павловна; где проживают родственники (подробный адрес) – проживает по месту рождения мужа. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/VS...03/00000242.jpg 530. Силуанов Алексей Николаевич, плотник, спасен, Диксон, Архангельская гидробаза, пассажир транспорта «Марина Раскова». Силуанов Алексей Николаевич, год рождения – 1910 г.; место рождения – г. Ленинград; дата начала работы в Архангельской гидробазе – 14.5.1939 г. До 1945 года работал плотником, после 1945 года – матросом. Уволен 1.02.1956 г. Имел 5 детей. 538. Ситливый Василий Васильевич, краснофлотец, спасен, 37-я Авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова». 540. Скачков Рудольф Сергеевич, кочегар 1 класса, спасен, команда транспорта «Марина Раскова». 550. Соколов Виталий Семенович, воинское звание – краснофлотец; год рождения – 1922 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – КСМ; место рождения – Ярославская обл., Иейский р-н; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1942 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Белорецким РВК; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – отец: Семен Иванович, Башкирская АССР, г. Белорецк, с. Ло…, Нижегородская, 4…. Соколов Виталий Семенович, дата рождения – 1922 г.; место рождения – п. Думиково Нейского района Костромской области; последнее место службы – пп 36070; воинское звание – старшина 1 статьи; причина выбытия – погиб; дата выбытия – 12.08.1944; место выбытия – похоронен: г. Мурманск; название книги Памяти – Память. Башкортостан. Книга 7. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPPamyatBashkortostanKN7/00000332.png 553. Соловьев Владимир Николаевич, краснофлотец, погиб, Карская ВМБ, пассажир транспорта «Марина Раскова». Соловьев Владимир Николаевич, место рождения – д. Савиха, Печенский с/с; дата и место призыва – Ивановский РВК; воинское звание – м-с; национальность – русский; причина выбытия – погиб; дата выбытия – 12.08.1944; место выбытия – в Карском море; название книги Памяти – книга Памяти. Костромская область. Том 6. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPKostromOblTom6/00000420.png 574. Сыпкин Алексей Степанович, краснофлотец, спасен, 37-я Авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова». 578. Таротин Александр Павлович, погиб, Архангельская гидробаза, пассажир транспорта «Марина Раскова». Таротин Александр Павлович, уволен в 1944 г. с Архангельской гидробазы в связи с гибелью. 590. Тощаков Евгений Николаевич, воинское звание – краснофлотец; должность и специальность – курсант; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-118, Бригада траления ОВР ГБ СФ; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г. 625. Чубаров Александр Павлович, штурман (командир БЧ-1), ст. лейтенант, минный тральщик ТЩ-116, в Ленинграде, где он родился, жил в последнее время, в училище подводного плавания (институт) преподавал штурманское дело, был командиром ТЩ-117 в Великую Отечественную войну, служил в штабе Северного флота после войны, был женат, у него было 2 сестры в Москве, знал норвежский язык. 640. Шепелин Прокоп Михайлович, к/о рулевых, старшина 2-й статьи, спасен, минный тральщик ТЩ-118, БТЩ ГБ ОВР"а СФ. 648. Шохичев Александр Иванович, повар, спасен, команда транспорта «Марина Раскова». 653. Шурахов Василий Яковлевич, командир отделения сигнальщиков, старшина 1-й статьи, спасен, минный тральщик ТЩ-114, БТЩ ГБ ОВР"а СФ. 656. Щеглов Виктор Федорович, воинское звание – краснофлотец; должность и специальность – моторист 3 кл.; год рождения – 1924 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – КСМ; место рождения – Омская обл., Тюменский р-н; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1943 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-118, Бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Тюменским РВК; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – отец: Федор Ан.., Тюменский р-н, д. Парфеново. Щеглов Виктор Федорович, дата рождения – 1924 г.; должность – матрос; причина выбытия – погиб; дата выбытия – 12.08.1944; название книги Памяти – книга Памяти. Тюменская область. Том 7, страница 433, раздел книги Памяти – по Тюменскому р-ну. http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KP...m7/00000435.png 658. Юрченко Василий Павлович, машинист 1 (или 2) класса, спасен, команда транспорта «Марина Раскова». Из дополнительной части: 5. Аранин Лев Н., начальник станции и порта, спасен, работник управления полярных станций Главсевморпути, Усть Таймыр УПА, пассажир п/х "М. Раскова". 6. Аранин Лев Николаевич, спасен, Архангельская авиабаза, пассажир тр. "М. Раскова". Найдены родственники участников конвоя, отсутствующих в общих поисковых списках: 1. Аугъяров Эдуард Гансович. 2. Мозгалевский Андрей Васильевич. Живы и найдены следующие участники конвоя БД-5: 1. Бондарев Пётр Артемьевич (г. Чернигов) 76. Бондарев Пётр Артемиевич, старшина 1 (или) 2 статьи, минный тральщик ТЩ-116, участник Парада Победы, был приёмным сыном в семье Сатуниных, преподавал в Малинском лесном техникуме, там женился, переехал и преподавал в Черниговском лётном училище, две дочери, кандидат физико-математических наук. 2. Иванов Дмитрий Семёнович (г. Москва). 204. Иванов Дмитрий Семёнович, старшина 1 (или 2) статьи, минный тральщик ТЩ-116. 3. Кимнатный Юрий Гурьевич (г. Санкт-Петербург). 234. Кимнатный Юрий Гурьевич, курсант ВМИУ, минный тральщик ТЩ-116. 4. Лаптев Валентин Прокопьевич (г. Архангельск). 317. Лаптев Валентин Прокопьевич, старшина 1 (или 2) статьи, минный тральщик ТЩ-116, секретарь комсомольской организации ТЩ-116, награждён 2 медалями «За боевые заслуги», медалью Ушакова, орденом «Красной Звезды», орденом Отечественной войны первой степени, капитан 2 ранга в запасе. 5. Сатунин Сергей Сергеевич (г. Москва). 504. Сатунин Сергей Сергеевич, старший помощник командира минного тральщика ТЩ-116, старший лейтенант.
Во Владимирской областной ежедневной газете "Призыв" была опубликована статья "Обреченный рейс". http://www.prizyv.ru/culture/?news=1667&y=2009&m=4&d=23 Побережье Северного Ледовитого океана кажется далеким от событий Великой Отечественной войны. Однако именно там, в Карском море, разыгралась одна из самых страшных морских трагедий середины 40-х. В списке жертв оказались и наши земляки. Недавно во Владимирскую ассоциацию поисковых отрядов "Гром" пришло письмо из Салехарда: "Просим вас помочь в подготовке Всероссийской экспедиции памяти "Карская экспедиция-2009". Мы разыскиваем участников событий, произошедших в Арктике в августе 44-го, и их родственников"... Как умирают пароходы 8 августа 1944 года из архангельского порта вышел небольшой конвой "Белое море - Диксон № 5", сопровождавший транспортный пароход "Марина Раскова". На борту парохода находились свыше 350 человек: экипаж, проходившие службу на Карской военно-морской базе краснофлотцы, в том числе двое призывников из Владимирской области, очередная смена полярников, семьи работающих на Диксоне (среди них около 150 женщин и детей). Капитаном "Марины Расковой" был опытный полярник Виктор Демидов. Транспорт сопровождали три тральщика американской постройки - ТЩ-114, ТЩ-116 и ТЩ-118. На флагманском тральщике ТЩ-118 служили четверо владимирцев. Командовал конвоем капитан Александр Шмелев, уроженец Иванова. Рейс обещал быть простым: безоблачное небо, хорошая видимость, спокойное море. Корабли конвоя имели хорошее противолодочное вооружение и, главное, гидроакустическую аппаратуру для обнаружения подводных лодок. Правда, радиус ее действия был около 12 кабельтовых. И это сыграло свою роль в дальнейших событиях. - В начале августа 1944 года германское командование отправило для действий в Карском море ударную группу "Грайф" - шесть подводных лодок, - рассказывает Сергей Шулинин, организатор проекта "Карская экспедиция-2009". - Все субмарины были оснащены самонаводящимися акустическими торпедами Т-5. В отличие от обычных они двигались бесшумно и почти бесследно, шли на шум винтов и взрывались, даже не касаясь цели - под действием магнитного поля корабля. К тому же стрелять этими торпедами можно было с расстояния в 25-30 кабельтовых, оставаясь вне поля действия гидроакустической аппаратуры наших кораблей. С берега подводные лодки заметили и оповестили всех находящихся в плавании. Наш конвой усилил наблюдение за морем; кроме того, суда подошли ближе к острову Белый, где из-за небольшой глубины можно было чувствовать себя в относительной безопасности от субмарин врага. Однако все это не помогло... Немецкая субмарина U-365 из группы "Грайф" обнаружила и атаковала наши корабли. 12 августа, около восьми вечера, на пароходе "Марина Раскова" у переборки между вторым и третьим трюмом по правому борту раздался взрыв. Очевидцы вспоминают, что он был настолько мощным, что мешки с мукой из трюма выбросило через пробоину в борту на палубу парохода. Пароход дал крен. Начались хаос и паника - люди побежали на верхнюю палубу. На конвойных кораблях решили, что причиной взрыва стала донная мина, и поспешили на выручку "Марине Расковой". Спастись им не дали... Первым к тонущему пароходу подошел флагманский тральщик ТЩ-118. Однако немецкая субмарина достала и его: два взрыва, и корабль быстро ушел под воду. Остальные два тральщика развернулись и, сбросив вешки (еще было предположение, что конвой попал на минное поле), отошли и остановились на расстоянии 1-1,5 мили от парохода. По дороге они подобрали оказавшихся в воде моряков с ТЩ-118 - тех, кто успел спастись. В их числе оказался и капитан Александр Шмелев. В это время на "Марине Расковой" сажали в спасательные шлюпки пассажиров парохода. Первыми эвакуировали женщин и детей - их доставили на борт ТЩ-114. Остальные пассажиры и члены экипажа спустили на воду два кунгаса (большие беспалубные лодки). Первую взял на буксир катер с тральщика ТЩ-116; второй (на борту находились 46 человек) шел к этому же кораблю на веслах. Но подлодка не собиралась бросать начатое: в 0.15 вражеская торпеда подбила корабль ТЩ-114. Он затонул четыре минуты спустя, спастись не удалось никому. Погибло более 200 человек - женщины, дети, команда, спасенные с ТЩ-118 моряки. Сейчас неизвестно, были ли среди них владимирские краснофлотцы или море забрало их раньше - после взрыва на флагманском тральщике. Командир последнего конвойного корабля ТЩ-116 к этому моменту уже догадался, что дело не в минах. Он ушел с места аварии, увозя команду и 186 спасенных. Катер с тральщика, ведший на буксире кунгас с очередной партией пассажиров, обрубил буксирный канат, оставил кунгас, а сам направился к ТЩ-116, который в это время уже дал ход. Вскоре после того, как корабль скрылся за горизонтом, в два часа пятнадцать минут раздался двойной взрыв: немецкая подлодка добивала "Марину Раскову"... Когда расколовшийся надвое корпус парохода скрылся с поверхности и успокоилась бурлившая вода, из морской глубины неподалеку от места гибели судна медленно всплыла рубка подводной лодки. Субмарина отплыла, держа курс вслед ушедшему на восток тральщику... Однако нашему кораблю повезло - он благополучно добрался до порта. В поисках выживших Но на месте трагедии еще оставались люди: на двух кунгасах, вельботах, шлюпках, плотах - всего около 150 человек. Где-то среди них были и двое владимирских моряков - пассажиров с "Марины Расковой". Долгое время суденышки носило по волнам. Их пассажиры изнемогали от холода, голода и жажды. Судьба брошенных в море сложилась по-разному. На их поиски были отправлены корабли и самолеты, но спасательной операции мешал разыгравшийся шторм. 17 августа - через пять дней после трагедии - была обнаружена одна из шлюпок с парохода "Марина Раскова", в которой находились 19 человек. На следующий день из воды подняли вельбот. Пассажиры - двадцать пять человек, с опухшими, раздутыми ногами, руки окровавлены. "Пить! Пить!" - просили они. Ничего не просил только средних лет мужчина в военной форме. Другие спасенные объяснили: "У него погибли дочь и жена. На катере они были отправлены на тральщик ТЩ-114. Только их на палубу подняли - взрыв. И 114-й на глазах - на две половины. Вот он с тех пор ни слова и не сказал". Настоящий подвиг совершил летчик Матвей Козлов, командир летающей лодки "Каталина". 23 августа он заметил первый кунгас и сумел вытащить всех выживших. Вот строки из его отчета: "Нашли там 14 человек живыми и более 25 трупов. Трупы лежали в два ряда на дне кунгаса, наполненного по колено водой. На трупах лежали и сидели оставшиеся в живых, из которых примерно шесть человек были способны с трудом передвигаться самостоятельно. По заявлению снятых людей и осмотру кунгаса было установлено, что пресной воды, а также каких-либо продуктов на кунгасе не было". Из-за шторма и перегрузки "Каталина" не могла взлететь. Матвей Козлов двенадцать часов вел ее к берегу по бушующим волнам. Второй кунгас нашли на берегу острова Белый в конце августа. В нем были только тела погибших. Имен выяснить не удалось. Высланная похоронная команда закопала останки близко к берегу, и могила была размыта волнами и разорена медведем. Из 636 пассажиров и членов экипажей, бывших на "Марине Расковой" и торпедированных тральщиках, погиб 381 человек. Все владимирские моряки - шесть имен - оказались в этом траурном списке. Александр СОБОЛЕВ Фото из архива Сергея Шулинина Кстати Сейчас по всей России и ближнему зарубежью идет поиск выживших участников трагедии и родственников погибших. В августе этого года к месту события отправятся участники "Карской экспедиции-2009". Там, где затонула "Марина Раскова", будет проведена траурная церемонии отдания воинских почестей погибшим. На острове Белый будет установлен памятный знак. Во Владимире уже начались розыски родных и близких наших моряков. Известен адрес, по которому жил краснофлотец Алексей Пугачев, проходивший службу на тральщике ТЩ-118. Вместе с поисковиками мы нашли этот дом, но сейчас в нем расположен ресторан. Куда переехали жильцы, пока неизвестно. Если родственников удастся найти до августа, они смогут принять участие в экспедиции. Просьба откликнуться родным и близким Беляков Анатолий Иванович, место рождения - д. Лошаки Петушинского района; дата рождения - 1924 г.; дата и место призыва - Петушинский РВК Московской области; последнее место службы - ВВС КБФ; воинское звание - краснофлотец. Пассажир парохода "Марина Раскова". Дельдюжев Сергей Григорьевич, дата рождения - 1915 г.; место рождения - с. Ундол Собинского района; дата и место призыва - 1941 г.; воинское звание - старшина (главный старшина); последнее место службы - Карская ВМБ. Пассажир парохода "Марина Раскова". Пугачев Алексей Иванович, воинское звание - краснофлотец; должность и специальность - электрик 3-го кл.; год рождения - 1921 г.; место рождения - г. Владимир; дата и место призыва - 1941 год; последнее место службы - минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ; семейное положение - холост; родственники - мать: Александра Алекс:, г. Владимир, ул. 3-го Интернационала, д. 76. Силантьев Николай Васильевич, воинское звание - мичман; должность и специальность - старшина группы электриков, электрик 1-го кл.; год рождения - 1918 г.; место рождения - г. Владимир; последнее место службы - минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ. Краснов Валентин Григорьевич, воинское звание - старшина 2-й статьи (ст. краснофлотец); должность и специальность - моторист 3-го кл.; год рождения - 1922 г.; место рождения - Никологорский р-н; последнее место службы - минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ; семейное положение - холост; родственники - мать: Прасковья Ивановна, Никологорский р-н, д. Юговская. Мельников Федор Александрович, воинское звание - ст. краснофлотец; должность и специальность - электрик 3-го кл.; год рождения - 1917 г.; место рождения - Юрьев-Польский р-н; последнее место службы - минный тральщик ТЩ-118, бригада траления ОВР ГБ СФ; место призыва - Кольчугинский РВК; семейное положение - холост; родственники - отец: Александр Е:, г. Кольчугино, ул. 8 Марта, д. 135. Начаты поиски участников конвоя БД-5 или их родственников и во Владимирской области. Пожелаем им успеха!
Хочу попросить помощи. Пришла интересная информация. Надо её пополнить. Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5: 306. Кучеренко Николай Пантелеевич, воинское звание – старшина 2 статьи; должность и специальность – командир отделения акустиков, … 2 кл.; год рождения – 1920 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – ВЛКСМ; место рождения – Черниговская обл., Менский р-н; социальное положение – служащий; национальность – украинец; срок срочной службы – 1941 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-114, бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Менским РВК; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост. Я получил следующее: Старшина 2-й статьи Кучеренко Н.П. - акустик тральщика ТЩ-114. Сначала служил на подводной лодке Балтийского флота. За мужество и решительность в боевых походах был награжден орденом Ленина. В ноябре 1943 года прибыл на Северный флот в составе экипажа тральщика ТЩ-114. Был удостоен орденов Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени. С подводной лодки был переведен на надводное судно в связи с состоянием здоровья. Перепады давления открывало кровотечение из ушей. Вот какой Николай Пантелеевич Кучеренко легендарный акустик. А может на Балтийском флоте осталась о нём информация? Или у поисковиков? У историков? В музее? В архивах?
Страницы: Пред. 1 ... 6 7 8 9 10 ... 23 След.
Читают тему (гостей: 1, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


Главное за неделю