19 марта, в День моряка-подводника, в городе Фокино на доме №1 по улице Белашева открыта мемориальная доска в честь вице-адмирала Виктора Григорьевича Белашева, трагически погибшего в авиакатастрофе 7 февраля 1981 года вместе со всем командным составом Тихоокеанского флота. Инициатором установки доски стала общественная организация "Клуб ветеранов-подводников".
Подводники в Фокино, городе военных моряков – община уважаемая и влиятельная. Дело здесь не только в том, что неподалеку расположена бывшая база атомных подводных лодок Павловск, известная под почтовым адресом "Шкотово-28". Ветеранов-надводников, и представителей береговых частей в "спальном районе" ТОФ также хватает. Просто давно отмечено, что подводники – народ более сплоченный, и кастовую солидарность сохраняющий даже по выходе на гражданку. "Бывших подводников не бывает" - не просто фраза. Это – факт.
К вице-адмиралу Виктору Белашеву среди подводников-тихоокеанцев отношение особое. Именно он стал командиром первой советской атомной лодки на Тихом океане, именно он впоследствии возглавил первое соединение подводных атомоходов.
Глава администрации Фокино Виктор Тихонович
Белое полотно с доски под звуки салюта снимают заместитель командующего объединения разнородных сил капитан 1 ранга Ильдар Ахмеров, глава администрации города и офицер-подводник Виктор Тихонович и Александр Сапрыкин. Александр Яковлевич, бывший боцман первого тихоокеанского атомохода К-45, служить начал под командованием Виктора Белашева, на тот момент еще никакого не адмирала, а молодого капитана 3 ранга. Ему слово.
- После окончания училища в 1949 году Белашев попал служить в Совгавань на надводные корабли – морские охотники. Но в разговоре со мной он часто повторял, что мечта стать подводником была с самого начала. И Виктор Григорьевич добился ее воплощения в жизнь: после командирских классов перевелся на дизельную подводную лодку С-117 командиром БЧ-3. Потом становится командиром Б-11 - "букашки". Поскольку за время службы Белашев показал себя грамотным командиром, занимавшим первые места на всех занятиях и учениях, его в 1958 году назначают командиром первой атомной подводной лодки.
Боцман К-45 Александр Сапрыкин
Вместе с личным составом БЧ-5 командир прошел подготовку в Обнинске (мы, "БЧ-люкс", в Обнинск не ездили, ждали их возвращения в Комсомольске-на-Амуре). Экипаж "воссоединился" в Комсомольске в 1960 году. Там я впервые увидел Виктора Григорьевича. Капитан 3 ранга, невысокого роста, к личному составу относился с душой – болел за каждого члена экипажа. Часто говорил: "Вы мои дети, я за вас отвечаю, будем служить вместе и служить как положено: поднимать мощь Тихоокеанского флота". Надо помнить, что тогда шла "холодная война", американцы усиленно вооружались, ну и наши не отставали: лодки сходили со стапелей одна за одной – нашего проекта вышло сразу пять штук.
В бухту Павловского – будущую базу "Шкотово-28" пришли буквально на голое место. Не было ничего: ни кубриков, ни столовых. Жили на плавбазе "Бахмут". Жили все вместе – и офицеры и личный состав. Потом на строительство жилых помещений были брошены огромные силы, построили первый кубрик, там, на втором этаже, и разместился наш экипаж.
В это время начались государственные испытания, флот принимал лодку от заводчан. И в море, в море, в море!.. Поскольку лодка была первой, все нормативы отрабатывались "от А до Я" без малейших отклонений: положено погрузиться на 300 метров, будьте любезны – 300 метров и ни метром меньше.
Мемориальная доска
Капитан 1 ранга Ильдар Ахмеров
Белашев командовал лодкой от момента приемки в 1960 году до июня 1962 года. В 1962 году он поступил в Академию. Лодка на тот момент стояла в Большом Камне – на перегрузке в заводе "Звезда" - мы так здорово ее гоняли все это время, что сожгли ядерное топливо. Здесь Белашев попрощался с экипажем, сдал лодку капитану 2 ранга Вереникину и убыл в Москву со словами: "Ребята, мы еще с вами встретимся!". И слово сдержал – вернулся начальником штаба дивизии атомных подводных лодок. Потом, после окончания Академии Генерального Штаба вновь вернулся в Павловск, но уже командиром 4-й отдельной флотилии атомных подводных лодок.
Начинается торжественное заседание Клуба ветеранов-подводников. Организация – общественная, но народу в Тихоокеанском Доме офицеров флота поболе, чем на некоторых вполне официальных мероприятиях. В президиуме – Виктор Тихонович и Ильдар Ахмеров. Положенные речи. Глава администрации с гордостью констатирует: в городе Фокино не только Глава – подводник, но и в Думе из 20 депутатов шестеро - "наши", испившие плафон соленой воды на глубине 100 метров. Капитан 1 ранга Ахмеров – не просто надводник, но еще и противолодочник. Но, по собственному признанию, к морякам-подводникам относится с глубоким уважением: ведь без них все противолодочники остались бы безработными…
Потом - фуршет, накрытый для сослуживцев "меценатами из прочного корпуса": кого только нет среди подводников (бывших подводников, как мы помним, не бывает…) – встречаются и успешные предприниматели. Традиционные воспоминания, тосты "чтобы число погружений соответствовало числу всплытий". Дай Бог! В конце концов, в этом году подводному флоту России исполнилось 105 лет. И хочется верить, что худшие времена он благополучно пережил…
Члены общественной организации "Клуб ветеранов-подводников" после торжественного собрания