Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Боевые возможности кораблей, построенных в Татарстане

Новые корабли
корпорации "Ак Барс"

Поиск на сайте

Инженер-механик Саша Топлер. (Штрихи к портретам соратников). Э.А.Ковалев.

Инженер-механик Саша Топлер. (Штрихи к портретам соратников). Э.А.Ковалев.

Старший инженер-лейтенант Топлер до поступления в ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского служил авиамехаником на одном из дальневосточных военных аэродромов.
Однажды летом 1945 г. на его аэродром совершил вынужденную посадку один из американских бомбардировщиков «В-29», возвращавшийся из налета на Японские острова. Что-то случилось с одним из двигателей. Сколько их было на самолёте, не знал даже сам командир экипажа, но он не имел права лететь дальше, при выходе из строя хотя бы одного, а «дотянуть» до своей полосы на Гуаме оказалось проблематичным. Замаячил ремонт. По американским документам требовалось извлечь двигатель из гондолы самолёта и заниматься его ремонтом в ангаре на специальном стенде.
Решили для начала достать неисправный двигатель. При такой операции американцы обычно использовали специальный съёмник. На этот раз на борту его не оказалось. Не было его и на советском аэродроме, – другая, понимаешь, технология подобных работ. В таких случаях авиаинженер вызывал к летательному аппарату тяжелее воздуха самого механика Сашу Топлера. Вскоре под крылом аэроплана, традиционно обтирая пальцы промасленной ветошью, появился сам Саша.
Американский бортинженер начал что-то объяснять Саше на непонятном языке. Выслушав американца с минуту, механик перекинул на плечо сумку с инструментом, подставил под гондолу стремянку и полез к двигателю. Ещё одна минута ушла на осмотр «операционного поля» и тут же послышались удары молотка по чему-то металлическому. Вскоре у шасси шлёпнулся кусочек металла, оказавшийся срубленной заклёпкой. Не прошло и получаса, как механики «раскрыли» двигатель. Снять его с опор и отсоединить коммуникационные сети не представляло большого труда. К вечеру «движок» укатили в ангар, а на другой день его отремонтировали.
По неизвестной причине вылет бомбардировщика откладывался, а во все последующие дни каждый американский лётчик при встрече с русскими одобрительно качал головой, поднимал вверх большой палец и восхищённо произносил: «What a wonderful device that Zubillo!» («Что за великолепный прибор, - это Зубилло!», анг.)



Boeing B-29 Superfortress в Советском Союзе.

Старший инженер-лейтенант Топлер, во времена своей службы в Либаве старшим инженер-механиком ПЛ «Щ-407», а может быть «Щ-412» однажды обзавёлся мотоциклом. Выучившись управлять аппаратом, инженер начал лихачить. Обычно, приехав утром на службу, Саша оставлял машину у корня причала, а сам направлялся завтракать в береговую кают-компанию или сразу спускался в ошвартованную у причала лодку.
Все служебные дела моряки старались закончить к вечеру. Незаконченные переносили на завтра. В любом случае после ужина наступала пора восстановления личным составом бригады лодок сил, растраченных на «государевы» дела за день. По мере возможности, свободные от службы моряки уезжали в город на квартиры или в треугольник ресторанов, включавший Дом офицеров, «Юру» и «Привокзальный», уходили в казармы или на плавбазы, вахта отправлялась на лодки.
Покидал причал Саша не без эффекта. Он заводил мотор своего ИЖ-а двумя «качками» кикстартера, давал ему прогреться и рывком с ускорением въезжал на причал. Преодолев за считанные секунды всю длину пирса (не более 100 м), с визгом, издаваемом резиной заднего колеса, сорвавшегося на юз при резком повороте у самого торца причала, он уже мчался в обратном направлении, наращивая скорость, взлетал над переходным мостиком и скрывался в поднявшейся за ним пыли.
И так каждый день, кроме тех, когда, обрядившись в поясную портупею с прилаженным к бедру пистолетом ТТ и повязкой «рцы» на левом рукаве, старший инженер-лейтенант Топлер заступал на сутки дежурным по живучести непобедимой 158-й бригады подводных лодок 4-го флота.
Кому-то из тех, кто ежедневно наблюдал живописную картину убытия со службы инженер-механика Топлера, всё это надоело. Такие люди и сегодня могут оказаться не далеко от нас. Не сказав никому ни слова, человек проявился рядом со стоящим у причала мотоциклом, когда вблизи никого не было, и закрутил до отказа демпфер мотоциклетного руля. Рулевой демпфер предназначался для регулирования подвижности рулевой колонки при повороте руля. Обычно легкость перекладки колонки загрублялась при скорой езде по плохой кочковатой дороге, чтобы при ударе колеса о дорожную неровность руль не выбивало из рук водителя.
В тот летний день, ничего не подозревавший Саша, как обычно, взгромоздился на «прогретый» мотоцикл и рванул на причал, набирая скорость. Машина шла изумительно прямо. Она продолжала двигаться прямо и тогда, когда инженер попытался повернуть руль, чтобы ехать в обратную сторону. Зажатый демпфером руль не повернулся.
Перелетев через кромку торцевой части причала и пролетев по воздуху метров десять, мотоцикл с седоком на глазах изумлённой публики плюхнулся в распахнутые воды Военной гавани порта имени Императора Александра III, взметнув вверх и по сторонам каскады соленых брызг. Кто-то даже изрёк:
– Во дает, парень!



Парень, тем временем, не стал паниковать и отпустил мотоцикл, тут же погрузившийся на грунт, а сам поплыл к причалу. Сашу тут же вытащили из воды. Позже достали и машину. Эффектные отъезды Топлера на этом не прекратились. Просто он теперь стал внимательно готовить аппарат к экстремальной езде каждый раз.

Мы, его сослуживцы, тогда так и не узнали, пела ли Сашина душа в полете на пилотируемом им мотоцикле.
0
30.08.2013 09:10:32
Э.А. Ковалеву
Замечательно. Не штрихи к портрету, а просто песня.
Ссылка 0


Главное за неделю