Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Производитель металлоконструкций пришел на помощь предприятиям ОПК

Производитель металлоконструкций пришел на помощь предприятиям ОПК

Поиск на сайте

Неизвестный адмирал. Часть 55.

Неизвестный адмирал. Часть 55.

Сергей Воронин в одном из боев был дважды ранен, потерял глаз, вышел из боя с перебитой ногой, которая стала в итоге короче другой, но он и ныне не расстается с трудовой деятельностью. Работает в обществе слепых.
Сергей Григоращенко был и ранен и контужен, утратил значительный процент слуха. До сих пор стоит у станка, являясь квалифицированным мастером на одном из Одесских предприятий.
Олег Шерстюков в отряде был самым молодым, пришел из школы юнгов. И вот юнга стал пенсионером, отработав долгие годы в горячих цехах металлургии. А душа по-прежнему молодая. Связан со школьниками. Помогает им понять жизнь и место в обществе. Повез им с Севера подарки: военно-морской флаг и сине-белые матросские воротники.
Алексей Антонов до прихода в отряд был коком (поваром) на подводной лодке. Сделав из своего автомата победный салют в 1945 году, обратился к своей мирной профессии. Обучает своему любимому кулинарному делу молодые кадры в одном из ленинградских профучилищ.
А его друг по отряду – Павел Барышев, общий любимец в отряде, весельчак, острослов, с которым они и сейчас примериваются ростом (оба маленького роста), многие послевоенные годы «шоферил», работал механиком, а ныне заведует гаражом.



1954 год, встреча в Ленинграде: Барышев, Бабиков, Радышевцев, Леонов, Колосов.

Павел Богданов в одном из боев был тяжело ранен. Его вытащили из воды вместе с майором Добротиным. Медики и воля бойца помогли разведчику вернуться в строй. В последний год войны он многие месяцы в тяжелых условиях Заполярья действовал разведчиком-радистом в тылу вражеских войск. Ныне он работает преподавателем физкультуры в одной из волгоградских средних школ.
И так можно было бы сказать о каждом бывшем бойце 181-ого Особого отряда, включая его признанного следопыта Степана Мотовилина, Андрея Залевского, Виктора Братухина, прибывших на встречу из Хабаровска, и Валерия Коротких, отработавшего до пенсии в дальневосточном угольном забое, и первого командира отряда Н.А. Инзарцева, и первого комиссара – В.М. Дубровского, и замполита на заключительном этапе войны И.И. Гузненкова и многих других товарищей.
Есть среди бывших бойцов отряда и такие, которые после войны окончили высшие учебные заведения. Например, Павел Колосов, единственный из отряда, кто продолжает морскую службу, имеет звание полковник-инженер.



Колосов Павел Гордеевич. - Я Помню. Герои Великой Отечественной войны. Участники ВОВ. Книга памяти.

Константин Тарасов после войны, став семейным, пошел учиться в техникум. Работал в Леспромхозе. Затем, окончив институт, был директором лесокомбината, а ныне возглавляет один из проектных институтов.
Макар Бабиков - смекалистый, шустрый в бою командир отрядного взвода, удостоенный за боевые подвиги звания Героя Советского Союза. После войны был избран секретарем Печерского обкома комсомола. Окончив Высшую партийную школу, работал секретарем Печерского Горкома КПСС, в аппарате ЦК КПСС, а ныне занимает ответственную должность в аппарате Совета Министров Российской Федерации. Из под его пера вышли две книги: «Морские разведчики» и «На восточном берегу», плюс ряд статей в журналах и газетах, в которых он с душевной теплотой вспоминает о боевых соратниках, об их подвигах, показывает сложность условий, в которых отряд выполнял в годы войны трудные и почетные задачи.
Собравшись в Североморске, участники встречи вдоволь наговорились между собой о послевоенных трудовых и житейских делах. Но не только такую цель они ставили перед собой, направляясь в Заполярье. Хотя и она весьма благородна и содержит черты воинского товарищества и флотской дружбы.



Направляясь в Заполярье они намеревались посетить те отдельные места, где в военное время проходили их юные годы, наполненные жестокими схватками с фашистскими оккупантами. Рассказать какой-то части личного состава современного Краснознаменного Северного флота о боевом прошлом отряда, поклониться праху боевых друзей и всех защитников Заполярья, не увидевших торжества великой Победы, ради которой они отдавали свои жизни. Все пожелания были удовлетворены полностью.
Военный совет флота в лице Командующего Г.М.Егорова, начальника политуправления флота Ю.И.Падорина проявил к ветеранам большое внимание и создал прекрасные условия для их пребывания на Севере.
В день прибытия ветераны были приняты Командующим флотом. При входе в зал приема были встречены дружными приветствиями и аплодисментами офицеров штаба флота. Надо ли говорить о той взволнованности, которой были охвачены сердца ветеранов от столь теплой встречи.
Командующий флотом рассказал о современном состоянии флота.
Ветераны выразили ему сердечную благодарность за теплый прием, рассказали присутствующим о боевых походах отряда.
Были представлены бойцы отряда, его герои Советского Союза. Каждому ветерану были вручены значки «Ветеран» в честь 40-летия Северного флота и книгу «Славен героями Северный флот».



Батарея на мысе Крестовом, контролировавшая вход в залив Петсамо, захвачена разведчиками Героя Советского Союза Виктора Леонова. 1944 г.

24 июля ветераны были приглашены на торжественное собрание, посвященное празднованию Дня военно-морского флота и 25-летию города Североморска. В годы войны на этом месте стоял небольшой поселок Ваенга, хорошо знакомый бойцам отряда. Он был занят преимущественно морскими летчиками, которые многократно перебрасывали разведчиков в тыл врага для выполнения боевых заданий, поддерживали их огнем, доставляли разведчикам боеприпасы, медикаменты, продукты. Теперь ветераны увидели красивый, благоустроенный город, раскинувшийся на прибрежных сопках, с его зеленым парком, большим стадионом, памятником североморцам – матроса с автоматом в руках, взор которого обращен к морю, широкими улицами, многоэтажными зданиями.
Все это напоминало о зоркости, стойкости и мужестве североморцев, проявленных в годы войны. Об этом же напоминала звучащая у памятника музыка песни «Прощайте скалистые горы», впервые прозвучавшая в годы войны.
Утром в день ВМФ ветераны возложили венок к этому памятнику и скорбной минутой молчания почтили память героев-защитников Заполярья. Участвовали в морском параде.
Выдался на редкость солнечный, безветренный день. На рейде в праздничном убранстве выстроились корабли, оснащенные новой боевой техникой и мощным современным оружием.
На палубе кораблей, в строю, одетые в парадную форму стояли их экипажи. Командование флота совместно с гостями обходят на головном катере строй кораблей. Командующий здоровается с экипажем каждого корабля и поздравляет с праздником.
В ответ по рейду разносится протяжное троекратное «Ура!». Катер с ветеранами следует в кильватер головному катеру. Они всматриваются в строгие контуры могучих красавцев-кораблей, в радостные и мужественные лица стоящих в строю офицеров и матросов.
Да, слышится говор ветеранов, в наши годы такого не было. Самая смелая мечта не могла даже представить о таком флоте, каким является ныне Краснознаменный Северный флот.



Дважды Герой Советского Союза Виктор Николаевич Леонов...

Виталий Бекренев. И вот почти еще через 30 лет этот флот и город Североморск превратились в нищенское, заброшенное, расхищенное, неоплачиваемое, не уважаемое «чудо».

Душа ветеранов радовалась гордостью за страну, за народ, поднявший под руководством ленинской партии до небывалых высот ее экономическое и оборонное могущество.
После парада был митинг на приморской площади. Здесь бывшие североморцы – герои В.Н.Леонов, С.М.Агафонов, М.А.Бабиков, М.А.Никандров передали молодому поколению Военно-морской флаг, как эстафету боевых традиций с напутственными словами: крепить оборону северных морских рубежей, а если придется, защищать Родину с оружием в руках, не жалеть ни крови, ни самой жизни!
Ветеранам была предоставлена возможность посетить некоторые корабли и части флота, выйти в море в Мотовский залив, на побережье которого в годы войны они многократно скрытно высаживались. Увиденное всколыхнуло в памяти прошлое. Разведчики наперебой показывали и рассказывали: «Вот здесь высаживались на берег, а вот там прыгали с катеров в ледяную воду, чтобы пробраться в тыл немецких егерей; вон стоит скала, за которой укрывались от артиллерийского и минометного огня противника; а вот и сопка, на которой десятки «Героев Нарвика» (так называли себя немецкие егеря горного корпуса), были уничтожены в результате нашего внезапного налета на их опорный пункт; а вот здесь, снизив тон, вспоминали ветераны, мы камнями укрывали тела наших боевых товарищей, погибших в бою с ненавистным врагом.



Захват вражеской батареи на мысе Крестовом 181-ым особым разведывательным отрядом штаба Северного флота под командованием старшего лейтенанта В. Н. Леонова. Октябрь 1944 г. Художник Саморезов Виктор Константинович.

Поход корабля к острову Могильный напомнил им об эпизоде, когда группа разведчиков, высадившись на остров, вызвала огромный переполох среди «Героев Нарвика». Они два часа артиллерией и минометами били по своим, приняв в темноте небольшую группу разведчиков за крупный советский десант. Разведчики, обнаруженные противником, уже давно покинули остров, а обстрел его немцами еще долго продолжался. Такой же эпизод имел место и под Титовкой. Разведчики, внезапно ворвавшиеся на территорию немецкой автобазы и разгромившие десятки автомашин, склады с горючим и запчастями, уложив немало гитлеровцев, отошли в сопки. А обстрел немцами своей автобазы продолжался после этого около часа.
Немцы боялись советских морских десантов, высаживаемых в тыл и на фланге их войск. А такие десанты носили и тактический и оперативный характер. Командир 19-го горного корпуса Дитль не раз обращался к своему начальству с просьбой о подмоге войсками и огневыми средствами для борьбы с советскими десантами. Поэтому они и мелкие разведывательно-диверсионные группы, скрытно, в темноте проникавшие в их тыл, не раз принимали за крупные морские десанты.



После осмотра боевых мест ветераны высадились на полуостров Рыбачий. Они поднялись к обелиску, воздвигнутому в память защитников полуострова, не позволивших за все военные годы ступить фашистскому сапогу на эту священную, русскую землю. Возложили к обелиску венок, почтили память погибших минутой молчания. Прочитав на обелиске фамилии, разведчики встретили много знакомых, близких и дорогих имен.
Товарищи посетили Мурманск, где также были немало и радостно взволнованы тем, что на месте пепелищ и развалин, во что был превращен город бесчисленными бомбежками фашистских пиратов, каким его видели разведчики тридцать лет тому назад, когда направлялись на Дальний Восток, ныне стоит огромный областной центр с большими кварталами, высокими зданиями, с проспектами, зелеными скверами, со многими промышленными предприятиями, с многочисленными учебными заведениями, театрами, границы которого далеко вышли за границу довоенного Мурманска.
Вблизи города на высоком каменном мысе стоит могучая фигура советского война – защитника Заполярья, воздвигнутая в память тех, кто шагнул в бессмертие, мужеством, кровью и жизнью не пропустил врага к Мурманску, выбросил фашистскую нечисть с родной, советской, заполярной земли. Ветераны, подойдя к памятнику, поклонились стойкости и мужеству советского воина.
Неужели, сказал один из ветеранов, человечество не поймет и допустит опасную политику тех западных дельцов и их прихвостней, которые продолжают бряцать оружием, наращивают свой военный потенциал и готовятся вновь разрушить цветущие города, восставшие из руин второй мировой войны, вновь погубить десятки, сотни, миллионы ни в чем не повинных людей, ради того, чтобы набить свои карманы огромными прибылями и держать трудовой народ на положении своих рабов?! Здравый разум противится понять это! Этого не должно повториться.



Мемориал и история Долины Славы.

Бывшие разведчики посетили Долину Славы на реке Западная Лица, где враг, рвавшийся к Мурманску, был остановлен стойкостью и мужеством советского война. До сих пор сохранились следы былых сражений. Посетили и мыс Крестовый – в глубине Печенгского залива. Они не могли не посетить это место – венец боевой славы отряда (когда были уничтожены две батареи: береговая 150 мм и зенитная – 88 мм, находившиеся на мысе). Хотя и после Крестового они совершили немало славных, боевых дел.
- Как это не грохнулся никто из нас с нашим грузом, - вспоминает Макар Андреевич Бабиков, - ума не приложу! Наделали бы шума (за спиной у каждого был груз 20-40 кг с оружием, боеприпасами, медикаментами, продовольствием и т.д.)Ведь скалы преодолевали и вообще двигались, чтобы не быть обнаруженными, в темное время суток. Курить и разговаривать запрещалось.

Продолжение следует.


Главное за неделю