|fl| 11 сентября с. г. исполнится 50 лет со дня спуска на воду на Северном машиностроительном предприятии головной атомной подводной лодки 2-го поколения с баллистическими ракетами К-137 (заказ 420). Для корабля и предприятия – это знаменательное событие. Командир корабля капитан 1 ранга Вадим Леонидович Березовский хотел исполнить эту многовековую мировую морскую традицию, уходящую своими корнями в глубокую древность, как можно точнее. Техническая сторона данной операции описана в соответствующих руководящих документах, а вот её торжественная часть никакими документами не регламентирована.
В справочных материалах говорится, что спуск корабля на воду во многих христианских культурах уподобляется религиозной церемонии крещения ребёнка, в ходе которой его нарекают именем. Связано это с тем, что крещёный ребёнок получает покровительство и защиту Бога. Уподобляя церемонию спуска корабля на воду крещению, моряки хотят получить защиту Бога для себя и своего корабля.
Современная церемония спуска судна – яркое, привлекающее много народа зрелище, ведёт своё происхождение от древних обычаев. Готовый корпус стоит на стапеле. Судно ждёт, когда ему дадут имя и спустят на воду, Это очень важный момент. Ничто не должно быть оставлено на волю случая. Любая небрежность или оплошность может запятнать добрую репутацию судна, всю жизнь оно будет неудачливым. Так что мелочей здесь нет. Однако сейчас во всём этом великолепном празднике с фанфарами, благословением священников, гудками других судов, толпами зрителей и торжественным банкетом после спуска мистическое значение обряда отодвинулось на самый задний план.
На американском флоте в спуске корабля принимает участие sponsor («поручитель»). По аналогии с крещением в церемонии участвует либо один поручитель, либо два, но обязательно разного пола: крёстный ( «godfather») и крестная ( «godmother»). В силу того, что в период Реформации церемония в значительной степени утратила свой религиозный характер, в роли поручителей выступали представители светской власти. На английском флоте поручителями могли быть члены королевской семьи, старшие морские офицеры, представители адмиралтейства. Начиная с XIX века, роль поручителя, как правило, стали выполнять женщины.
Ключевым моментом церемонии спуска является наречение корабля именем, которое символизирует переход корабля в новое состояние, начало его жизни. Крестная или крёстный торжественно обращается к кораблю со словами: «In the name of the United States I christen thee…», произносит имя корабля, далее следует разбитие бутылки с какой-либо жидкостью. В роли «святой воды» может использоваться вода, сидр, вино, но традиционно предпочитают светский напиток — шампанское. Бутылка разбивается о носовую часть корабля: «As „Constitution“ ran out, Captain Sever broke a bottle of fine old madeira over the heel of the bowsprit». Место разбития выбирается не случайно и связано с тем, что носовая часть корабля метафорически воспринимается как голова человека. Именно голову человека окропляет святой водой священник при крещении.
Кадры видеохроники сохранили для нас момент крещения АПРК «Курск». Вопреки всем традициям, бутылку шампанского о борт подводного крейсера разбила не избранная экипажем крестная мать корабля (эту роль в соответствии с неписаными морскими законами должна исполнять только женщина), а его первый командир. Почему так произошло, почему был нарушен устоявшийся за века обряд корабельного крещения, однозначно сказать теперь трудно, однако так было. Говорят также, что во время освящения корабля оторвалось кадило у батюшки..
После наречения именем корабль по стапелям спускается в воду, что тоже порождает образную метафору погружения ребёнка в купель со святой водой. Любопытно, что стапеля, на которых покоится корабль, репрезентируются лексемой «cradle» — колыбель, люлька, что ещё раз подчеркивает антропоцентричный характер судна. Корабль, подобно ребенку, покидает свою «колыбель», когда он способен передвигаться в пространстве.
Самым зрелищным спуском является спуск неуправляемый – с так называемых стапелей. В упрощенном варианте, это некие рельсы, сейчас правда все чаще стали использовать продольные щиты, по которым корабль несется с разбегу в волны, зачастую перемалывая близлежащие постройки, и волной накрывая рядом стоящие суденышки. Причина одна – дешевизна такого способа.
Однако если провести интересный исторический экскурс нашим читателям, то однажды этот способ был совсем недешевым. Речь идет о царской России, когда деревянные стапели смазывали жиром для лучшего скольжения, да не простым, а бараньим, специально перетопленным. Так вот когда на воду спускали флагманский корабль «Император Александр III», который был очень большим, да еще вдобавок и броненосцем, то есть весил очень много – пришлось заколоть 500 баранов, чтобы добыть жир в нужном количестве. После от таких масштабов убийства животных отказались и стали использовать парафин, вазелин и другие минеральные вещества.
На некоторых отечественных предприятиях, в частности, строящих атомные подводные лодки, используется управляемый спуск когда корабль на стапель-поезде выводится в сухой бассейн, который впоследствии заполняется водой, и корабль всплывает.
Что касается спуска на воду заказа № 420 на СМП, то Вадим Леонидович в своих воспоминаниях описывает организацию подготовки и проведения данной операции таким образом.
«Тогда, в середине 60-х годов, в печати и киножурналах часто показывали ритуал спуска на воду военных кораблей зарубежных коалиций. Традиционно бутылку шампанского разбивала о корпус «новорождённого» крёстная мать этого корабля – одна из «первых леди» страны. Говорят, когда-то и у нас так было, я документально этого не встречал, но очень нам хотелось или возродить или начать такую красивую традицию. С этим мы обратились к директору завода Евгению Павловичу Егорову.
Директор с нашей идеей согласился и обещал в ближайшее время представить нам лучшую на подведомственном предприятии кандидатуру.
Через некоторое время Евгений Павлович оповестил нас о своём выборе и организовал дело так, чтобы мы могли неофициально, так сказать, нелегально посмотреть на будущую крёстную маму.
Мы с «комиссаром» Валентином Важениным в полной мере оценили директорский вкус – девушка действительно могла бы украсить любой международный конкурс. Переглянувшись, мы тут же виновато начали объяснять, что не то имели в виду, что мы бы хотели…
Опуская подробности, скажу, что крёстной матерью головного подводного крейсера «К-137» стала Герой Социалистического Труда (28 апреля 1963 г.), сварщица, мать троих детей и очень милая женщина Евдокия Павловна Ночвина.
На выводе корабля, когда пошёл стапель-поезд, из рук Евдокии Павловны была пущена и разбита о корпус первая бутылка шампанского, потом разбивали их каждый по координатам своего заведования, да так лихо, что обозначилась опасность несанкционированного всплытия лодки в этом море шампанского. Последним о носовую конечность разбил бутылку я. Все подкладывали под колёса стапель-поезда монеты и доставали потом из-под них сплющенные сувениры. Играл духовой оркестр бригады подводных лодок, всё было торжественно и душевно…
Однако и здесь есть печальная истина – не получило наше начинание должного продолжения. Не получила «прописку» на военных кораблях крёстная мать. И я затрудняюсь сказать – почему. Чего хотели мы, пытаясь возродить традицию? Крёстная мать представлялась нам как символ матерински доброго, заботливого покровителя корабля и экипажа и в тоже время как Родина-мать, требующая от нас защиты родной земли и на ней живущих. Но вот что-то не сложилось. Что? Вот, как говорится, информация к размышлению. В 1992 году я возвратился в Северодвинск. В первую же неделю пребывания в городе я увидел на проспекте Труда, похожие в сумерках на печи Хатыни, блёклые голые стенды, где раньше были портреты и имена лучших тружеников Северодвинска – Героев Социалистического Труда. Того самого труда, который никогда не оплачивался «по труду», а ордена со звёздами не так уж много прибавляли. За что же северодвинцы отвернулись от своих бескорыстных работяг? Многие ли из нас задумываются над этим?
Бесспорно одно – учёный, инженер, рабочий, крестьянин отторгнуты на вторые роли. На первых же угнездились криминальные деляги-приватизаторы, партаппаратчики-растриги и свора театральных и информационных подпевал. Ложь, рубль и вор сегодня правят Россией.
Но вернёмся в прочный корпус… В бассейне, или как говорят специалисты навигаторы, «на твёрдом основании» корабль постоял недолго. Вскоре бассейн был заполнен водой, лодка всплыла по-штатному и благополучно, после чего была отбуксирована к дебаркадеру, где уже было приготовлено всё необходимое для обеспечения швартовых испытаний.»
Экипажем совершено 20 боевых походов общей продолжительностью на боевой службе в море 1484 суток. Средняя продолжительность боевой службы 74 суток. Под водой 1410 суток, средняя скорость подводного хода 8.5 узлов, пройдено под водой около 29000 миль (на стартовой глубине 30000), на глубине более 200 метров – около 16000 миль. Максимальный поход – 81 сутки экипаж выполнил три раза. Корабль находился в составе ВМФ СССР 27 лет. Выведен из состава ВМФ приказом МО № 06 от 03 сентября 1994 года.