Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещение при производстве БПЛА

"Эникс" импортозаместил
"начинку"
беспилотников

Поиск на сайте

Обзор выпуска Ленинградского Нахимовского военно-морского училища 1971 года. Часть 1.43.

Обзор выпуска Ленинградского Нахимовского военно-морского училища 1971 года. Часть 1.43.

Теплов Евгений Алексеевич.



Теплов Евгений Алексеевич окончил ВВМУПП им. Ленинского комсомола. С 1976 по 1995 год - РТБФ - начальник лаборатории приготовления баллистических ракет. Ушел в запас в звании капитана 3 ранга в 1993 году.

Тер-Погосов Игорь Никитович.



Тер-Погосов Игорь Никитович окончил ВВМУ им. М.В. Фрунзе, ушел в запас в звании капитана 3 ранга в 1991 году.

Дизельная подводная лодка Проект 613.

"С-191 «Псковский комсомолец»
1 июня 1954 года заложена на Балтийском Заводе (ССЗ № 189) им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде как средняя торпедная подводная лодка
9 июня 1955 года спущена на воду.
31 октября 1955 года вступила в строй.
23–25 июля 1999 года в Пскове находились 14 членов экипажа атомной подводной лодки «Псков». Им торжественно вручили знамя подводной лодки «Псковский комсомолец», которое находилось на хранении в комитете по делам молодежи Администрации Псковской области. Теперь знамя будет храниться на подводной лодке «Псков» (Б-336, проект 945А)."

Парни из нашего города. Кабаков Марк. - Ради жизни на земле. — М.: ДОСААФ, 1988.



Первый шефский корабль Пскова - подводная лодка "ПСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ"

"...
Вот они, звездные командирские минуты!
— Утверждаю курс цели...
— Второй торпедный аппарат, товсь! На ходу механику:
— Дифферент?
И даже не услышав, а прочитав по губам: «Дифферент ноль!» — командир бросает резко и необратимо:
— Аппарат, пли!
Едва различимый толчок под ногами, характерное татаканье в гидрофонах... Торпеда вышла.
И всё. Слаженная работа, ни разу не прерванная ни окриком, ни замечанием. Выражаясь языком техники, я видел, как командирская воля прочертила на графике четкую прямую без единого сбоя. А ведь командиру лодки капитан-лейтенанту Олегу Александровичу Ковальчуку едва минуло тридцать и в командование он вступил всего полгода назад...
А потом лодка, отфыркиваясь, всплыла на поверхность, и море выливалось через шпигаты, и веселое солнце покачивалось на пологой зеленой волне. Из ограждения рубки ветер относил в сторону сигаретные дымки, было слышно, как кто-то задорно спрашивал:
— Ну как, псковичи, порядок?
— Порядок! — отвечали ему.
Лодка в тот день погружалась еще один раз, и снова торпеда прошла точно под целью. Стрельба была выполнена с оценкой «отлично».
Фамилии отличников и значкистов всякого рода я поначалу добросовестно заносил в блокнот, а потом бросил: пришлось бы переписать почти всю лодку.
И вот в первом отсеке я беседую с моряками. Только что закончились занятия по специальности, с узкого прохода между койками еще не убраны банки. Моряков двое. И поскольку на обоих комбинезоны, я прошу поначалу сказать, кто они такие. Оказывается, трюмные, старшины 1-й статьи, командиры отделений. О классности я и не спрашиваю. Первый — и так ясно.
— Ну хорошо, как экипаж стреляет, я видел. А как проводит свободное время?
— Это смотря кто. У тех, кто по первому году, этого свободного времени практически нет. Надо системы изучить, а знаете, их у нас сколько?!
Я догадываюсь, сколько, но зачем румяному, русоволосому Валере Евдашову знать, что когда-то я вдоволь походил на таких же точно лодках и говор дизелей, который здесь, на носу, почти неразличим, мне понятен и дорог...
— Молодой сам на берег не запишется, пока на допуск не сдаст. — Это крепыш с ежиком черных волос Виктор Морозов.
— Так что же, так они на лодке все время и сидят?
— Да нет же. Я их вот недавно в кино водил.
— Валера у нас секретарь комсомольской организации, — поясняет Морозов.
А дальше моряки рассказывают, какой замечательный вечер провели они недавно в медицинском училище. Застрельщиком был замполит старший лейтенант Виктор Михайлович Корзинкин. Моряки купили подарки, и лучшей танцевальной паре были торжественно вручены часы... из «Детского мира», а лучший исполнитель лезгинки получил шашку, купленную в том же магазине. Девушки, в свою очередь, накупили пирожных, сварили кофе...
Попутно я узнаю, что старший лейтенант — кандидат в мастера по двум видам спорта. Наверное, поэтому спорт на лодке в таком почете: сборная «псковичей» обыграла в волейбол не кого-нибудь, а команду самих морских десантников!
— А как здорово было, когда мы всем экипажем за город поехали! — вспоминает Евдашов. И по легкой грустинке, которая мелькнула в голубых глазах, я понимаю, что все это запомнилось: как купались в речке, жарили на углях шашлыки, бродили по лугам, слушая птичий щебет...
Так, может быть, «Псковскому комсомольцу» повезло на замполита? И на командира тоже? Я ведь видел, как светлели лица моряков, когда заходила речь о Ковальчуке...
Разумеется, нынешние успехи экипажа можно было вполне отнести на их счет. Но ведь такие же успехи были у лодки и в прошлом году, и в позапрошлом...
Многое прояснил разговор со штурманом. Старший лейтенант Игорь Тер-Погосов на этой лодке недавно, и вот что ему бросилось в глаза:
— Здесь (впрочем, как и повсюду) экипаж многонационален: белорусы, молдаване, армяне, русские... Но себя-то они называют только псковскими.
Так стало обрастать для меня плотью и кровью отвлеченное поначалу понятие «шефство».
А в многонациональности экипажа я убедился, спустившись в трюм центрального поста. Там колдовали у помпы круглолицый пскович Толя Федоров и, по виду совершенный мальчишка, таджик с черными миндалевидными глазами Махмадали Раджапов. А командовал ими болгарин Валерий Беликов, мускулистый моряк, родом из села Новоселове, что под Одессой. Мерно гудел ГОН — главный осушительный насос, иногда было слышно, как разбиваются о корпус невидимые валы.
Начинало покачивать.
— Я бы на надводный корабль никогда служить не пошел, — сказал Толя Федоров. И тут же поведал байку: — Возвращались после службы домой два матроса, познакомились, и оказалось, что все три года служили вместе на одном и том же корабле — авианесущем крейсере «Минск». А здесь мы одна семья.
— Да-да, одна семья, — подтвердил Раджапов.
И все-таки тон в этой семье задавали посланцы псковского комсомола. Их было на лодке двенадцать, в недавнем прошлом токарей, механизаторов, агрономов, и попали они на лодку по комсомольским путевкам. Я видел картонные книжечки с военно-морским флагом и силуэтом подводной лодки на обложке. Ребята не оставляли их на берегу. Путевки шли с ними в море.
Некоторые из этих парней надолго связали свою судьбу с флотом. Те же Николай Шмонин и Валерий Левченко, оба из Пустошкинского района Псковской области.
Уже много лет шефствует псковский комсомол над лодкой. В базе, в ленинской комнате (оформленной, кстати, псковскими художниками), висит на почетном месте обращение обкома ВЛКСМ к балтийцам. Оно заслуживает того, чтобы привести его почти полностью:
«Комсомольцы Псковщины передают вам имя «Псковский комсомолец» как драгоценную реликвию. От века стояла наша прекрасная земля, и едва ли не каждое десятилетие в истории помечено сражениями. Бился на этой земле Александр Невский. Здесь родилась Рабоче-Крестьянская Красная Армия. На этой земле самоотверженно боролся комсомол, подарив Отечеству имена Александра Матросова и Клавы Назаровой, Леонида Голикова и Маши Порываевой.
Бережно относитесь к этому гордому имени. Будьте достойны тех, кто в святом беспокойстве восторженно жили и умирали прекрасно...»
Взволнованные, идущие от самого сердца слова. Моряки «Псковского комсомольца» подтверждают их делами.
Мичман Анатолий Терентьевич Морковин не новичок на флоте. О золотых руках мичмана, о том, что он все знает, я услышал от моряков в первый же день. А вот познакомиться по-настоящему удалось не сразу. В жарком грохоте пятого отсека, по которому мичман расхаживал голый по пояс, тучный, меднолицый, со струйками пота на могучей груди, много не поговоришь. И только когда мы шли на глубине, мичман деликатно постучался ко мне в каюту. Замполит остался в базе, готовился к юбилею лодки, и я поселился у него. Никакой стул, разумеется, в каюте не помещался. Я потеснился на койке и попросил Анатолия Терентьевича рассказать, как служат его подчиненные.
— Нормально.
Я попытался узнать, что скрывается за этим «нормально».



Между 1-м и 2-м отсеками.

И мичман рассказал, что перед самым выходом вышел из строя насос охлаждения главных двигателей, весящий не один десяток килограммов. Надо было отсоединить его от магистрали и заменить графитовый подпятник, выполнить работу, которая и в заводских условиях достаточно трудоемка. Мотористы Владимир Никитин и Виктор Миронов начали ремонт в девятнадцать ноль-ноль, и утром, в четыре тридцать, насос заработал.
— Я им, конечно, помогал, но они бы и сами справились, только больше бы времени ушло. Они хорошие ребята, мои друзья. — В устах сорокатрехлетнего Морковина такая аттестация могла показаться немного странной, но я знал, что Анатолий Терентьевич так до сих пор и не собрался жениться, и мотористы были его семьей не только в переносном смысле этого слова...
Я захотел поближе узнать этих парней, хотя бы Миронова, но мичман предупредил:
— Миронов молчун. К нему особый подход нужен. Иначе из него и слова не вытянете.
Поначалу, и правда, разговор не клеился. Но стоило мне заговорить с Мироновым о его родных местах, как он оживился и тут же рассказал, что от его села Дедино рукой подать до кургана Дружбы, у которого сходятся границы Латвии, Белоруссии и Псковской области, что он, как отслужит, обязательно вернется в село, где до призыва работал трактористом. И что его дядя, Владимир Петрович Миронов, с восемнадцати лет ушел в партизаны, а в конце войны в боях за Кенигсберг стал Героем Советского Союза.
Геройство не передается по наследству, я понимал это, но понимал и другое: Миронов будет служить так, чтобы его родичи за него не краснели.
В центральном посту, над станцией аварийного продувания, висит металлическая дощечка с надписью: «Боевой пост им. Александра Матросова». Глядишь на нее и веришь: моряки с этого поста никогда не подведут ни лодку, ни ее командира.
Есть у экипажа и колба с землей, взятой с того места, где совершил свой подвиг бессмертный солдат. Мичман Шмонин как-то сказал мне:
— И колба-то небольшая. А приспособить негде. Все в отсеке занято, до единого сантиметра, а ведь когда нам псковичи землю передавали, то просили, чтобы мы ее поместили там же, где будет Матросовский пост...
Для экипажа эта земля — реликвия, а для старшины 2-й статьи Владимира Боровкова — родная, отцами и дедами завещанная. Поселок Чернушки — неподалеку от его деревни.
Так в тугой узел сплетены на лодке боевые традиции с судьбами экипажа.
В шестом отсеке, где, укрытые кожухами, неторопливо ворочаются гребные электродвигатели и где под водой жарче, чем в тропиках, несет вахту командир отделения электриков старший матрос Игнатьев. Его отец, монтажник Псковского завода радиодеталей, служил когда-то на Севере, на атомной лодке, и тоже был командиром отделения электриков. Он уволился в запас главным старшиной, и Анатолий уверен, что еще догонит отца. Как-никак впереди почти два года...
Преемственность традиций: и тех, что восприняты от отцов, и тех, что родились в железных отсеках, — и была, по-моему, главным из всего того, что я увидел на борту «Псковского комсомольца». И радист Саша Сотников, интеллигентный, слегка ироничный ленинградец, и загорелый до черноты торпедист молдаванин Ваня Казаны (я видел, как артистически он работал на талях) — все они в этом главном псковичи. Штурман Тер-Погосов не ошибся.
Все дни, что мы были в море, в жилых отсеках кипела работа: после вахты моряки мастерили подарки шефам. На комсомольском собрании было решено: все делать самим. Тут были миниатюрные модели, чеканка, хитроумные плетения из пеньковых тросов...
На лодке упорно поговаривали о том, что шефы собираются подарить экипажу цветной телевизор. На торжества, посвященные юбилею корабля, собирались приехать руководители псковского комсомола, были приглашены родители... Подводная лодка швартовалась не только к пирсу. Другой ее причал находился в белокаменном Пскове!
За добро принято платить добром. Хороших парней выпускает лодка в жизнь, проверив их на прочность тревожною тишиною глубин, яростью штормового наката...
* * *
Мы возвращались в базу. Ветер разгулялся не на шутку, и Балтика накрывала лодку с головой. Взрывались, налетая на обтекатель, волны, и белопенные осколки со свистом били по стеклам рубки.
В разрывах фиолетовых туч было видно, как несется наперегонки с ветром багряно-желтая луна.
Я стоял рядом с Ковальчуком на правом крыле. Командир пристально всматривался в пляшущие на воде огни, и то и дело слышалось:
— Полкорпуса влево!
— Вправо не ходить!
— Так держать!
На руле стоял Бальчунас. Немногословный узколицый Витас в самые ответственные минуты всегда вызывался сюда.
Светлый круг рубочного люка заслонила чья-то фигура.
Моряк поднялся наверх, и тотчас я услышал за спиной восторженное:
— Красота какая, товарищ командир!
— Красиво, — обронил Ковальчук. «Псковский комсомолец» входил в базу."



"С-189" станет общедоступным музеем примерно в сентябре. В качестве иллюстраций ПЛ пр. 613 приведены фото, предоставленные подготом Загускиным Н.Е. ("Выбор". Н.Загускин, Н.Лапцевич (О книге контр-адмирала в отставке В.Г. Лебедько "Верность долгу"). - Морской журнал № 2. 2007.)

Тимофеев Александр Рюрикович.



Тимофеев Александр Рюрикович окончил ВВМКУ им. М.В. Фрунзе. Службу проходил на СФ в 1-й флотилии подводных лодок с перерывом на обучение в ВМА. Капитан 1 ранга, в запасе с 2003 года, командир Б-292 «Пермь».

Атомная подводная лодка Б-292 «Пермь» пр.671РТМ. - Седьмая дивизия подводных лодок Северного флота. Люди, корабли, события. - Санкт-Петербург, серия "На страже Отчизны", выпуск 4, 2005 г.

"Основные этапы службы
3.03.1984 — зачислена в списки кораблей ВМФ. Классифицирована как крейсерская АПЛ, присвоен тактический номер К-292.
2.08.1984 — окончено формирование экипажа на базе 33-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ. Первым командиром корабля назначен капитан 3 ранга Сергей Владимирович Монахов, старшим помощником командира — капитан 3 ранга Александр Иванович Леонов, заместителем командира по политической части — Евгений Васильевич Цыганов, помощником командира — капитан 3 ранга Александр Павлович Сыропятов, командиром БЧ-5 — капитан 3 ранга Владимир Федорович Новохатский.
4.01.1985-28.02.1987 — экипаж прошел обучение в УЦ ВМФ в Обнинске.
15.04.1986 — заложена в цехе №12 ЛАО в Ленинграде (зав. №01655).
2.03.1987 — экипаж прибыл в Ленинград, включен в состав 39-й бригады строящихся и ремонтирующихся ПЛ. Личный состав экипажа участвует в достройке ПЛ и проведении заводских швартовых испытаниях.
29.04.1987 — спущена на воду.
20.07.1987 — завершены заводские швартовые испытания.
Летом 1987 г. — в транспортном доке по внутренним водным путям переведена на сдаточную базу "Дубрава" ЛАО для прохождения заводских ходовых и государственных испытаний. В Северодвинск лодка прибыла 4.08.1987 г.
27.11.1987 — подписан приемный акт (ответственный сдатчик — В.П.Сорока).
5.12.1987 — поднят военно-морской флаг.
10.12.1987 — лодка прибыла в губу Большая Лопаткина к месту постоянного базирования, вошла в состав 33-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ СФ.
30.12.1987 — включена в состав СФ.
23.08-01.11.1988 — лодка с основным экипажем (командир — капитан 2 ранга Александр Рюрикович Тимофеев, старший на борту — капитан 1 ранга Михаил Васильевич Моцак) успешно выполнила задачи 1-й БС. Оценка "автономки" — "отлично"."



Тимофеев Александр Рюрикович, командир пла 11-й ДиПЛ в центре. См. День памяти погибших подводников. "Комсомолец". Санкт-Петербург. Никольский собор. Фоторепортаж.

Тимофеев Александр Рюрикович унаследовал профессию отца, военного моряка, Героя Советского Союза капитана 1-го ранга, инженера Рюрика Александровича Тимофеева, участвовавшего в знаменитом походе подводной лодки «Ленинский комсомола на Северный полюс. - Путь в моря. Очерки о Ленинградском нахимовском училище. Составитель: Раздолгин А. А. Л.,1984.

Традиции. Они, как надежные ориентиры, помогают питомцам училища утвердиться в принятом решении, проверить себя, достойны ли продолжать дело отцов и дедов.

Продолжение следует.

Обращение к выпускникам нахимовских училищ. 65-летнему юбилею образования Нахимовского училища, 60-летию первых выпусков Тбилисского, Рижского и Ленинградского нахимовских училищ посвящается.

Пожалуйста, не забывайте сообщать своим однокашникам о существовании нашего блога, посвященного истории Нахимовских училищ, о появлении новых публикаций.



Сообщайте сведения о себе и своих однокашниках, воспитателях: годы и места службы, учебы, повышения квалификации, место рождения, жительства, иные биографические сведения. Мы стремимся собрать все возможные данные о выпускниках, командирах, преподавателях всех трех нахимовских училищ. Просьба присылать все, чем считаете вправе поделиться, все, что, по Вашему мнению, должно найти отражение в нашей коллективной истории.
Верюжский Николай Александрович (ВНА), Горлов Олег Александрович (ОАГ), Максимов Валентин Владимирович (МВВ), КСВ.
198188. Санкт-Петербург, ул. Маршала Говорова, дом 11/3, кв. 70. Карасев Сергей Владимирович, архивариус. karasevserg@yandex.ru


Главное за неделю