Сергей Малков пишет:
Кстати, при наличии хода и дифферента подъемная сила, необходимая для изменения глубины, создается и на корпусе пл, и ее значение в разы больше,чем у той же силы на рулях.
Скажите (это мне для общего развития), какова была инерционная скорость у 705 пр (узлы и обороты)?
Лилия Алексеева пишет:
Лена, приветствую!
Фактические неточности - это по части наших уважаемых знатоков, а я немного покритикую Вас с позиций русского языка С улыбкой
Мои также приветствия! Спасибо, исправлю
Для будущих дополнений к статье:
Если у Вас есть доступ к моему тексту, то, пожалуйста, не стесняйтесь - Вы можете напрямую редактировать пунктуацию и прочее по языку (просто чтобы Вам не переписывать каждый раз, что нужно исправить).
Все технические комментарии и ответы к ним я буду для удобства нумеровать в порядке их поступления - с тем, чтобы избежать многоэтажные цитирования. Хорошо?
Итак,
1.
Цитата
Сергей Малков пишет:
Такого названия на пл нет. Есть носовые (рубочные, средние - в зависимости от места расположения) и кормовые горизонтальные рули.
1. Хорошо, я исправлю, что горизонтальные они по смыслу, а название выделю как НОСОВЫЕ и КОРМОВЫЕ ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ.
Мне хотелось подчеркнуть, что эти рули имеют горизонтальное положение.
Иначе тут получится такая же ситуация, как с Бореалисом (метеорологи тоже не считают, что к Авроре надо ещё указывать Бореалис - им-то ведь ясно как день, что, раз метеостанция находится в Арктике, то об Аустралисе речь уже не идёт, и Бореалис в названии опускается) Тут тоже: ребёнок по одному только ряду названий - "кормовой руль" и "носовой руль" может не разобрать сразу, что носовой руль относится к горизонтальным, а кормовой (без указания "горизонтальный") - это вертикальный руль.
2
Цитата
Сергей Малков пишет:
Напишите проще - из высокопрочной стали (в качестве легирующих присадок используется не только никель, а еще чуть не половина таблицы Менделеева). И как это он с водой не соприкасается, если между прочным и легким корпусом находятся балластные (топливобалластные) цистерны?
2. Я считаю, что лучше назвать конкретный материал, чем вводить в предложение более длинную и общую формулировку.
То, что прочный корпус может быть сделан из никеля - информация, получается, верная, но неполная? Для обучения лучше всё-таки закреплять смыслы наглядной конкретикой. Я бы оставила "никель". Но если очень настаиваете, то исправлю.
Имелось ввиду, что прочный корпус не соприкасается с водой изнутри. Снаружи, я знаю, что соприкасется. Если бы вода не попадала между лёгким и прочным корпусами, то лёгкий был бы смят давлением. Мне же хотелось подчеркнуть отличие прочного от лёгкого корпуса, который соприкасается с водой как извне, так и изнутри. Хорошо, я исправлю, чтобы читалось более понятно.
3.
Цитата
Сергей Малков пишет:
Такие цистерны называются топливобалластными. Дизтопливо по мере расходования замещается забортной водой.
3.Спасибо! Название перепишу.
Вопрос: Во всех моделях ПЛ израсходованный дизель замещается забортной водой? Или есть модели, в которых эта разница компенсируется только принятием вспомогательного балласта в дифферентные цистерны? Я добавлю то, что Вы сказали, но хотелось бы сначала получше разобраться. Ещё раз спасибо.
4.
Цитата
Сергей Малков пишет:
На самом деле цистерн главного балласта больше, и располагаются они по всей длине межкорпусного пространства.
4. В схеме, которую я использую, цистерны с дизелем расположены рядом с балластными. Если то, что Вы говорили в пункте 3, относится и к этой ПЛ, то тогда всё встаёт на свои места - получается, что "топливобаллстные цистерны" становятся просто "балластными", после того как топливо в них заместилось водой.
5.
Цитата
Сергей Малков пишет:
ЦГБ , за исключением лодок однокорпусной конструкции, располагаются вне прочного корпуса и на высокое давление не рассчитаны.
5. Разрешите уточинть: это - в том смысле, что бывают большие ПЛ с несколькими прочными корпусами внутри, между которыми есть сообщение, а есть ПЛ с одним прочным корпусом? Если в таком смысле, то у меня на схеме как раз однокорпусная ПЛ. Да и по схеме (рис. 1) видно, что балластные цистерны расположены внутри лёгкого корпуса. Кроме того читала, что балластные и уравнительную делают из прочной стали, а дифферентные - из лёгкой. Уже не могу найти, где, но запомнилось. Так как же быть? Может быть, речь идёт просто о разных моделях ПЛ? Если так, то мне, во всяком случае, нужно ориентироваться на ту наглядную схему, которая у меня есть. Ведь ребёнок будет разбираться именно по ней.
6
Цитата
Сергей Малков пишет:
Наличие кингстонов не обязательно, а ветиляционные клапана правильно называются "клапана вентиляции ЦГБ"
6. Хорошо, укажу "Клапана вентиляции Цистерн главного балласта"
7.
без поступательной тяги винтов подлодку обязательно затянет вниз
Цитата
Сергей Малков пишет:
Никак нет. Есть система стабилизации глубины без хода. Правильно удифферентованную пл держит замечательно!
7.Ну, уж Вы сразу все военные секреты выдаёте!
Понимаете, мне нужно ребёнку, который необязательно дружит с физикой, объяснить динамическое равновесие между силой тяжести, действующей на ПЛ, поступательной силой винта и направлением скорости , вектор которой задаётся горизонтальными рулями.
То есть мне приятно узнать, что есть такая волшебная система стабилизации, но Вы ведь сами говорите, что "правлиьно удифферентированную ПЛ держит замечательно ". А мы по тексту пока ещё не удифферентировали ПЛ! Она ещё пока продолжает погружаться. Цитирую для наглядности себя:
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
С этого момента незамедлительно включаются в работу машины. Вращение винта сообщает подлодке скорость - это толкает её вперёд. Чтобы заставить стальную рыбку нырнуть носом вниз, в управление ПЛ подключаются горизонтальные рули.
- Хм... – фыркнула Саша, - Погружаться можно и без этого! То есть как раз если не включать винты, то ПЛ и без рулей будет погружаться.
- Ты права, Саша: подлодка может погружаться как на ходу, так и без хода. И ты дважды права, что без поступательной тяги винтов подлодку обязательно затянет вниз.
8.
Цитата
Сергей Малков пишет:
Не совсем так. На глубину уходят, чтобы затруднить обнаружение пл противником. А ударной волне все равно на какой глубине рвать железо. Имеют значение только дистанция от места взрыва до пл и направление ударной волны (взрыв, произведенный под пл причиняет бОльшие повреждения).
8. Я согласна, что можно более ясно выразить в тексте, что ПЛ уходит на глубину, чтобы не стать обнаруженной (но мне казалось, что это и так понятно каждому ребёнку). Другое дело, что надо бы сказать тогда о системах обнаружения и какие они бывают и на какую глубину действуют. Отсюда буде понятно, на какую глубину ПЛ нужно уходить с точки зрения не быть обнаруженной.
Что касается взрывной волны, то ошибки в моём тексте не вижу (более плотные слои воды поглощают взрывную волну - это факт), но принимаю Ваши уточнения насчёт дистанции и места взрыва.
9.
Цитата
Сергей Малков пишет:
А если на пару метров меньше, то не представляет?
9Имелось ввиду, по конструкторским рекомендациям. Ведь конструкторы устанавливают какой-то предел, до которого они гарантируют безопасное погружение. Но это - не предел.
Конечно, здесь можно было бы рассказать о мужественных подводниках, которые погружались в условиях войны глубже (за пределы того, что гарантируют конструкторы). Но мне кажется, что такой рассказ лучше пусть напишет кто-нибудь из подводников - и это отдельная тема.
У меня же задача: рассказать принципы погружения.
Лена Штрэлер пишет:
2. То, что прочный корпус может быть сделан из никеля - информация, получается, верная, но неполная?
Прочный корпус не делают из никеля.
Его делают из стали, которая бывает разной по составу (но, в любом случае, основной элемент в ней - железо) или титана.
Цитата
3. Цитата
Цитата
Сергей Малков пишет: Такие цистерны называются топливобалластными. Дизтопливо по мере расходования замещается забортной водой.
3.Спасибо! Название перепишу.
Вопрос: Во всех моделях ПЛ израсходованный дизель замещается забортной водой?
Во всех
Цитата
5. у меня на схеме как раз однокорпусная ПЛ.
У Вас на схеме полуторакорпусная пл.
Цитата
7. А мы по тексту пока ещё не удифферентировали ПЛ!
Выход в море неудифферентованной пл запрещен. Расчетная "дифферентовка" принимается прямо у причала.
Цитата
8. Что касается взрывной волны, то ошибки в моём тексте не вижу (более плотные слои воды поглощают взрывную волну - это факт), но принимаю Ваши уточнения насчёт дистанции и места взрыва.
а) Вода - несжимаемая жидкость. Ее плотность на глубинах маневрирования пл столь незначительно изменяется, что этим изменением можно пренебречь.
б) Чем глубже взрыв рядом с корпусом пл, тем он опаснее. Поскольку к статическому давлению воды (а оно с глубиной возрастает) добавляется динамическое воздействие взрыва.
5. читала, что балластные и уравнительную делают из прочной стали, а дифферентные - из лёгкой. Уже не могу найти, где, но запомнилось. Так как же быть? Может быть, речь идёт просто о разных моделях ПЛ?
Балластные цистерны делятся на цистерны главного (ЦГБ) и вспомогательного балласта.
И уравнительная и дифферентные цистерны также являются балластными (цистернами вспомогательного балласта). Уравнительная цистерна, как правило, делается равнопрочной с прочным корпусом. Дифферентные цистерны - непрочные. Расчитаны на давление примерно 1кг/кв.см (10 м.вод.столба).
Сергей Малков пишет:
Командир дает команду "погружаться на глубину ... метров с дифферентом ... градусов". Положение ГР может быть как "паралельно на погружение", так и "враздрай на погружение" - в зависимости от заданного дифферента.
10. Мне бы хотелось показать случай, который Вы определили как "враздай на погружение", потому что он показывает максимальный повороту руля - мне кажется, если ребёнок усвоит, что происходит при этих позициях рулей, то ему легче будет понять потом, что могут быть ещё и другие сочетания углов - а в зависимости от них - дифферент.
Вопрос у меня: Подтвердите, пожалуйста, "враздай на погружение" - это будет правильня команда, если ПЛ только что ушла под воду и командир хочет скорое погружение? (Ведь дифферента у неё еще пока нет, она только что с поверхности ?)
11.
о, что при погружении центр тяжести смещается к носу подлодки – это точно!
Цитата
Сергей Малков пишет:
Абсолютно неточно. Положение центра тяжести от крена и дифферента не зависит.Для его смещения нужно перемещать грузы или балласт.
Я согласна, что нужно перемещать грузы для того, чтобы сместить центр тяжести. Но я так поняла, что это и делается - например, при срочном погружении, для того, чтобы утяжелить нос лодки, можно дать команду, чтобы часть экипажа быстро переместилась в носовой отсек (и это так и делалось во время второй мировой войны). Другое дело, я не знаю точно, что применяют в таких случаях на современных ПЛ (тоже экипаж перебегает к носу или это уже архаизм?)
В любом случае, Вы тут абсолютно правы, а я допустила ошибку. Исправлю.
12.
если ходом и горизонтальными рулями отвести дифферент не представляется возможным, следует использовать воздух высокого давления для продувания оконечности, на которую дифферентируется ПЛ»
Цитата
Сергей Малков пишет:
Применимо только в аварийных ситуациях (заклинивание ГР, поступление воды внутрь ПК) В штатной ситуации не применяется, ибо никчему.
12. Если я укажу, что это в аварийной ситуации применятеся, то могу я это утверждение оставить?
Мне просто очень хотелось бы показать, что обе системы управления ПЛ (рули и цистерны) работатют как единый организм и могут даже функциоанльно заменять друг друга.
13.
Цитата
Сергей Малков пишет:
Правильно удифферентованная пл таких жертв не требует. Окончательная дифферентовка производится после прихода на заданную глубину.
13. Хорошо, я эту фразу уберу и буду говорить о дифферентовке уже на заданной глубине.
Но у меня вопрос: если начало погружения означает резкое изменение положения подлодки, то разве не требуется хотя бы косметическое выравнивание её в следующий же момент после этого? То есть, неужели одной перекладки рулей будет достаточно на всё погружение? И опять же, этот вопрос свзяан с одним из предыдущих моих вопросов, а именно: делается ли в современных ПЛ что-нибудь для утяжеления носа подлодки в самом начале скорого погружения (когда ещё только лодка уходит под воду?)
14.
Дифферентная цистерна делает то, что вес подлодки поддерживается постоянным на заданной глубине.
Цитата
Сергей Малков пишет:
В основном для этого употребляется уравнительная цистерна.
14. Хорошо, я подумаю, как переписать текст. Хотя и не вижу ошибки в том, что дифферентная цистерна отвечает за постоянство веса. Я понимаю так, что это одна из её функций.
15.
Цитата
Сергей Малков пишет:
Какие расчеты? ЦГБ после погружения считаются заполненными, и количество воды в них никто не меряет.
15. Имела ввиду расчёты не для ЦГБ, а для цистерн вспомогательного балласта. Потому что говорится: "На практике лодка имеет остаточную плавучесть, то есть существует разница между объёмом ЦГБ и объёмом воды, которую нужно принять для полного погружения. Эта разница компенсируется с помощью цистерн вспомогательного балласта" (к последним же относятся как уравнительная, так и дифферентная)
16.
Цитата
Сергей Малков пишет:
Лена Штрэлер пишет: «Приём и откачка воды в уравнительную цистерну погашает остаточную плавучесть при погружении.
А также при изменении весовой нагрузки, плотности воды и т.п.
16. Так как же тогда разделять обязанности дифферентной и уравнительной цистерн? Создаётся впечатление, что они делают одну и ту же работу и часто - вместе.
Правиьно ли я Вас поняла, что следует считать основной функцией:
а) для дифферентной цистерны - компенсация продольного смещения грузов (равновесие между кормой и носом корабля);
б) для уравнительной цистерны - постоянство веса корабля по отношению к весу вытесенной воды?
Потом, я считаю, что нужно разделятьпостоянство веса корабля И постоянство равенства веса вытесненной воды весу корабля. Если к первому относится компенсацитя по израсходованному топливу и тому подобное, то ко второму относится закачивание воды в цистерны, когда, например, плотность воды поменялась. Так, в поддрежании какого из этих двух постоянств больше учатсвует дифферентная цистерна, а в каком - больше участвует уравнительная? (Я пытаюсь разделить их обязанности, которые кажутся мне очень похожими)
17.
Любой приём балласта сопровождается его смещением.
Цитата
Сергей Малков пишет:
Смещением чего - балласта или все-таки центра тяжести пл?
17. И того, и другого. (там в тексте указано, что в цистернах, кроме уравнительной)
18.
Цитата
Сергей Малков пишет:
Схему лучше бы взять хотя бы здесь, а то уж слишком упрощенная.
И того, и другого.
18. Не согласна.
Схема для ребёнка должна быть простой и наглядной. Потом моя схема (не я рисовала - я лишь её дооформила) как чертёж выполненна подробнее, чем та, что Вы приводите. Просто в той, что Вы привели, указано больше названий по расположению органов лодки, но сам по себе чертёж там - ненаглядный и неподробный. Ребёнок, который при взгляде даже на цветную схему, будет гадать примрено так: "А что это? Винт? А-а.. Значит, тут корма", в той серенькой маленькой схемке вообще не разберётся.
А перегружать схему названиями номерами я не стала специально, а постаралсь указать только то, что имеет отношение к теме "Погружение". Даже горизонтальные рули я по той же самой причине указала одной цифрой 4, а не стала разделятьодной цифрой - кормовые горизонтальные, а другой - носовые. Ребёнок, если разберёт, где нос и корма, то уже сам в состоянии соотнести, где кормовой руль, а где носовой. А загружать схему всеми понятиями сразу лучше не надо.
19.
Цитата
Сергей Малков пишет:
Здесь показано положение ГР "враздрай". Применяется для создания большого дифферента и, соответственно, увеличения скорости погружения\всплытия. Для небольших дифферентов рули ставят в положение "параллельно на всплытие\погружение". Вообще же, как правило, носовыми рулями задается направление вертикального перемещения, а кормовыми поддерживается заданный дифферент. Кстати, при наличии хода и дифферента подъемная сила, необходимая для изменения глубины, создается и на корпусе пл, и ее значение в разы больше,чем у той же силы на рулях.
19. Я готова разбираться в этом и дальше. И мне тоже приходило в голову, что носовые рули можно бы просто параллельно движению поставить (достаточно, чтобы они были обтекаемыми - и всё). И я понимаю, что дифференты разные бывают...
Но вопрос просто в том, на чём зафиксировать внимание кюмовца в первую очередь, чтобы закрепление первичного понятия идти потом уже к более сложному.
То, что Вы называете "враздрай", мне очень нравится, потому что тут мы видим прямо максимальное отклонение РГ. Рассмотрев и поняв эту позицию, легче идти и к другим сочетаниям углов (перекладок) РГ и рассматривать их.