Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
КМЗ как многопрофильное предприятие

КМЗ:
от ремонта двигателей
к серийному производству

Поиск на сайте

ДРУЖБЫ ВЕРНЫЙ МАЯК

ДРУЖБЫ ВЕРНЫЙ МАЯК

Дружбы верный маяк…
Говорят в народе: лиха беда начало. Беды  большой не  было, но  и простым делом  шефство не назовешь, если делать это  не для показухи. Экипаж – это более полусотни человек. Разные люди по характерам, замкнутые  и открытые, с разными оценками  во всех вопросах, даже в оценках необходимости  нашей  дружбы и тем более переписки. А как еще достучаться ?  Да и не только самих людей не знаешь, а и фамилий, имен.  Поэтому первые письма были маленькими маячками. Задавала много вопросов. Самых обыкновенных. Сколько служат, с кем дружат, что больше всего ценят в дружбе. О родителях, о том, кто ждет дома.  Очень помогали письма ст.лейтенанта, командира группы движения,  парторга лодки Александра Николаевича Корзуна, который помогал  узнать   больше о ребятах, писал сам душевные письма).  А когда  включился в переписку командир лодки, тут я получала ответы на многие уже вопросы о жизни экипажа ( в рамках дозволенного ), кто отличился, кому присвоено новое звание, кого поощрили отпуском, кто готовился к демобилизации. Да  и  письма самих , ребят становились  более  подробными, доверительными. Присылали стихи  (  для рецензии ), зарисовки, истории.    Все, что разрешали ребята ,печаталось в газете под клише « В далекой гавани «.   А кроме того, у меня был свой личный архив, где уже хранились  некоторые фото с надписью «шефам на память « , выписки  из писем , даты рождения, интересы и увлечения, оценки  действий экипажа при отработке задач, все, что можно было  использовать в письмах, где можно было подхватить какую-то мысль, порассуждать, поразмышлять, подбодрить, похвалить..  Я  писала  много писем, но  они никогда не были « под гребенку», чем  немало  удивляла  ребят  ( они же знакомили друг друга с написанным и я это знала ).
 Из письма командира лодки С.Н Боровкова : « …Вообще все наши ребята, очень любят получать корреспонденцию с обратным адресом город Пермь, электроприборный завод.Своим приездом вы , пермяки, оставили неизгладимый след и те ручейки знакомства, которые появились в прошлом году, превращаются в полноводную реку дружбы …Недавно мы успешно сдали одну из учебно-боевых задач и скоро в море. Вы правильно сказали : «ведь кораблям не спится в порту…»
« У нас все хорошо. Ремонт подходит к концу. Завтра начинаем швартовные испытания. Уже все готово. Осталось дождаться только утра и…»поехали». Правда, в море еще не пойдем, но корабль оживет - будут работать дизели, моторы и все остальное. Долго мы ждали этого момента и дождались. Сегодня мы живем не на том старом корабле, куда вы приезжали, а на новом месте .
Грустно было покидать старый дом. Ведь там мы прожили год, да еще какой !На этот корабль приезжали вы, наши  шеф . С него нас провожали к  вам. Сколько на нем было спето песен, сколько рассказано о шефах и городе, в котором нас принимали с таким радушием» ( из письма А.Н.Корзуна ).
 И в следующем: « А мы уже  плаваем. Полностью закончили швартовые и ходовые испытания .Все нормально. Опять на нас повеял морской ветер, ласково покачали волны. Впервые выходили в море наши молодые ребята. Они даже приняли присягу  подводников. Я был свидетелем такого церемониала в пятом отсеке «.

Так  вот связывались узелки понимания, заинтересованности ,доверительности. Эти письма действительно, как заметил командир ,  как ручейки питали одну большую реку дружбы. Балтика становилась все ближе к уральскому городу на Каме.  Отслужив, моряки уезжали домой.  Новички не сразу вливались в жизнь экипажа, а тем более в переписку. Но те, кто уходил в запас, старались передать знания не только материальной части  и другие,  необходимые для службы, но и рассказывали о шефах, о городе, в котором мы живем. Любимец команды  Коля Бутырин, на мой вопрос : почему он так редко пишет письма, честно ответил : « Знаете, первобытному человеку, наверно, было легче высечь письмо на камне, чем мне написать «.  Что ж и такое бывает ( забегая вперед скажу, что письма приходили от  Бутыриных и после службы, чаще всего их писала жена Галя, а потом , когда научились писать дети, открытки были написаны уже детским почерком, хотя и под диктовку родителей. А это было особенно трогательно )
   Знала я и о тех, кто не писал, потому что стеснялся многочисленных ошибок .Но разве это имело для нас какое – то значение. Главное,  чтобы было желание чем-то поделиться, а уж тогда без внимания , кусочка нашего интереса, тепла он не оставался. Экипаж – одна семья, а в ней должно быть все поровну, мы , шефы, освоили с первых шагов.
  « Стал настоящим подводником. Принял присягу и  вступил в ряды стражей морских глубин…Все-таки я не зря рвался на морскую службу. Чего стоит только один вид с мостика на безбрежную гладь моря, на пенистые струи за кормой и вал перед  форштевнем. Правда, мы еще выходили в море два раза, но я уже позавидовал Саше Щекину. Он сигнальщик и часто стоит на мостике, так что видит море и сердитым, и  ласковым, и злым, и нежным , и грохочущим шквалами «  ( из письма В.Шакула ).
    « Скоро будем сдавать задачу № 1.Нужно знать все, начиная с Уставов, и кончая  устройством корабля. Многие будут держать этот экзамен впервые. Но ребята не робеют, усердно учат, спрашивают, что непонятно у сверхсрочников и офицеров. В общем готовимся все …» ( из письма Евгения Курочкина).
      « Работы очень много, но гораздо меньше, чем было две недели назад , - авторитетно подтверждал боцман лодки Василий Алексеевич Павлов. – Но мы не унываем, бодры и жизнерадостны «
Из-за частой сменяемости членов экипажа наша « река дружбы» не всегда была длинной и полноводной, но  на всем протяжении наших связей -  чистой и светлой ( без скабрезности, косых взглядов, двусмысленных намеков за спиной ). И это относилось не только ко мне, чуть старшей по возрасту, но и ко всем девчатам, которые обязательно были в составе делегаций заводчан и тоже, после встреч, писали письма, правда, они  были в основном  личными.
     Но больше всего взаимопонимания   давали встречи. Каждая из них, помимо личных ярких, незабываемых впечатлений  давала возможность сделать какие-то открытия в сфере человеческих отношений,  в нормах и границах своего  поведения. Утвердиться в каких-то личных выводах и оценках человека или понять, что ошибалась . Подметить какие-то тонкости в характере, привычках, если удавалось, задеть какие-то струны души, почувствовать расположение или отторжение, определить дистанцию или стать равной. На факультете журналистики нам твердили : « журналисты – инженеры человеческих душ».  Но мне, умеющей быстро сходиться с людьми, было, ох, как непросто  « протоптать  тропиночки»  даже  к тем,   кто вроде  тянулся навстречу. А если получалось, то наша дружба оказывалась  длинною  почти в  целую жизнь. И несмотря на годы и расстояния.
Подумаешь, письма, поездки в гости… развлекалочки, может скажет скептик. Нет, не колеблясь отвечу я.
Была команда – сплоченная. Умеющая  решать необходимые боевые задачи. Команда людей, отзывчивых, способных уважать и ценить .  Приходить на помощь  и  защищать. Это был лучший экипаж в бригаде подводных лодок ( это не моя оценка, а командования ). С одним из лучших командиров капитаном 2 ранга Боровковым Сергеем Николаевичем. И в этом была пусть небольшая, но заслуга шефов.  Мне  моряки  присвоили несуществующее в морской иерархии звание « главшефа « , офицеры -  звание « замполита по психологической части «.   Негласно. В шутку , и в серьез, но я дорожу этим всю свою жизнь. И чувствую себя в строю, причастной к морскому братству.
( Продолжение следует )
Страницы: 1  2  
0
06.02.2015 09:51:26
Берзину А.С.
Берзину А.С.

Уважаемый Альфред Семенович. Как и обещала, бываю на вашем сайте. Первое же посещение  показало, что эта ,отнюдь, не первая встреча с вами в виртуальном мире. Первая была  весной 2012 года, когда я прочитала «Дорогу к морю». Это, по-моему, был первый шаг по моей дорожке интереса к воспоминаниям мореходов ( потом были и другие -  Березовского В.Л, Мормуль Н.Г. Жильцова Л.М. Наумова В.В… да и не сосчитать теперь).  Но именно с ваших воспоминаний  у меня ведется личная  записная книга, где заношу флотские шутки ( специально заглянула и опять улыбнулась: …»А в желудке тоска, слюна заполняет рот, когда корабль падает вниз, то внутренности тоже, а ты за ними не поспеваешь»… Так образно как  будто и сам ты там рядышком.  Столько времени прошло, а перечитывая вновь про глобус, с которым «шутил» один из моряков и то что ему было рекомендовано: « Вам лучше всего это продолжить со своими мозгами, но только их не ловите, пусть упадут на пол. Тогда можно будет сказать, что вы раскинули мозгами в первый и последний раз»… Человек я не очень смешливый, но в этом случае улыбки не получается, это уже смех).  Словом, впечатления о написанном и прочитанном самые хорошие. Буду читать и дальше.
Отметила  маленький пост: « Простить и забыть». Тема, ох, какая  глубокая, созвучная моим размышлениям. У меня чуть раньше вашего ( 17.03.2013 года )   написан пост  «Чтобы не терять не родных, не друзей». Он тоже о прощении, о том, как это бывает не просто простить, а тем более забыть.  Впереди, в феврале, прощеное воскресение. И снова  к месту и времени поговорить об этом.
Если будет на то ваше желание, я зарегистрируюсь  на вашем сайте, чтобы обмениваться своими мыслями, оценками, мнениями в комментариях
Ссылка 0
Страницы: 1  2  


Главное за неделю