Судя по тому, куда развивается ветка Авианосный Файл и после наблюдения (с ужасом) за тем, куда скатывается форум, постепенно превращающийся в подиум для политической (причём в основном безграмотной) говорильни и мурзилок, считаю что настала необходимость открыть данную ветку.
Другим видом поиска является поиск группой (кораблей или ЛА) в строю пеленга. В данном случае приведён спиральный поиск (классическая гребёнка) группой кораблей, который начинается в точке как горящего контакта, так и в точке возможного нахождения ПЛ. В принципе что поиск кораблями, что ЛА такого типа сходны, хотя для кораблей возникает проблема треугольника захвата (об этом позже), в то время как вертолёты, например, будут решать проблему дискретности т.н. "маканий" своих ОГАС.
Важнейшим вопросом при поиске кораблями (с учётом принципа нарезанного печенья) является вопрос ширины дорожки поиска (W) и треугольника захвата ПЛ. На рисунке избражён единичный корабль осуществляющий поиск, с известным радиусом обнаружения ® и с Дистанцией уклонения ПЛ (ПЛ "увидит" корабль дальше чем корабль "увидит" ПЛ). Таким образом реальная ширина дорожки определяется дугой, полученной при пересечении Дистанции уклонения ПЛ и касательных к Радиусу обнаружения корабля, проведённых под углом Альфа = arcsin Vл/Vк--то есть соотношение скорости ПЛ к скорости Корабля. Например при скорости уклонения ПЛ в 8 узлов и скорости поиска корабля в 12 узлов, соотношение скоростей будет около 0.67 что даёт значение Альфы около 42 градусов. Не стоит забывать, тем не менее важнейший тактический фактор--чем выше скорость корабля, тем ниже его гидроакустические возможности. Динамика "упадка" данных возможностей в зависимости от скорости для любого корабля и его гидроакустического комплекса является страшной гостайной в любом флоте мира.
В целом, говоря о поисках стоит подчеркнуть--поисков масса, многие из них используют совершенно секретные подходы и описать их здесь всех просто невозможно. Хотя стоит, наверное, упомянуть о такой разновидности поиска как случайный поиск и поиск в секторе. Случайный поиск--это один из видов поиска, который может испольщоваться как в рутинных ПЛО операциях так и в условиях известного мгновенного местоположения ПЛ--т.н. горячий (или горящий) контакт, ака Flaming Datum, что происходит если при залпе или торпед, или ПКР ПЛ выдаёт своё местоположение. Поиск в секторе, который имеет массу разновидностей--это поиск когда известно мгновенное местоположение ПЛ и известен сектор её отхода, в таком случае решается задача сближения с точкой на дальней кромке сектора в дистанции Vпл умноженное на тау (время запаздывания сил поиска) в Т кратчайшее. Далее кромки чередуются и поэтому поиск имеет вид зигзага. Оба поиска могут объединяться, например: с одним вертолётом осуществляющим случайный (а чаще--спиральный) поиск в датуме--месте контакта--в то время как другой вертолёт (или корабль) осуществляют поиск в секторе.
При случайном поиске, вероятное количество контактов, которые может получить ПЛО считается как интеграл соотношения, где R--радиус "ножа для печенья" ПЛО, тау--задержка (вертолёта) в приходе на место датума (горящего контакта)--на формуле, это знаки вопроса (не распознаёт кодировку, почему то в нижнем пределе интегрирования, y(t)--радиус расширяющегося диска в момент времени, зависящий от максимальной скорости ПЛ. Это одна из моделей, в реальности их много.
Приблизительно так будет выглядить работа двух вертолётов по горящему контакту с секторе. Ну что можно расположить в "раструбе" самого сектора--это уже вопрос воображения Мы здесь не будем слишком глубоко уходить в эти нюансы. Задача ветки--дать самое базовое понимание того, насколько сложна современная война на море т какой высочайшей общеобразовательной и профессиональной подготовки она требует.
Для тех, кому интересно просмотреть математический аппарат за всем этим, я приаатачил здесь тезис Альберто Сото (ВМС Чили) под руководством Уошбёрна--Задача Горящего Контакта с Различными Скоростями.
Таким образом, можно просмотреть простейшую проблемку того же АУГа, при залпе ПЛ с дистанции в 1300 кбт ПКР, при исходном положении ПЛ в пеленге 315 градусов и 220 миль (2200 кбт). Естессно на АВ там не дураки сидят и предполагают, что маруся (а то и несколько марусь) прилететь им может вполне с их траверзных углов правого борта (в данном раскладе залп по Пеленгу 10 в дистанции 1300 кбт) и задачу (причём тяжелейшую), которую им надо будет решить--это ПЛО (и ПВО) правой полусферы с радиусом в 130 миль, что есть колоссальная работа. И вероятности успеха этой работы весьма скромны.
Для тех, кто реально хочет знать и немного разбираться--неплохой ввод в базовые вопросы маневрирования и навигации (не по тактике!!) есть на ресурсе Подлодка.
Подлодка
Андрей Белый пишет:
Начнём с простого. Что такое тактика. Словарь Ожегова даёт такое определение:
Ожегов на этот вопрос не ответит. Вот наболее понятно
Тактика ВМФ — ...форма применения сил флота в войнах всех поколений — представляет собой относительно самостоятельную теорию и практику подготовки и ведения боевых действий, высшей формой которых является морской бой. Тактика — это наука о морском бое, более самостоятельная область военно-морского искусства, что обусловливается непосредственной связью тактики с военно-морской техникой, морской средой, а также специфичностью задач, способов ведения морских боев и приемов применения корабельного оружия.Тактика ВМФ вытекает из тактики родов сил ВМФ, классов кораблей и применения оружия. В то же время в тактике ВМФ применяются общие методологические положения и принципы военного искусства.
В современных условиях принципы военно-морского искусства по сфере своего применения подразделяются следующим образом:
1. Принципы управления силами флота (боевая готовность, взаимодействие сил, твердое и непрерывное управление, освещение обстановки в реальном масштабе времени, единство командования).
2. Принцип организации и ведения морской операции и боя (решительность в наступлении, активность в обороне, массирование сил и средств, внезапность, сочетание огня и маневра, сосредоточение усилий на главном направлении, всестороннее обеспечение боевых действий, завоевание господства на море и др.).
3. Принципы обучения и воспитания личного состава (патриотизм, преемственность традиций, присяга, уставы).
4. Принципы военного строительства флота (военная доктрина, сбалансированность сил флота, интеграция вооружений корабля, многофункциональные боевые системы, приоритетность и др.).
5. Информационное противоборство и радиоэлектронная борьба. ...
адмирал флота Капитанец И."Война на море.Актуальные проблемы развития военно-морской науки"
Тактическое маневрирование в т.ч. поиск не вся тактика, почему бы не рассмотреть другие вопросы
katernik пишет:
Тактическое маневрирование в т.ч. поиск не вся тактика, почему бы не рассмотреть другие вопросы
А разве кто-то утверждает обратное?? Помилуйте, Уважаемый, я начал эту ветку несколько дней назад и начал с базовых вопросов, поиск--один из них. Дайте время и до других вопросов дойдём. Ваша экспертиза, например, очень будет нужна, когда будем говорить о тактике (естественно в рамках НЕсекретного) ракетных кораблей и пр. Очень рад, что Вы появились опять после долгого перерыва. Не забывайте из за чего была открыта эта ветка. По остальному--безусловно очень важное дополнение, но тактика Флота (и я беру любого флота) вытекает прежде всего из технических возможностей систем оружия, что, с другой стороны, не отрицает и этого:
Цитата
katernik пишет:
Тактика ВМФ вытекает из тактики родов сил ВМФ, классов кораблей и применения оружия.
Применение оружия и диктуется его (оружия) техническими возможностями, как один из важнейших факторов. Ярчайший пример этого--это эволюция как ПВО так и ПЛО, впрочем с приходом ПКР на флота--умерла линейная тактика. Аналогично произошло и с авиацией.
Тема очень интересная, прочитал с большим интересом. На родственных форумах идёт бурное обсуждение в свете недавних заявлений-хотелок Высоцкого и Троценко об атомных эсминцах. Весьма напоминает форумский отголосок профессионального спора Риковер-Зуммвольт. Причём сторонники чисто атомных соединений готовы обсуждать что угодно кроме основного: реальных тактиктических задач , органиазации ПВО, ПРО и ПЛО соединения в первую очередь.