В 1881 году для учащихся Морского и Технического училищ устанавливается мундир темно-зеленого сукна, двубортный, застегивающийся на 6 медных пуговиц с изображением якоря. На отложных воротниках и обшлагов мундира размещаются галунные петлицы.
Цитата
С 1882 года Гардемаринам Морского училища на погоны мундиров, шинелей и походных пальто присваиваются якоря из желтой меди, а погонах синих фланелевых рубах, полагалось иметь те же якоря, но малого размера. Такие же якоря, но серебристого цвета присваивались на знаки различия воспитанникам Технического училища Морского ведомства.
После завершения учебы в 3-м специальном классе гардемарины сдавали выпускные экзамены и производились в Корабельные гардемарины, и направлялись на боевые суда Балтийского флота для прохождения одногодичного практического заграничного плавания вокруг Европы в Средиземное море с целью их подготовки к будущей офицерской службе на кораблях. Для воспитанников Морского Инженерного Училища Императора Николая I были одновременно установлены звания Корабельный Гардемарин-механик и Корабельный Гардемарин - судостроитель. По своему статусу Корабельные Гардемарины были нижними чинами, но пользовались "зауряд - правами" (то есть правами с рядом ограничений) Подпоручиков по Адмиралтейству. По возвращения из плавания в Либаву Корабельные Гардемарины подвергались экзаменационным испытаниям особой флотской комиссией, и при успешной сдачи которых производились в Мичманы, а судостроители и механики в Подпоручики. Корабельные гардемарины, не сдавшие практические экзамены и показавшие низкие морские качества и неподготовленность к военно-морской службе, увольнялись с присвоением чина Поручика по Адмиралтейству, или же получали гражданский чин 10-го класса.