Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
КМЗ как многопрофильное предприятие

Новая "литейка"
Кингисеппского машзавода

Поиск на сайте

Сергей Шулинин (Все сообщения пользователя)

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 31 След.
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Телефонограмма № 132
Обработал документы из Архангельского областного архива, с которыми успел ознакомиться во время командировки. Отредактировал не до конца. Редактировал мягко, убирал грубые ошибки, проставил знаки препинания там, где их не было, разбил длинные предложения на несколько более коротких. Если будут предложения по правке, то прошу высылать их либо в личку, либо на электронную почту. Сначала блок официальных документов, которые правке почти не подвергались.


Народному комиссару морского флота т. Ширшову.

По сообщению начальника штаба БВФ т. Боголепова от 13.08 23 ч. п/х «Раскова», находящийся в аренде ГУСМП погиб 12.08. 20 ч. В районе острова Белый в порт следования на остров Диксон.
О судьбе команды пока ничего не известно. Подробности доложу дополнительно.
Начальник СГМП /подпись/ Новиков

14.08. 00
Передал Гигаен
Приняла Пашкова 14.08 00.55



Телефонограмма по ВЧ

Наркомфлота т. Ширшову.

В дополнение нашей телефонограммы от 14.08. 00.55 докладываю: на п/х «Раскова» было отправлено из Архангельска 6508,3 тонны груза, в том числе продовольствия и фуража 5026 тонн, технических 457,0 тонн, пассажиров 354 человека, в том числе военных 116 человек, команда 53 человека.
АМ-116 подобрали и доставил сегодня утром в Хабарово 145 человек, которые уже на берегу. Фамилии погибших пока неизвестны.

14.08. 13.35 Новиков /подпись/
Лично доложено наркому по телефону



Справка

Отправлено на п/х «Марина Раскова» 8.08.1944 г.
Грузы продовольствия 4682 т.
промышленные 4,7 т.
техника 456,8 т.
стройматериалы 120,8
фуража 343,8 т.

Пассажиров – 354 человека, в том числе военных 116 человек.

Команда – вольнонаемные – 47 человек
      военный кадр – 6 человек.
53 чел.
Врач Водздрав… 1 чел.
54 чел.

14.08.44 г. /подпись Новикова/



Телефонограмма по ВЧ

Народному комиссару морского флота т. Ширшову.

Сообщению начальника штаба флотилии т. Боголепова п/х «Марина Раскова» подорвался на мине 12 августа 1944 года в 19.57 в районе … по донесению командира АМ-116 широта 73˚22΄ долгота 67˚35΄, по донесению ОВРа о. Вайгач – широта 73˚21΄ долгота 67˚20΄.
П/х шел постоянно рекомендованными курсами в этом районе. Шел ли он противоторпедными зигзагами нач. штаба т. Боголепов не знает. Авиация конвой не сопровождала. Во время взрыва погода была: ветер-волна – 4–5 балла, специальный донесений о погоде нет.
АМ-ки оборудованы гидроакустическими приборами радиуса действия 15-20 кабельтовых.
Причина подрыва АМика 118 остается загадочной, полагают, что мины были поставлены нового образца.
Летчиком Козловым действительно была обнаружена подлодка. 12 августа в 15 час. 15 мин., которая его обнаружила об этом факте нам стало известно 12 августа в 21 час., было дано только оповещение, авиация для её уничтожения не поднималась, начальник штаба полагает, что эта лодка была другая.
Курс конвоя не изменялся, ибо донесение было получено после подрыва.

/подпись Новикова/

Передано по телефону 13 ч. 14.08 18.40 приняла С…



Телефонограмма № ..2

Народному комиссару морского флота т. Ширшову.

По сообщению начальника штаба т. Боголепова на месте гибели п/х «Марина Раскова» 16 августа в 17 часов обнаружены дополнительно 38 человек, из которых 18 человек сняты со шлюпки самолетом и самолетом доставлены на Новую Землю в Белушью, в числе 18 человек 5 человек женщин и 13 человек мужчин. По показаниям людей, снятых со шлюпки оста… 20 человек находятся на берегу о. Белый в 3-х местах … Первая группа 3 человека, вторая группа 6 человек и третья группа 11 человек. Первым двум группам самолетами сброшено продовольствие и теплая одежда и указано место сосредоточения, где их ожидает катер. Третья группа на берегу пока не обнаружена. Поиски продолжаются.

Передал Новиков.
Приняла Жукова. Кроме того, лично доложила Наркому

17.08.44 г. в 15 ч. 30 м.



Телефонограмма № 182

Москва.
Народному комиссару морского флота т. Ширшову.

В дополнении моим сообщениям докладываю … . По сообщению начальника штаба БВФ т. Боголепова на месте гибели п/х «Марина Раскова» летчиком Севморпути Козловым со шлюпки снято ещё 24 человека и доставлены на о. Диксон 17 августа в 8 ч. 15 м. По показаниям очевидцев на шлюпке было (находилось) 26 человек и два человека умерли, их спустили за борт, третий помешался и выбросился за борт … . Кроме того, 18 августа утром доставлены на Новую Землю в … Белушья самолетом еще 11 человек. Фамилии пока не уточнены.

Передал Новиков.
Приняла Цус…ская

18.08.44 г. 23.10.



Телефонограмма № 183 по вч

Москва.
Народному комиссару морского флота т. Ширшову.

По сообщению штаба флотилии 19 августа самолетом «Каталина» летчик Сокол широта 73˚13΄ долгота 64˚10΄ обнаружили карбас с 57 человеками, снято им с баркаса 22 человека, доставлены на остров Диксон только два человека, остальные 20 человек при посадке на самолет резиновая шлюпка воздействия сильною (большой) волны перевернулась и людей не смогли подобрать. По сообщению снятых с карбаса на нем находилось 80 человек, из которых 23 человека умерли. К месту обнаружения карбаса 20 августа были посланы с острова Диксон самолет Севморпути Козлова и самолет «Каталина» летчиком Рубан. Кроме того, из Хабарово выслан ТЩ-60, которые придя на место карбаса не обнаружили. Поиски продолжаются.

Передал Новиков.
Принял Пашкова.

20.08. 17.50



Телефонограмма № 186 по вч

Москва. Народному комиссару морского флота т. Ширшову.

По показаниям спасенных членов экипажа п/х «Марина Раскова», находящихся на п/х «Вологда» и остальная команда п/х в момент … шли борта п/х «М. Раскова».
I. Остались на судне … капитан Демидов, старпом Меньшуткин, второй штурман Каземир, третий штурман Вондрухов, старший механик Волочков, третий механик Радионов, буфетчица Иванова.
II. Были пересажены на тральщик № 114, который погиб .. Уборщица Надеева, дневальная Лепешкина, камбузница Дорофеева, пекарь Сумерина, штурманские ученики Павлова, Баганова, практикант радистка Ермолина, палубный ученик Панкратов, кочегары: Никитин, Яковлев, матросы: Сущихин, Есипов, Федотов, машинист Смирнов, машинный ученик Гизатулин.
III. … Шохичев находился карбасе. Судьба перечисленной команды до сих пор неизвестна.

Передал Новиков.
Приняла Цусельская.

23.08.44 г. 01.45.



Телефонограмма № 19

Народному комиссару морского флота т. Ширшову.

Сообщению штаба флотилии 24 августа в 19 ч. 15 м. летчиком Севморпути Козловым снято с карбаса п/х «Марины Расковой» …(дырка в документе – С.Ш.) человек и доставлены на остров Диксон, больше на карбасе людей не осталось. Всего снято с … 1… человек, находились на нем по показаниям последних спасенных 84 человека, остальные умерли.
Кроме того, с катера погибшего тральщика № 114 снято и доставлено на Новую Землю в … Белушья военным летчиков Евдокимовым 18 человек. Фамилии доставленных уточняются. Поиски людей продолжаются.

Передал:
Принял:



Копия.
Совершенно секретно.

Справка № 1367

03.09.44 г.

Диксона Сюзумову.

1220. Меньшуткин, Волочков показанию третьего штурмана М.Расковой Вондрухова сошли судовую шлюпку последними совместно капитаном Демидовым, II помощником Казимировым, IV помощником Багамовым, военным помощником Вениковым. При затоплении шлюпка указанными лицами находилась от судна 1,5 кабельтовых. Что дальше стало с шлюпкой никто не знает. Среди спасенных известных мне Меньшуткин, Волочков не значится.

Минеев.

7/IX-44 г. Верно: /подпись/



Сов. секретно
Экз. № 2

Командующему БФ
Вице-адмиралу т. Пантелееву.

На Ваш номер № 00901 от 30.08.44 г. докладываю:
а) первый § Вашего указания принят к руководству, и совместно с конвойным отделением штаба БФ, суда комплектуются в конвое, в соответствии, с предъявленными НКВМФ и НКМФ требованиями и имеемыми конкретными возможностями на месте;
б) не отрицая ряда недочетов в БП тр. «Марина Раскова», – произведенным мною расследованием (опрос 29 человек, спасенных с «Марины Расковой», членов команды, изучение и анализ представленных ими рапортов и заявлений) установил, что утверждение о низкой подготовке личного состава транспорта «Марины Расковой» по борьбе за живучесть; о непринятии судовой командой никаких мер по удержанию судна на плаву и нечеткому спасению пассажиров с судна – не соответствует действительности. Опрос всего спасенного личного состава и документация, – со всей очевидностью показывают, что весь судовой состав «Марины Расковой» во главе с комсоставе – принял все необходимые меры (и не безрезультативные) для спасения судна; – производилась откачка воды, были заведены пластыря, быстро ликвидирована паника, среди пассажиров, возникшая в первый момент, после взрыва; были организованы – спуск спасательных средств на воду и произведена такая же организованная, спокойная посадка людей на шлюпки, силами судовой команды. Благодаря спокойной и самоотверженной работе судовой команды, удалось:
а) снять с транспорта весь личный состав (кроме 7 чел. комсостава судна, во главе с кап. т. Демидовым, которые остались на судне до его гибели и вероятно погибли с ним) – без потерь и повреждений;
б) удержать транспорт «Марину Раскову» после взрыва, на плаву, в течение более 5-ти часов, до того момента, когда его, – беззащитного и брошенного на произвол судьбы, судами конвоя, – в 2 ч. 25 м. 13.8.44 г., двумя торпедами не потопила в течение 15 мин. ПЛ противника.
Необходимые выводы из гибели «Марины Расковой» мною были сделаны и соответствующие указания, капитанам и всему личному составу судов СГМП, мною были своевременно даны.

Начальник Сев. Гос. Мор. П-ва
/Новиков/

Отп. 2 экз.
Исп. Настусевич.
№ 834.25/IX–44 г.
печ. а.п.



Сов. секретно
Экз. № 2

НАРКОММОРФЛОТ

Председателю Комиссии по
учету ущерба тов. Костенко

г. Москва.

При этом препровождается акт по учету ущерба причиненного немецко-фашистскими захватчиками по торпедированию п/х «Марина Раскова» от 12/VIII–44 г.
Сумма убытков согласно ценника определена в 17.893.510 рублей.
Приложение: акт в 2-х экз. на 2 листах.

Председатель Комиссии
по учету ущерба /подпись/ Саар

член /подпись/ Попов

Отп. 2 экз.
Исп. Попов.
944.23/X–44 г.
печ. а.п.



Начальник морской инспекции
СГМП-ва
Саар /подпись/

Члены: Начальник Воен. отдела
Рухлов /подпись/
Капитан-наставник
Кузнецов /подпись/
Начальник планового отдела



АКТ
24 октября 1944 года.

Мы, нижеподписавшиеся, Комиссия Северного Государственного Морского Пароходства по учету ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками, в составе: Председателя Комиссии – Председателя Морской Инспекции Саар Владимира Федоровича, Начальника Военного отдела Рухлова Федора Михайловича, старшего морского инспектора Кузнецова Матвея Елисеевича, Начальника Планового отдела – Попова Михаила Васильевича, Главного Бухгалтера – Зыкова Василия Григорьевича, составили настоящий акт об ущербе, причиненного немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками Северному Государственному Морскому Пароходству, находящемуся в г. Архангельске по ул. Энгельса, д. № 1.
Ущерб был причинен транспортному флоту Пароходства 12 августа 1944 года.

I. Стоимость уничтоженного, разрушенного, разграбленного и поврежденного имущества в денежном выражении:

№ по номенклатуре Виды уничтоженного, разрушенного, разграбленного и поврежденного имущества Восстановительная стоимость полностью уничтоженного разграбленного имущества в рублях Размер затрат необходимых для восстановления частично поврежденного имущества в рублях Общий размер ущерба в рублях (гр. 1+2)
1 Оборудование и транспортные средства 17.893.510 17.893.510
Всего: 17.893.510 17.893.510

II. Расходы, связанные с эвакуацией и ревакуацией – не было.

III. Перечень отдельных видов разгруженного, уничтоженного, расхищенного и поврежденного имущества:

Виды имущества по номенклатуре Единица измерения Количество Стоимость причиненного ущерба в рублях
Количество Материал корпуса Дейдвейт Брутто, регистр. тонн Общая мощность механизмов Число и объем поверхности нагрева котла Полностью разрушенное, уничтоженное и расхищенное имущество Частично повреждено
7. Оборудование и транспортные средства. Морские суда «Марина Раскова». Грузовой пароход 1 Сталь 9083 т. 3414 2700 3/
809 м.куб. 1 – 17893510

Дополнительные сведения:
Грузовой п/х «Марина Раскова» – 8 августа 1944 г. в 13 час. 00 мин., имея на борту груза 5503 т., пассажиров 354 чел. и экипажа 55 чел. вышел в арктический рейс из порта Молотовск на о-в Диксон в сопровождении конвоя в составе 3-х боевых кораблей С.Ф.
Благополучно пройдя Белое и Баренцево моря, Югорский шар в районе ост. Белый в Карском море и приближ. Ш=73˚21΄ Д=67˚20΄ 12 августа 1944 г. в 19 час. 57 мин. Был торпедирован неприятельской подводной лодкой и после чего затонул.
Погибло из состава экипажа 23 чел.

Всего по настоящему акту ущерб определяется в сумме семнадцать миллионов восемьсот девяносто три тысячи пятьсот десять рублей.

Копия последней страницы акта с подписями и печатями у публикатора (С.Ш.) отсутствует.
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Александру Андрееву огромное спасибо за предоставление статьи М.И. Белова. Михаил Иванович Белов - первый из исследователей, кто занялся изучением истории конвоя БД-5. Хотя есть в публикациях ошибки и идеологический налет, присущий тому времени, это не умаляет значение публикаций.
Теперь позволю себе некоторые мысли вслух. М.И. Белов встречался с двумя участницами конвоя БД-5.
Мария Андреевна Дриацкая. Такой участницы с таким данными у нас в общем поисковом списке нет. Можно предположить, что фамилия Дриацкая она получила по мужу. В общем поисковом списке есть только одна Мария Андреевна - Алипова.
Вот имеющиеся у нас данные:
16. Алипова Мария Андреевна, спасена, работник управления полярных станций ГУСМП, пассажир транспорта «Марина Раскова».
Среди списки списка спасенных летчиком Евдокимовых она не значится. По крайней мере, в тех документах, которые есть у нас. Но она есть в списках работников ГУСМП, доставленных военным самолетом в Белушью губу:
1. ПЕРМЯКОВА Е.А.
2. КОВРОВА К.И.
3. АЛИПОВА М.А.
А их доставили самолеты Евдокимова и Белякова. В другом документе она присутствует, как спасенная с парохода "Марина Раскова" "другими летчиками". В документе это подразумевается, что не спасены были М.И. Козловым.
В письме Ю.Д. Капралова, адресованное В.Н. Евдокимову, есть фраза: "Пока что считаю установленным, что среди них было 3 офицера (Панасюк, Вальский, Рашев) и 3 женщины (Дриацкая, Коврова и Белова)". Возможно, что Белова - это Пермякова.
К.Б. Стрельбицкий обнародовал письмо из архива из РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства). Цитата из письма от 08.04.1966 сотрудника Арктического и антарктического НИИ (Ленинград) старшего инженера ледовой авиаразведки Василия Шильникова писателю С.С.Смирнову: "...работает в нашем институте Александра Михайловна Коврова. Она была на судне "Марина Раскова", которое немецкая подводная лодка торпедировала в 1944 г. в Карском море недалеко от о. Белого. А.М. Коврова обмороженная в течении 7 суток в сильный шторм находилась в шлюпке, пока не спас её на "Каталине" полярный лётчик Матвей Козлов. Примечательно, что тральщик, который был в караване с п/х "Марина Раскова" сумел избежать гибели и в другом районе встретившись с подводной лодкой (и возможно с той, что потопила п/х "Марина Раскова") в единоборстве победил её, отомстив тем самым за гибель "Марины Расковой". Этим заинтересовался военный гидрограф Капралов. И как мне сказала А.М. Коврова, он собрал обширный материал , возможно собирается написать книгу. проживает Капраалов в Москве. ... Вам может написать ... А.М. Коврова - о последнем эпизоде. Она Вам может написать адрес Капралова. Вы можете встретиться с ним в Москве"
Удостовериться в том, что Алипова - это Дриацкая можно после того, как будут найдены дополнительные документы или родственники М.А. Дриацкой.

Александра Михайловна Коврова. В общем поисковом списке участников конвоя есть Коврова, но она Клавдия Николаевна. К.Н. Коврова была спасена В.Н. Едокимовым. В дополнительной части общего поискового списка присутствует только одна Александра Михайловна - Седова. Вот эти данные:
61. Седова, спасена, Арх. отдел УПС.
62. Седова Александра Михайловна, спасена, работник управления полярных станций ГУСМП, пассажир транспорта «Марина Раскова».
Рассказ Ковровой (если она была Седовой) подтверждается имеющимися документами. Имеются только некоторые различия в написании фамилий, дат и времени.
В статье Ф.А. Романенко есть фраза из воспоминаний Н.В. Морозовой: "Жених Шуры Седовой умер за сутки. Козлов вывез их в Диксон..."

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что участницы конвоя работали в ААНИИ. Стоит мне с ААНИИ связаться, чтобы попросить помочь в поиске родственников участниц конвоя БД-5.

Письмо написал. В базе днных нашел Ковровых в Санкт-Петербурге по ул. Орбели, д. 27, корп. 2, кв. 98. Но это не те Ковровы. уважаемый К.Б. Стрельбицкий предоставил ранее такую информацию: "По данным "Списка абонентов Ленинградской городской телефонной сети: Квартирные телефоны", Ленинград, 1969, С.356 в "Северной столице" тогда был только один абонент с фамилией "Ковров" - Ковров А.А., проживавший на улице Академика Орбели, д.27 и имевший телефон 41-83-34".

Помогите найти родственников Ковровых в Питере!
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Александру огромное спасибо. Михаил Иванович Белов - первый из исследователей, кто занялся изучением истории конвоя БД-5. Хотя есть в публикациях ошибки и идеологический налет, присущий тому времени, это не умаляет значение публикаций.
Теперь позволю себе некоторые мысли вслух. М.И. Белов встречался с двумя участницами конвоя БД-5.
Мария Андреевна Дриацкая. Такой участницы с таким данными у нас в общем поисковом списке нет. Можно предположить, что фамилия Дриацкая она получила по мужу. В общем поисковом списке есть только одна Мария Андреевна - Алипова.
Вот имеющиеся у нас данные:
16. Алипова Мария Андреевна, спасена, работник управления полярных станций ГУСМП, пассажир транспорта «Марина Раскова».
Среди списки списка спасенных летчиком Евдокимовых она не значится. По крайней мере, в тех документах, которые есть у нас. Но она есть в списках работников ГУСМП, доставленных военным самолетом в Белушью губу:
1. ПЕРМЯКОВА Е.А.
2. КОВРОВА К.И.
3. АЛИПОВА М.А.
А их доставили самолеты Евдокимова и Белякова. В другом документе она присутствует, как спасенная с парохода "Марина Раскова" "другими летчиками". В документе это подразумевается, что не спасены были М.И. Козловым.
В письме Ю.Д. Капралова, адресованное В.Н. Евдокимову, есть фраза: "Пока что считаю установленным, что среди них было 3 офицера (Панасюк, Вальский, Рашев) и 3 женщины (Дриацкая, Коврова и Белова)".  Возможно, что Белова - это Пермякова.
К.Б. Стрельбицкий обнародовал письмо из архива из РГАЛИ (Российский государственный архив литературы и искусства). Цитата из письма от 08.04.1966 сотрудника Арктического и антарктического НИИ (Ленинград) старшего инженера ледовой авиаразведки Василия Шильникова писателю С.С.Смирнову: "...работает в нашем институте Александра Михайловна Коврова. Она была на судне "Марина Раскова", которое немецкая подводная лодка торпедировала в 1944 г. в Карском море недалеко от о. Белого. А.М. Коврова обмороженная в течении 7 суток в сильный шторм находилась в шлюпке, пока не спас её на "Каталине" полярный лётчик Матвей Козлов. Примечательно, что тральщик, который был в караване с п/х "Марина Раскова" сумел избежать гибели и в другом районе встретившись с подводной лодкой (и возможно с той, что потопила п/х "Марина Раскова") в единоборстве победил её, отомстив тем самым за гибель "Марины Расковой". Этим заинтересовался военный гидрограф Капралов. И как мне сказала А.М. Коврова, он собрал обширный материал , возможно собирается написать книгу. проживает Капраалов в Москве. ... Вам может написать ... А.М. Коврова - о последнем эпизоде. Она Вам может написать адрес Капралова. Вы можете встретиться с ним в Москве"
Удостовериться в том, что Алипова - это Дриацкая можно после того, как будут найдены дополнительные документы или родственники М.А. Дриацкой.

Александра Михайловна Коврова.  В общем поисковом списке участников конвоя есть Коврова, но она Клавдия Николаевна. К.Н. Коврова была спасена В.Н. Едокимовым. В дополнительной части общего поискового списка присутствует только одна Александра Михайловна - Седова. Вот эти данные:
61. Седова, спасена, Арх. отдел УПС.
62. Седова Александра Михайловна, спасена, работник управления полярных станций ГУСМП, пассажир транспорта «Марина Раскова».
Рассказ Ковровой (если она была Седовой) подтверждается имеющимися документами. Имеются только некоторые различия в написании фамилий, дат и времени.
В статье Ф.А. Романенко есть фраза из воспоминаний Н.В. Морозовой: "Жених Шуры Седовой умер за сутки. Козлов вывез их в Диксон..."

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что участницы конвоя работали в ААНИИ. Стоит мне с ААНИИ связаться, чтобы попросить помочь в поиске родственников участниц конвоя БД-5.
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Александр Андреев из Российского государственного музея Арктики и Антарктики предоставил статью М.И. Белова.

М.И. БЕЛОВ

ВСТРЕЧА НА 75-й ПАРАЛЛЕЛИ
(к 20-летию победы над фашистской Германией)

"Проблемы Арктики и Антарктики", № 21, 1965, с. 5—10

Случилось это в самом конце морской войны в Арктике. Великие победы Советской Армии над гитлеровской Германией осенью 1944 г.— весной 1945 г. как бы заслонили собой небольшое по масштабам прошлой войны событие — героический бой в Арктике маленького советского корабля с фашистским пиратом. О нем не вспоминали и потом. Обстоятельства этой морской схватки североморцев с коварным врагом во многом были загадочными и только недавно в архивах обнаружены документы, приоткрывшие завесу над тайной. Кое-что удалось найти и в архивах гитлеровского рейха. Участники боя дополнили официальные отчеты и донесения важными деталями.

Бой против хорошо вооруженной фашистской подводной лодки «Ю-362» принял на себя тральщик Беломорской военной флотилии «АМ-116», «амик», как нежно называли моряки этот небольшой военный корабль, чем-то напоминавший морской буксир. Необычным оказался путь «амика» к о. Уединения, на 75-й параллели, до встречи с подводной лодкой врага.

За месяц до этого, в августе 1944 г., тральщик «АМ-116» под командованием капитана III ранга Василия Бабанова и еще два таких же небольших корабля в качестве арктического конвоя были посланы для охраны идущего из Северодвинска в порт Тикси грузопассажирского парохода «Марина Раскова», на борту которого находилось 354 человека. Это были полярники, ехавшие на далекие островные станции. Некоторые уезжали в Арктику семьями — с детьми и женами. В трюмах лежали важные продовольственные грузы.

Конвой вышел в путь 5 августа и до вечера 12-го числа без препятствий следовал к о. Диксон. Несчастье нагрянуло внезапно. На п/х «Марина Раскова» на полном ходу в 19 ч 57 мин, как свидетельствуют документы, раздался сильный взрыв. Через большую пробоину в судно хлынула вода, проникла в котельное отделение и подошла к топкам. Пришлось выключить котлы. Все пассажиры благополучно выбрались из твиндека на палубу. Как выяснилось потом, п/х «Марина Раскова» торпедировали две фашистские подводные лодки, шнырявшие в поисках, легкой добычи в районе о. Белого (устье Обской губы). Но вначале решили, что пароход подорвался на плавучей мине. Командир конвоя отдал приказ тральщикам взять пароход в кольцо и приступить к спасательным операциям. Пиратские лодки воспользовались неосторожными перемещениями и, применив новое, не известное тогда советским морякам оружие — гидроакустические торпеды, потопили два экскортных корабля, а затем расправились с п/х «Марина Раскова». Невредимым остался только тральщик «АМ-116», своевременно отошедший в сторону. На его экипаж легла забота о спасении попавших в беду людей.

Перед лицом опасности североморцы и пассажиры парохода проявили себя храбрыми и самоотверженными людьми.

Немалое мужество потребовалось и от тех, кто эвакуировал полярников на тральщик «АМ-116» с помощью катера и понтонов. Всеми спасательными операциями руководил капитан III ранга Белоусов, а катер вели старшина Строголев и моторист Семенов. За несколько смелых рейсов эти моряки подобрали в воде, с кунгасов, плотов и с п/х «Марина Раскова» 176 человек. Они же предупредили В. А. Бабанова об опасности, грозившей его кораблю. В последнем рейсе судовой катер заметил в стороне необычный силуэт — простая лодка под расцвеченным парусом направлялась в сторону стоящего на глубине тральщика «АМ-116». Это была фашистская подводная лодка, замаскировавшаяся ложными парусами, натянутыми на радиоантенны. Пират рассчитывал обмануть советских моряков и потопить корабль. Но, обрубив концы буксирной шлюпки, Белоусов опередил гитлеровцев. Тральщик «АМ-116» ушел в море раньше, чем раздался новый взрыв торпеды. Через сутки он прибыл в Хабаров.
С тяжелым сердцем покидали североморцы своих товарищей. Многие остались на воде без пищи и воды. Маленькими островками плавали они на плотах и кунгасах.
Военное командование и руководство морскими операциями Главсевморпути организовали поиски людей, попавших в беду. Наступившая вечером 13 августа туманная, ветреная и дождливая погода помещала начать это немедленно. Ни один самолет, ни один корабль не смог бы отыскать бедствующих людей. В район гибели судов 14 августа пытался цройти «большой охотник», но вернулся. На следующий день. В. А. Бабанов повел тральщик «АМ-116» к о. Белому, однако, обследовав большую акваторию, никого не обнаружил.

Последняя надежда была на авиацию. Самолеты, пилотируемые летчиками В. Евдокимовым и С. Соколом, поднялись в воздух только 16 августа. Непрерывные полеты над районом бедствия совершал с о. Диксон летчик М. Козлов. Положение плавающих на утлых лодках людей становилось с каждым днем все более опасным. Оставшись одни, люди не спасовали, не согнулись под тяжестью выпавших на их долю страданий, а проявили мужество и доблесть. Автору пришлось беседовать с двумя бывшими пассажирами п/х «Марина Раскова» — полярницами Александрой Михайловной Ковровой и Марией Андреевной Дриацкой. Вот что они рассказали.
Катер с одного из тральщиков, где находилась М. А. Дриацкая, оказался в тяжелом положении. На нем не было ни грамма продовольствия, ни капли пресной воды. Холодный ветер пронизывал до костей. Люди грелись по очереди под брезентом. Моторист Николай (фамилия не выяснена), которому по очереди помогали другие моряки, неотступно был у машины. Решили идти к о. Белому. Но из-за ошибки счисления на остров не попали. Только на пятые сутки катер подошел к песчаной косе. Их вывез на Большую Землю самолет военного летчика В. Евдокимова. Когда автор спросил М. А. Дриацкую, как же выжили люди, ведь они не ели и не пили пять суток, она ответила: «Мы были все время заняты работой, обогревались, а есть не хотелось. Когда в самолете нам дали шоколад и сухари, мы не могли их раскусить. Десны опухли, так были мы слабы».

Александра Михайловна Коврова, ехавшая на полярную станцию мыс Челюскин наблюдателем-метеорологом, села в лодку, которую заливало водой. На море штормило. Семь суток находилась она вместе с другими женщинами в море. Когда вблизи всплыла фашистская подводная лодка, они подумали, что пришел конец. Но гитлеровцы не тронули никого, полагая, что в штормовом море конец один. Вскоре их догнала большая шлюпка, где сидело десять краснофлотцев. Через сутки — новая встреча и на этот раз со шлюпкой тральщика «АМ-116», где находились девять моряков, тоже к ним присоединившихся. Главными у них были штурман Вандрухов и старший краснофлотец коммунист Демьяненко. Среди них были старшины с тральщика «АМ-116» Анатолий Пожинский и Евгений Митрофанов. Женщины перебрались в их шлюпку.

Штурман Вандрухов проявил себя настоящим моряком. Шесть суток, не сходя с места, он вел шлюпку по компасу, воодушевлял людей, хотя в последние дни у него были обморожены ноги и руки. На вторые сутки шлюпку стало заливать водой, как скорлупу, бросало ее с одного гребня волны на другой. «Мы сидели и считали, — рассказывала А. М. Коврова, — когда придет девятый вал. Однажды он обрушился на нас с остервенением и наполнил шлюпку водой почти до краев. С большим трудом ее откачали».

Скоро на шлюпке вышли все запасы продовольствия, кроме нескольких черных сухарей. Совершенно не оказалось пресной воды. Кровавыми мозолями покрылись руки. Часто приходилось менять гребцов. На шестые сутки скитания по морю произошла еще одна встреча со шлюпкой, в которой сидели два краснофлотца. Это были Бобров и Воробьев. Ежедневно с восходом солнца они поднимали на шлюпке военно-морской флаг и с заходом спускали его. Моряки решили, если встретят врага, то погибнут, но не сдадутся. Пресной воды у них также не было, но их шлюпка выглядела лучше и поэтому все пересели в нее. К этому времени шторм утих, и люди решили погреться у огня. Однако делать этого было нельзя. Окоченевшие от холода ноги сразу распухли.

На седьмые сутки люди увидели гидросамолет. Он плавно сел на воду и подрулил к шлюпке. Это был полярный летчик М. Козлов, прилетевший с о. Диксон. Через несколько часов бедствующие люди оказались на Большой Земле.

На одиннадцатые сутки этот же летчик подобрал в бушующем море последнюю партию людей — моряков с большого корабельного баркаса. Это была невиданная по смелости и дерзости в истории авиации операция, посильная человеку мужественному и опытному, каким и был летчик М. Козлов. Долгие годы он летал над просторами Арктики, бывал во многих передрягах, вплавь добирался до берега с потопленного в море самолета. Забрав всех людей, самолет не мог взлететь. Осталось одно — использовать самолет как глиссер и двигаться к проливу Малыгина, к ближайшей земле. И вот гидросамолет, превращенный в судно, медленно на большой волне двинулся в путь. Прошло около суток, прежде чем необычный корабль достиг о. Белого. Тральщик, подошедший сюда по вызову М. Козлова, забрал спасенных.
Благодаря мужеству, выносливости и выдержке советских людей, попавших в беду, настойчивости и смелости летчиков и моряков в тяжелых условиях удалось спасти жизнь еще сотне людей.

Тем временем наступила арктическая осень. Всякая надежда на обнаружение других возможных групп людей иссякла. Из спасательных полетов летчики возвращались ни с чем.

В эти дни Василий Бабанов бомбардировал начальство просьбами о разрешении выйти в море на поиски врага. Его поддерживал весь экипаж корабля. И вот, наконец, уступая просьбе, командование приняло смелое решение — разрешить «АМ-116» выйти в море без сопровождения других кораблей, отыскать и уничтожить противника. Тральщику потребовалось немного времени, чтобы подготовиться к походу.

Первый визит В. Бабанов нанес на о. Диксон, полагая, что фашистские подводные лодки отошли к западному побережью п-ова Таймыр, где проходил путь советских торговых караванов. Остров Диксон лежал на этом пути. Здесь, в этом арктическом порту, столице Западной Арктики, он встретился с теми, с кем расстался в море ночью 13 августа вблизи о. Белого. В. А. Бабанов узнал, что в местном госпитале лежат с обмороженными ногами его товарищи: Анатолий Пожинский, Евгений Митрофанов и другие моряки. Уговаривать их почти не пришлось. Проплавав семь дней в море, терпя голод и стойко перенося страдания, выпавшие на их долю, эти верные долгу североморцы ни минуты не колебались. На костылях они добрались до родного корабля и с радостью приступили к обязанностям.

В начале сентября «АМ-116» вышел в море. И вот, в конце угасавшего полярного дня 5 сентября в редком тумане, который нехотя покидал открытое море, у пустынного острова Уединения, на 75-й параллели, североморцы обнаружили вражеский корабль. Приход его к острову, возможно, был связан с одной из тактических задач фашистского командования— с организацией базы подводных лодок для нападения на суда, идущие по Северному морскому пути к проливу Б. Вилькицкого или к о. Диксон. Остров представлялся фашистам весьма заманчивым плацдармом. Одна из фашистских лодок еще в 1943 г. заходила в воды соседнего острова «Правда», но встретила неожиданный отпор. Два наших полярника, зимовавших там, Александр Будылин и Иван Ковалев открыли по фашистам оружейный огонь. С досады фашисты подожгли полярную станцию, но высадиться на остров не решились.

Десятью днями раньше на пути другого подводного пирата к о. Уединения стал советский тральщик «АМ-116». Возможно, что тральщик обнаружил одну из тех подводных лодок, которые в августе напали на конвой п/х «Марина Раскова» и преследовали его. Но в отличие от первой вторая встреча протекала в иной военной обстановке. К началу сентября 1944 г. положение 11 фашистских подводных пиратов, рыскавших по Карскому морю, изменилось не в их пользу. Советские моряки получили, достаточный боевой опыт борьбы с новыми немецкими подводными лодками и научились отражать их атаки.

Однако в данном случае силы были далеко не равны. Маленький тральщик мог легко стать жертвой молниеносной торпедной атаки крупной подводной лодки, вооруженной до зубов. Несмотря на это, поведение гитлеровцев в эти драматические часы нельзя назвать смелым: они явно нервничали и порядком растерялись. Было известно, что фашисты нападали в Арктике только на беззащитные суда, топили в море корабли с женщинами и детьми, но перед силой отступали. За всю войну они не рискнули ни разу вступить в бой с советскими военными судами в зоне льдов. Так, летом 1942 г., напав на порт Диксон, тяжелый крейсер «Адмирал Шеер», вооруженный тремя башнями 280-миллиметровых орудий, отступил перед одной пушкой 152-го калибра, установленной на причальном пирсе советскими артиллеристами. Достаточно было двух выстрелов этой пушки, чтобы фашистский корабль повернул назад, позорно отступил.

Тральщик «АМ-116» шел на полной скорости, когда сигнальщик На-горнов доложил, что видит в тумане силуэт вражеской подводной лодки, следовавшей курсом 20°, и едва прозвучал сигнал боевой тревоги, как личный состав корабля занял свои места по расписанию.

Старшина минеров Анатолий Пожинский появился на верхней палубе, поддерживаемый своими товарищами. Он почти не мог ходить. Обмороженные ноги не слушались. Он приказал привязать его к релингам, чтобы быть в состоянии командовать бомбометанием. Он видел, как то же самое сделал и его товарищ, старшина Евгений Митрофанов. Тем временем взревели дизели, вспенилась за кормой вода, тральщик развернулся и, нацелившись на пирата, пошел на таран.
В военной практике отмечали случаи, когда надводный корабль побеждал подводный с помощью тарана. Но такие виды морских боев очень редки: в подобных обстоятельствах от командира корабля и всего экипажа требовались особая выдержка, хладнокровие и трезвый расчет. Василий Бабанов не сомневался в верности и храбрости своих товарищей, рвавшихся в бой, горевших чувством священной мести. Без колебаний он принял решение таранить фашистскую подводную лодку.

Противник совершенно растерялся, когда увидел, что, пересекая его курс, маленькое судно нацелилось на него. Он не ожидал такого дерзкого решения. И, желая выиграть время, трусливо повернул в сторону и скрылся в тумане. Затем последовало срочное погружение. Но фашистской подводной лодке не удалось приготовиться к бою или отступить. А. Пожинский и Е. Митрофанов скомандовали «пли», и серия глубинных, бомб взрыла волнистую поверхность моря. Громадные белые столбы воды поднялись в воздух, струи их долетали до палубы.

Первая атака тральщика не дала результата. Гидроакустики доложили, что фашисты все еще продолжают движение. Тогда последовала вторая, более мощная атака. На пирата полетели десятки бомб и одна из них достигла цели. Теперь было отмечено точное попадание. Однако поврежденная лодка все еще пыталась оторваться от преследователя.

Нельзя было терять ни одной минуты. Экипаж тральщика вел себя в бою, как хорошо отлаженный механизм. Командир миномета коммунист Стариков уверенно и быстро перезаряжал миномет. Его расчет едва успевал за ним. Во время стрельбы произошел такой случай. Не сработал выбрасывающий патрон и мина упала на палубу корабля; могло произойти несчастье. Рискуя собой, Стариков подбежал к мине и руками выбросил ее за борт. В другой раз, когда миномет опять не сработал, Стариков вытянул шипящую мину из миномета и выстрелил вторично. Так же храбро и мужественно выполняли свой долг старшины Макаров, Хавчук, Корегин и остальные моряки.
Недобитый враг особенно опасен. Это хорошо знали моряки. Поэтому бомбометание продолжалось без остановки. Когда иссякли мины, В. А. Бабанов вызвал по рации из порта Диксон подкрепление. На месте потопления лодки моряки поставили веху и усилили наблюдение за противником. Незаметно подкралась ночь, холодная арктическая ночь с морозами, снегом и ветром. На палубе остались сигнальщики и дежурные офицеры.

Утром к В. Бабанову подошел «большой охотник», доставивший боеприпасы, и атака возобновилась.

Бомбовые удары следовали один за другим, пока, наконец, гибель подводной лодки не подтвердило появившееся на поверхности моря большое маслянистое пятно. Сомнений не оставалось. Схватка на 75-й параллели закончилась полной победой североморцев. Фашистская подводная лодка-пират, одна из «волчьей стаи», посланной Гитлером на Советский Север, нашла себе могилу на дне Карского моря. Показательно, то, что из-за стремительности атаки советского тральщика фашисты не смогли произвести ни одного торпедного выстрела. Сотня головорезов растерялась перед натиском горстки советских моряков.

Потопление фашистской лодки вскоре подтвердили прибывшие с о. Диксон на п/х «Герцен» водолазы. Спустившись под воду, они обнаружили ее лежащей на грунте. Две большие пробоины зияли в ее окрашенных в защитный белый цвет бортах.
С сознанием отлично выполненного задания тральщик «АМ-116» вернулся на о. Диксон. Через несколько дней туда пришла телеграмма командующего Северным флотом адмирала А. Г. Головко, поздравившего мужественный экипаж корабля с победой.

Сегодня, в годовщину 20-летия победы над фашизмом, советские люди с благодарностью вспоминают большие и малые бои и схватки с врагом, приблизившие поражение гитлеровской армии. В эти дни нельзя не вспомнить с благодарностью, признательностью и восхищением героический экипаж североморского тральщика «АМ-116», переломившего хребет фашистской гадине на далекой 75-й параллели во льдах суровой Арктики.

При написании этой статьи использованы документы Центрального архива Военно-Морского Флота СССР.

Поступила 41V 1965 г.
Изменено: Сергей Шулинин - 28.03.2010 19:41:58
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
[url=http://radikal.ru/F/s59.radikal.ru/i166/1002/fa/29753ce50147.jpg.html][img]http://s59.radikal.ru/i166/1002/fa/29753ce50147t.jpg[/img][/url]

Информация из общего поискового списка участников конвоя БД-5:

659. Шмелев Александр Захарович; воинское звание – капитан 1-го ранга; должность, часть – командир бригады траления охраны водного района, командир конвоя; год рождения – 1904; партийность – член ВКП (б), партийный билет № 1962844; социальное положение – рабочий; место рождения – город Иваново (Иваново-Вознесенск), Иваново-Вознесенская обл.; национальность – русский; срок службы – 1922 г.; каким РВК призван – Иваново-Вознесенским РВК; награды – орден «Красного Знамени», орден «Кутузова» 3-й степени, орден «Нахимова» 2-й степени; семейное положение – женат; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – жена Бейрад Мильда Эрнестовна, проживающая по адресу: Калининская область, Бельский район, Балахнинский сельсовет, отец: Шмелев Захар Яковлевич.
[color=blue]Шмелев Александр Захарович, дата рождения – 1904 г.; место рождения – г. Иваново; последнее место службы – 1 рота, уд. противо-торп. д-н, СФ; воинское звание – капитан; воинская должность – командир конвоя; причина выбытия – погиб; дата выбытия – 12.08.1944; название книги Памяти – книга Памяти. Ивановская область. Том 2.
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPIvanOblTom2/00000765.png[/color]

Копия извещения за № 8/3009 от 30 сентября 1944 года о гибели капитана 1 ранга Шмелёва Александра Захаровича, командира бригады траления Беломорской военной флотилии, 12 августа 1944 года на тральщике «ТЩ-114».

[URL=http://radikal.ru/F/s001.radikal.ru/i193/1002/72/3ab0d749b73f.jpg.html][IMG]http://s001.radikal.ru/i193/1002/72/3ab0d749b73ft.jpg[/IMG][/URL]

Данные из ОБД:
[url]http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/092/00000603.JPG[/url]
[url]http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1342/00000258.jpg[/url]
[url]http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/005/4038-0000054-0023/00000055.jpg[/url]
[url]http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/005/0691-0000001-0005/00000084.jpg[/url]
[url]http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/005/0691-0000001-0006/00000103.jpg[/url]
[url]http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/005/0691-0000001-0007/00000091.jpg[/url]
[url=http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000175.jpg]http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000175.jpg[/url]
[url=http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000187.jpg]http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/864-0000001-1358/00000187.jpg[/url]
[url=http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/003-0000001-0402/00000268.jpg]http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/Z/012/003-0000001-0402/00000268.jpg[/url]
[url=http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/005/0691-0000001-0004/00000115.jpg]http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/005/0691-0000001-0004/00000115.jpg[/url]
[url=http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/005/0691-0000001-0012/00000176.jpg]http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/005/0691-0000001-0012/00000176.jpg[/url]
[url=http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/005/4038-0000054-0023/00000042.jpg]http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/TV/005/4038-0000054-0023/00000042.jpg[/url]

Имеется ли у кого-нибудь дополнительная информация об Александре Захаровиче Шмелеве? Прошу не учитывать источники из интернет-библиотеки "Военная литература".
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Получил фотографию от сына 2-х участников конвоя БД-5 Чистякова Геннадия Викторовича. Его мать:

85. Брусницина Мария Михайловна, лейтенант медицинской службы, спасена, 37-я авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова».

Отец:
637. Чистяков Виктор Павлович, краснофлотец, спасен, 37-я авиабаза ВВС БВФ, пассажир транспорта «Марина Раскова».

На фото Мария Михайловна справа.

[URL=http://radikal.ru/F/s43.radikal.ru/i099/1002/a7/690eea41fd48.jpg.html][IMG]http://s43.radikal.ru/i099/1002/a7/690eea41fd48t.jpg[/IMG][/URL]

Оборот фото.

[URL=http://radikal.ru/F/s001.radikal.ru/i196/1002/d7/6a6c61c19048.jpg.html][IMG]http://s001.radikal.ru/i196/1002/d7/6a6c61c19048t.jpg[/IMG][/URL]
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Получил фотографии от сына Владимира Андреевича Коткина - Андрея Владимировича Коткина. Комментарии к фото сделан на основе его писем.

1942 год, предположительно - в музыкальном училище.

[URL=http://radikal.ru/F/s002.radikal.ru/i198/1002/a5/f5b6fe212b83.jpg.html][IMG]http://s002.radikal.ru/i198/1002/a5/f5b6fe212b83t.jpg[/IMG][/URL]
[URL=http://radikal.ru/F/s59.radikal.ru/i163/1002/06/8edd857edddb.jpg.html][IMG]http://s59.radikal.ru/i163/1002/06/8edd857edddbt.jpg[/IMG][/URL]
[URL=http://radikal.ru/F/s43.radikal.ru/i099/1002/c2/9fb67d9b88d4.jpg.html][IMG]http://s43.radikal.ru/i099/1002/c2/9fb67d9b88d4t.jpg[/IMG][/URL]

На тральщике ТЩ-116.

[URL=http://radikal.ru/F/i035.radikal.ru/1002/83/2e879e05a865.jpg.html][IMG]http://i035.radikal.ru/1002/83/2e879e05a865t.jpg[/IMG][/URL]

Послевоенная фотография.

[URL=http://radikal.ru/F/s003.radikal.ru/i203/1002/3e/a897eee12e54.jpg.html][IMG]http://s003.radikal.ru/i203/1002/3e/a897eee12e54t.jpg[/IMG][/URL]

Командующий Беломорской военной флотилией вице-адмирал Юрий Александрович Пантелеев вручает медаль Ушакова юнге Коткину.

[URL=http://radikal.ru/F/i017.radikal.ru/1002/85/e1de0ff57beb.jpg.html][IMG]http://i017.radikal.ru/1002/85/e1de0ff57bebt.jpg[/IMG][/URL]

Похожее фото из фотогазеты № 3 политического отдела Беломорской флотилии. Выпуск был посвящен тральщику «Т-116» и его команде.

[URL=http://radikal.ru/F/i029.radikal.ru/1002/eb/9ff31d5980f2.jpg.html][IMG]http://i029.radikal.ru/1002/eb/9ff31d5980f2t.jpg[/IMG][/URL]

Опять на военной службе (1948-1950 гг.).

[URL=http://radikal.ru/F/s61.radikal.ru/i171/1002/c6/775d145eacce.jpg.html][IMG]http://s61.radikal.ru/i171/1002/c6/775d145eaccet.jpg[/IMG][/URL]

Фото, сделанное корреспондентом Г.Т. Нарышкиным в «Новгородскую правду», 1971 год.

[URL=http://radikal.ru/F/s005.radikal.ru/i209/1002/a9/298754dac5f0.jpg.html][IMG]http://s005.radikal.ru/i209/1002/a9/298754dac5f0t.jpg[/IMG][/URL]

«Мы с отцом на первомайской демонстрации, 1973 или 1974 год».

[URL=http://radikal.ru/F/s19.radikal.ru/i192/1002/dc/44eff8b6c945.jpg.html][IMG]http://s19.radikal.ru/i192/1002/dc/44eff8b6c945t.jpg[/IMG][/URL]

Из документа: «Награждается личной фотографией за активное участие в социалистическом соревновании в честь 70-летия Великого Октября Коткин Владимир Андреевич, старший инженер ЭРО». Вот такая даже была награда.

[URL=http://radikal.ru/F/s49.radikal.ru/i123/1002/b7/e86f8b9306b5.jpg.html][IMG]http://s49.radikal.ru/i123/1002/b7/e86f8b9306b5t.jpg[/IMG][/URL]

Удостоверения к медалям.

[URL=http://radikal.ru/F/s61.radikal.ru/i171/1002/bc/8035f8cdcbf1.jpg.html][IMG]http://s61.radikal.ru/i171/1002/bc/8035f8cdcbf1t.jpg[/IMG][/URL]
[URL=http://radikal.ru/F/i017.radikal.ru/1002/0a/4e993e6e49ce.jpg.html][IMG]http://i017.radikal.ru/1002/0a/4e993e6e49cet.jpg[/IMG][/URL]
[URL=http://radikal.ru/F/s61.radikal.ru/i171/1002/00/783495f1568f.jpg.html][IMG]http://s61.radikal.ru/i171/1002/00/783495f1568ft.jpg[/IMG][/URL]

Медаль Ушакова.

[URL=http://radikal.ru/F/s47.radikal.ru/i116/1002/d6/f47c5db5f03f.jpg.html][IMG]http://s47.radikal.ru/i116/1002/d6/f47c5db5f03ft.jpg[/IMG][/URL]
[URL=http://radikal.ru/F/s60.radikal.ru/i167/1002/69/210f3fa0dff3.jpg.html][IMG]http://s60.radikal.ru/i167/1002/69/210f3fa0dff3t.jpg[/IMG][/URL]

Вырезка из газеты «Северная вахта» от 29.10.1944 (по мнению сына, хотя я не нашел этому подтверждения).

[URL=http://radikal.ru/F/s47.radikal.ru/i116/1002/13/be6ac41c80d3.jpg.html][IMG]http://s47.radikal.ru/i116/1002/13/be6ac41c80d3t.jpg[/IMG][/URL]

Газета «Вперед», многотиражка завода «Волна» (позднее - ПО «Волна»).

[URL=http://radikal.ru/F/s61.radikal.ru/i173/1002/4b/7c11d6eafc9a.jpg.html][IMG]http://s61.radikal.ru/i173/1002/4b/7c11d6eafc9at.jpg[/IMG][/URL]

Телевидение, радио Мурманск, июль 1971 года.

[URL=http://radikal.ru/F/s005.radikal.ru/i210/1002/83/ca357c4dce64.jpg.html][IMG]http://s005.radikal.ru/i210/1002/83/ca357c4dce64t.jpg[/IMG][/URL]

Газета «Новгородская правда», июль 1971 г.

[URL=http://radikal.ru/F/s51.radikal.ru/i132/1002/ce/ce90d4b2967a.jpg.html][IMG]http://s51.radikal.ru/i132/1002/ce/ce90d4b2967at.jpg[/IMG][/URL]

Мурманск, 24 июля 1971 г., запись телепередачи, слева направо сидят: ведущий передачи, журналист и сотрудник мурманского ТВ Григорий Сожин, 11-летний Андрей Коткин (сын), писатель Георгий Семёнов и однополчанин В.А. Коткина Виктор Чертов.

[URL=http://radikal.ru/F/i055.radikal.ru/1002/5f/bb9f2f18150d.jpg.html][IMG]http://i055.radikal.ru/1002/5f/bb9f2f18150dt.jpg[/IMG][/URL]

Мурманск, 24 июля 1971 г., слева направо: бывшие юнги Тюльпин (не Тюльник (!), как было в "Известиях" и "Новгородской правде") и Николай Детков (друг В.А. Коткина, с которым они вместе дали дёру на разные тральщики), В.А. Бабанов, В.А. Коткин, Григорий Сожин и Андрей Коткин (сын).

[URL=http://radikal.ru/F/s006.radikal.ru/i213/1002/ec/8af42badc089.jpg.html][IMG]http://s006.radikal.ru/i213/1002/ec/8af42badc089t.jpg[/IMG][/URL]

Мурманск, 24 июля 1971 г., слева направо: Григорий Сожин, Георгий Семёнов, Виктор Чертов обнимает бывшего командира.

[URL=http://radikal.ru/F/i029.radikal.ru/1002/6f/3117c143aa82.jpg.html][IMG]http://i029.radikal.ru/1002/6f/3117c143aa82t.jpg[/IMG][/URL]

Мурманск, 24 июля 1971 г., слева направо: Тюльпин, Николай Детков, В.А. Бабанов, В.А. Коткин, Григорий Сожин, Андрей Коткин (сын), Георгий Семёнов, Виктор Чертов,  зам. директора завода "Волна" В.В. Михайлов, друг и сослуживец В.А. Коткина по заводу Валентин Кузнецов, 2 неизвестных. Стоят матросы из экипажа тральщика. Хором исполняется песня «Прощайте, скалистые горы».

[URL=http://radikal.ru/F/i081.radikal.ru/1002/9e/14fc15944086.jpg.html][IMG]http://i081.radikal.ru/1002/9e/14fc15944086t.jpg[/IMG][/URL]

На тральщике в Полярный, 24 июля 1971 года. Слева направо: Валентин Кузнецов, В.А. Бабанов, Георгий Семёнов, В.А. Коткин.

[URL=http://radikal.ru/F/s52.radikal.ru/i136/1002/e5/be28cf9fc32c.jpg.html][IMG]http://s52.radikal.ru/i136/1002/e5/be28cf9fc32ct.jpg[/IMG][/URL]

На тральщике в Полярный, 24 июля 1971 года. Слева направо: В.А. Коткин, Андрей Коткин, Валентин Кузнецов.

[URL=http://radikal.ru/F/i032.radikal.ru/1002/2d/7c85d0631c2f.jpg.html][IMG]http://i032.radikal.ru/1002/2d/7c85d0631c2ft.jpg[/IMG][/URL]

Полярный, 25 июля 1971 года. Слева направо: Николай Детков, В.А. Коткин, Андрей Коткин, Георгий Семёнов, неизвестная женщина, неизвестный офицер, Виктор Чертов, В.А. Бабанов, В.В. Михайлов, Валентин Кузнецов, Тюльпин, неизвестный офицер.

[URL=http://radikal.ru/F/s57.radikal.ru/i155/1002/2c/83fe2e046305.jpg.html][IMG]http://s57.radikal.ru/i155/1002/2c/83fe2e046305t.jpg[/IMG][/URL]

Василий Александрович Бабанов, легендарный командир.

[URL=http://radikal.ru/F/s48.radikal.ru/i121/1002/91/b75326411f99.jpg.html][IMG]http://s48.radikal.ru/i121/1002/91/b75326411f99t.jpg[/IMG][/URL]

«В одной из загранкомандировок (в Ираке, по-моему) отец отпустил усы и какое-то время носил их».

[URL=http://radikal.ru/F/s55.radikal.ru/i147/1002/e6/4df9a413e1f2.jpg.html][IMG]http://s55.radikal.ru/i147/1002/e6/4df9a413e1f2t.jpg[/IMG][/URL]

Информация из военного билета:

Дата и место рождения: 18 мая 1928 года, пос. У…ломень Пролетарского района Архангельской области.
Национальность: русский.
Военный билет выдан Новгородским ОГВК Новгородской области.
Образование: Ленинградский электромеханический техникум в 1956 году по специальности производство радиоаппаратуры.
Воинское звание: младший техник-лейтенант присвоено приказом ВМ СССР № 03630 от 21.08.1952 г.
ВУС № 4519,№ 461303.
Состав: инженерно-технический.
Военную присягу принял 13 мая 1943 г.
Прохождение службы в Вооруженных силах СССР: с 28.07.1948 г. по 21.01.1950 г.
Наименование должности: служил рядовым и на должностях сержантского состава.
Семейное положение и состав семьи: жена Коткина Светлана Алексеевна, сын Андрей 18 апреля 1960 г., дочь Наталья 23 октября 1962 г.
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Получил новые фотографии.

Командир 44 САП капитан С.М. Рубан

[URL=http://radikal.ru/F/s56.radikal.ru/i153/1002/98/e391f4d0de36.jpg.html][IMG]http://s56.radikal.ru/i153/1002/98/e391f4d0de36t.jpg[/IMG][/URL]

Тот ли это Рубан, кто был участником спасательной операции? Генерал-майор авиации запаса Рубан Савелий Михайлович проживал в Москве. Вышли на его родственников, но пока контакт не установлен.

Новоземельская ВМБ. Начальник Новоземльского района СНиС старший лейтенант С.Ф. Житецкий , старший радиотехник старший техник-лейтенант Н.В. Федоров, 1944 год.

[URL=http://radikal.ru/F/s003.radikal.ru/i204/1002/11/8283a6ecdadb.jpg.html][IMG]http://s003.radikal.ru/i204/1002/11/8283a6ecdadbt.jpg[/IMG][/URL]

Мне пришло письмо от дочери С.Ф. Житецкого. Более подробно я об этом напишу позднее. Сейчас цитата:
"...Впоследствии, одна их спасшихся девушек, направлявшихся на Новую Землю, стала женой нашего соседа по землянке - ФЁДОРОВА Николая Васильевича. У него во время родов умерла жена. Гинекологов тогда там не было.
Консультировал по телефону (вылететь по непогоде не мог) её отец, врач-гинеколог, но... Николай Васильевич к тому времени был вдовцом. Как звали эту девушку и в качестве кого ей надлежало работать - я, к сожалению,
не помню...
В 1956 году (если не ошибаюсь) папа (С.Ф. Житецкий - С.Ш.) принимал участие в комиссии по выбору места для Новоземельского Полигона. По необходимости, была перенесена могила жены Николая Васильевича...
По-моему Фёдоров Николай Васильевич после Новой Земли жил в Ленинграде..."

Как узнать, как зовут жену Фёдорова Николая Васильевича? Как найти его или их родственников? Как найти новоземельцев, кто бы смог помочь?

Письмо моряков тральщика «ТЩ-118» от 18 мая 1944 года. Оно адресовано матери капитан-лейтенанта А.И. Шумилова в связи с награждением его орденом Отечественной войны первой степени.

[URL=http://radikal.ru/F/s003.radikal.ru/i202/1002/ac/988b2ee69111.jpg.html][IMG]http://s003.radikal.ru/i202/1002/ac/988b2ee69111t.jpg[/IMG][/URL]

Листовка «Моряки - герои Великой Отечественной войны». Посвящена морякам 6 дивизиона тральщиков, награжденным орденами и медалями СССР.

[URL=http://radikal.ru/F/s006.radikal.ru/i214/1002/16/ac462caf9674.jpg.html][IMG]http://s006.radikal.ru/i214/1002/16/ac462caf9674t.jpg[/IMG][/URL]

Среди награждкнных есть старший краснофлотец И.А. Смирнов и старшина 1 статьи П.Г. Лонин. И.А. Смирнов похож на нашего Ивана Александровича Смирнова с ТЩ-116. Он это или не он, об этом скажет точнее его сын. Фото вышлю ему для опознания. П.Г. Лонин, может быть, это - 343. Лонин, главный старшина, моторист, минный тральщик ТЩ-116, был награждён орденом «Красного Знамени»? Пока не знаю. Стоит посмотреть его на других фото.

Извещение за № 8/3009 от 30 сентября 1944 года о гибели капитана 1 ранга Александра Захаровича Шмелёва, командира бригады траления Беломорской военной флотилии, 12 августа 1944 года на тральщике «ТЩ-114».

[URL=http://radikal.ru/F/s001.radikal.ru/i193/1002/72/3ab0d749b73f.jpg.html][IMG]http://s001.radikal.ru/i193/1002/72/3ab0d749b73ft.jpg[/IMG][/URL]

Капитан 1 ранга М.З. Шмелев.

[URL=http://radikal.ru/F/s59.radikal.ru/i166/1002/fa/29753ce50147.jpg.html][IMG]http://s59.radikal.ru/i166/1002/fa/29753ce50147t.jpg[/IMG][/URL]

Группа моряков - защитников города Таллина. 30 октября 1943 года они прибыли из США на тральщике «ТЩ-114» на Северный флот. На снимке: в первом ряду (слева направо) - старшина 2-й статьи В.Я. Казаков, старшина 1-й статьи В.Я. Шурахов, старший лейтенант В.П. Савочкин; во втором ряду - старшина 1-й статьи М. Филатов, старший краснофлотец Ф.П. Капралов, старшина 2-й статьи Ф.Н. Антипин. Январь 1944 года.

[URL=http://radikal.ru/F/s002.radikal.ru/i197/1002/be/e60af33dc46a.jpg.html][IMG]http://s002.radikal.ru/i197/1002/be/e60af33dc46at.jpg[/IMG][/URL]

Старшина 2-й статьи В.Я. Казаков - это наш 229. Казаков Василий Яковлевич, сигнальщик, старшина 2-й статьи, спасен, минный тральщик ТЩ-114, БТЩ ГБ ОВР"а СФ.

Старшина 1-й статьи В.Я. Шурахов - это наш 666. Шурахов Василий Яковлевич, командир отделения сигнальщиков, старшина 1-й статьи, спасен, минный тральщик ТЩ-114, БТЩ ГБ ОВР"а СФ.

Старшина 1-й статьи М. Филатов - это наш 616. Филатов Михаил Александрович (Андреевич), воинское звание – старшина 1 статьи; должность и специальность – боцман; год рождения – 1919 г.; партийность и № партдокумента (комсомольского билета) – ВЛКСМ; место рождения – Калининская обл., Бежаницкий р-н; социальное положение – рабочий; национальность – русский; срок срочной службы – 1938 г.; последнее место службы – минный тральщик ТЩ-114, бригада траления ОВР ГБ СФ; каким РВК призван – Свердловским РВК, г. Ленинград; по какой причине, где и когда выбыл – погиб в море при выполнении боевого задания, 12.08.1944 г.; семейное положение – холост; родственники (фамилия, имя, отчество, адрес) – отец: Филатов А.Ф., Бежаницкий р-н, Фолиневский с/с, д. Сакаево (Спкаево).
Филатов Михаил Александрович, место рождения – Бежаницкий р-н, Бежаницкий с/с; воинское звание – старшина 1 статьи; причина выбытия – погиб; дата выбытия – 12.08.1944; название книги Памяти – книга Памяти. Псковская область. Том 15.
http://www.obd-memorial.ru/221/Memorial/KPVS/01/KPPskovskOblTom15/00000238.png

По другим не установлено, что они были участниками конвоя БД-5.

На фото "Сигнальщики тральщика «ТЩ-114» на вахте" указан старшина 2-й статьи В.Я. Казаков.

Старшина 2-й статьи Н.П. Кучеренко  – акустик тральщика «ТЩ-114». Сначала служил на подводной лодке Балтийского флота. За мужество и решительность в боевых походах был награжден орденом Ленина. В ноябре 1943 года прибыл на Северный флот в составе экипажа тральщика «ТЩ-114». Был удостоен орденов Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени. Декабрь 1943 года.

[URL=http://radikal.ru/F/s57.radikal.ru/i157/1002/69/878d1ebaabb5.jpg.html][IMG]http://s57.radikal.ru/i157/1002/69/878d1ebaabb5t.jpg[/IMG][/URL]

Сигнальщики тральщика «ТЩ-114» на вахте. Слева направо: старшина 2-й статьи В.Я. Казаков и старшина 1-й статьи ... Январь 1944 года.

[URL=http://radikal.ru/F/i075.radikal.ru/1002/1b/06b14ee0fe14.jpg.html][IMG]http://i075.radikal.ru/1002/1b/06b14ee0fe14t.jpg[/IMG][/URL]

На борту тральщика «ТЩ-114» - концерт художественной самодеятельности шефов Северного флота из Новосибирской области. Декабрь 1943 года.

[URL=http://radikal.ru/F/s42.radikal.ru/i098/1002/a2/70d86de14dec.jpg.html][IMG]http://s42.radikal.ru/i098/1002/a2/70d86de14dect.jpg[/IMG][/URL]

Капитан 3 ранга В.А. Бабанов - командир тральщика «ТЩ-116». Командовал этим кораблем с ноября 1943 по май 1945 года.

[URL=http://radikal.ru/F/s005.radikal.ru/i212/1002/59/f36ff77125a0.jpg.html][IMG]http://s005.radikal.ru/i212/1002/59/f36ff77125a0t.jpg[/IMG][/URL]

Боевые друзья - офицеры тральщика «ТЩ-116» (слева направо): старший лейтенант А.П. Чубаров, капитан-лейтенант В.А. Бабанов и старший лейтенант А.И. Денежкин, командир БЧ-5 тральщика «ТЩ-113».

[URL=http://radikal.ru/F/i075.radikal.ru/1002/0e/c623359bd0a7.jpg.html][IMG]http://i075.radikal.ru/1002/0e/c623359bd0a7t.jpg[/IMG][/URL]

Старший лейтенант А.П. Чубаров - это наш 638. Чубаров Александр Павлович, штурман (командир БЧ-1), ст. лейтенант, тральщик ТЩ-116, в Ленинграде, где он родился, жил в последнее время, в училище подводного плавания (институт) преподавал штурманское дело, был командиром ТЩ-117 в Великую Отечественную войну, служил в штабе Северного флота после войны, был женат, у него было 2 сестры в Москве, знал норвежский язык.

Старший лейтенант А.И. Денежкин - это наш 157. Денежкин Александр Иванович, инженер-механик (БЧ-5), ст. инженер-лейтенант, минный тральщик ТЩ-116, жил в последнее время на ст. Мга недалеко от Ленинграда, супруга – Валентина Ивановна, награждён 2 орденами «Красной Звезды».

Василий Александрович Бабанов известен нам.

Тральщик «ТЩ-116» на рейде.

[URL=http://radikal.ru/F/s001.radikal.ru/i195/1002/34/a1ea248ce601.jpg.html][IMG]http://s001.radikal.ru/i195/1002/34/a1ea248ce601t.jpg[/IMG][/URL]

Переход тральщика «ТЩ-116» в море.

[URL=http://radikal.ru/F/i066.radikal.ru/1002/bb/74e62a576705.jpg.html][IMG]http://i066.radikal.ru/1002/bb/74e62a576705t.jpg[/IMG][/URL]

Группа моряков тральщика «ТЩ-118» с девушками, радистками и связистами, во время доставки войск в Мурманск. 1943 год.

[URL=http://radikal.ru/F/s003.radikal.ru/i203/1002/93/905e631f3fdf.jpg.html][IMG]http://s003.radikal.ru/i203/1002/93/905e631f3fdft.jpg[/IMG][/URL]

[URL=http://radikal.ru/F/s004.radikal.ru/i206/1002/ae/af605ce36c98.jpg.html][IMG]http://s004.radikal.ru/i206/1002/ae/af605ce36c98t.jpg[/IMG][/URL]

Кто на фотографии? Пока это нам неизвестно. Пока...

Подполковник М.И. Козлов - пилот самолета ГСТ Управления полярной авиации ГУСМП.

[URL=http://radikal.ru/F/s004.radikal.ru/i206/1002/3a/afe9353b6d51.jpg.html][IMG]http://s004.radikal.ru/i206/1002/3a/afe9353b6d51t.jpg[/IMG][/URL]

Контр-адмирал С.Г. Кучеров - начальник штаба Северного флота на борту тральщика «Умба». С марта 1943 по август 1944 года возглавлял штаб Беломорской военной флотилии, десятки раз выходил в море для встречи союзных и арктических конвоев.

[URL=http://radikal.ru/F/s003.radikal.ru/i204/1002/a6/d84ec8a8396f.jpg.html][IMG]http://s003.radikal.ru/i204/1002/a6/d84ec8a8396ft.jpg[/IMG][/URL]

Фотогазета № 3 политического отдела Беломорской флотилии. Выпуск посвящен тральщику «ТЩ-116» и его команде.

[URL=http://radikal.ru/F/s003.radikal.ru/i203/1002/03/7bb6a5ad67a7.jpg.html][IMG]http://s003.radikal.ru/i203/1002/03/7bb6a5ad67a7t.jpg[/IMG][/URL]

В фотогазете есть фото участников конвоя, качество не очень. Чуть позднее я сделаю эти фото отдельно.
Изменено: Сергей Шулинин - 12.02.2010 22:23:30
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Поиск по фотографиям.

Крайний справа Смирнов Иван Александрович. Кто другие?

[URL=http://radikal.ru/F/i073.radikal.ru/1002/26/b36134ec5f63.jpg.html][IMG]http://i073.radikal.ru/1002/26/b36134ec5f63t.jpg[/IMG][/URL]

Команда ТЩ 116 после 1945 г. Есть ли среди них участики конвоя БД-5?

[URL=http://radikal.ru/F/i037.radikal.ru/1002/b9/59630a2c935f.jpg.html][IMG]http://i037.radikal.ru/1002/b9/59630a2c935ft.jpg[/IMG][/URL]

[URL=http://radikal.ru/F/i082.radikal.ru/1002/fb/45eebc98df7c.jpg.html][IMG]http://i082.radikal.ru/1002/fb/45eebc98df7ct.jpg[/IMG][/URL]

Неизвестный. Не похож ли он на Рожкова?

[URL=http://radikal.ru/F/i079.radikal.ru/1002/db/b5a80aa723b5.jpg.html][IMG]http://i079.radikal.ru/1002/db/b5a80aa723b5t.jpg[/IMG][/URL]

Надпись на обороте: от Василия С. Кто изображенные и кто этот незнакомый С. ?

[URL=http://radikal.ru/F/i061.radikal.ru/1002/4b/4cd0f44ff0ce.jpg.html][IMG]http://i061.radikal.ru/1002/4b/4cd0f44ff0cet.jpg[/IMG][/URL]

Смирнов Иван Александрович (справа) с другом (возможно Воробьев). Воробьев ли? Пока никак не проверишь.

[URL=http://radikal.ru/F/s44.radikal.ru/i105/1002/e3/20b2ea80471c.jpg.html][IMG]http://s44.radikal.ru/i105/1002/e3/20b2ea80471ct.jpg[/IMG][/URL]

Кто это? Все с тральщика ТЩ-116.

[URL=http://radikal.ru/F/s005.radikal.ru/i210/1002/06/208a7b0147c6.jpg.html][IMG]http://s005.radikal.ru/i210/1002/06/208a7b0147c6t.jpg[/IMG][/URL]

В верхнем ряду второй справа стоит Смирнов Иван Александрович, в среднем ряду в центре С.С. Сатунин, в нижнем ряду, судя по другим фото на форуме, первый слева М.Г. Чураков, третий слева - Николай Павлович Корягин. Похоже. Но кто другие?

[URL=http://radikal.ru/F/s44.radikal.ru/i105/1002/74/04b351bb6e7c.jpg.html][IMG]http://s44.radikal.ru/i105/1002/74/04b351bb6e7ct.jpg[/IMG][/URL]
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Евгений Иванович прислал комментарии к фото. Фото и пояснения к ним размещаю.

Орденская книжка.

[URL=http://radikal.ru/F/s56.radikal.ru/i152/1002/4d/889501a4a508.jpg.html][IMG]http://s56.radikal.ru/i152/1002/4d/889501a4a508t.jpg[/IMG][/URL]

Крайний справа Смирнов Иван Александрович.

[URL=http://radikal.ru/F/i073.radikal.ru/1002/26/b36134ec5f63.jpg.html][IMG]http://i073.radikal.ru/1002/26/b36134ec5f63t.jpg[/IMG][/URL]

Смирнов Иван Александрович (справа) с другом (возможно Воробьев).

[URL=http://radikal.ru/F/s44.radikal.ru/i105/1002/e3/20b2ea80471c.jpg.html][IMG]http://s44.radikal.ru/i105/1002/e3/20b2ea80471ct.jpg[/IMG][/URL]

Слева В.А. Бабанов, справа С.С. Сатунин.

[URL=http://radikal.ru/F/s56.radikal.ru/i154/1002/0a/a04463a40bf3.jpg.html][IMG]http://s56.radikal.ru/i154/1002/0a/a04463a40bf3t.jpg[/IMG][/URL]

Команда ТЩ 116 после 1945 г.

[URL=http://radikal.ru/F/i037.radikal.ru/1002/b9/59630a2c935f.jpg.html][IMG]http://i037.radikal.ru/1002/b9/59630a2c935ft.jpg[/IMG][/URL]

[URL=http://radikal.ru/F/i082.radikal.ru/1002/fb/45eebc98df7c.jpg.html][IMG]http://i082.radikal.ru/1002/fb/45eebc98df7ct.jpg[/IMG][/URL]

Команда ТЩ-116. В верхнем ряду второй справа стоит Смирнов Иван Александрович, в среднем ряду в центре С.С. Сатунин, в нижнем ряду, судя по другим фото на форуме, первый слева М.Г. Чураков, третий слева - Николай Павлович Корягин.

[URL=http://radikal.ru/F/s44.radikal.ru/i105/1002/74/04b351bb6e7c.jpg.html][IMG]http://s44.radikal.ru/i105/1002/74/04b351bb6e7ct.jpg[/IMG][/URL]

Часть команды ТЩ-116.

[URL=http://radikal.ru/F/s005.radikal.ru/i210/1002/06/208a7b0147c6.jpg.html][IMG]http://s005.radikal.ru/i210/1002/06/208a7b0147c6t.jpg[/IMG][/URL]

Надпись на обороте: "от Василия С."

[URL=http://radikal.ru/F/i061.radikal.ru/1002/4b/4cd0f44ff0ce.jpg.html][IMG]http://i061.radikal.ru/1002/4b/4cd0f44ff0cet.jpg[/IMG][/URL]

М.А. Головкин.

[URL=http://radikal.ru/F/s004.radikal.ru/i208/1002/2b/5b120aa31a3b.jpg.html][IMG]http://s004.radikal.ru/i208/1002/2b/5b120aa31a3bt.jpg[/IMG][/URL]

Неизвестный.

[URL=http://radikal.ru/F/i079.radikal.ru/1002/db/b5a80aa723b5.jpg.html][IMG]http://i079.radikal.ru/1002/db/b5a80aa723b5t.jpg[/IMG][/URL]

Удостоверения.

[URL=http://radikal.ru/F/s43.radikal.ru/i102/1002/00/3b874ee9197d.jpg.html][IMG]http://s43.radikal.ru/i102/1002/00/3b874ee9197dt.jpg[/IMG][/URL]

[URL=http://radikal.ru/F/s002.radikal.ru/i199/1002/65/811df4c0a51e.jpg.html][IMG]http://s002.radikal.ru/i199/1002/65/811df4c0a51et.jpg[/IMG][/URL]

Пропуск на Дальзавод.

[URL=http://radikal.ru/F/s004.radikal.ru/i206/1002/94/ced09aec2fd1.jpg.html][IMG]http://s004.radikal.ru/i206/1002/94/ced09aec2fd1t.jpg[/IMG][/URL]

На Дальзаводе.

[URL=http://radikal.ru/F/s006.radikal.ru/i215/1002/81/ea753d1d0a3e.jpg.html][IMG]http://s006.radikal.ru/i215/1002/81/ea753d1d0a3et.jpg[/IMG][/URL]

[URL=http://radikal.ru/F/s004.radikal.ru/i205/1002/c6/2d02f386883c.jpg.html][IMG]http://s004.radikal.ru/i205/1002/c6/2d02f386883ct.jpg[/IMG][/URL]

Надписи на фото.

[URL=http://radikal.ru/F/i059.radikal.ru/1002/54/2416eee08622.jpg.html][IMG]http://i059.radikal.ru/1002/54/2416eee08622t.jpg[/IMG][/URL]

[URL=http://radikal.ru/F/s41.radikal.ru/i092/1002/8e/75a0543f6c1a.jpg.html][IMG]http://s41.radikal.ru/i092/1002/8e/75a0543f6c1at.jpg[/IMG][/URL]

[URL=http://radikal.ru/F/i068.radikal.ru/1002/57/d679008e370a.jpg.html][IMG]http://i068.radikal.ru/1002/57/d679008e370at.jpg[/IMG][/URL]

В связи с подписями на оборотах фото меня заинтересовали следующие слова: "П-с Челмпушка","Челно-пушка". Что это такое? Кто-нибудь может подсказать?
Страницы: Пред. 1 ... 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ... 31 След.


Главное за неделю