Особенно ожесточенные бои шли в районе Высокой горы. Здесь японцы потеряли до 5 тыс. человек. Не считаясь с этим, противник продолжал наступать. В результате многочисленных атак ему удалось захватить на линии русских окопов большой бетонный блиндаж. Там японцы могли безопасно накапливать силы для последующих ударов. Попытка выбить неприятеля из блиндажа не принесла успеха. Создалась реальная угроза потерять этот важный опорный пункт, с которого просматривался внутрен¬ний рейд Порт-Артура. Отбить у врага блиндаж вызвались мо¬ряки. В ночь на 10 сентября лейтенант Подгурский с минерами крейсера «Баян» Буториным и Фоминичем в сопровождении знавшего дорогу к блиндажу стрелка Труфанова (он уже участвовал с Подгурским в спуске шаровых мин в японские окопы) с темнотой спустились ползком к блиндажу и забросали его подрывными пироксилиновыми патронами, брошенными как внутрь, так и сверху блиндажа. В результате взрывов чрезвычайной силы блиндаж был разрушен, а уцелевшие японцы в панике бежали.
В своих записках об этой операции Подгурский пишет: «Эти почти одновременные взрывы оглушили нас и засыпали массой камней и обвалившейся земли. При ярком свете взрывов я видел, как блиндаж покачнулся, и в следующий момент оттуда поднялся столб огня и что-то внутри с треском стало разрываться. Тут уже мимо нас посыпались целые куски бревен. Одновременно с этим раздался дикий рев, и перед нашими глазами выросла громадная толпа японцев, бросившаяся из блиндажа по всем направлениям».
Взрыв блиндажа и смятение среди японцев были немедленно использованы для окончательного очищения Высокой горы от противника, что полностью и было выполнено к 4 часам утра.
Подвиг лейтенанта Подгурского и его минеров на два месяца отсрочил решение судьбы Высокой горы, одного из важнейших ключей к Порт-Артуру
Моряки, самоотверженно отстаивая каждый метр земли на под¬ступах к Порт-Артуру, проявляли много изобретательности и па ходчивости. Минный офицер броненосца «Пересвет» лейтенант Кротков оборудовал перед некоторыми фортами и батареями электрические изгороди. Лейтенант Н. Л. Подгурский и мичман С. Н. Власьев приспособили минные аппараты с паровых катеров для забрасывания мин в окопы противника. Моряки наладили производство ручных гранат из стреляных гильз мелкокалибер¬ных орудий и успешно применяли их в бою. Во время осады японцы делали подкопы под форты и укрепления Порт-Артура. В качестве контрмеры моряки успешно применили свое минное оружие. Скатываясь с возвышений, мины наносили большой урон японским саперным частям.
Стремление японцев захватить Высокую с 19 по 22 сентября не осуществилось. Дальнейшие атаки могли совершенно обескровить осадную армию, поэтому из Токио последовал приказ прекратить бои и ждать тяжелую осадную артиллерию. На этом закончился второй штурм крепости.
В то время как Ноги готовился к третьему штурму Порт-Артура, в Маньчжурии с 22 сентября по 04 октября шли бои у реки Шахэ, которые, как считают некоторые, и решили судьбу крепости. Политическая и стратегическая обстановка требовала от русских перехода в решительное наступление. Наступление закончилось безрезультатно, войска понесли жестокие потери и отступили в долину реки Шахэ. Всего в сражении армия потеряла 1 021 офицера и 43 000 нижних чинов убитыми и ранеными, 500 человек попали в плен. Активные действия в Маньчжурии прекратились до января 1905 года («сидение у Шахэ»).