Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Разведывательные дроны

Как БПЛА-разведчики
повышают точность
ударных подразделений

Поиск на сайте

Подготовительные училища ВМФ. Горьковское, Саратовское ВМПУ. Часть 9.

Подготовительные училища ВМФ. Горьковское, Саратовское ВМПУ. Часть 9.

Рассказ сына, Владимира Розмана, об отце, выпускнике Горьковского ВМПУ. - Большой Русский Альбом - Галерея.  (в сокращении). Окончание.



Близкие друзья отца и их подруги. Мой отец в нижнем ряду в центре Ленинград, 1952 г.

В училище отсутствовала дедовщина. Несколько привилегированное положение занимали фронтовики, которые имели курсантские звания, выполняли роль младших командиров, библиотекарей, комсоргов. Выпускники подготов тоже составляли отдельную касту, так как служили во Флоте с 1944 года, а не с 1947, как остальные. Но самыми большими баловнями судьбы были спортсмены. Мой отец прилично бегал на коньках и выступал за училище, впрочем, без особых успехов. Его однокашники до сих пор рассказывают мне, с какой завистью они провожали его на каток и оставались на вечерние политзанятия.
В верхнем ряду слева папин друг Володя Тюрин, он умер в этом году в Москве.
Отец рассказывал, как развлекались курсанты-старшекурсники, если хотели "наказать" какого-нибудь придирчивого преподавателя. По строевому уставу того времени, если встречались два военнослужащих, за ТРИ шага они должны были отдавать честь и держать руку у виска ЕЩЕ ТРИ шага. Группа курсантов подкарауливала офицера-предодавателя на людной и прямой улице, таким образом, чтобы между курсантами было ровно 6 шагов. Офицер, завидев первого, за три шага отдавал честь, но через три шага, когда он имел право опустить руку, появлялся следующий курсант и так далее. Офицер маршировал с рукой у виска по проспекту, а разыгравшие его курсанты, освободившиеся через три шага после встречи с офицером, привлекали внимание прохожих к комичной ситуации.



На первом месте службы со старшими товарищами. Отец - крайний справа. Балтийский флот Балтийск, 1954 г.

Лейтенантская служба под руководством морских волков с фронтовым опытом.



С помощником и другом Володей Давыдовым (отец - слева) Североморск, Северный Флот, 1956 г.

Они были закадычными друзьями и дружили семьями. У Володи Давыдова была очень приятная жена к сожалению, я не помню ее имени (и спросить мне уже не у кого). Мужчины любили шутить и каламбурить (это называлось "травить"). Вообще, речь мужчин была богата морским жаргоном, который я слышал с детства.
Например, "прикол" - слово, смыл которого в современном языке полностью изменился: "прикол" - это чугунная тумба на причале, на которую набрасывают канат швартующегося судна.
Отец рассказывал, что в 1950 году в бывшем немецком порту Пилау (ныне город Балтийск, в котором я родился) они нашли склад приколов и около каждого лежал пакет с болтами на которые были накручены по две гайки - немцы покидая город, разобрали причал и все аккуратно сложили. Несмотря на бомбежку и обстрел с моря.



В ходовой рубке корабля. Ст. лейтенант-инженер Рем Матвеевич Розман Балтийский флот, 1956 г.

Отец был инженером и выше своих дизелей не должен был находится. Но поскольку он служил в небольшом экипаже, где было немного офицеров и ему было важно и интересно уметь больше и знать лучше - его учили и ходовому делу, то есть управлению движением корабля. Это была большая редкость, что инженер мог, к примеру, самостоятельно пришвартовать корабль к причалу. Тонкая и филигранная работа требовала умения, знаний и известной осторожности. Естественно, предполагалась сработанность команды. Отец гордился тем, что умел работать в ходовой рубке и его за это уважали другие.



Папа, мама и я. Сестра Динка появится на свет через несколько месяцев Североморск, 1956 г.

Нынешняя столица Северного флота в те годы была ужасной дырой... Более менее была построена центральная улица им. Сафонова , спускавшаяся к заливу, а вокруг ютились разной степени приземистости деревянные халупы. Мы жили в относительно благоустроенном доме на углу Кирова и Сафонова, прямо напротив наших окон была тундра и заснеженные сопки - смотреть в окно было неинтересно, а темной порой - жутковато. В нашей квартире жил еще мичман с женой и дочкой. Мужчины были друг с другом на короткой ноге, а я дружил с дочкой Татьяной, моей сверстницей, которая являлась мне верной медсестрой в играх в доктора.
Мать работала в организации, которая проектировала строительство Североморска и объектов Северного флота. Она была инженером строителем и на ее работе я "впечатлялся" планшетами для черчения, особыми карандашами, резинками и готовальнями, рейсфедерами и тушью, калькой и тубусами для проектов (последними можно было фехтовать или рубиться как богатыри из сказок).



Парадное офицерское оружие - кортик, отец получил его в 1952 году вместе со званием лейтенант-инженер Ленинград, 1957 г.

Не помню, чтобы отец участвовал в парадах. 50 с лишним лет кортик провалялся на верхней полке в шкафу и доставался только для того, чтобы похвастаться перед пацанами в моем детстве.
Но когда берешь его в руки и разглядываешь герб исчезнувшей страны, якоря на пряжках, элегантный клинок с личным номером и тесные ножны, в которые он входит с характерным щелчком, оживают картины далекого детства.
Черная шинель на которой тают снежинки, шапка-ушанка с красивым крабом и красной звездой, погоны со звездочками (все больше маленькими :(), элегантный белый офицерский шарф и холодные колючие щеки отца, вырвавшегося поздно вечером с корабля домой. Груды таких же черных шинелей в прихожей во время прихода гостей, смех женщин, запах работающей духовки с пирогами и стук вилок по тарелкам... стук вестового в дверь "Тарщ каптн, тревога!" и потом - "Все Вовка, меня катер ждет! Пока!" - и мать, стоящая у окна и рассеянно отвечающая на насущные мои вопросы.
Черное звездное небо и зеленое полярное сияние, черная вода рейда и серо-стальные неясные контуры кораблей, черная шинельная спина отца, на бегу тянущего санки, в которых замерев от восторга - я, 5-ти лет, по пути в детский сад и с подмерзающими соплями. Бездонный карман черных форменных брюк, из которого достается платок с родным запахом, чтобы те сопли вытереть, и океаны белого снега, скрипящего под полозьями.
Когда корабль стоял не на рейде, а у пирса - я иногда гостил у отца. В его каюте была удивительная койка с не менее удивительным особым светильником; чтобы выйти или зайти в каюту нужно было высоко поднимать ноги и переступать через к-о-м-и-н-г-с. Однажды, оставшись в каюте один, я нажал из любопытства какую-то кнопку. Тут же отворилась дверь и ко мне обратился какой-то взрослый матрос: "Вызывали?" Я промямлил, что нет, типа, ничего такого не было и мне до сих пор стыдно, что не признался... Там были трапы с начищенными поручнями и множество совершенно непонятных и ни на что не похожих вещей. Там была кают-компания, в которой и я ел макароны с маслом и мне наливали компот с грушами... Там был командир корабля с биноклем поверх кителя, который подал мне, цуцику, руку и, когда я ее пожал своими пальчиками, он сморщился как бы от боли и стал громко жаловаться, что я чуть ему пальцы не переломал, такой я сильный... Меня перло от гордости! А потом и у меня был бинокль, в который я рассматривал заснеженные сопки, и который много позже у меня обманом выманили старшеклассники из совсем другой жизни. Сегодня у меня остался только кортик, очень сильно заряженный памятью кортик.

Рубинштейн Даниэль Наумович. Выпуск 1948 г.



В. Ф. ВЕРЕВКИН. ПРОФЕССОРА ДВВИМУ – ДВГМА – МГУ ИМЕНИ АДМИРАЛА Г. И. НЕВЕЛЬСКОГО. Издание-е переработанное и дополненное. Владивосток, 2005.

РУБИНШТЕЙН Даниэль Наумович. Профессор МГУ им. адм. Г. И. Невельского, кандидат военно-морских наук. Родился 18 сентября 1930 г. в Минске. В 1948 г. окончил Саратовское военно-морское подготовительное училище и был направлен на учебу Черноморское высшее военно-морское училище имени адм. П. С. Нахимова (Севастополь), которое окончил в 1952 г. по специальности «Офицер-штурман».
1952–1982 гг.– служба в Военно-морском флоте. В 1958 г. окончил Высшие специальные офицерские классы ВМФ. Проходил службу на кораблях ТОФ, был флагманским штурманом соединения кораблей. С 1966 г. преподаватель кафедры кораблевождения ТОВВМУ им. адм. С. О. Макарова. Кандидат военно-морских наук (1976 г.), доцент по кафедре кораблевождения (1977 г.). С 1982 г. работает в ДВВИМУ имени адм. Г. И. Невельского доцентом кафедры судовождения. В 1995 г. избран на должность профессора кафедры, в 2001 г. присвоено учёное звание профессора МГУ имени адм. Г. И. Невельского.
Опубликовал 85 научных статей и методических пособий. Специализация: навигация в экстремальных обстоятельствах, современные методы навигации.
Капитан первого ранга в отставке.
Награждён 15 медалями, в том числе медалью «За боевые заслуги» и «За безупречную службу» I степени, а также знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Скончался  22 апреля 2008 года на 78-м году жизни.
Вся жизнь Д.Н. Рубинштейна – это пример служения Родине и добросовестного труда на её благо...
В своей повседневной деятельности Даниэль Наумович сочетал в себе лучшие человеческие качества – компетентность, принципиальность, творческую инициативу, деловой подход к решению сложных проблем, требовательность к себе и к курсантам, внимательное отношение к людям, благодаря чему он по праву снискал заслуженный авторитет и глубокое уважение со стороны коллег и курсантов.
Родина высоко оценила его заслуги. Он был награжден многими медалями, ему было присвоено звание Почётного работника транспорта Российской Федерации.

Семернин Вадим Николаевич.



Семернин Вадим Никлаевич  родился 26 октября 1933 года в Константиновке Донецкой области.
Было тяжелое военное детство, были счастливые школьные годы, и была заветная мечта - мечта о морской службе и о море. Вот почему последовали учеба в Саратовском морском подготовительном училище, а затем и учеба в Высшем военно-морском училище в Ленинграде.
Но рядом с мечтой о море жила, росла и крепла другая мечта - писать стихи и песни. Окончив военную службу, Вадим Семернин поступил в Литературный институт имени А.М.Горького и всецело посвятил себя литературной работе. После окончания института в 1960 году в свет выходит первая книжка стихов молодого поэта «Синие широты».
Основной тематикой творчества поэта Вадима Семернина всегда оставалось и было море, он ей остается верен все свои годы работы в литературе, он пишет стихи о нелегкой службе моряков, их боеготовности и преданности Родине, об их разлуках и встречах с любимыми, о красоте родной земли.
В последствии выходят в свет его книги стихов: «Рисунок на асфальте», «Дерево», «Земная палуба» и другие книги, которые издают различные издательства бывшего Советского Союза.
На стихи Вадима Семернина написано немало замечательных песен, которые прославляли и прославляют жизнь простых людей в морской форме. С ним работали такие прославленные композиторы, как: народный артист России Евгений Птичкин, заслуженный деятель искусств России Аркадий Островский, народный артист России Михаил Чуев, народный артист России Виктор Темнов, заслуженный деятель искусств России Шамиль Бяшаров, народный артист России Александр Флярковский, заслуженный деятель искусств России Леонид Сидельников, заслуженный деятель искусств республики Татарстан Азонтин Фаттах, заслуженный деятель искусств России Борис Карамышев, заслуженный деятель искусств России Модест Табачников, заслуженный деятель искусств России Зиновий Бинкин, Николай Барулин, В.Григоренко, Борис Троцюк, Б.Тихонов, Юрий Маркелов, Владимир Хвойницкий.
Каждая написанная песня, является своеобразной историей той или иной поездки в различные места нашей необъятной Родины. Во всех поездках поэта Вадима Семернина неизменной его спутницей была песня - она просилась на бумагу, на музыку и к людям в сердца.
Песня «Черемухи букет», написанная Вадимом Семерниным в содружестве с композитором Зиновием Бинкиным и исполненная Олегом Анофриевым, вошла в 1000 лучших песен Российской Федерации за последнее десятилетие 1997-2007 гг.
Ныне поэт живёт и работает в г.Москве.

Аист (А.Островский) Ирина Бржевская, Белый снег (Н.Кутузов) Людмила Зыкина, Камаринский мужик (В.Орловецкий) Анатолий Папанов, Каюта морская (Б.Терентьев) Иосиф Кобзон, Куда бежит, течёт река (А.Флярковский) Люсьена Овчинникова, Летка Енка (Г.Подэльский) Хелли Ляатс, Сияет Балтики простор (З.Бинкин) Эмиль Горовец, Удивительное дело комсомольские года (А.Флярковский), Хороши вечера на Оби (А.Фаттах) Алла Иошпе, Черёмухи букет (З.Бинкин) Олег Анофриев, Шагай, солдат (А.Флярковский) Кр.АПП СА им.А.В.Александрова, Это очень хорошо (Е.Птичкин) Тамара Миансарова, Это решено (А.Фаттах) Ирина Бржевская

Поэт с «синей равнины Торца»В. Березин. 29.10.2008.

Если бы в городе проводилась игра «Что? Где? Когда?», то я обязательно задал бы вопрос: «Какая связь между первой инаугурацией Путина и Константиновкой?» Вряд ли кто‑либо из горожан смог бы на него ответить. А связь эта простая — человек, который родился и вырос в нашем городе, написал текст к торжественному маршу, завершающему церемонию вхождения в российские Президенты.



Вадим Семернин в очередной приезд в Константиновку в 80‑е годы с мамой Анной Феодосьевной. Фото из архива Константиновского краеведческого музея.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских и подготовительных училищ.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ и оказать посильную помощь в увековечивании памяти ВМПУ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю