На главную страницу


СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГУРОВ. По следам балтийского подплава. - Калининград: "Янтарный сказ", 2009. Часть 15.


СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГУРОВ. По следам балтийского подплава. - Калининград: "Янтарный сказ", 2009. Часть 15.

ПЕРВЫЙ СРЕДИ РАВНЫХ

Первые месяцы войны со всей очевидностью показали, что подавляющее большинство матросов, старшин и офицеров балтийского подплава хорошо владели корабельной техникой, умело обслуживали ее в бою и успешно боролись за живучесть своего корабля. Большая заслуга в этом принадлежала выпускникам ВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского, инженерам-механикам подводных лодок как основным руководителям и воспитателям личного состава электромеханических боевых частей (БЧ-5). Большинство выпускников училища имело хорошую специальную подготовку, что наилучшим образом подтверждалось тем, что подводные лодки, получая серьезные боевые и аварийные повреждения, тем не менее благополучно возвращались в базы, восстанавливали техническую готовность и продолжали громить врага. Одним из ярких представителей этой когорты является командир БЧ-5 ПЛ «Л-3» («Фрунзенец») инженер-капитан-лейтенант Крастелёв Михаил Андроникович.



Инженером-механиком подводного минного заградителя «Л-3» (до 15 сентября 1934 года «Фрунзенец») II серии в 1940 году был назначен хорошо проявивший себя в войне с белофиннами инженер-капитан-лейтенант Крастелёв Михаил Андроникович. С ноября 1939 года по февраль 1941 года лодка проходила в Ленинграде модернизацию и капитальный ремонт, доукомплектовывалась личным составом и офицерами для последующей боевой работы. Так вспоминал о своем боевом заместителе командир прославленного минзага Петр Денисович Грищенко: «Удивительный человек М.А.Крастелёв, спокойный, рассудительный, влюбленный в свой корабль и свою технику инженер-механик. У этого голубоглазого волжанина хорошая жизненная закалка и природная сметка. До поступления в училище он работал машинистом на мельнице, мастером на заводе, участвовал в проведении коллективизации на селе, учился без отрыва от производства во ВТУЗе. Инженер-механик М.А.Крастелёв — человек по своей натуре творческий, ищущий, думающий. Я нередко поражался удивительной работоспособности Михаила Андрониковича. Он успевал делать все: внимательно следил за работай механизмов, занимался личным составом, изучал проблемы кораблестроения и труды военных историков, повышал свои политические знания, читал художественную литературу и классику».
Немного найдется специалистов на лодке, о которых так искренне, с уважением и любовью отзывается командир. Инженер-механик М.А.Крастелёв за время службы и боевых походов прославленной «Л-3» ни разу не подвел командира и свой героический экипаж, а только всегда выручал его в критических и, казалось бы, безвыходных ситуациях. Одна из них произошла в первом боевом походе, когда «Л-3» 22 июня 1941 года вышла на минную постановку к Мемелю. 28 июня, во время постановки мин, вражеские катера атаковали лодку глубинными бомбами. Очень предусмотрительным оказался инженер-механик, который, из опыта плавания на «малютках», сконструировал и установил на наиболее важных приборах и светильниках сети освещения самодельную амортизацию. Не всем нравились висящие на резиновых жгутах и в коробках из-под сухарей корпуса плафонов. Зато, уцелев при бомбежке, экипаж мог ориентироваться в отсеках  и грамотно эксплуатировать механизмы. Прозрение у скептиков и ворчунов наступило моментально, но еще больше они зауважали механика, когда он лично спас экипаж лодки в непредсказуемой ситуации. После этого поступка авторитет инженера-механика М. А. Крастелёва стал непререкаемым.



После выполнения боевого задания и уклонения от атак катеров противника «Л-3» легла на курс отхода, выйдя в среднюю часть Балтики. Беда пришла, как всегда, нежданно-негаданно: вышел из строя привод горизонтальных рулей, началось быстрое нарастание дифферента на нос и лодка стремительно пошла на глубину. Командир и инженер-механик, благодаря принятым экстренным мерам, удержали лодку на глубине 87 метров, а затем вывели ее без хода под перископ. М. А. Крастелёв по стуку, который появился в кормовой балластной цистерне при вращении валопровода управления кормовыми горизонтальными рулями, определил, что в результате сильных сотрясений при взрыве глубинных бомб в балластной цистерне разошелся шарнир Гука. Для ремонта привода кормовых горизонтальных рулей надо было всплывать и входить в кормовую балластную цистерну. При самых благоприятных условиях ремонт может продлиться около двух часов. Но это без противодействия противника, а в случае худшего варианта не исключена возможность срочного погружения... и люди не успеют выйти. «Задание будет выполнено. Я сам пойду в цистерну. В случае угрозы лодке и экипажу погружайтесь без нас», — заявил Крастелёв Грищенко без тени сомнений и колебаний, как будто речь шла о будничном и обычном деле. Стол кают-компании покрылся чертежами. Инженер-механик составил план действий в цистерне, приказал подготовить инструмент, определил состав ремонтной группы и состав группы обеспечения, провел инструктаж людей и доложил командиру о готовности к работе.
Командир «Л-3» принял исключительно смелое и единственно правильное решение по выбору места проведения аварийных работ. В полночь лодка всплыла. Создали дифферент на нос. Группа обеспечения открыла горловину, и командир БЧ-5 с командиром отделения мотористов А. Д. Мочалиным и командиром отделения трюмных Н. Ф. Мироновым приступили к работе. Весь личный состав находился на местах по боевой тревоге. Свежий ветер поднимал волну, приходилось с помощью гребных электродвигателей поворачивать лодку против ветра, чтобы волной не заливало открытый лаз кормовой цистерны. Предположения о характере повреждения подтвердились. Крастелёв и его подчиненные работали по пояс в воде. Через два часа неисправность привода горизонтальных рулей была устранена. Гибель, которая угрожала лодке при движении с заклиненными кормовыми рулями, из-за возможности провала за предельную глубину погружения, была предотвращена благодаря умелым и быстрым действиям командира БЧ-5, организации и обеспечению работ всего экипажа. В три часа ночи «Л-3» была готова к выполнению новых боевых задач. Инженер-механик М. А. Крастелёв после похода за свой подвиг был награжден орденом Красного Знамени.

Грищенко Петр Денисович, капитан 3-го ранга, командир ПЛ «Л-3» («Фрунзенец»)



Родился 12 июля 1908 года. Украинец. Член ВШ (б) с 1929 года, В РККФ с 1928 года. После окончания второго курса злектротехничеекого техникума призван на флот. В 1931 году окончил ВМУ им. М.В.Фрунзе и получил назначение помощником вахтенного начальника на ПЛ «Б-2» («Барс») Балтийского флота. В. 1932 году обучался в минном классе специальных курсов Командного состава ВМС РККА и в июне 1933 года назначен командиром БЧ-3 на ПЛ «Д-2» («Народоволец»), а с апреля 1934 года — помощником командира ПЛ «Д-1» («Декабрист») Северной военной флотилии. В 1935 году военмор Грищенко окончил Учебный отряд подводного плавания им. С.М.Кирова и был назначен сначала помощником, а затем командиром ПЛ «Д-5» Черноморского флота. В 1940 году капитан-лейтенант П.Грищенко окончил Военно-морскую академию им. К.Е.Ворошилова и в июле принял командование ПЛ «Л-3» («Фрунзенец»), на которой в воинском звании капитан 3-го ранга встретил начало Великой Отечественной войны. Под командованием Петра Денисовича «Л-3» совершила четыре боевых похода общей продолжительностью 81 сутки, в результате чего было потоплено два судна и одно повреждено. Кроме того, «Л-3» произвела семь минных постановок (выставлено 80 мин), эффективность которых оценивается в пять потерянных судов противника. 1 марта 1943 года ПЛ «Л-3» была удостоена гвардейского звания. В феврале 1943 года капитан 3-го ранга П.Грищенко был назначен в отдел подводного плавания КБФ, а с сентября 1943 года — в разведотдел штаба Балтийского флота.
После окончания войны, в июне 1945 года, капитан 2-го ранга Грищенко назначен командиром дивизиона подводных лодок, но уже в апреле 1946 года он вновь на штабной работе: старший офицер, начальник отделения отдела боевой подготовки штаба Балтийского флота. С декабря 1946 года Петр Денисович Грищенко на преподавательский работе в ВВМУ им. М.В.Фрунзе, затем адъюнкт ВМА им. К.Е.Ворошилова. 24 января 1950 года он удостоен воинского звания капитан 1-го ранга. С 1964 года подводник Грищенко а запасе. Петр Денисович является автором фундаментального труда «Боевая деятельность подводных лодок КБФ на Балтийском море в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1952 год) и книги воспоминаний «Схватка под водой» (1968 год).'Награжден восьмью орденами и многими медалями. Неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза, но так его и не получил. Умер 14 января 1991 года и похоронен в Москве.

Гвардейская подводная лодка «Л-3» («Фрунзенец»)



Подводный минный заградитель типа «Л». - Костев Г.Г. Герой Балтики. — М.: Воениздат, 1991.
II серии. Заложен 06.09.29 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский завод), заводской № 197, : спущен на воду 08.08.31и 09.11.33 включен в состав КБФ
Водоизмещение: надводное 1 025 т,
подводное 1 312 т; длина: 78 м;
ширина: 7,2 м; осада: 4,0 м;
мощность: дизелей' 2х2 200 л.с.
скорость хода максимальная экономходом: надводная 14,2 уз,, подводная 8,5 уз,; дальность плавания экономходом: над водой (9 уз.) 7 400 миль, , под водой {2,5 уз.) 154 мили; глубина погружения: до 90 м; автономность: 28 (40) суток; запас топлива: 38 (106) т; вооружение: 6 носовых 533-мм (12 торпед) торпедных аппаратов, 2х100-мм и 1х45-мм орудие; экипаж: 55 человек, из них 10 офицеров.

Трудным, но замечательным по боевому успеху оказался поход «Л-3» в августе—сентябре 1942 года. В походе участвовал известный писатель-маринист А.И.Зонин. 9 августа лодка вышла из Кронштадта на позицию к западу от острова Борнхольм. Финский залив был форсирован успешно. 18 августа в районе острова Эланд лодка обнаружила конвой из 12 транспортных судов под охраной миноносца и нескольких сторожевых кораблей и катеров. «Л-3» вышла в атаку и двумя торпедами потопила неприятельский транспорт «К.Ф.Лилиенвальк» (5 492 брт).



Пароход «Лильевальх», потопленный Л-3.

Лодка подверглась длительному преследованию. На нее было сброшено 38 глубинных бомб. Искусно маневрируя, «Л-3» ускользнула от противника. Полученные повреждения быстро устранили под руководством инженера-механика М.А.Крастелёва. 25—26 августа «Фрунзенец» выставил на фарватерах противника в Померанской бухте, в районе Треллеборга, две минные банки (20 мин). Позже стало известно, что на этих минах 28 августа подорвалась и затонула германская ПМШ (парусно-моторная шхуна) «Вальтер» (177 бтр), 25 сентября ПМШ «Ф. Бомке» (210 брт) и 19 ноября транспорт «Гинденбург» (7 880 брт). 26 августа к западу от острова Борнхольм «Л-3» обнаружила три транспорта противника и дала по ним четырехторпедные залпы. Один из транспортов был поврежден. Окрыленные успехом, подводники решили громить врага в этом районе до последней возможности. Боцман с трудом удерживал лодку на перископной глубине. М.А.Крастелёв утяжелил субмарину, приняв в уравнительную цистерну дополнительно воды. Этот его принцип — плавать с отрицательной остаточной плавучестью — не раз выручал лодку и экипаж в, казалось бы, катастрофических ситуациях. 13 ноября 1942 года, в 12 часов 49 минут, «Л-3» этим же приемом была спасена от гибельных последствий таранного удара фашистского корабля охранения в районе Либавы.
Все складывалось удачно, но тут случилось неожиданное, дала трещину крышка одного из цилиндров правого дизеля. Для устранения неисправности на двигателе и проведения других неотложных работ «Л-3» отошла к острову Борнхольм и легла на грунт. После погружения в тесном отсеке, основное пространство которого занимали пышущие жаром дизели, началась титаническая работа по замене крышки.



Крастелёв Михаил Андроникович, инженер-капитан-лейтенант, командир БЧ-5 ПЛ;«Л-3» («Фрунзенец»)
В 1939 году окончил дизельный факультет ВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского и был назначен на КБФ командиром БЧ-5 ПЛ «М-75». Участвовал; на ней в Советско-финляндской войие. В годы Великой Отечественной войны - командир БЧ-5: гвардейский ПЛ «Л-3» -и Краснознаменной ПЛ «К-52». Участник потопления 19 вражеских кораблей и судов. После окончания войны — дивизионный инженер-механик бригады подводных лодок КБФ. С 1948 года — адъюнкт кафедры двигателей внутреннего сгорания родного училища. После защиты диссертации — начальник кафедры живучести корабля Ленинградского ВВМИУ (г. Пушкин). С 1956 по 1961 год - начальник Севастопольского ВВМИУ, профессор, В 1962 году уволился из кадров ВМФ в запас в звании вице-адмирала-инженера.

Сначала установили тросовую систему подъема крышки, разработанную М. А. Крастелёвым в блокадную зиму в Ленинграде. Потом выполнили все сопутствующие работы. Мотористы во главе с инженером-механиком обливались потом, трудно было дышать, ограниченность во времени требовала большого напряжения всех физических и душевных сил. В течение восьми часов люди сделали невозможное. Впоследствии А.И.Зонин напишет о М. А. Крастелёве: «Инженер-капитан-лейтенант Крастелёв... с проницательным и волевым взглядом и чувствуется тренированный рабочий человек... Сам он аккуратен. Все больше мне нравится Михаил Андроникович. С инженерной дотошливостью он направляет не только отличную работу механизмов и приборов. Пожалуй, до его уровня пытливого изучения характеров никто у нас не поднимается. При этом у него нет "боковых" и "задних" соображений. Говорит с прямотой...»



Писатель А. И. Зонин (справа) в офицерской кают-компании подводной лодки «Л-3» во время боевого похода в 1942 году



Повреждение подводной лодки «Л-3» от таранного удара корабля противника, совершенного 13 ноября 1942 года

Израсходовав весь боезапас и выполнив боевую задачу, «Л-3» начала переход в базу, наполненный новыми тяжелыми испытаниями для личного состава. Каждый в этот момент чувствовал огромную сплоченность всего экипажа и был готов умереть в стальных отсеках за Родину, во имя победы над врагом. При форсировании Финского залива лодка преодолела многочисленные вражеские противолодочные заграждения, дважды — 6 и 8 сентября — подрывалась на антенных минах, но сохранила живучесть и работоспособность механизмов. 6 сентября 1942 года «Л-3» чудом избежала гибели, когда в 22 часа 10 минут села на банку Кальбодагрунд и лишь чрезвычайными усилиями экипажа и специалистов БЧ-5 снялась с мели и погрузилась чуть ли не под носом вражеского сторожевого корабля. Почти весь переход совершался под водой, экипаж шел на любые лишения, лишь бы лодка не была обнаружена противником.
10 сентября «Л-3» пришла в Кронштадт. Встречающих приятно поразил внешний вид экипажа: все были выбриты, подстрижены, обмундирование первого срока тщательно отутюжено. За мужество и мастерство, проявленные в этом боевом походе, экипаж «Л-3» был удостоен высоких правительственных наград: 15 человек были награждены орденом Ленина, 24 — орденом Красного Знамени, 15 — орденом Красной Звезды. Инженеру-механику М. А. Крастелёву была вручена высшая награда Родины — орден Ленина. Командующий КБФ адмирал В.Ф.Трибуц походу «Л-3» дал такую оценку: «...по искусству кораблевождения и использования оружия, по тактике, выучке экипажа, словом, по всем боевым показателям, — поход лодки не имел себе равных...» Этот успех сотворили люди — экипаж лодки, в том числе личный состав электромеханической боевой части, возглавляемый инженером-механиком М. А. Крастелёвым.
На заключительном этапе боевых действий подводных лодок на Балтике М.А.Крастелёв воевал в качестве инженера-механика подводной лодки «К-52». В боевых походах на «Л-3» и «К-52» М.А.Крастелёв непосредственно участвовал в потоплении 19 вражеских кораблей и транспортов. Командир «К-52» Герой Советского Союза И.В.Травкин в своих воспоминаниях писал о М.А.Крастелёве: «Авторитет Михаила Андрониковича непререкаем. О спокойной отваге и справедливости этого человека среди подводников ходят легенды». Заслуги инженера-механика М.А.Крастелёва в Великой Отечественной войне на море отмечены Родиной семью боевыми орденами и многими медалями.



После войны жизнь и служба Михаила Андрониковича оставались тесно связанными с Военно-морским флотом. Многие годы он готовил для флота кадры офицеров-инженеров. Возглавлял Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище  в трудный период его становления и развития. Будучи вице-адмиралом-инженером, кандидатом технических наук, профессором, закончил службу в кадрах ВМФ и продолжал до конца своих дней служить флоту в качестве профессора одной из кафедр училища.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Copyright © 1998-2024 Центральный Военно-Морской Портал. Использование материалов портала разрешено только при условии указания источника: при публикации в Интернете необходимо размещение прямой гипертекстовой ссылки, не запрещенной к индексированию для хотя бы одной из поисковых систем: Google, Yandex; при публикации вне Интернета - указание адреса сайта. Редакция портала, его концепция и условия сотрудничества. Сайт создан компанией ProLabs. English version.