Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
КМЗ как многопрофильное предприятие

КМЗ:
от ремонта двигателей
к серийному производству

Поиск на сайте

СЕГОДНЯ 90-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАЙДУЛИНА ДЖЕМАЛА ИЗМАЙЛОВИЧА

СЕГОДНЯ 90-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАЙДУЛИНА ДЖЕМАЛА ИЗМАЙЛОВИЧА

МОЕМУ ПАПЕ



Он родился в прекрасном приморском городе Владивостоке в семье любящих друг друга и красивых родителей. В 1934 году там служил его отец. Татарин Измаил Матигулович Зайдулин. Мама - Ольга Дмитриевна - назвала его Джемал. Джемал Зайдулин. Джемка – так звали его близкие. Сегодня ему исполнилось бы 90. Он не любил дату своего рождения – 4 июля – День Независимости Соединенных Штатов, и поменял ее на 5-е июля. Только сейчас понимаю его неприязнь к этой стране.



Зайдулин Джемал - воспитанник училища, 1945 год, фото С.Шиманского


Когда мне было лет 15, кто-то подарил мне плакат. На нем в числе прочих картинок был американский флаг. Таким я папу не видела. Он, никогда не повышавший голоса, практически орал что-то про врага, с которым он борется, про происки их разведки… Я опешила, но плакат выкинула, хоть он и был про музыку, или мне так казалось.
А 11 сентября известного года, он, добрейший человек, который заботился обо всех вокруг – кошках, собаках, людях, воронах (маме: «Люсенька, смотри какая худая ворона полетела»), бомжах – когда у нас в Петербурге на Московском проспекте начали процесс «очистки» от бомжей, он сказал: «Как вам не стыдно! У вас есть все, а у них – ничего, и вы их выгоняете! (а от них была «картина маслом» – испражнения, окурки, остатки еды и т.д.). Я – «Папа, здесь гуляют дети и твой внук тоже! Это же инфекция». Он – «Инфекция – это вы».





В общем: всё для всех. Охране – ликбез в виде газетных вырезок, маме – цветы и любовь («… каждой Людочке своего Джему»), и вдруг на фоне взрывов приснопамятных башен в Нью-Йорке, он прибегает (мы жили в соседних домах) и чуть ли не радостно говорит: «Я очень доволен. Пусть теперь подумают!». Я (в ужасе): «Папа, ведь гибнут люди!». Он: «Эта страна никогда не испытывала на своей территории даже близко ничего подобного, что было у нас, которая позволяла себе бомбить, что ей вздумается и устраивать войны, где ей вздумается. Вот теперь хоть что-то у них шевельнется.» Не шевельнулось.





Он многое взял от своих родителей. От отца – главное: стал подводником, чувство юмора – просто феноменальное. Всегда и везде хохмил.
От мамы – необыкновенную доброту, отзывчивость. Он мне как-то сказал: «Если я могу помочь, то я не могу не помочь». Вот такой каламбурчик от Джемы.





А сколько потерял с его уходом «Зенит»! Он болел за него с 1944 года. На праздновании в СКК, когда «Зенит» стал чемпионом, он страшно радовался фразе, сказанной тренером, как они называли его, Пашей (Садыриным). А звучала она примерно так: «Мы благодарим не тех болельщиков, которые пришли сегодня, когда мы стали чемпионами, а тех, кто в дождь, снег, ветер, жару приходил нас поддержать, тех, которые не пропускали ни одного матча».
Пропускал матчи «Зенита» он только, когда был в море. Вел графики игр, забитых и пропущенных голов, голевых ситуаций. Причем графики были настолько идеальны и красивы, что их понимала даже я («Доченька, дурочка ты у меня!»).





А, про дурочку:
Ко мне, поскольку жила в соседнем доме, приходил часто. Ну и один раз я: «Папа, не хочешь чего-нибудь выпить? Бокал вина или пива?». Он: «Дочерь, я понимаю, что ты, конечно, дурочка у меня, но глупее вопроса не могла задать?».
В детстве, когда мы жили в Магадане, а он прилетал с Камчатки, я, чтобы встретить его первой, до мамы, стояла в подъезде (на улице было холодно и ветрено, дом находился рядом с бухтой Нагаева). И вот он появлялся со своим маленьким чемоданчиком, и счастливей меня не было никого.



Преподаватели ВМА на стажировке слушателей -
будущих выпускников командного факультета 1989 года

Мне очень тебя не хватает, папа. Я продолжаю с тобой диалог. Я ощущаю твоё тепло до сих пор.
Знаешь ли ты об этом? Видишь ли, как обнимает твоя правнучка Джемма свою младшую сестренку?



Отец и сын - подводники, отдавшие всю жизнь делу служения Родине

Спасибо всем, кто помнит моего папу - Джемала Измайловича!
Елена Зайдулина.


Нашему выпуску из Военно-морской академии 1989 года посчастливилось учиться у Джемала Измайловича в бытность его заместителем кафедры тактики. Действительно воспоминания о нём прекрасные, чувство юмора замечательное, знания, которые он передавал нам - слушателям, пригодились в дальнейшей службе. Всегда хочется, чтобы такие люди жили вечно, чтобы мы могли с ними встречаться, общаться.
Светлая память Питону, Командиру, Учителю!
Мне же посчастливилось сделать несколько снимков во время нашей стажировки.


8 мая исполнилось 15 лет, как Джемал Измайлович ушёл в свою последнюю автономку.
На 10-ю годовщину ухода мы публиковали статью дочери Елены, посвящённую отцу и деду.
Ссылка на статью здесь.

Фото:


Главное за неделю