Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Когда завершится модернизация Северной верфи?

Как продвигается
модернизация
Северной верфи

Поиск на сайте

Загадки "Полярной звезды" (продолжение)

Загадки "Полярной звезды" (продолжение)





Первый раз я написал о Северодвинской  «Полярной звезде»  более 10 лет назад, а опубликовал в Интернете в середине десятых годов.  Я   отмечал, что на ней было большое количество разнообразных погрузочных устройств. Особенно мне запомнились многочисленные устройства, закрепленные по бортам. Состояние их было плохое. Они были почти все в полуразобранном состоянии. Назначение их в то время я не понял. Только позднее, увидев фотографии «Полярной звезды», догадался, что это были шлюпбалки.

Запомнилось еще одно устройство – это располагавшаяся посередине корабля прямоугольная рама с подрезанными углами. Никаких других приспособлений  на ней не было – просто прямоугольная рама. По всей видимости, это было устройство принадлежащее «Полярной звезде» как плавбазе. Наверное, это оно видно перед трубой на фотографии плавбазы в маскировке.


Кроме этого, я отмечал, что что-то мешало от носовой рубки видеть переднюю сторону кормовой рубки. На фотографии плавбазы видно, что при переделке яхты появилась еще одна надстройка. Назначение ее не совсем понятно, но, скорее всего, оно связано с потребностью плавбазы обеспечивать лодки топливом, водой и боезапасом. На фотографии модели плавбазы, хотя она не совсем корректна, видна эта надстройка. Кроме этого,  она видна на фотографии, где экипаж плавбазы, выстроившись по левому борту вдоль кормовой рубки,  встречает подводную лодку Щ-307, вернувшуюся из похода. Здесь эта надстройка даже выше кормовой рубки. В Северодвинске она была наполовину убрана и не выглядела как надстройка, но все-таки закрывала вид на кормовую рубку со стороны носа судна. С берега она смотрелась как лежащий на борту судна большой морской контейнер. Окраска ее была серого цвета в отличие от рубок, окрашенных в светлый цвет.


По фотографии встречи Щ-307 можно судить, что снаружи нижняя часть кормовой рубки до козырька при переделке яхты в плавбазу не претерпела больших изменений. Поэтому название корабля, располагавшееся на передней стороне кормовой рубки в районе козырька,  должно было сохраниться.


Кроме этого, мне удалось найти фотографию яхты, где четко видны в третьем ряду в носовой части шесть круглых иллюминаторов. Показанное на модели яхты (фотография есть в Интернете) продолжение этого ряда иллюминаторов в сторону кормы не соответствует действительности, так как их не было на чертеже парусности. Это говорит о том, что «Полярной звезде» могло быть не более 12 круглых иллюминаторов.


Есть ещё одна деталь, которую я запомнил на Северодвинской «Полярной звезде». Однажды, возвращаясь на лодку с обеда, я заметил трех наших матросов–гидроакустиков с К-58,  разговаривавших друг с другом около кормы «Полярной звезды». Двое из них стояли на пирсе, а третий выглядывал, высунувшись в раскрытый иллюминатор. Этот иллюминатор находился за кормовой рубкой, где по чертежам должен был находиться императорский салон. Необычным мне показалось, что створка иллюминатора открывалась наружу. Подтверждения этому в современных иллюминаторах я не нашел. Но «Полярная звезда» была кораблем 19 века. Это был период перехода от деревянного судостроения к стальному.
Как мне удалось узнать, такие иллюминаторы были только на императорских яхтах, на крейсере «Светлана» и на броненосце «Цесаревич».

В 1927 году все старые императорские яхты кроме «Полярной звезды» и «Штандарта» были разобраны на металл. На «Штандарте» при переделке в минный заградитель прямоугольные иллюминаторы были заварены. Поэтому к 1941 году в Советском Союзе оставался только один корабль с прямоугольными иллюминаторами – «Полярная звезда».



Вот, что мне удалось найти в Интернете относительно этих иллюминаторов.

«Значительная часть кормовой части судна отводилась под императорские помещения. Императорская кормовая рубка делилась переборкой на две части: вестибюль и курительную комнату. Из вестибюля трап вел на первую палубу в обширный императорский столовый зал на 14 окон. Вдоль правого борта «Полярной звезды» располагались: кабинет императрицы на два окна, спальня императрицы, спальня императора и кабинет императора Александра III».

«Рабочий стол императора был установлен в простенке между двумя окнами, «лицом» к ним. Примечательно, что наряду с электрическим освещением в интерьере кабинета были и привычные свечи в канделябрах. В царском кабинете – четыре окна. Именно привычные окна, а не иллюминаторы». http://statehistory.ru/books/TSarskaya-rabota--XIX---nachalo-XX-v/8

Первая цитата относится к «Полярной звезде», а вторая к «Штандарту».



Выделяли "Це­саревич" среди дру­гих кораблей и непривычные (до­пускавшиеся только на императорских яхтах) прямоуголь­ные иллюминато­ры-окна вместо верхнего ряда иллю­минаторов.

Приложение № 1 : Как был спроектирован и устроен ...



О потоплении «Полярной звезды»



Говоря об испытаниях противокорабельных ракет на Балтике, я ошибался. Ракеты П-6 там не испытывали. Но испытания ракет П-15 и П-35 со значительно меньшей дальностью действия проводились.  

В своей книге «Корабли проходят испытания» А.И. Сорокин и В.Н. Краснов пишут следующее.

«Не раз на страницах флотской печати сообщалось о ракетных катерах типа Кировский комсомолец. В их испытаниях плодотворно участвовали прославленные советские катерники Герои Советского Союза капитаны 1-го ранга Б. П. Ущев и М. П. Подымахин. Любопытно, что первые пуски ракет с катера были сделаны по бывшей императорской яхте Полярная звезда. Два пуска - два попадания. Яхта - плавучая база, спущенная на воду еще в 1890 г., навсегда ушла в морскую пучину».

http://www.warships.ru/TEXT/Ships_Trials/



По всей видимости, речь идет о катерах 205 проекта с ракетами П-15 с дальностью стрельбы до 40 км. Но обычно стрельба велась на дистанции от 18 до 24 км. Головной катер этого проекта ТК-36 вступил в строй 29 декабря 1960 года. Кроме этого в Интернете есть сведения о том, что в конце 1960 года на Балтике проводилось восемь пусков ракет этого типа.

Кстати, Анатолий Иванович Сорокин был председателем приемной комиссии головной лодки 670 проекта К-43. Эта лодка стояла в Северодвинске  всего в 50 метрах от «Полярной звезды», но, по всей видимости, на ней он не бывал и названия не видел. Но через Северодвинскую «Полярную звезду» прошли 14 экипажей лодок 651 проекта. Вход в жилые помещения находился в кормовой рубке, и они не могли не видеть названия корабля. Вся беда в том, что этим морякам уже за 70, но может быть кто-нибудь вспомнит и откликнется.



Есть в Интернете ссылка на В.П. Кузина:

«Именно эти ракеты отправили на дно немало знаменитых кораблей нашего флота. Известный историк кораблестроения В.П. Кузин своими глазами видел последние минуты жизненного пути потопленного КСЩ учебного корабля «Океанъ» (он же «Комсомолец»), он же свидетельствует о том, что аналогичная судьба постигла и императорскую яхту «Полярная звезда» (после революции минзаг «Марти», затем «Ока»), эсминец-«семерку» «Бойкий» и ряд других судов».

http://alternathistory.org.ua/otechestvennye-protivokorabelnye-rakety-na-okeanskikh-prostorakh-chast-pervaya



Из этой цитаты можно понять, что В.П. Кузин знает, что императорская яхта была потоплена ракетами, но какая: «Полярная звезда» или «Штандарт»?



Вот что пишут о космонавте Валерии Рождественском, который служил водолазом на Балтийском флоте до 1965 года, попавшем в нештатную ситуацию при подъеме «Полярной звезды».

«Разное случалось. Помнится, поднимали затонувшую еще в первые годы революции императорскую яхту «Полярная звезда». Пусть прошло много лет, но народное добро должно быть возвращено народу. И возвратить его должны были водолазы-глубоководники, среди которых был и Валерий Рождественский.

Долго возились: мешала погода. На подъеме Валерий почувствовал, что трудно дышать. Делал большие глотки, а воздуха не хватало. Сердце билось учащенно, на лбу выступил пот, в горле першило. Глаза заволакивала серая пелена.

Подумал: «Заела пружина золотника. Наверное, придавило чем-то».

Дышать становилось все труднее. «Так можно и сознание потерять, тогда...» Нет, он не струсил, не растерялся, спокойно дал знать другим, и товарищи помогли, выручили из беды».

http://12apr.su/books/item/f00/s00/z0000022/st039.shtml

Из этой цитаты видно, что автор не знал даже когда был потоплен этот корабль.

Можно сделать из этого вывод, что на Балтике была потоплена, потом поднята одна из императорских яхт. О «Полярной звезде» знали все школьники из учебника истории только благодаря тому, что на ней заседал Центробалт. О «Штандарте» в Советской литературе никогда не упоминалось. О том, что эти корабли были переделаны, и активно участвовали в Великой отечественной войне, я впервые узнал из книги Петра Капицы «В море погасли огни». Неудивительно, что после преобразования этих кораблей в плавучие казармы их судьбы переплелись, и оба этих корабля принимались как «Полярная звезда».

Еще одним из подтверждений, что поднятая на Балтике императорская яхта, скорее всего, была «Штандартом», являются представленные Сергеем Степашовым иллюминаторы. На «Полярной звезде» было 146 прямоугольных иллюминаторов и только 12 круглых в носовой части в третьем ряду, а на «Штандарте» все иллюминаторы (более 60) после переделки были круглыми.

А Северодвинская «Полярная звезда», скорее всего, исчезла, не выходя из «Угольной» гавани Северодвинска. Там «разделали» не один корабль. Вероятность того, что ее могли перевести для разделки в Петербург,  очень мала.


Главное за неделю