Думаю, что такая тема уже назрела как от дельная ветка нашего форума. В прессе все больше стало появляться статей по этой тематике. Разговоре об отставании России в этой области дошли уже и до комитета по обороне Госдумы РФ. Разумеется, в первую очередь мы будем обсуждать здесь военно-морской аспект темы, но удаляться в иные сферы отнюдь не возбраняется.
Так, буквально сегодня НВО опубликовала статью. Привожу цитату:
Цитата
Таким образом, единственное, на что мы способны сегодня, – снабжение российских силовых ведомств БПЛА малой размерности и, как ни странно, беспилотниками вертолетного типа. К последним, кстати, весьма активно присматривается командование отечественного Военно-морского флота: использование таких БПЛА может существенно повысить эффективность боевого применения корабельного ракетного и торпедного оружия, снизить нагрузку на традиционные вертолеты корабельного базирования, имеющиеся в распоряжении российского ВМФ сегодня (Ка-27 различных модификаций). Да и разместить такие беспилотные вертолеты на корабле можно в значительно большем количестве, чем один или два Ка-27.
«На сегодня в России налицо сложная проблема – у высокоточного оружия, прежде всего морского базирования, слабо развиты системы целеуказания, которые позволяли бы эффективно решать вопросы доразведки и выдачи данных ЦУ на комплексы оружия», – подчеркивает генеральный директор ОАО «Радар ммс» Георгий Анцев.
Причем российские разработчики предлагают БПЛА вертолетного типа как малой размерности (например, БПЛА санкт-петербургской фирмы «Радар ммс» имеют взлетную массу до 50 кг, массу полезной нагрузки до 15 кг, дальность полета до 15 км и продолжительность полета до 2 часов), так и большой размерности – например, БПЛА ДПВ-450-Б компании «Радар ммс» имеет взлетную массу 450 кг и дальность полета до 150 км, «милевский» беспилотник Ми-34БП при взлетной массе 1450 кг несет полезную нагрузку 300 кг и имеет радиус полета 520 км, а «камовский» беспилотник на базе Ка-226 имеет взлетную массу 3400 кг, несет полезную нагрузку 400 кг, обладает радиусом действия до 300 км и может продержаться в воздухе до 4,5 часа. Однако пока только питерские беспилотники имеются в «живом» виде и прошли предварительные испытания, более тяжелые БПЛА – в стадии предварительного проектирования.
DARPA предлагает доставлять беспилотники к месту патрулирования с помощью баллиститческих ракет.
Интересно конечно, но не слишком ли дороговато будет ?
____________________________________________
В действительности всё не так как на самом деле...
Все разработки в плане летающей платформы БЛА,к огромному сожалению сводятся на нет качеством оборудования которое на нём должно крепиться (имеется в виду РФ). БЛА вертолётного типа интересен и как "зависающая" ракета,т.е. способная сканировать местность находясь над ней (ожидая её) - определять цель - затем поражать её уже в виде снаряда..
Игорь Выморков пишет:
не слишком ли дороговато будет ?
Вот именно, а так же как и по идеи баллистических ракет с обычными боеголовками их применение может спровоцировать весьма нежелательные и страшные последствия.
Игорь Выморков пишет:
DARPA предлагает доставлять беспилотники к месту патрулирования с помощью баллиститческих ракет.
у нас такую .. идею тоже предлагали.. но в целом использовать БР для доставки.. это безумие, ПН должна стоить соответственно транспортному средству или хотя бы цели.
Как все ЛА вертолётной схемы, такие беспилотники принципиально более ограничены по времени полёта, чем при самолётной схеме. Однако у вертолётной схемы есть существенное преимущество: удобство посадки. Например, при запуске самолётного БПЛА с катапульты, ему потом нужна либо большая посадочная площадка на корабле, либо его можно сажать в море на парашюте, потом поднимать с воды, что достаточно муторно и не всегда возможно по погодным условиям.
Но есть практически применяемая схема пилотируемого ЛА, совмещающего указанные преимущества самолёта и вертолёта: так называемый конвертоплан. У него два винта на крыле, которое после вертикального взлёта поворачивается относительно поперечной горизонтальной оси, дальше он летит, как самолёт, а садится опять как вертолёт. Эта схема реализована в США аппаратами типа Osprey.
Мне кажется, для корабельного БПЛА такая схема наиболее удобна, да и реализовать её для небольшого аппарата явно проще, чем для пилотируемого.
Конвертоплан разрабатывать долго, у нас нет наработок, сейчас интерес к скоростным вертолетам комбинированной схемы, есть предложение Миля - Многоцелевой беспилотный вертолет МРВК http://www.rg.ru/2008/05/29/vertolet.html
С точки зрения аэродинамики, конвертоплан мало отличается от самолёта, только увеличенным диаметром воздушных винтов, да иной "развесовкой" по длине. Механизм поворота крыла, видимо, достаточно прост, так что никакие особые "наработки" не нужны. НО: вертолётная схема в принципе менее экономична по расходу топлива на тонну веса, потому что вертолёт постоянно "держит" себя на винтах; напротив, самолёту для поддержания нужна только горизонтальная скорость. Иименно это, а не скорость, заставляет искать альтернативы вертолётным беспилотникам: дальность или время нахождения в воздухе.
Если топливные баки разместить в крыле, то энергетический модуль будет независим от другого оборудования, да и центровка при расходовании топлива будет меняться мало. А при связи энергоблока только с системой управления сильно упростится механическая часть поворотного узла.
Хочу также отметить, что освоение серийного производства беспилотников могло бы решить две проблемы, которые вряд ли могут быть решены иначе.
1. Судно-носитель БПЛА могло бы непрерывно работать на народное хозяйство, тем самым поддерживая высокую тренированность экипажа и оправдывая своё существование экономически. Это - потому, что БПЛА могут нести различные системы датчиков для сбора широкого спектра информации, от геологии и сельского хозяйства, до обеспечения борьбы с пиратами.
2. Основная трудность борьбы с пиратами - необходимость отслеживания перемещений множества мелких судов на огромных акваториях и у изрезанных берегов. Современные корабли, используемые против пиратов, совершенно не предназначены для такой службы. По одному вертолёту на корабле, при необходимости вертолёт обслуживать не реже, чем раз в 8 часов, это слвершенно не решение проблемы. Потому и операции малоэффективны.
Даже если послать туда вертолётоносцы, это не решит проблему снижения стоимости и повышения эффективности операций против пиратов: вертолёты - слишком дорогие и энергоёмкие машины, требующие частого обслуживания. А уж то, во что сейчас обходятся эти операции - может быть, дешевле просто платить выкупы пиратам... Напротив, широкое применение БПЛА для постоянного мониторинга больших акваторий, резко повысило бы эффективность операций и снизило бы их стоимость. Можно посмотреть 2008c, “И против пиратов тоже…», журн. Оборонный Заказ, № 21.
Виктор Дубровский пишет:
Механизм поворота крыла, видимо, достаточно прост, так что никакие особые "наработки" не нужны.
И всё-таки доминирующее мнение: конверт - сложная и дорогая штука. Так что лучше наверное БПЛА-вертолёт. К тому же для гражданских задач не всё ли равно, конверт или вертушка?