Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Новые средства контроля радиационной обстановки

Новый измеритель ИМД-9
засечет любую
радиационную угрозу

Поиск на сайте

Ормузский пролив: худой мир лучше доброй ссоры

13.01.12
Текст: Центральный Военно-Морской Портал, Сергей Богатов
Не успел мир отойти от потрясений 2011 года, завершившихся "победоносной" войной НАТО в Ливии, как ему тут же хотят предложить очередную военную забаву – силовую акцию по примирению Ирана. Конечно, она вполне ожидаема, и риторика Вашингтона в последние несколько лет не раз срывалась на откровенные угрозы в адрес Тегерана, но до сих пор до открытых силовых действий дело не доходило. Теперь все иначе – в регионе скапливается внушительная группировка ударных сил ВМС США, которая, смешно думать иначе, направлена против Ирана.

Командующий ВМС Ирана адмирал Хабиболла Сайяри. iinavy.org
Кризис вокруг Исламской Республики Иран обострился в ноябре 2011 года, когда МАГАТЭ опубликовало отчет, в котором впервые сообщило о наличии военной составляющей в иранской ядерной программе. Вице-президент Ирана Мухамад Реза Рахими 28 декабря 2011 года выступил с резкой угрозой в ответ на планируемые Вашингтоном экономические санкции против Ирана, заявив, что его страна ответит на любое давление блокированием поставок нефти через Ормузский пролив. Командующий ВМС Ирана адмирал Сайяри заверил, что перекрыть Ормузский пролив будет "легче, чем выпить стакан воды". Чуть позже Иран сообщил о запуске комплекса по обогащению урана в городе Кум. "Исламской республике Иран не требуется ничьего разрешения для того, чтобы воплотить в жизнь свои оборонительные стратегии, – сказал генерал иранского Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Хоссейна Салами. – Мы не сомневаемся в том, что способны разработать стратегии защиты наших жизненно важных интересов. И мы будем действовать решительнее, чем прежде".

На эти угрозы министр обороны США Леон Панетта 8 января 2012 года в эфире американского телеканала CBS заявил, что "США предпримут силовые меры, если Иран попытается заблокировать Ормузский пролив. Наша позиция чрезвычайно ясна – США не будут мириться с перекрытием Ормузского пролива. Эта та красная черта, которую нельзя переходить, и мы ответим на это". Ему вторил председатель Объединенного комитета начальников штабов ВС США Мартин Демпси: "Они создали такие возможности, благодаря которым они могут на некоторое время заблокировать Ормузский пролив. У нас же есть возможности, благодаря которым мы можем не допустить этого".

На сегодняшний день в водах Аравийского моря и прилегающих к нему акваториях сосредотачиваются три авианосные ударные группы и серьезные амфибийно-десантные силы ВМС США. "Если вы спросите меня, из-за чего я не сплю ночами, из-за Ормузского пролива и действий в Аравийском море, – сказал начальник оперативного штаба ВМС США адмирал Джонатан Гринерт, выступая в Вашингтоне. – Флот не будет сводить глаз с ситуации там".

Иран в свою очередь аккурат под Новый 2012 год провел показательные военно-морские учения "Велайят-90", во время которых устроил стрельбы новыми противокорабельными ракетами и продемонстрировал решительность перекрыть судоходство в Ормузском проливе, если против него мировое сообщество применит экономические санкции.

Однако пока решение о введении санкций не принято, обе стороны свои резкие заявления перемежают уверениями завершить кризис мирным путем. Так представитель Пентагона Джордж Литл заявил, что пролив "является жизненно важным для обеспечения не только стран региона, но и самого Ирана" и "увеличение градуса напряженности в Персидском заливе не нужно никому".

Иран: только слова или реальная угроза?


Авианосец Abraham Lincoln. navy.mil
В 2008 году вашингтонский Институт ближневосточной политики (Institute for Near East Policy) признал серьезность угрозы со стороны иранских мобильных береговых ракетных батарей, противокорабельных ракетных комплексов и маленьких ракетных катеров и кораблей. В асимметричной морской войне с 5-м флотом ВМС США Иран также может использовать беспилотные летательные аппараты, суда на воздушной подушке, мины, группы боевых пловцов и мини-подводные лодки.

Некоторые до сих пор склонны преуменьшать значение угроз Ирана и считают, что это не более, чем слова. Представитель Госдепартамента США Марк Тонер назвал иранские угрозы "пустыми словами". Он уточнил, что заявления Рахими являются "еще одной попыткой отвлечь внимание от продолжающегося несоблюдения Ираном международных ядерных обязательств". Но так думают далеко не все. Имитационное моделирование военных действий показало, что война с Ираном в Персидском заливе может обернуться для США и американских военных катастрофой. Это продемонстрировали военно-морские учения в Персидском заливе под кодовым названием Millennium Challenge 2002 ("Вызов тысячелетия 2002"), которые проводились с 24 июля по 15 августа 2002 года и обошлись американской казне в 250 млн долларов. На их подготовку ушло почти два года, учения стали одними из самых крупных и дорогих в истории ВС США.

Сценарий учений начинался с того, что "синие" (читай – Соединенные Штаты) выдвигали некоей "красной" стране-изгою в зоне Персидского залива (читай – Ирану) ультиматум сроком в один день, чтобы она капитулировала. За "красных" играл отставной генерал-лейтенант морской пехоты Пол Ван Рипер, который решил использовать по максимуму старые проверенные временем методы управления войсками, не применяя сложных технических средств. Так, для передачи приказов в войска использовались мотоциклисты, а управление авиацией осуществлялось при помощи светотехнических средств.

Согласно сценарию "красные" в ответ на ультиматум начали массированное применение ракетного оружия, результатом которого явилось уничтожение 16 кораблей "синих" – авианосца, десяти крейсеров и пяти десантных кораблей. После чего в действие вступили небольшие катера – сторожевые и ракетные, а также катера со смертниками, которые в течение суток своими "комариными" укусами уничтожили большую часть кораблей 5-го флота США. Итогом учений стал вывод о том, что в условиях обычной войны с Ираном в Персидском заливе без применения ядерного оружия США потерпят поражение.

На руку Ирану играют и географические факторы. Не имея возможности действовать в открытых водах Индийского океана, Соединенные Штаты будут обладать гораздо меньшим запасом времени для ответных действий, и что еще важнее, они не смогут воевать, находясь на безопасном (с военной точки зрения) удалении. Весь арсенал ВМС США, предназначенный для боя в открытом океане, в Персидском заливе будет неприменим.



С другой стороны, запас времени на решение проблемы Ирана силовым путем у США стремительно тает. Согласно докладу МАГАТЭ, ядерная программа Ирана выглядит не такой уж и мирной – проводились исследования и в военной области. Таким образом, появление у Ирана ядерного оружия – вопрос только времени, вероятно, не такого уж и далекого. Решить проблему Ирана военным способом с появлением у него хотя бы нескольких ядерных зарядов станет невозможно. Вопрос только в том, смогут ли США решиться на запуск самого худшего сценария развития событий в регионе Персидского залива или нет. Похоже, что смогут. "Иран достигнет ядерного потенциала в течение года, – заявил министр обороны США Леон Панетта в декабре 2011 года, – США не позволят этому произойти. Если возникнет необходимость, Америка использует силу".

Чем грозит кризис миру?

Прежде всего – новой зоной нестабильности, в установлении контроля над которой решающую роль вновь будут играть боевые корабли, палубная авиация и крылатые ракеты морского базирования. Запас последних, кстати, ограничен и серьезно уменьшился из-за недавних ударов по Ливии. Это может оказаться сдерживающим фактором и отодвинуть время "Ч" начала ударов по Ирану вправо. В возможной военной операции против Ирана союзники США по НАТО мало чем смогут помочь своему патрону – их силы истощены боевыми действиями в Северной Африке и накатывающейся волной экономического кризиса. Недавний посыл в зону Персидского залива новейшего эсминца Daring ВМС Великобритании не более чем союзнический акт согласия с действиями старшего партнера по НАТО, нежели серьезная военная помощь. Эсминец не обладает на сегодняшний день ударными возможностями, но может оказать серьезную помощь в отражении ударов с воздуха благодаря своей совершенной системе ПВО/ПРО, основу которой составляет ракетный комплекс Sea Viper.

В экономической сфере кризис вокруг Ормузского пролива грозит ограничениями поставок нефти и резким повышением цен на энергоносители, что еще больше спровоцирует экономические трудности развитых стран. Европейские НПЗ уже прекращают или сокращают покупку иранской нефти и пытаются переориентировать свои закупки на других поставщиков. "Нефтепереработчики сокращают закупки иранской нефти из-за новых американских санкций и в ожидании введения эмбарго Евросоюзом", – пишет в своем отчете начальник отдела анализа нефтяного рынка Goldman Sachs Дэвид Грили.


Министр обороны США Леон Панетта. gettyimages.com
Уже 23 января министры иностранных дел ЕС соберутся и могут принять решение об экономическом эмбарго против Ирана. Скорее всего, ЕС поддержит и Япония: "Мир не может закрывать глаза на проблему распространения ядерных технологий, поэтому мы понимаем позицию США. Что же касается нашего импорта нефти, 10% которого приходятся на Иран, мы намерены постепенно сокращать эту долю", – заявил министр финансов Японии Дзюн Адзуми на совместной с американским коллегой Тимоти Гайтнером пресс-конференции. Последний, кстати, во время своей поездки по Азии пытается уговорить Китай и другие страны поддержать усилия Запада по ограничению покупок иранской нефти. Удается далеко не всегда. Так, Китай занял весьма двойственную позицию. В заявлении представителя министерства иностранных дел КНР говорится, что Пекин выступает "против того, что национальное законодательство превалирует над нормами международного права и против одностороннего введения санкций в отношении другой страны". Более конкретно высказалась Турция: "В вопросах эмбарго в отношении Ирана Турция будет следовать только решениям ООН, решения всех других организаций или стран для нас не указ", – заявил министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз, комментируя призывы Вашингтона к Анкаре отказаться от закупки иранской нефти. При этом Россия помочь заменить иранскую нефть не сможет. "Наша страна работает на максимуме возможностей по добыче, и резко увеличить объемы производства нефти мы не можем. Мало кто может это сделать – я могу назвать только Саудовскую Аравию и Кувейт", – сказал президент "Лукойла" Вагит Алекперов.

Россия свою позицию в отношении иранской проблемы пока не поменяла и в эскалации напряженности обвиняет Западный мир. "Дополнительные санкции против Ирана, как и возможный военный удар по ИРИ, без сомнения, будут восприниматься в международном сообществе как преследующие цель смены режима в Тегеране", – заявил замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов. "Наша позиция заключается в том, что с учетом ранее принятых резолюций СБ ООН, вводящих ограничение на сотрудничество с этой страной в военной области, санкционные меры воздействия на Иран по линии СБ ООН полностью себя исчерпали", – сказал он. "В последнее время наблюдается очевидная тенденция к обострению ситуации вокруг Ирана. Принятие западными государствами односторонних санкционных мер, выходящих за рамки решений СБ ООН, оказывает негативное воздействие на население Ирана и его экономику. Такая линия подрывает усилия международного сообщества по урегулированию иранской ядерной программы. Все, что может быть предложено для одобрения по линии СБ дальше рамок, очерченных указанными резолюциями, не имеет отношения к задаче укрепления режима ядерного нераспространения", – подчеркнул высокопоставленный дипломат.

Война за Ормузский пролив, безусловно, подстегнет действия и радикальных исламских группировок по всему миру, и нас может ожидать очередной виток терроризма. В первую очередь действия террористов, конечно, будут направлены против США и их возможных союзников. Однако современный мир настолько тесен, что круги на воде, поднятые деятельностью экстремистских группировок против "мирового полицейского" с новой силой, так или иначе дойдут и до рубежей России. Спрашивается, а оно нам надо? Худой мир всегда лучше доброй ссоры.


Главное за неделю