Закончим по ТКА, РКА
30 июля 1939 г. был заложен головной катер пр. «123» «Комсомолец» зав.№ «С-505» тактический № «ТКА-13»
Торпедный катер «123» «Комсомолец»
25 октября 1940 г. принят от промышленности и вступил в строй. Чистый проект «123» послужил прототипом последущих модификаций большой серии этого проекта которые поставлялись на экспорт в Албанию, Румынию, Кубу, Китай, Болгарию, Корею, Сирию и другие страны Так же был разработан и проходил испытания торпедный катер «125» («Крылатый») с подводными крыльями но в серию он не пошел.
ТТД катера пр. «123»: - водоизмнщение-16.98 т., - два бензомотора по 1200 л.с.,- скорость полного хода- 51.6 узла,- дальность плавания- 650 миль, численность экипажа- 7 чел в т.ч. 1 оф., вооружение – 2 х1 533 мм. ТА. -1 12.7 мм. Пулемёт «ЦК»
В корабельно-строительной программе 40-50 г.г. самой успешной была признана серия торпедных катеров проекта «123К», «М-123», «123бис» Главными конструкторами этой серии были в КБ Тюменского завода №639 Ф.Л.Ливенцев, в ЦКБ-19 В.М.Бурлаков, Впервые в отечественном кораблестроении на катерах были установлены бвстроходные морские 12-ти цилиндровые дизеля корпус катера выполнен из сплава АМГ61, реданного типа с 4-мя переборками, на катера этой серии установливались малопогруженные крылья по проекту конструктора Р.Е.Алексеева, что давало прибавку в скорости на 6 узлов. Всего чистого проекта «123К» для ВМФ СССР было построено 200 ед. с модификацией 350 ед. Впервые торпедные катера оснастили РЛС типа «Зарница»
Торпедный катер «123 К»
ТТД катеров проекта «123К»: - водоизмещение- 19.6 т.,- двух вальная установка с дизелем «М-50» по 1000 л.с., - скорость полного хода- 5о узлов, -дальность плавания 450 миль, экипаж- 7чел. В т.ч. 1оф. – вооружение 2х1 450 мм. ТА, 1х2 12.7 пулемёт «ДШК», -6 ГБ «МГБ-20», РЛС «Зарница»
В 1942 году филиал ЦКБ-32 НКСП, организованный при заводе №640 в Сосновке на реке Вятка (Кировская обл.), закончили разработку технического проекта 200 (гл. конструктор Л.Л. Ермаш). Проектом предусматривалось создание торпедных катеров с одинаковыми ТТЭ, но с различным материалом корпуса: стальным (ТМ-200) и деревянным (ТД-200). Отличительными особенностями этих проектов, по сравнению с находившимися в серийной постройке торпедными катерами дальнего действия типа Д-3, являлись: вооружение торпедными аппаратами трубчатого типа; установка авторулевого («Янтарь-2»); местное бронирование боевого поста командира и пулеметных установок.
Строительство катеров проекта ТМ-200 организовали на заводе №341 в Рыбинске. Испытания головного катера, производившиеся в Батуми, выявили невозможность достижения спецификационной скорости хода (удалось достичь скорости только 34,6 уз вместо 38 уз) из-за неудовлетворительного качества сборки корпуса. Катер был принят ВМФ 30 сентября 1944 года. Позднее на серийных катерах в результате доводки винтов наибольшая скорость хода возросла до 37-38 уз.
Недостатки проекта ТМ-200, по сравнению с ТД-200, а также полученными по ленд-лизу иностранными торпедными катерами, привели к быстрому завершению его строительства. Всего в период с 1944 по 1946 год ВМФ получил 24 катера проекта ТМ-200, ставших первыми отечественными серийными торпедными катерами со стальным корпусом.
Постройка этих катеров началась на заводе №5 в Ленинграде только в самом конце войны. Причиной задержки являлась потребность Балтийского флота в максимально возможном количестве торпедных катеров и малых охотников, что обеспечивалось строительством хорошо освоенных в производстве катеров по проектам ТК-Д3 и МО-Д3, соответственно. В результате головной катер проекта ТД-200 вступил в строй лишь 28 июля 1946 года, то есть на два года позднее стального варианта.
Катер при нормальном водоизмещении 43,8 т достиг скорости 38,1 уз. Остальные ТТЭ практически соответствовали проекту ТМ-200. Исключение составляла замена пулеметных установок МТУ-2 на 2УК.
Ввиду значительной задержки с вводом в строй головного катера проекта ТД-200, серийное производство развернуто не было, так как к тому времени назрела необходимость корректировки проекта.
В 1946 г. катер был переведен на Черное море, где на него установили опытный образец первой в СССР катерной РЛС «Зарница», испытания которой были успешно проведены в течение 1947-48 гг.
Корректировка проекта ТД-200 выполнялась ЦКБ-19 в 1946-47 годах (главный конструктор Л.Л. Ермаш). Доработка проекта предусматривала замену американских бензиновых моторов «Паккард» отечественными дизелями М-50, увеличение дальности плавания, снятие глубинных бомб и бронирования. Управление катером, впервые в отечественной практике, было вынесено из ходовой рубки на открытый мостик, с целью улучшения мореходных качеств увеличен развал носовых шпангоутов.
Головной катер, построенный заводом №5, вошел в состав ВМФ 22 октября 1947 года. При нормальном водоизмещении 42,3 т он достиг скорости 40,2 уз.
Опыт эксплуатации катеров проекта ТД-200бис выявил недостаточную прочность корпуса, что привело к необходимости проведения специальных мореходных испытаний четырех катеров этого проекта в 1949 году. В ходе испытаний замерялись напряжения и другие параметры, характеризующие прочность корпусных конструкций, что позволило получить необходимые данные для переработки проекта катера.
Дальнейшее строительство катеров велось по проекту 1950 года, а на ранее построенных выполнялись подкрепления. Проектом 1950 года предусматривалось также установка на катере РЛС обнаружения «Зарница» и РЛС опознавания «Факел-М» взамен одной пулеметной установки. На ранее сданных катерах установка РЛС производилась силами ВМФ.
Всего с 1947 по 1952 год завод №5 в Ленинграде построил 168 катеров (в том числе 48 - по проекту 1950 года).
Катера проекта ТД-200бис использовались для проведения различных испытаний. Так, в 1949 году на одном из серийных катеров провели испытания двух ускорителей, установленных на палубе в кормовой части взамен пулеметной установки. Ускорители представляли собой авиационные ракетные двигатели ТР-1. А в 1950 году один из катеров оборудовали носовым подводным крылом конструкции ЦАГИ. Результаты испытаний оказались неудачными. Во время первого выхода катер стал терять устойчивость и заваливаться на борт, что послужило причиной к прекращению дальнейших испытаний и демонтажу крыла.
В 1953 году ЦКБ-19 разработало проект создания катера управления радиоуправляемым катером-целью, путем переоборудования серийных катеров проекта ТД-200бис. Первоначально для этого предполагалось использование катеров управления проекта 384, создаваемых на основе серийных катеров БМО. Однако недостаточная скорость хода последних привела к решению использовать торпедные катера. Первые катера проекта ТД-200бисТ вступили в состав ВМФ в 1956 году. Всего по этому варианту переоборудовали 10 единиц.
Торпедный катер ТД-200бис
Торпедный катер ТД-200
Торпедный катер ТМ-200
ТТД катера пр. «ТД-200бис»: - водоизмещение -45.6 т.,- трёх вальная установка с дизелем «М-50» по 1000 л.с.
- скорость полного хода 41 узел, дальность плавания -600 миль, -Экипаж- 11 чел. В т.ч. 2 оф., - вооружение
2х1 533 мм.ТА,- 2х2 12.7 мм пелемёта «ДШК», 10- малых ГБ, РЛС «Зарница»
В 1949 г в ОКБ-5 НКВД г. Ленинграда под руководством главного конструктора П.Г.Гойнкиса разработан проект торпедного катера «183» которые строились с 1949 по 1960 г.г. и стали основным типом ТКА для ВМФ СССР.Катера пр.»183» строили по лицензии в Китае . Для ВМФ СССР построено 120 ед. а всего с учетом модификации и лицензиционного строительства катеров пр. «183» построено около 600 ед. На базе проекта «183» строились катера пр. «183Т» с газотурбинной установкой, форсажная турбина мощностью 4000 л.с. позволяла развиватьход 50 узлов , на пр. «183ТК» устанавливались носовые подводные крылья. Проект «183Ц»
С радиоуправлением катер-цель обеспечивал боевую подготовку флотов, для пограничников строились патрульные катера пр. «199» . и в 60-х годах построен первы в мире ракетный катер проекта «183Р»
Торпедные катера «183» в атаке
ТТД катера пр. «183»: - водоизмещение- 66.5 т.- четырёх вальная установка с дизелем «М-50Ф» по 1200 л.с
ДГ-100 мощностью 100 Квт, - скорость полного хода -44 узла, - двльность плавания 1000 миль, - экипаж 14 чел.в т.ч. 2 оф., - вооружение -2х1 533 мм ТА, - 2х2 25 мм АУ «2М-3М», 8 ГБ «ББ-1» РЛС «Зарница» на поздних проектах «Рея»
В 1956-1960 г.г. в ЦКБ-5 г Ленинграда под руководством главного конструктора П.Г.Гойнкиса разработан проект торпедного катера «206» «Шторм» рубежный проект с существенно выросшим водоизмешением, улучшиными бытовыми условиями экипажа, большой энергонасыщенностью и автоматизацией механизмов и устройств, могущего длительное время находиться в море и совершать дальние походы, корпус выполнен из стали «СХЛ-45» все механизмы унифицированы с проектом ракетного катера проекта «205» впервые на катерах установлены безбашенные автоматические 30 мм АУ «АК-230» с системой управления АРЛС «Рысь» и специально разработанные семиблочные звездообразные 42-х цилиндровые дизели «М-503А» Головной и серийные катера пр.»206» строились в Ярославле, а позже в Сосновке и Ленинграде Всего для ВМФ СССР построено 50 катеров и 13 катеров построены по лицензии в Югославии. Торпедные катера поставлялись в Болгарию,Египет,Анголу, Гвинею, Гвинею- Биссау, Корею, Вьетнам, Конго и на острова Зелёного Мыса
Торпедные катера «206» проекта
ТТД катера проекта «206» «Шторм»:
-водоизмещение стандартное 129 т.
полное 161 т.
-длина наибольшая 34.6 м.
-ширина наибольшая 6.74 м.
- осадка по ватерлинии 1.72 м.
-главная энергетическа установка трёх вальная с дизелем «М-503А» по 1200 л.с.
ДГ-100, ДГ-75
-скорость полного хода 42-45 узлов
-дальность плавания 2000 миль при 14 узлах
800 миль при 30 узлах
-экипаж 21 чел. В т. Ч. 2 оф.
-вооружение 4х1 533 мм ТА, 2х2 30 мм АК-230, 12 ГБ или 6 мин
-РЛС «Баклан». АРЛС «Рысь»
В 1965 г в ЦМКБ «Алмаз» г Ленинграда под руководством главного конструктора И.П.Пегова, а затем А.П.Городянко началась разработка торпедного катера с носовым малопогруженым крылом проекта «206М» «ШТОРМ-М» которая завершилась в 1967 г. Всего для ВМФ СССР было построено 24 катера, Впервые малые боевые катера смогли благодаря крыльям применять оружие на волнении моря до 5 баллов при скорости хода 35 узлов. Оснащенный опускаемой ГАС «Бронза» катер получил возможность бороться с подводными лодками применением противолодочных торпед, установленная на катере 57 мм АУ «АК-725» с АРЛС «Барс» существенно увеличила возможность борьбы с авиацией противника
Торпедный катер пр «206 М»
ТТД катера пр. «206-М» «Шторм-М»:
-водоизмещение стандартное 218 т.
Полное 250 т.
-длина наибольшая 39.5 м.
-ширина наибольшая 7.6 м по крыльям 12.5 м.
-осадка по ватерлинии 2.01 м.по крыльям 3.24 м.
-главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-504» по 5000 л.с
- скоростьполного хода 44-48 узлов
-дальность плавания 1450 миль при 14 узлах
600 миль при 37 узлах
-экипаж 25 чел, в т,ч, 4 оф.
-вооружение 4х1 533 ТП «ОТА-53-206М», 1х2 57 мм «АК-725», 1х2 25 мм АУ «2М-3М», 6-10 ГБ
-РЛС «Баклан» АРЛС «Барс»
-БИУС «Дозор-1», опускаемая ГАС «Бронза»
В 1976 г для удолетворения требований зарубежных заказчиков, которым поставляли морально устаревшую технику в г.Ленинграде на Средне-Невском заводе построен торпедный сторожевой катер проекта «206МЭ» на который в зависимости от заказа устанавливались как торпедное оружие так и артиллерийское. Всего их было построено18 ед После распада СССР их строительство было прекращено, Поставлялись в Эфиопию, Сомали, Южному Йемену и в Республику Шри-Ланка (о.Цейлон)
ТТД катера пр. «206МЭ» «Шторм МЭ»:
- водомзмещение стандартное 170 т.
Полное 220 т.
-длина наибольшая 38.5 м
-ширина наибольшая 7.7 м
-осадка по ватерлинии 1.8 м
-главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-504» по 5000 л.с
-скорость полного хода 41 узел
-дальность плавания 600 миль при 35 узлах
-экипаж 25 чел в т,ч, 3 оф.
-вооружение 4х1 533 мм ТА, 2х2 30 мм АУ «АК-230»
-РЛС «Баклан», АРЛС «Рысь»
В продолжении темы экспортного строительства нельзя не отметить опытный катер построенный в 1970 г. на базе карпуса ракетного катера проекта «205» на Приморском заводе г.Ленинграда по проекту «205ПЭ»
(патрульный, экспертный) Катер предназначался на экспорт в дружественные страны на из-за слабости вооружения в серию на пошел, хотя и послужыл праобразом для проекта «206МЭ»
Торпедный катер проекта «205ПЭ»
ТТД катера пр. «205ПЭ»:
-водоизмещение стандартное 175 т
полное 210 т
-длина наибольшая 39 м
-ширина наибольшая 8.1 м
-осадка по ватерлинии 1.8 м
- главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-504» по 5000 л.с.
-скорость полного хода 36 узлов
-дальностьплавания 1200 миль при 12 узлах
-экипаж 30 чел в,ч, 4 оф.
-вооружение 1х2 57 мм АУ «АК-725».затем 1х1 57 мм АУ «АК-157»
1х6 30 мм АУ «АК-630»
-средства РЭБ ПК-16
- РЛС «Дон», АРЛС «Барс» затем «Вымпел»
Пограничный сторожевой корабль проекта «205П» «Тарантул»
На этом эра кораблестроения торпедных катеров закончилась и наступила эра строительства ракетных катеров и малых ракетных кораблей. Торпедные катера продолжали свою службу в составе катерных соеденений всех флотов СССР им нашлось место в совместных боевых дествиях с ракетными катерами, Продоваемые на экспорт в разные страны они участвовали в боевых действиях при локальных конфликтах и на деле доказали, что являются грозной боевой силой с которой необходимо считатся.
В пятидесятых годах в ЦМКБ «Алмаз» г Ленинграда под руководством главного конструктора Е.И.Юхнина проводились научно-иследовательские и опытно-конструкторские работы (НИиОКР) по исследованию возможности создания малых боевых катеров способных нести бурно развивающиеся ракетное оружие.
Проведение НИиОКР по постройки ракетных катеров обуславливалось стремительным развитием новых типов вооружения и технических средств в промышленности СССР и других зарубежных странах, причём как находящихся в стадии проектирования, так и готовых образцов устанавливаемых на новых типах вооружений.
Это было реальное требование Советской военной доктрины на основе опыта Великой Отечественной войны об укреплении прибрежной зоны ударными силами. Шагнувший вперёд научно-технический прогресс исключил из тактики морского боя стремительное сближение кораблей противника и возможности эффективной атаки появлением РЛС и возможностью обнаружения противника за пределами зоны применения им оружия. Рактные катера и могли быть тем эффективным оружием имеющим малую заметность и высокую скорость, а их ударные возможности были сопостовимы с крупными кораблями. Действуя в прибрежной зоне и закрытых морских театрах они решали задачу вытеснения и уничтожения надводных сил противника.
За основу ракетного катера был взят хорошо зарекомандовавший себя в ходе эксплуатации корпус ТКА проекта «183» на которых и были постоены два первых эксперементальных РКА проекта «183Э». Проведенные в 1957 г на Феодосийском полигоне первые ракетные пуски противокорабельными крылатыми ракетами «П-15» РКА пр.»183Э» доказали свою боевую состоятельность как новый класс боевых катеров ВМФ СССР
И они были запущены в серию проектом «183 Р». «Комар» Всего было построено 64 РКА пр.183Р и еще 54 еденици были переоборудованы из торпедных катеров. В Китае и Сверной Кореи было запущено собственное производство этих катеров по лицензии но со стальными корпусами.
Ракетный катер проекта «183Р» «Комар»
Ракетный каткр проекта «183Э»
ТТД катера пр. «183 Р»: «Комар»
-водоизмещение стандартное 66.5 т.
Полное 77.5 т
-Длина наибольшая 25.5 м
-ширина наибольшая 6.1 м
-осадка по ватерлинии 1.29 м
-главная энергетическая установка четырёх вальная с дизелем «М-50Ф» по 1200 л.с.
-скорость полного хода 39 узлов
-дальность плавания 880 миль при 12 узлах
500 миль при 26 узлах
-экипаж 17 чел в т,ч, 3 оф.
- вооружение 2х1 ПУ ПКР «П-15», 1х2 25 мм автомат «2М-3М»
- РЛС «Рангоут» система управления огнём «Клён»
Следующим этапным катером для ВМФ СССР проект «205» спроектируемый Главным конструктором ЦМКБ «Алмаз» Е.И.Юхниным. Катер построен большой серией более 140 едениц, круглоскулые обводы в носовой части и остроскулые в кормовой части корпуса делали его прекрасным мореходом, чость корпусов выполнялась из нержавеющей стали, Ракетные катера пр «205» строились в СССР до 1973 г.
Смена эпох катеростроения Ракетные катера проектов «183Р» и «205»
ТТД катера пр. «205»: «Цунами»
- водоизмешение стандартное 173 т
полное 216 т
-длина наибольшая 38.6 м
-ширина наибольшая 7.6 м
-осадка по ватерлинии 1.73 м
-главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем «М-503А» по 4000 л.с.
- скорость полного хода 41 узел
-дальность плавания 2000 миль при 14 узлах
500 миль при 35 узлах
-экипаж 26 чел в т,ч, 4 оф.
-вооружение 4х1 ПУ ПКР «П-15» 2х2 30 мм АК-230
-РЛС «Рангоут» АРЛС «Рысь»
Ракетный катер проекта 205У
Модифицированный проект ракетного катера «205 У» был несколко улучшен всего было построено более 30 ед. Катера строились в Ленинграде, Рыбинске, Владивостоке, часть катеров была модеренизирована по проекту «205 мод» с размещением более дальнобойных ракет «Термит» на катерах предусмотрено размещение ПЗРК «Стрела -3М» автономность катера составляла 5 суток. На базе этого проекта содан экспериментальный катер пр.»205 ЭТ» с носовым подводным крылом и развивающий ход до 50узлов, На части катеров применялись ПКР «П-25»
ТТД катера пр. «205 У»:
- водоизмещение стандартное 184 т
полное 226 т
-длина наибольшея 38.6
-ширина набольшая 7.6 м
-осадка по ватерлинии 2.01 м
-главная энергетическая установка трёх вальная с дизелем
«М-504» по 5000 л.с
-скорость полного хода 41 узел
-дальгость плавания 2000 миль при 14 узлах
800 миль при 30 узлах
-экипаж 29 чел в т,ч, 4 оф.
-вооружение 4х1 КТ ПКР «П-15У»
2х2 30 мм «АК-230»
РЛС «Рангоут» АРЛС «Рысь» аппаратура опознования
«Никель –Нихром»
В 1974 г на Ленинградском ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора А.П. Городянко создан ракетный катер проекта «206 МР» «Вихрь» катера имели носовое малопогруженое крыло и транцевую управляемую плиту это направление развития ракетных катеров существенного улучшения боевых качеств катеров не принесло но снизило боевую мощь, вместо 4 ПКР П-15М на них устонавливалось всего 2 несколько улучшилось радио-техничесчкое вооружение устанавливалась РЛС «Гарпун» АРЛС «Вымпел –2А» улучшилось артиллерийское вооружение. Всего для ВМФ СССР было построено 12 катеров
ТТД катера проекта «206 МР» «Вихрь»
- водоизмещение стандартное 230 т
полное 257 т
- длина наибольшая 38.7 м
- ширина набольшая 7.6 м по клыльям 12.5 м
- осадка по ватерлинии 2.1 м по крыльям 3.26 м
- главная энергетическая установка трёхвальная с дизелем
«М-520» по 5000 л.с.
- скорость полного хода 43 узла
- дальность плавания 2000 при 12 узлах
- численость экипажа 25 чел в т.ч. 5 оф.
- вооружение 2х1 КТ ПКР «П-15М»
1х1 76 мм АУ «АК-176»
1х6 30 мм АУ «АК-630»
1х4 ПУ ПЗРК «Стрела- 3М»
- средства РЭБ «ПК-16»
- РЛС «Гарпун» ,»Вымпел»
Модифицированый катер проекта «206 МР» по проекту «206.6» существено отличался от своих собратьев, прежде всего ударным оружием, системами ПВО, что делало его таким крепеньким кулачком способным громить противника и оставаться неуязвимым под его ударами но после развала СССР программа была свёрнута а катер остался в ВМФ в единственном экземпляре.
ТТД катера проекта «206.6»
- водоизмещение стандартное…………………………….230 т
полное………………………………….265 т
- длина наибольшая…………………………………………38.6 м
- ширина наибольшая………………………………………7.6 м по крыльям 12.5 м
- осадка по ватерлинии…………………………………….2.1 м по крыльям 3.26 м
- главная энергетическая установка………………………трёх вальная с дизелем «М-
520» 15000 л.с.
- скорость полного хода…………………………………….42 узла
- дальность плавания………………………………………..1200 миль при 12 узлах
- чиисленость экипажа………………………………………..29 чел в т.ч. 5 оф.
- - вооружение………………………………………………..2х4 ПУ ПКР «Уран»
- 1х1 76 мм АУ АК-176
- 1х12 30 мм ЗАК «Рой»
- - средства РЭБ………………………………………………ПК-16
- - РЛС…………………………………………………………»Гарпун», «Вымпел»,
- система «Ракурс» В 1973 г в г Ленинграде на ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора Е.И.Юхнина началось проектирование ракетного катера новаго поколения проекта 1241 «Молния».катера этого проекта принципиально отличались от предидущих ракетных катеров, прежде всего водоизмещением до 500 т, новой главной энергетической установкой от чисто газотурбинной до смешанной дизель газотурбиной , причём имеющих возможность через систему редукторов обеспечивать ход катера как от полной ГЭУ так и от любого из 2-х или 1-го из 4-х двагателей на оба винта, несколькими типами крылатых ракет Разработка проекта 1241 соответствовала тогдашней военной доктрине, её морской составляющей. Флот СССР стал океанским и в 70-е годы активно строился, появились крупные корабли, большие противолодочные, ракетные крейсера, вёртолетоносцы, тяжелые авианесущие крейсера которые вышли в мировой океан и несли боевые службы в составе крупных соеденений-Оперативных эскадр, Морские рубежи СССР отдалились от прибрежной зоны и вышли за пределы внутренних морей. Образовавшийся вакуум в прибрежных водах надо было чем то заполнять. Наряду с береговами ракетно-артиллерийскими соеденениями требовалась маневренная ракетная морская составляющая, которую и предполагалось насытить ракетными катерами и малыми ракетными кораблями . Проект 1241 как нельзя лучше подходил для этих целей, мореходный, скоростной, с прекрасными
Условиями обитаемости, с большой автономностью.
Всего на базе проекта 1241 строилось 2 типа РКА и МПК для ВМФ и сторожевые корабли для Пограничных сил. Для ВМФ так же был построен эксперементальный катер пр.1241.7 с новым ЗРК «Кортик» и РЛС «Позитив» с большой дальностью обнаружения воздушных целей. Для поставок на экспорт так же строились катера проекта 1241РЭ. Вооруженные ПКР «Термит» и РЛС «Гарпун-Э».На катерах поставляемых в Индию устанавливались ПКР «Уран-Э» и РЛС «Позитив –Э»
Катера строились в г.г. Ленинграде и Владивостоке, по лицензии в Индии и Вьетнаме. Для ВМФ СССР построено 9 РКА пр. 1241 и 38 РКА пр. 1241.1
Ракетный катер проекта 1241
ТТТ катера пр.1241 «Молния»:
-водоизмещение стандартное 392 т
полное 469 т
-длина наибольшая 56.1 м
-ширина наибольшая 10.2 м
-осадка по ватерлинии 2.25 м
-главная энергетическая установка двух вальная, 2 ГТУ «М-70» по 11000 л.с.
2 форсажные ГТУ «М-75» по 10000 л.с.
- скорость полного хода 42 узла
-дальность плавания 1600 миль при 14 узлах
-экипаж 41 чел в т,ч, 5 оф
-вооружение 2х2 КТ пкр «П-15м» «Термит» 1х4 ПЗРК
«Стрела-3М», 1х1 76 мм «АК-176»
2х6 30 мм «АК-630»
-средства РЭБ «ПК-16», «Вымпер-Р2»
-РЛС «Монолит», «Дон», АРЛС «Вымпел»
Ракетный катер проекта 1241.1
ТТД катера пр.1241.1 «Молния-М»
-водоизмещение стандартное 436 т
полное 493 т
-длина наибольшая 56.1 м
-ширина наибольшая 10.2 м
-осадка по ватерлинии 2.5 м
-главная энергетическая установка двух вальная, 2 ГТУ «М-70» по 12000 л.с
2 дизеля «М-510» по 4000 л.с
-скорость полного хода 41 узел
-дальность плавания 1600 миль при 14 узлах
-экипаж 40 чел в т,ч, 5 оф
-вооружение 2х2 КТ ПКР «Москит», 1х4 ПЗРК
«Стрела-3М», 1х1 76 мм «АК-176»
2х2 30 мм -630»
-средства РЭБ «ПК-16» «Вымпел-Р2»
-РЛС «Монолит»,
«Вымпел» , «Дон»
ТТД катера пр 1241.7:
-водоизмещение стандартное 392 т
полное 469 т
-длина наибольшая 56.1 м
-ширина наибольшая 10.2 м
-главная энергетическая установка двух вальная с ГТУ «М-70» по 11000 л.с.
2 форсажные ГТУ «М-75» по 5000 л.с.
-скорость полного хода 40 узлов
-дальность плавания 1600 миль при 14 узлах
-экипаж 44 чел в т,ч, 5 оф.
-вооружение 2х2 КТ ПКР «П-15М» «Термит»
1х1 76 мм «АК-176», 1 ЗРАК «Кортик»
-средства РЭБ «ПК-16»
-РЛС «Монолит», «Позитив», «Дон»
1На Рыбинской судоверфи строятся для СРВ ракетные катера проекта 1241.8 оснащеные ракетным комплексом «Уран Э»
Ракетный катер проекта 1241.8
ЦМКБ «Алмаз» продолжая программу катеростроения разработало принципиально новый проект ракетного катера 10411 «Светляк»
Ракетный катер проекта 10411 предназначен для контроля соблюдения экономической зоны, охраны морской государственной границы, прибрежных коммуникаций, судов и искусственных сооружений.
Ракетный катер проекта 10411 обладает: высокими скоростными и мореходными качествами, что дает возможность пребывания в море до 7-8 баллов и использования оружия при состоянии моря до 5 баллов на скорости до 22 узлов без ограничения курса; высокой маневренностью; современным навигационным оборудованием и средствами связи, обеспечивающими высокую точность обнаружения цели, координат и параметров её движения, а также радиолокационным комплексом целеуказания ракетному оружию (комплекс имеет высокую помехозащищенность и может осуществлять наблюдение одновременно за 15 целями и выдавать целеуказание по 6 целям); высокой экономичностью, благодаря выбранным оптимальным обводам корпуса и использованию автоматизированной дизельной установки.
Ракетный катер проекта 10411 «Светляк»
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РКА проекта 10411 «Светляк»
Водоизмещение полное, тонн…………………386 т 386,0
Длина наибольшая, м……………………………………………………………………49.5 м 49,5
Ширина наибольшая, м…………………………………………………………………9.2 м 9,2
Высота борта на миделе, м……………………………………………………………..4.6 м 4,6
Осадка габаритная при полном водоизмещении, м…………………………………..2.5 м 2,5
Скорость хода наибольшая, узлов……………………………………………………..32 32
Дальность плавания экономическим ходом 12-13 узлов при наибольшем запасе топлива, миль…2200 2200
ГЭУ: тип, количество, мощность, кВт……………………………………………3х3950 дизельная 3х3950
Автономность корабля по запасам провизии и пресной воды, суток…………….10 10
Экипаж, чел……………………………………………………………………………10 30
ВООРУЖЕНИЕ
Ударное ракетное оружие
Для поражения надводных целей установлен корабельный ракетный комплекс в составе:
Радиолокационный комплекс наблюдения и целеуказания;
Система управления ракетным оружием;
8 крылатых ракет Х-35 «Уран» в транспортно-пусковых контейнерах:
дальность полета – до 130 км;
высота полета маршевая – 10-15 м;
скорость ракеты на марше – 570 м/сек.
Артиллерийский комплекс
Предназначен для борьбы с малоразмерными надводными целями и самообороны от низколетящих противокорабельных ракет на ближних рубежах. В его состав входят:
Артустановка АК-176М (76мм) – 1 комплект
боезапас – 152 патрона;
дальность стрельбы:
по морским и береговым целям – 15,7 км;
по воздушным целям – 13 км.
вес снаряда – 5,9 кг;
макс. темп стрельбы – 120/130 выстр/мин.
Артустановка АК-630М (30мм) – 1 комплект
количество стволов – 6;
боезапас – 2000 патронов;
макс. темп стрельбы – 4000/5000 выст/мин;
масса патрона – 0,83 кг.
Зенитное ракетное оружие
Переносной зенитный ракетный комплекс “Игла-1М” – 16 комплектов
дальность стрельбы:
минимальная – 0,5 км;
максимальная – 5,0 км;
высота полета поражаемых целей – 10-3500 м.
В июне2006 г. на рыбинских стапелях открытого акционерного судостроительного общества "Вымпел" состоялась церемония закладки ракетно-артиллерийского катера нового поколения проекта 12300 "Скорпион" . Современные ракетные катера, вооруженные противокорабельными ракетами, обладают ударной мощью, соответствующей кораблям классов корвет и даже фрегат при относительно умеренной (в 2-4 раза дешевле) стоимости строительства и эксплуатации. Именно поэтому в составе флотов многих европейских государств и более чем сорока стран Азии, Африки и Латинской Америки ракетные катера и малые ракетные корабли составляют основу ударных сил, а в мирное время они несут патрульную службу.
Катера проекта "Скорпион" предполагается строить в следующих модификациях: проект 12300 с комплексом "Яхонт" для экспорта, 12301 с комплексом "Оникс" для ВМФ РФ, проект 12302 с комплексом "Уран" для экспорта и модификация его для ВМФ РФ, проект 12301П - для Федеральной пограничной службы.
При разработке проекта 12300 "Скорпион" учтены и использованы новейшие отечественные и зарубежные разработки в области технологии "Стелс", гидродинамики, энергетики и вооружений. Ракетно-артиллерийский катер, заложенный в Рыбинске, является катером четвертого поколения, разработанным на смену известным ракетным катерам и малым ракетным кораблям проектов 205, 1234, 1241 (кодовые обозначения по классификации НАТО - проекты "Оса", "Нанучка" и "Тарантул").
В "Скорпионе" будут использованы ракетный комплекс "Яхонт" ("Оникс" для проекта 12301), зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан", гидроакустическая станция "Анапа", артустановка АУ-190 с обводами башни по технологии "Стелс", новый газотурбинный агрегат мощностью 16 тыс. л.с., боевая информационно-управляющая система "Сигма". Этот набор оборудования и вооружения позволит ракетному катеру осуществлять дальнее обнаружение (в т.ч. загоризонтное) целей и обмен данными между катерами и кораблями в группе; использовать ракетное и артвооружение по береговым целям, повысить эффективность противовоздушной и противолодочной обороны, существенно увеличить дальность плавания. Наконец, дальность поражения целей крылатыми ракетами по сравнению с находящимися на вооружении существующими проектами катеров возросла вдвое.
Общая прогнозируемая потребность в катерах этого проекта 48 единиц (в том числе для ВМФ РФ - 10, для ФПС РФ - 10, на экспорт - 28 катеров).
В этой линейке катеров "Скорпион" является наиболее современным образцом военно-морского вооружения. Этот корабль четвертого поколения (по западной классификации относящийся к классу малый корвет) создан с использованием технологии снижения радиолокационной и тепловой заметности. По мнению главного конструктора ЦМКБ "Алмаз" Юрия Арсеньева, развитие ракетных катеров велось по двум основным направлениям - усиление вооружения и улучшение мореходных качеств. На сегодняшний день "Скорпион" - вершина эволюции в этом типе кораблей. Он вооружен противокорабельной ракетой "Яхонт" вертикального старта. Ее основным достоинством является сверхзвуковая скорость полета, делающая ракету малоуязвимой для средств ПВО противника. "Яхонт" имеет дальность стрельбы 300 км, массу боевой части - 200 кг.
Что касается корпуса, то он у "Скорпиона", по словам Юрия Арсеньева, очень экономичный. Если дальность плавания ракетного катера предыдущего поколения "Молния", имеющего на борту запас топлива 104 тонны, составляет 2200 миль, то "Скорпион" с 64 тоннами топлива имеет запас хода 2500 миль при движении с экономической скоростью 12 узлов. Кроме того, корпусу катера придана возможность самостабилизироваться на волне, он оснащен кормовыми интерцепторами, которые являются успокоителями качки. В результате уровень бортовой качки катера уменьшается в 5 раз.
Катер имеет комбинированную силовую установку, состоящую из двух дизельных двигателей для маршевых режимов плавания и газовой турбины ГТУ-12, предназначенную для выхода на скорость перехвата. ГТУ-12 приводит в движение вентилируемый водомет, разработанный в ЦМКБ "Алмаз". Он состоит из обечайки, в которой на больших оборотах работает полупогруженный винт.
Артиллерийское вооружение "Скорпиона" состоит из установки калибра 100 мм А-190-5П-10. Для воздушной обороны на ближнем рубеже, то есть на дальности 5-6 километров, служит зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Каштан-1". Корабль оснащен активной трехкоординатной РЛС общего обнаружения надводных и воздушных целей "Позитив-МЭ1". Она может обнаруживать на дальности до 150 км и сопровождать одновременно до 50 целей, обеспечивает их классификацию и выдачу целеуказания сопряженным системам управления огнем.
Управление ракетной стрельбой осуществляется РЛС "Гарпун-Б" 3Ц-25Э. Активный канал этой станции использует сложный модулированный сигнал, который имеет способность, работая в приводном слое, огибать поверхность земли. Тем самым дальность обнаружения в зависимости от условий радионаблюдаемости составляет до 250 км, а в ходе испытаний в Индийском океане, как рассказал Юрий Арсеньев, была получена дальность 400 км. Таким образом, "Скорпион" имеет возможность загоризонтного целеуказания прямо на борту, без привлечения каких-то внешних систем.