Готланд находится между Латвией и Швецией, в 100 км от побережья последней (и вдоль морского пути между Санкт-Петербургом и Калининградом, отмечается на сайте НАТО); его площадь составляет почти 3000 кв. км. Остров имеет стратегическое значение, его расположение позволяет легко контролировать как воздушное, так и морское движение на юге Балтийского моря, отмечают шведские военные.
"Готланд всегда был важен", – заявил Кристеррсон в интервью Financial Times. По его словам, сейчас у Швеции небольшое военное присутствие на острове, и лидеры стран-членов НАТО назвали его критической уязвимостью для альянса. Премьер указал на необходимость сосредоточиться на вопросах, связанных с размещением сил в Балтийском море, в том числе систем наблюдения и подлодок.
Что касается войск других стран НАТО, они смогут действовать на территории Швеции, но страна не хочет размещения постоянных баз альянса, сказал Anadolu глава МИД Тобиас Билльстрём. Он напомнил, что его страна еще до вступления в блок участвовала в учениях с НАТО.
Готланд демилитаризовали в 2005 году, но в 2015-м Швеция решила разместить там постоянную базу. В 2018 году власти отправили на остров подразделения, а в январе 2022-го, на фоне роста напряженности между Россией и Украиной (но до начала полномасштабного конфликта), – дополнительные войска. Сейчас на Готланде размещены около 370 солдат. В конце 1990-х годов их было порядка 25 тысяч.
Глава МИД Латвии Кришьянис Кариньш заявил Financial Times, что вступление Швеции в Североатлантический альянс "меняет всю ситуацию".
"Это означает, что к НАТО вернется стратегический контроль над Балтийским морем, Россия очень хорошо это понимает", – считает дипломат.
Газета Financial Times ранее писала, что в случае возможного конфликта с Россией Швеция станет логистическим центром НАТО, а Готланд облегчит оборону Эстонии, Латвии и Литвы.
Тема:
ВМС Европы
Швеция рассматривает возможность укрепить оборону острова Готланд в Балтийском море и намерена обсудить это с союзниками по НАТО на фоне "растущей милитаризации" России. Об этом сообщает РБК со ссылкой на шведского премьер-министра Ульфа Кристерссона.