Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Непотопляемый катер РК-700

КМЗ показал
непотопляемый
катер РК-700

Поиск на сайте

Дмитрий Онуфриев (Автор тем)

Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Страницы: Пред. 1 2
№19 Почему корабли иногда на полном ходу врезаются в пирс?
Скажем прямо, что такого быть не должно. Но, в жизни бывает всякое.
Почему?
Давайте порассуждаем.
Если зайти на большую океанскую яхту, то здесь всё управление находиться на капитанском мостике. Завёл дизель, поднял якорь, дал ход, повернул направо, налево. Всё под руками. Но, и габариты этого судна не очень большие, а стоимость огромная.
Большой корабль – в управлении более сложный.  Это обусловлено более мощной энергетической установкой, которая занимает не один этаж и отсек,  да и самими габаритами судна. Соответственно и обслуживающего персонала больше. Здесь гораздо сложнее провести всё управление на капитанский мостик, но чёткие команды идут только отсюда. И всё должно работать, как часы. Работать в полном взаимодействии - и люди, и техника. На современных сухогрузах, танкерах и т.д. автоматического управления тоже очень много. Экипажи здесь уменьшены практически до 12 человек, но всё равно, есть такая работа, которую автоматизировать нельзя.
Припоминаю я случай выезда на берег многоцелевой подводной лодки. Всё произошло из-за простого нарушения взаимодействия людей. Кто-то не так понял команду и всё – многомиллионный ущерб.
А было это так. Задача ставилась простая – перешвартоваться, т.е. отойти от одного пирса и встать к другому. Кораблём командовал очень грамотный офицер. За тем, как он подходил к пирсу на швартовку – можно было любоваться. Лодка заходит к пирсу на максимальном надводном ходе, ложиться в циркуляцию (поворачивает). Штурмана рассчитывали точку на циркуляции, где нужно дать полный реверс (задний ход), чтобы остановиться у пирса. Представьте себе такую махину, которую разогнали до такой скорости. Если просто остановить работу винта (турбину в «СТОП»), сама по себе, по инерции лодка сможет пройти ещё километра два. А она красиво входит в циркуляцию, потом дают реверс. И к пирсу корабль подходит, полностью погасив инерцию. Турбина в стопе. Завели швартовы и всё. Это то, что принято называть - мастерство.
Но, тот день был неудачным. Отошли от пирса. Лихо дали ход (когда лодка задним ходом отходит от пирса и выравнивается в нужно направлении, турбине дают большие обороты вперёд. Сзади образуется большой бурун и красивый пенистый хвост тянется за лодкой).  Легли в циркуляцию на подходе к другому пирсу. С мостика последовала команда дать реверс 60 оборотов. Вахтенный инженер-механик в центральном посту дал команду на пульт управления энергетической установкой. Турбина отработала 60 оборотов заднего хода. На мостике командир по докладам штурмана и визуально определил, что скорость лодки большая и дал команду: «Реверс 90». А вахтенный инженер-механик в центральном посту понял, что реверс-это наоборот. И дал турбине 90 оборотов переднего хода. На пульте чётко отработали. В итоге, подводная лодка прошла рядом с пирсом набирая ход и выскочила на камни прибрежной полосы, пробив ограждение акустического комплекса.
Неприятностей было очень много. Такие лихие подходы были запрещены.
№18 Почему на подводных лодках служат самые отважные?
Говорить так, наверное, слишком не скромно.
У каждого рода войск в Вооружённых Силах России есть своя специфика, и она делает  военнослужащих не менее отважными, чем подводников.
Было время, когда мне много приходилось ездить по нашей большой стране. Один раз, я ехал из Пскова в Москву с офицером-десантником из Псковской воздушно-десантной дивизии. Разговорились.
Он инженер-механик по бронетанковой технике, я инженер-механик по энергетическим установкам. При этом специфика его службы и службы офицера-подводника совершенно разная.

Для десантников это в первую очередь дерзкий прорыв, связанный с десантированием на парашюте, ведение боя с использованием техники или ведение ближнего рукопашного боя с использованием холодного оружия. Причём выполнение боевой задачи не зависит от погодных условий. Если надо, то ни дождь, ни холод, ни жара не может этому помешать. Основа этому физическая и психологическая подготовка. И мы не раз видели и восхищались умению разбивать кирпичи ударом руки, а иногда и головой или об голову.

Специфика службы подводника заключается, прежде всего, в безаварийной эксплуатации сложной техники, которой насыщен каждый отсек подводной лодки. Сюда воедино входит умение проводить расчёты для ввода ядерной энергетической установки, отличное знание весьма объёмных по содержанию инструкций по эксплуатации систем и механизмов энергетической установки и многочисленных других систем. Умение принимать единственно правильное решение при любой аварийной ситуации. И всё это направлено на выполнение боевой единицей – кораблём, своей основной задачи, которая заключается в отслеживании морских коммуникаций, обнаружение судов и кораблей неприятеля и уничтожение их.

Но, это одна и далеко не полная сторона службы.
Другой стороной является, отличающаяся высокой стабильностью, психологическая подготовка. В это понятие входит постоянное пребывание в замкнутом объёме, при наличии шумов работающих механизмов, при  искусственном освещении, воздухе, потребление опреснённой воды, умение наладить общение с неменяющемся кругом подчинённых и начальников. А в море всё это усугубляется сильной качкой. И ты можешь быть физически сильным человеком, но пребывание в постоянно качающемся замкнутом пространстве -  может всё изменить. Здесь худые и невзрачные на вид люди, могут работать без устали, а здоровые - будут лежать, не в состоянии даже встать.
Физическая сила здесь далеко не решающий фактор.
Главное – толковая голова и уживаемость в таких условиях.

Так мы ехали и разговаривали. В конце беседы, офицер-десантник сказал, что лучше раз десять спрыгнуть с парашютом, чем один раз погрузиться на подводной лодке под воду.
А я подумал: «Каждому своё».
chaika.jpg (15.81 КБ)
Изменено: Герман Качуринер - 21.05.2009 07:47:18
#16 Почему на ПЛ нельзя покинуть горящий отсек?
При любом возгорании или даже запахе гари в отсеке - на подводной лодке объявляется аварийная тревога. 25 -30 коротких звуков звонком – самая «страшная» тревога на корабле. В момент её объявления, никто не может предположить, чем всё закончиться.
Экипаж разбегается по отсекам и на переборках смежных с аварийным отсеков создают рубежи обороны. В это понятие входит – закрыть переборочную дверь, закрыть клапана по системе вентиляции и клапана других систем, чтобы полностью изолировать отсек от проникновения угарных газов из аварийного. Короче, выполнить полную герметизацию переборки своего отсека.
Те, кого закрыли в аварийном отсеке, ведут поиск возгорания и производят тушение. Покинуть отсек без разрешения Центрального поста никто не даст. Такова жизнь. Вы отвечаете за свой отсек, другие при этом должны управлять кораблём.

Подводник – это человек, который сочетает в себе много профессий. В их числе и умение тушить возгорания и пожары. Многочисленными тренировками подводник до автоматизма отрабатывает все возможные причины возникновения, развития и предотвращения распространения пожара в отсеке. Для этого он в совершенстве должен знать устройство и работу  систем пожаротушения,  расположение щитов, механизмов, клапанов в своём отсеке. С какого щита подаётся электропитание на тот или иной насос, механизм, чтобы при необходимости снять с него электропитание. Должен уметь использовать все имеемые в отсеке средства пожаротушения и знать, какими средствами нужно тушить то или иное возгорание.

В повседневной жизни многие из нас видели, как тренируются или фактически тушат горящие строения или предметы, пожарные команды МЧС. На сколько отлажено они действуют. Подводники в отсеке действуют также.
Особенность пожара в закрытом отсеке подводной лодки состоит в том, что помещение замкнуто и стеснено. Даже небольшое задымление стремительно заволакивает отсек и погружает вас в нулевую видимость. Все передвижения по отсеку приходиться делать в сплошном дыму, ориентируясь наощупь. Но и в этих условиях, языки пламени заметны.  Дышать в такой атмосфере невозможно. У подводника есть считанные секунды, чтобы включиться в портативный дыхательный аппарат (ПДА), который каждый подводник носит на себе. ПДА предназначен для экстренного включения и имеет незначительный ресурс работы. Из него нужно переключиться в индивидуальный аппарат (ИП-6) или в шланговый дыхательный аппарат (ШДА). В крайнем случае, использовать индивидуальный дыхательный аппарат (ИДА-59М). Защитив органы дыхания, необходимо найти источник  возгорания и всеми имеемыми средствами его потушить.

Когда эта задача выполнена, необходимо доложить в Центральный пост, куда стекается полная информация со всех отсеков и где производится управление подводной лодкой.
И после того, как отсек будет провентилирован, произведут замеры концентрации углекислого и угарного газа в атмосфере отсека, личному составу разрешат выключиться из средств защиты. После этого, разрешат свободный проход по отсекам.
Изменено: Герман Качуринер - 03.05.2009 09:28:53
#14 Почему подводная лодка может стать близорукой или дальнозоркой?
Подводная лодка под водой ориентируется только с помощью слуха акустиков и аппаратуры боевой части 7. Такие понятия как близорукость и дальнозоркость, мы привыкли относить к зрению. Для человека зрение – это основной источник восприятия окружающего мира.  Исходя из этого, для подводной лодки можно применить такие термины. Но, они будут относиться к «чувствительности» акустической аппаратуры.

[B]Близорукость.[/B]
Так можно сказать о подводной лодке, когда она идёт на перископной глубине при условии волнения моря. Шум волн на  море, биологические шумы (это шумы касаток, косяков рыб и прочих обитателей морских глубин) заглушают всё и делают ориентацию сложной. Именно по этой причине, большинство столкновений подводных лодок происходит на перископной глубине.  При этом крупные надводные цели прослушиваются и за ними визуально наблюдают через перископ, то есть столкнуться с траулером или сухогрузом – практически не возможно. Скорость движения подводной лодки на этой глубине с поднятыми выдвижными устройствами (перископ и т.д.) ограничено. ПЛ двигается медленно. Если скорость развить больше, то можно повредить выдвижные устройства.

[B]Дальнозоркость.[/B]
Так можно сказать о подводной лодке, когда она идёт на  глубине. Чем больше глубина, тем больше скрытность. Причём под водой дальность обнаружения надводных целей увеличивается в разы. Здесь подводная лодка становиться опасным незримым охотником. Но, по скорости здесь тоже есть ограничения. Ко всем подводным лодкам  применим такой термин, как тактическая скорость. Это максимальная скорость, на которой технические средства акустиков позволяют вести поиск подводных и надводных целей противника. Чем она больше, тем использование корабля по назначению более эффективно.

Но, при всём при этом, подводная лодка может быть ещё и полностью слепой. Это происходит, когда лодке нужно уклониться от торпеды или сделать «подскок» и сократить расстояние, она даёт полный ход. При движении на максимальной скорости, подводная лодка совершенно «слепая». Акустическая аппаратура ничего не слышит.
picture23.jpg (13.87 КБ)
Изменено: Герман Качуринер - 03.05.2009 09:27:21
#15 Почему у нас самые большие подводные лодки?
Лежу на пляже. Наслаждаюсь тёплыми солнечными летними деньками на южном побережье Белого моря. Крупная галька, холодная вода, красивая природа, череда высокоэтажных домов. Место это в Северодвинске расположено на острове под названием - Ягры.  Здесь уживаются такие несовместимые понятия как пляж и  Крайний Север. И только здесь можно с пляжа увидеть, как в море выходят или заходят в завод атомные подводные лодки.

Солнце припекало, было жарко. Окунулся в море. Долго там не поныряешь, вода градусов 14-15. Вышел. Вода быстро просохла, и кожа стала белой от морской соли. Вдруг я заметил, что люди стали смотреть в одну сторону, без особого восторга, обыденно, кто-то показывал рукой направление  на то, что привлекло внимание. И посмотреть было на что. Из завода в море выходила атомная подводная лодка 941 проекта. Эти корабли считаются самыми большими подводными лодками в мире. Они относятся к стратегическим подводным лодкам, то есть к кораблям, которые несут на своём борту, кроме торпедного вооружения, основное – баллистические ракеты.

Глядя, как легко этот «гигант» проходил мимо, взбивая пену винтами, как красив этот корабль, несмотря на свои крупные габариты, очень захотелось побывать внутри. И это у меня получилось, только через лет семь уже на Севере в их базе в Заполярье.
Зашли мы на своём корабле на погрузку боезапаса.  Рядом стояла «Акула» или по классификации НАТО – «Тайфун».

Запросил разрешения, зашёл на борт. Ракетная палуба огромная. Она расположена необычно – впереди рубки. Думаю, «Жигулёнок» на ней бы свободно развернулся. Возможно, на корабле проводилось проворачивание оружия и технических средств, с рубки предупредили и стали открываться крышки ракетных шахт. Они плавно поднялись. Я глянул в пустую шахту. Тёмное чрево казалось огромным и бездонным. Я прошёл в рубку и спустился вниз. Стеснённости здесь не чувствуется. Место много. Этот «подводный монстр» имеет два прочных корпуса (правый и левый).  Они автономны и соединены между собой тремя переходами в носу корабля, в средней части и в корме. Между прочными корпусами стоят шахты баллистических ракет. В каждом корпусе своя ядерная энергетическая установка, турбина, линия вала и винт.

Почему она такая огромная? Почему наши кораблестроители сделали подводную лодку таких размеров?
Ответ на этот вопрос кроется в необходимости нести оружие. Корабль создаётся под определённые баллистические ракеты, которые имеют определённую длину, диаметр, массу. Если взять фотографию американского «стратега» типа «Огайо», то мы видим, что корпус лодки практически круглый. То есть ракеты были спроектированы и изготовлены так, что они вписались в проектный диаметр корпуса подводной лодки. Если взять фото нашей лодки пр.667БДРМ типа «Дельфин», то мы видим сзади рубки «горб».  Он «вырос» не просто так. Высота «горба» на всех  модификациях проекта 667 разная. Высота «горба» меняется от типа баллистической ракеты.
Ещё одна из причин того, что наши лодки самые большие – это традиционная школа постройки атомных подводных лодок с двухкорпусной компоновкой.  Принцип «бублика» (был подробно изложен в вопросе «Почему подводная лодка бывает "легка", а бывает "тяжела"»?). У этой компоновки наряду с неоспоримыми преимуществами  есть и недостатки. Один из них – увеличение размеров легкого корпуса подводной лодки, а как следствие повышение подводной шумности.

Вообще, корпус подводной лодки может иметь три компоновки:
- однокорпусная (лёгкий корпус единый с прочным. Все цистерны погружения и всё оборудование размещено внутри прочного корпуса)
- полуторакорпусная (цистерны главного балласта вынесены из прочного корпуса. Лёгкий корпус не полностью прилегает к прочному)
- двухкорпусная (прочный корпус имеет цилиндрическую форму и изготавливается из толстой высококачественной стали с ребрами жесткости. Для улучшения скольжения на прочный корпус «надет» легкий, в промежутке — балластные цистерны, емкости с топливом и т.д.).

Американские судостроители создают преимущественно полуторакорпусные подводные лодки.  
На сколько я знаю, «Юрий Долгорукий» пр.955  построен уже с полуторакорпусной компоновкой.
Изменено: Герман Качуринер - 03.05.2009 09:28:08
#13 Почему подводная лодка бывает "легка", а бывает "тяжела"?
Стою на берегу моря. Кидаю камешки. Попадаются лёгкие, попадаются тяжелые. С такими понятиями, характеризующими вес,  мы сталкиваемся ежедневно. Подводная лодка, находясь под водой тоже бывает лёгкой и тяжёлой. Как это понять?
Каждый мальчишка любит смотреть фильмы про морские спецподразделения, но не каждый знает об особенностях  их оружия. Вот, на вид обычный, нож этих подразделений.  Но, он сделан очень интересно и имеет нулевую плавучесть. Это значит, что боевой пловец, находясь на дне может завести нож перед собой и отпустить его. Он не будет тонуть и не будет всплывать, то есть зависнет там, где его поставили. Если бы он был, как обычный кухонный нож, тяжелым, то он бы пошёл ко дну «топориком». Если бы мы прикрепили к нему кусок пенопласта, то он стал бы «лёгким» и пошёл наверх на водную гладь.
Подводная лодка – это сложное инженерное сооружение. Когда строящаяся лодка выходит в море на первое погружение, то производиться  ВЫВЕСКА корабля. То есть, опытным путём делают корректировку проектной нагрузки.
Это делается для того, чтобы получить весовую характеристику нулевой плавучести корабля.
Проще говоря, наша лодка вышла с завода на первое погружение. Всё делается не спеша, по пунктам.  Приняли воду в концевые цистерны, приняли в среднюю. А лодка погружаться не хочет. Это говорит о том, что абсолютно точно просчитать все весовые характеристики и плавучесть не возможно.  Нашу лодку загнали под воду, увеличивая ход и перекладку рулей на погружение. Зафиксировали углы установки перьев рулей и скорости хода, на которой возможно держать глубину.  После возвращения в завод, кораблестроители произвели расчёты и в стогом соответствии по длине корпуса лодки, на дно цистерн главного балласта уложили нужное количество чугунных грузов.
Далее, наш корабль погружался и всплывал без проблем.
Таким образом, в дальнейшей эксплуатации такие понятия как «лодка легка» и «лодка тяжела», являются характеристиками удифферентованности подводной лодки.
Идеально удифферентованная лодка – это лодка, имеющая нулевую плавучесть.
Но, опыт эксплуатации вносит свои коррективы. Так при движении под водой, лодку стараются держать «слегка лёгкой». Это продиктовано тем что, если произойдёт аварийная потеря хода, то корабль, после выбега по инерции, начнёт всплывать и в итоге, подводнике будут ближе к жизнедарному воздуху.
Когда лодка всплывает на перископную глубину, то принимают воду в уравнительную цистерну, чтобы лодка была «тяжёлая». Это позволит при срочном погружении, оперативно нырнуть в глубину.
v-more.jpg (22.83 КБ)
Изменено: Герман Качуринер - 03.05.2009 09:26:38
№11 Почему подводные лодки боятся рыбаков?
Боевая служба близилась к своему завершению. Спокойно передвигаясь в морской пучине, подводный корабль приближался к родным берегам. Ночная вахта. Спокойно. Акустик докладывает: «Горизонт чист». Уже прикидываешь, завтра вернёмся. Родные лица, тёплый дом.
Прошло два часа и обстановка резко изменилась.
Акустик заметил цели. Сперва одну, потом вторую, третью, четвёртую и пятую. Классифицировали цели, как рыболовецкие траулеры. Никто на корабле не знает какими тралами они ведут лов рыбы, такими которые идут на небольшом заглублении или которые идут по дну. Поэтому, при любом раскладе, их лучше обойти стороной на большом расстоянии.
«Рыбаки» очень опасны для подводных кораблей.  Если им и попадается такой улов, то это для них слишком «тяжёлая рыба», которая может затянуть за собой в пучину вод рыболовов вместе с судном, с грузом, с людьми и сетями.
А вот сети рыбацкие – от них самый большой вред. Они могут намотаться на винт подводной лодки, запутаться на рулях глубины. Последствия могут быть разные – от потери хода, до сложного докового ремонта.
Ввиду всего этого «рыбаков» ещё не любят за непредсказуемость. Они гоняются за косяком рыбы и маневрируют в море, нагоняя добычу по только им известным законам.  
Был случай, после отработки задач в море, была поставлена задача всплыть в надводное положение. Прослушали горизонт. Всё чисто. Всплыли. Когда командир поднялся на рубку, то был удивлён тем, что практически рядом стоял рыболовецкий траулер. Эти ребята или устали за день, или произошла какая-то поломка, но дизеля у них не работали. Траулер лежал в дрейфе, на палубе никого не видно. Разбираться не стали, ушли от них по своему плану.
Вот и в этот раз, чтобы вернуться домой с боевой службы, в родную базу, пришлось делать большой крюк, чтобы обойти «лихих» рыбаков.
DSC00105.jpg (76.33 КБ)
Изменено: Герман Качуринер - 03.05.2009 09:24:52
#12 Почему подводная лодка под водой - слепая?
Купался я как-то в море. Нырял в глубину. Стараясь рассмотреть что-либо,  открыл глаза. Всё размазано, мутно. Нашим глазам нужно прозрачное стекло маски, тогда можно рассмотреть под водой всё. А там есть, на что посмотреть. Подводный мир очень красивый, особенно в морях и океанах. Он неизведанный, разный, непредсказуемый.
Многие ребята и взрослые, посмотрев фильмы про капитана Немо, считают, что подводники современных подводных кораблей, наслаждаются подводным миром в огромные иллюминаторы, находясь в глубинах вод, плавно передвигаясь в нужном направлении. На самом деле на подводных лодках нет ничего, даже похожего на иллюминатор.
Когда подводный корабль уходит в глубину, он ориентируется только по приборам. Визуально, то есть при помощи глаз, на большой глубине в абсолютной темноте, ориентироваться невозможно. В исследовательских батискафах есть и иллюминаторы и прожектора, которые освещают дно и позволяют осматривать рельеф, через толстые стёкла. У них предназначение совершенно другое. Они не несут на своём борту оружие и служат исключительно для мирных, научных целей.    
Подводный корабль имеет другое предназначение. Он  под водой «слепой», но всё слышит.
Специалистов, которые слушают море, называют акустиками. С помощью чувствительной аппаратуры, они прослушивают водную среду и распознают звуки. Где прошёл косяк трески, где ведут охоту касатки, где бредёт одинокий нарвал. Но главное, это шумы надводных кораблей и судов, шумы подводных лодок.
Такое передвижение в водной стихии можно сравнить с человеком, который зашёл в тёмную комнату и по звуку боя часов с кукушкой в соседней комнате, хочет найти выход.
Особенностей передвижения «вслепую» очень много. И акустикам в этом большую помощь оказывают штурмана. Они прокладывают курс, ориентируют корабль по глубинам хода, в зависимости от рельефа дна. Рассчитывают скорость движения, для прихода в район патрулирования в нужное время. Учитывают количество пройденных морских миль. При всплытии на перископную глубину через космические спутники, уточняют место положения корабля. Такое взаимодействие отработано и доведено до совершенства. Но, повышение технического уровня современных кораблей, делают их настолько «тихими» в морской среде, что они могут столкнуться, не услышав друг друга. И примеры этого уже есть.
Изменено: Герман Качуринер - 03.05.2009 09:25:45
Страницы: Пред. 1 2


Главное за неделю