Почему подлодка погружается?
Часть I. Анатомия подлодки.
Подруга Саша вошла в комнату и взгляд ее задержался на модели ПЛ у меня в руках.
- Чем это ты занимаешься? – искренно удивилась Саша.
- Ну-у-у… , - начала я нерешительно, - Хочу разобраться, как она работает… Вот тебе разве неинтересно, как подводная лодка устроена?
Заметив, что Саша выглядит ещё более удивлённой, я поспешила добавить:
- Ты только представь себе: можно прожить всю жизнь и так и не узнать, почему подлодка погружается!
Саша не стала дальше расспрашивать. Мне кажется, она уже понемногу привыкает к тому, что после Клуба Юных Моряков мы говорим с нею о самых необычных вещах. В ответ лучшая подруга лишь сгрузила свои книжки к моим КЮМовским тетрадкам и пристроилась поближе к модельной ПЛ. У неё был такой вид, словно мы собрались делать вместе лабораторную.
- Действительно… Как же она работает? – задумалась Саша.
- Хм… То есть, как погружается... – робко уточнила я.
- Да, погружается… Ты уже нашла что-нибудь по справочникам?
- Погоди, в справочники ещё успеем зарыться! – обрадовалась я Сашиной моральной поддержке, - Давай для начала попытаемся представить себе сами, без помощи энциклопедий и справочников, как же ПЛ всё-таки погружается - поизобретаем, одним словом, «заново водный велосипед», а потом уж поглядим, что говорят по этому поводу авторитеты – идёт?
- Давай! – весело согласилась Саша, - Я считаю, что надо смотреть, как погружается, через то, как она не тонет – напрямую это, по-моему, связано…
- Само собой! Закон Архимеда! Закон гласит: на тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая Архимедова сила. Только предметы разной плотности эта сила «выталкивает» по-разному: Архимедова сила равна по модулю силе тяжести жидкости, вытесненной телом - кто из ребят дружит с физикой, тот поймёт! Но даже и ребёнок знает: брось кусок дерева или пенопласта в воду – и он будет плавать. Брось кусок железа – и он пойдёт ко дну. То есть материалы с плотностью больше, чем у воды, тонут. Материалы с плотностью легче, чем у воды, всплывают. А если из того же тяжёленького куска железа выковать полость и оставить её заполненной воздухом (пляжный буй, например), то железо будет держаться на плаву - ведь воздух внутри железки легче воды! (Тут только важно не забывать пожелания Архимеда, чтобы вес этой штуковины вместе с воздухом равнялся весу вытесняемого ею объёма забортной воды). И ведь все корабли держатся на воде по тому же самому принципу: Вес корабля равен весу вытесняемого им объёма воды. А, случись пробоина и хлынет вода, корабль сделается тяжелее, то…
- Пробоины нам вовсе не нужны! – остановила меня Саша.
И вовремя! Потому что, бывает, что я занудствую и долго пересказываю то, что все порядочные отличники и без того знают.
- Вопрос у нас, - заметила Саша, - как заставить подлодку погружаться без пробоин. Ведь в чём тут фокус? Если подлодку видно на поверхности воды – значит, с плавучестью у неё УЖЕ всё в порядке. Уж её так построили, что не забыли при этом, чтобы Архимедова сила выталкивала ПЛ на поверхность – и подлодка держится на плаву. Получается же что! ПЛ – это совершенно особенный корабль, который должен быть способен то терять, то возвращать обратно свою плавучесть. Иначе как ещё можно погружаться, а затем вновь всплывать?
- Я и говорю, это - что-то удивительное!
Мы почувствовали себя на пороге нераскрытой тайны. И мы вовсе не спешили открывать в справочнике готовый ответ – наоборот, ещё больше захотелось приблизиться к разгадке через поиск. В воображении возникла морская глубина, зелёная толща воды, мерцающий планктон и молчаливые морские обитатели, поедающие этот самый планктон … Может быть, среди всего этого есть ответы и на наши вопросы?
- Рыбы!! – воскликнула вдруг Саша обрадованно. (И, наверное, Архимед не орал так громко свою «Эврику») – Рыбки вы мои золотые! – продолжала она радостно, - Ты обрати внимание, ведь как они поднимаются и опускаются на нужную им глубину? У них для этого есть особый орган - плавательный пузырь, вот! Я только что догадалась: нам нужно точно такую же систему на ПЛ.
Сашу охватил восторг первооткрывателя:
- Помнишь, мы учили по биологии, что плавательный пузырь у рыб – это такой воздушный мешок внутри тела, которым рыба контролирует своё положение на глубине? Плавательный пузырь наполнен газом – рыбка всплывает вверх. Плавательный пузырь сдувается – рыбка идёт вниз, погружается. Вот оно, то самое изменение плавучести «по щучьему велению, по моему хотению»!
- Здорово!! – начала я в ответ на Сашино открытие, - Конечно, уважаю бионику... Но, Саш, посуди сама: создать такую техническую систему, чтобы наподобие рыбьих жабр поглощать из воды растворённый в море кислород, а потом ещё проделывать работу кровеносных сосудов и собирать этот кислород в отдельный резервуар уже в виде газа... – не слишком ли сложно это получается? Боюсь, что технически это...
- А зачем так сложно? – не сдавалась Саша, - И не нужно! Просто взять с собой на подводный корабль баллоны со сжатым воздухом! И когда понадобится всплывать, то «плавательный пузырь» (ну, цистерну такую сделать) наполнить из запасов воздуха – вот и всё!
- Ну, нет, не всё... – засомневалась я, - А как же вес и размеры лодки? Ведь это не маленькая рыбка, а чудо-юдо рыбища весом в тысячу тонн, по меньшей мере. Что с такой делать? Неужели можно чудо-юдо-рыбо-кита удержать в равновесном положении в воде на одном воздушном шарике? И какой же тогда нужен запас у этих воздушных цистерн! Необъятный как у дирижабля?
- И вовсе нет! Придумай тогда сама что-нибудь получше! – обиделась Саша.
Я почувствовала, что Саша права. Я не могу критиковать её идею, не предложив взамен ничего своего. Пришлось напряжённо думать в надежде, что «Эврика» Архимеда обитает тут где-нибудь недалеко...
- Сашк, а помнишь, ведь тоже по биологии учили, что акулы, если только перестают в воде двигаться, то их тянет ко дну? Ведь акула – тяжёлая рыбка (плотность её тела больше, чем плотность воды), а плавательного пузыря в её теле нет. Как же она-то справляется с глубиной?
- Ну, вот тебя брось в воду – как ты будешь справляться, чтобы не пойти ко дну?
- Я-то? – рассмеялась я, - Буду барахтаться руками и ногами, чтобы выплыть! Да, бедняги - эти акулы... Помню же, про них биолог наш говорил, что они всю жизнь проводят в движении и тем только и преодолевают гравитацию, которая беспощадно тянет их вниз. А иначе – уход на дно, а там высокое давление расплющит их тело... Б-р-р! Ну, вот, вопрос был: как погружаться, а у нас опять разговор сводится к тому, как бы не потонуть!
- Всё правильно! – подхватила Саша, - Мы ведь ищем такой способ погружения, чтобы можно было ещё и обратно вернуться, то есть всплывать после погружений. А другого нам и не нужно! Ну, так и что там насчёт акул? Постоянное движение позволяет им держаться нужной глубины. А засчёт чего всё-таки они рулят вверх-вниз?
- Плавники, конечно! Ты помнишь, какие они у них? Словно горизонтальные ласты – мощные, ух! У маленьких рыбок, конечно, тоже есть свои плавники, но эти тонкие плавнички, похожие на изящные веера - ни в какое сравнение с мощными гидропланами у акул. Оно и понятно, почему: рыбки на своём плавательном пузыре всё ж отдыхают, а акулам приходится полагаться исключительно на собственные мускулы.
- Следовательно, - заключила Саша, - ты предлагаешь такой механизм для ПЛ, чтобы поднимало и опускало подлодку засчёт гидропланов-плавников, так?
- Угу... Саш, по-моему, мы с тобой нафантазировали достаточно, чтобы заглянуть, наконец, в справочник и выяснить, кто из нас и что угадал правильно.
С замиранием сердца мы открыли техническую энциклопедию, развернули схему ПЛ.
- Ура, вижу! – возликовала я, - Вот они – «плавники»! Горизонтальные рули!
И, действительно: на носу и корме корабля зелёным цветом по схеме красовались гидропланы под названием ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ носовые и кормовые рули, объединенные названием - РУЛИ ГЛУБИНЫ. Моё предположение о «плавниках» оправдалось.
Но не прошло нескольких секунд, как Саша указала на закрашенные синим цветом ёмкости лодки, и среди этих, словно бы заполненных - то ли морем, то ли небом – синих частей, она нашла то, что искала:
- Ура, есть! – радостно воскликнула Саша, - Вот он «плавательный пузырь»! Балластная цистерна!
Мы полюбовались синими и зелёными частями на схеме, которые казались нам похожими на парные органы в теле нашей подлодки.
- Значит, ПЛ используют оба эти механизма? Тем лучше! Тем больше средств к управлению подлодкой. Теперь бы только выяснить, как всё это вместе работает!
Подлодка казалась теперь сложным организмом, в анатомии которого предстояло ещё разбираться и разбираться. Мы с Сашей погрузились в чтение статей.
Часть II. Студент студенту объясняет.
Несколько часов спустя...
Мы зарылись с подругой в книжки, и каждая, конечно же, искала в справочниках подтверждение своим мыслям. Мне, например, очень хотелось доказать Саше, что подлодки ведут образ жизни акул, а не маленьких рыбок. Но у Саши был свой взгляд на вещи...
Одним словом, Саша читала обо всём, что касается «плавательного пузыря» подлодки, а я - о «плавниках».
Отрываемся, наконец, от книг. Пришло время сложить то, что мы прочитали, в единую систему.
- Итак, главный орган погружения подлодки – это балластные цистерны, - начала Саша по своей теме, - Для погружения подлодка принимает в них БАЛЛАСТ – забортную воду. Для всплытия балласт «продувается», то есть вода вытесняется из цистерн сжатым воздухом. Искать балластную цистерну нужно между ПРОЧНЫМ и ЛЕГКИМ корпусом.
- Так... - развернула я схему (рис.1), - Смотрим, где и что. Вот - цилиндрический внутренний корпус, «сделан из прочной никелевой стали», так-так... выдерживает высокое давление и не соприкасется с водой. Понятно! Правильное название – ПРОЧНЫЙ корпус. Хорошо! В прочном находятся экипаж и все машины, которые не должны спорикасаться с водой...
- Сказано же не зря: «Внутренний, или корпус высокого давления – это ядро подлодки», заметила Саша.
- Так, идём дальше. Затем, у ПЛ есть внешний корпус, вот он! – обрисовала я подлодку по контуру, - «сделан из лёгкой листовой стали, придаёт ПЛ обтекаемую форму». Правильное название – ЛЁГКИЙ корпус.
- Как в Матрёшке – одна фигура в другой, – указала Саша на положение прочного корпуса внутри лёгкого.
- Между прочным и лёгким – полно пространства. Жёлтое – это что?
- Топливо! Между никелевой и стальной оболочками в дизельной ПЛ хранится топливо в топливных цистернах. Но для нашей темы по погружению нам надо с синими частями по схеме разобраться!
- Ага, наконец-то вижу! Две балластные цистерны – кормовая и средняя – в прочном корпусе. Начнём с самого начала - ПЛ перед погружением. Что происходит в надводном положении? – спросила я Сашу.
- В надводном положении балластные цистерны всегда заполнены воздухом и, поэтому, словно воздушные подушки держат подлодку на плаву. Но стоит их заполнить водой, и корабль теряет свою плавучесть. Его тянет вниз, под воду.
- Но ведь все цистерны – герметические, а балластные даже могут выдерживать высокое давление. Как же вода вдруг попадёт туда?
- Для этого есть специальное приспособление – клапаны! Балластные цистерны имеют большие клапаны под названием КИНГСТОНЫ внизу и ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ клапаны - наверху. Легко запомнить, где какие клапаны: море – внизу, воздух – наверху. Отсюда и кигнстоны (принимают и выпускают воду) находятся внизу, а вентиляционные клапаны (принимают и выпускают воздух) расположены вверху цистерны. Пока вентялиционные клапаны закрыты, вода не может проникнуть внутрь цистерны. Это и понятно! – отвлеклась Саша, - Вспомни, как обыкновенный стакан превращается в батискаф!
Я кивнула. Мы проделывали этот опыт ещё когда были маленькими.
(«Батискаф» для любопытных: Берёшь стакан, переворачиваешь его вниз дном и медленно погружаешь в наполненную ванну. Стакан можно погрузить на самое дно ванны, но внутри он окажется сухим! Вода не заполняет стакан, потому что её не пускает давление воздуха изнутри стакана; воздух же от давления воды стремится уйти вверх, но там-то его как раз встречает стаканное дно). По тому же принципу, что и у батискафа, воздух не пускает воду в балластную цистерну, пока вентиляционные клапаны закрыты.
- Когда же вентиляционные клапаны открываются, то вода с большой силой вытесняет воздух, он с шумом выходит и балластаные цистерны в 20-30 секунд наполняются водой. Подлодка теряет свою плавучесть и меньше, чем за минуту погружается под воду.
- ПЛ уходит под воду... Ну, теперь мой черёд объяснять про «плавники»! – обрадовалась я, - С этого момента незамедлительно включаются в работу машины. Вращение винта сообщает подлодке скорость - это толкает её вперёд. Чтобы заставить стальную рыбку нырнуть носом вниз, в управление ПЛ подключаются горизонтальные рули.
- Хм... – фыркнула Саша, - Погружаться можно и без этого! То есть как раз если не включать винты, то ПЛ и без рулей будет погружаться.
- Ты права, Саша: подлодка может погружаться как на ходу, так и без хода. И ты дважды права, что без поступательной тяги винтов подлодку обязательно затянет вниз. Только вот беда: погружение может выйти из-под контроля – вспомни, что бывает с акулами, если они перестают двигаться! Если не двигаться в воде, то скоро познакомишься с ужасами глубинного давления.
- Да, я понимаю... – немного стушевалась Саша, - Но ведь подлодка погружается на глубину 100 метров и даже больше, а не просто уходит под воду... С какой целью? Зачем подлодка уходит так глубоко? А вот именно, что более плотные слои воды (как раз там, где высокое давление) гасят взрывную волну от глубинных бомб! Чем глубже – тем действие глубинных бомб меньше может навредить кораблю.
- Да, чем глубже - тем безопаснее от врагов. Но тем страшнее становится давление. Погружение на 100 метров уже представляет из себя некоторую опасность. Чем дальше погружение, тем опаснее. Если давление прорвёт прочный корпус, то море раздавит подлодку как консерную банку. Вот почему, погружая подлодку, командир корабля будет всегда искать выход между опасностью слишком глубокого погружения и уходом в эту же самую глубину от взрывной волны. И именно поэтому одной из 4-х основных задач боевой подлодки являются УПРАВЛЯЕМЫЕ ПОГРУЖЕНИЕ, ВСПЛЫТИЕ И СМЕНА ГЛУБИНЫ. А управлять глубиной мы будем с помощью винта и рулей.
- Ну, хорошо. Погружаемся дальше. Балластная цистерна заполняется очень быстро...
- ... но ещё не успела она заполнится морской водой, как командир даёт команду переложить НОСОВЫЕ горизонтальные рули вверх, а КОРМОВЫЕ вниз!
- Вот тут я уже не вижу, что происходит! – сказала Саша, - Как же эти рули задают положение «рыбки, ныряющей вниз»? Как они хоть выглядят?
- Выглядят они как обрубленные крылья самолёта и в разрезе напоминают вытянутую каплю. Видишь тут на схеме (рис. 1): горизонтальные рули попарно прикрепляются к передней и задней части подлодки – ну, точно как плавники у рыбы! Теперь объясняю, как всё это работает.
Саша набрала побольше воздуха в лёгкие, потому что мои объяснения никогда не бывают короткими.
- Итак... Винт вовсю работает. Подлодка движется, преодолевая сопротивление воды. Ну, это как если в жаркий день, когда совсем нет ветра, ты хочешь немножечко освежить лицо и начинаешь бегать, то воздух начинает омывать твоё лицо, будто в самом деле ветер, хотя и ветра-то никакого нет...
Заметив тоскливый вид Саши, я решила взбодрить её:
- Ну-ка, попробуй, побегай по комнате! Вот здесь нет ветра, но стоит нам начать бегать, так поднимется целый ураган!
- Чтобы создать демонстрационный ветер, я просто помашу рукой! Ладно? Или ещё лучше – веером... Лен, ну, понятно всё! Что ты как первоклашке мне тут объясняешь? Я поняла, что ты хочешь сказать: ПЛ движется относительно воды, в которой находится, и нос подлодки разрезает воду - этим создаются потоки.
- Верно! Движением подлодки создаются потоки воды, которые, встречаясь с горизонтальными рулями, оказывают на них давление - наподобие того, как сильный ветер, налетев на кусок картонки, «задувает» её.
В ответ на замечание про ветер и картонку Саша лишь помахала рукой, показывая, что с потоками всё уже ясно. Я кивнула.
- Ладно... Куда повёрнуты в этот момент рули-гидропланы – очень важно, потому что, согласно их направленности, поток воды либо подхватывает рули вверх, либо тянет вниз. Вот смотри! Схематично если изобразить...
Тут я нарисовала похожую на огурец ПЛ.
- Ну, хоть винт подрисуй к корме! А то непонятно, вверх она смотрит или вниз, - предложила Саша.
Я подрисовала к корме винт и продолжила объяснение:
- Теперь смотрим: вот положение «на погружение» горизонтальных рулей по продольной оси тела нашей подлодки. (Рули указаны чёрным и похожи на рисунке на каплю, потому что именно так они выглядят в разрезе) А вот те же самые рули с телом подлодки при погружении (рис. 2, а)
- О, теперь я вижу, в чём дело! – воскликнула Саша, - Поток, который идёт от носа к корме скользит обтекаемо по поверхности «передних плавников», но встречается с препятствием - «с задними плавниками», то есть с кормовыми горизонтальными рулями. Поток задерживается под ними! Это и понятно: встретив препятствие, вода не сразу находит выход, как его обойти. А пока поток завихривается под горизонтальным рулём, то он приподнимает плоскоть руля. Таким образом «хвост рыбки» поднимается потоком вверх! Тогда как носу «рыбки» ничто не мешает смотреть вниз.
- Тем самым, - заметила я, - задаётся направление движения нашей ПЛ. Понятно, что при погружении нужно, чтобы нос смотрел вниз, а корма вверх. При всплытии горизонтальные рули нужно переложить в обратном порядке. (см. рис 2, в) Разность в положении кормы и носа корабля задаёт нужное направление для погружения-всплытия.
- Представляю себе наклон, когда «стальная рыбка» нырнула! – воскликнула Саша, - Всё вокруг катится и валится от кормы к носу, а нос подлодки становится всё тяжелее и тяжелее...
- Ха-ха-ха! Ну, уж не знаю, валится ли и катится ли там что-нибудь на ПЛ при погружении – это у подводников надо спросить. Но то, что при погружении центр тяжести смещается к носу подлодки – это точно!
- Так вот и нельзя так долго оставлять – надо выравнивать! Подлодка не должна погружаться под слишком большим углом. А то придётся ходить внутри неё как по крыше... Самое время, по-моему, - разобраться в ДИФФЕРЕНТНЫХ цистернах, – с ужасно гордым видом заявила Саша, - Когда подлодка «клюёт носом», то за выравнивание центра тяжести отвечает заполнение ДИФФЕРЕНТНЫХ цистерн.
- Странно! А я-то уж было подумала, что выравнивать нужно рулями! Ведь только что разбирали, как рули задают наклон подлодки...
- С этим никто не спорит. Но в то же время, - мягко возразила Саша, - «если ходом и горизонтальными рулями отвести дифферент не представляется возможным, следует использовать воздух высокого давления для продувания оконечности, на которую дифферентируется ПЛ», гласит справочник. Так что не всё решают ваши рули!
Сашке явно хотелось напомнить мне о том, как важны баллоны сжатого воздуха в управлении ПЛ.
Я же быстренько нырнула в словарь морских терминов, чтобы откопать страшное слово «дифферент».
ДИФФЕРЕНТ как морской термин означает: «угол отклонения корпуса корабля от горизонтального положения в продольном направлении». Продольный наклон нашей ПЛ, одним словом!
Также я нашла: «Приём/откачка вспомогательного балласта и его перекачка с целью добиться равновесия погруженной ПЛ на ровном киле называется ДИФФЕРЕНТОВКОЙ».
Вот оно что! Значит, дифферентные цистерны связаны с балансировкой и равновесием.
- Заметь, - сказала Саша, - это - совершенно логично, что дифферентные цистерны имеются как в кормовой, так и в носовой части корабля. Словно две чаши весов – баланс и есть! Между ними есть связь: с помощью сжатого воздуха или насосов из кормовой дифферентной цистерны в носовую – и наоборот – можно перекачивать балласт. Выравнивать же носовой дифферент подлодки при погружении приходится уже тогда, когда ещё последние пузыри воздуха не вышли из балластной цистерны.
- Ну, хорошо. Балластные цистерны уже давно заполнились. ПЛ погружена и даже отдифферентирована под ровный киль. Для чего теперь нужны дифферентные цистерны?
- Но дело ведь не только в равновесии между кормой и носом! – чуть не обиделась на мой вопрос Саша, - Дифферентная цистерна делает то, что вес подлодки поддерживается постоянным на заданной глубине. Ты думаешь, подлодка слушалась бы рулей так славно, если бы её вес не был сбалансирован по отношению к весу воды, которую она вытесняет в море? Ты думаешь, ПЛ так легко парила бы в глубине и поднималась-погружалась в точности, как велит ей её командир, на 10, 20, 30 или 50 метров, если бы её вес на заданной глубине не оставался постоянным? Вовсе нет! Стань подлодка вдруг легче вытесненной воды, и она начнёт непроизвольно и невовремя всплывать, а стань она тяжелее – будет невовремя погружаться. Подводная лодка – как спортсменка, которой нужно постоянно следить за своим весом. И снова Архимед: чтобы подлодка беспрекословно слушалась винта и рулей, её вес должен быть равен весу вытесняемой ею воды!
- Да, это вообще-то тоже о равновесии: «вес ПЛ равен весу вытесняемой воды...». Только, Саш! Одного я в толк не возьму: отчего же вес ПЛ меняется?
- Как от чего?! Подлодка ведь каждый день расходует топливо, питьевую воду, провиант... Подлодка становится легче каждый раз, когда освобождается от торпед. Кроме того...
- Ну и что ужасного? Взять тогда вес использованных воды, еды, топлива и торпед, да и добавить ровно столько же воды в дифферентные цистерны.
- Да, верно, именно это и делают. То есть добавляют балласт в дифферентные цистерны. Но помнят также про отношение веса ПЛ к весу вытесненной воды. «Кроме того», о котором я хотела сказать, - это удельный вес воды. С глубиной он меняется! Глубинная вода становится плотнее под давлением всей той толщи моря, которое над ней. И вес ПЛ из-за этого нужно корректировать постоянно.
- Но только что драматичного? – не сдавалась я, - Можно было бы шкалу такую составить, по которой в точности на каждую глубину расписать какая там будет плотность морской воды...- да и пользоваться потом шаблоном. Разве нельзя?
- Нельзя! Удельный вес морской воды изменятеся по многим причинам. На состояние воды влияют глубина, температура, время года, тёплые и холодные течения, планктон, концентрация соли... Солнышко пригрело, выпарило воду – и вот уже другая концентрация, все параметры опять поменялись.
- Да-а... Много знаний нужно подводникам, чтобы проделывать все эти измерения и расчёты! У подлодок, заходящих в Арктику, корпус обмерзает и покрывается частично льдом, а лёд создаёт остаточную плавучесть, которую при погружении приходится учитывать. Попробуй-ка такое рассчитать!
- Вот-вот! Так что одного на все случаи жизни шаблона нет, а вес подлодки должен быть сбалансирован по отношению к вытесняемой воде – и точка! Ведь постоянство веса корабля - это боеготовность корабля. Постоянство веса означает, что при погружении остаётся только убрать вытесняющую силу, создаваемую балластными цистернами. И, случись тревога, можно уйти под воду быстро, без сложных расчётов. Это важно!
- Конечно! А на глубине важно, чтобы ПЛ оставалась послушной своему командиру. И теперь мы знаем, что ПЛ слушается рулей, после того как дифферентные цистерны правильно заполнены! Так я запишу такой вывод: «У дифферентных цистерн две функции: 1) обеспечение равновесия между весом корабля и весом вытесняемой им воды; и 2) обеспечение равновесия между кормой и носом подлодки».
- Точно. По-научному говоря: «Лодка считается нормально удифферентованной, если в подводном положении плавает на ровный киль, и для поддержания глубины и дифферента на ходу достаточно небольших перекладок рулей», - зачитала Саша по справочнику, - Не забудь ещё отметить где-нибудь, что балластные цистерны называют Цистернами главного балласта (ЦГБ), а дифферентные, вместе с уравнительной, называют Цистернами вспомогательного балласта.
- Так... Ещё одна цистерна! Что же это ещё за УРАВНИТЕЛЬНАЯ такая? И ведь тоже заполняется морской водой?
- Справочник: «Приём и откачка воды в уравнительную цистерну погашает остаточную плавучесть при погружении. Вода в уравнительную цистерну впускается извне самотёком или выкачивается из неё при помощи насоса и, соответственно, лодка становится тяжелее или легче»
- Так в чём тогда отличие от балластной?
- Я так понимаю, что уравнительная нужна для более точного принятия балласта, после того как ЦГБ заполнены по теоритическим расчётам. Ведь на практике может быть всегда разница в несколько литров. Посмотри! Не случайно Уравнительная цистерна находится у самого центра тяжести.
- Вижу. Это удобно, что она так расположена. Её заполнение от этого будет влиять на вес подлодки, но не влияет на дифферент.
- Верно! Про остальные же цистерны сказано: «Любой приём балласта сопровождается его смещением. Подлодка под водой очень чувствительна к нарушению равновесия». Достаточно переместить из носа в корму всего сотню килограмм...
- То есть нашего учителя по биологии? – подмигнула я Саше.
- Да хотя бы! – улыбнулась подруга, - ... чтобы сбить дифферент. Справочник: «Известны случаи, когда переходом экипажа из отсека в отсек подлодку удерживали от самопроизвольного всплытия при торпедной атаке». Поэтому, даже в Корабельном Уставе сказано, что переход из отсека в отсек в подводном положении возможен только с разрешения вахтенного офицера или вахтенного механика.
- Интересно! Надо будет предложить нашим младшим кюмовцам хоть раз спокойно посидеть в классной комнате, чтобы они не вертелись и не бегали туда-сюда – скажем им, что это упражнение на выдержку для будущих подводников! Ведь подводникам нельзя гулять по подлодке куда вздумается...
- Нет, лучше просто расскажем маленьким непоседам случай из практики одного бывшего командира БЧ-5 дизельной ПЛ, и они сами всё поймут! Вот что рассказал командир: «У меня на «Малютке» служил старшина торпедистов, весом более 120 кг. Однажды, когда воды в дифферентных цистернах не хватило, я производил дифферентовку, командуя: «Товарищ мичман, пройдите, пожалуйста, в первый отсек и сидите там».
- Ха-ха-ха! А вот же, говорят, что не бывает таких команд в ВМФ!
- Да, только это уже по другой теме. А искать ее нужно в «Корабельном Уставе».
Лена Штрэлер пишет:
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ носовые и кормовые рули, объединенные названием - РУЛИ ГЛУБИНЫ.
Такого названия на пл нет. Есть носовые (рубочные, средние - в зависимости от места расположения) и кормовые горизонтальные рули.
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
цилиндрический внутренний корпус, «сделан из прочной никелевой стали», так-так... выдерживает высокое давление и не соприкасется с водой.
Напишите проще - из высокопрочной стали (в качестве легирующих присадок используется не только никель, а еще чуть не половина таблицы Менделеева). И как это он с водой не соприкасается, если между прочным и легким корпусом находятся балластные (топливобалластные) цистерны?
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
Между никелевой и стальной оболочками в дизельной ПЛ хранится топливо в топливных цистернах.
Такие цистерны называются топливобалластными. Дизтопливо по мере расходования замещается забортной водой.
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
Две балластные цистерны – кормовая и средняя – в прочном корпусе.
На самом деле цистерн главного балласта больше, и располагаются они по всей длине межкорпусного пространства.
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
балластные даже могут выдерживать высокое давление.
ЦГБ , за исключением лодок однокорпусной конструкции, располагаются вне прочного корпуса и на высокое давление не рассчитаны.
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
Балластные цистерны имеют большие клапаны под названием КИНГСТОНЫ внизу и ВЕНТИЛЯЦИОННЫЕ клапаны - наверху.
Наличие кингстонов не обязательно, а ветиляционные клапана правильно называются "клапана вентиляции ЦГБ"
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
без поступательной тяги винтов подлодку обязательно затянет вниз
Никак нет. Есть система стабилизации глубины без хода. Правильно удифферентованную пл держит замечательно!
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
более плотные слои воды (как раз там, где высокое давление) гасят взрывную волну от глубинных бомб! Чем глубже – тем действие глубинных бомб меньше может навредить кораблю.
Не совсем так. На глубину уходят, чтобы затруднить обнаружение пл противником. А ударной волне все равно на какой глубине рвать железо. Имеют значение только дистанция от места взрыва до пл и направление ударной волны (взрыв, произведенный под пл причиняет бОльшие повреждения).
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
Погружение на 100 метров уже представляет из себя некоторую опасность.
Лена Штрэлер пишет:
ещё не успела она заполнится морской водой, как командир даёт команду переложить НОСОВЫЕ горизонтальные рули вверх, а КОРМОВЫЕ вниз!
Командир дает команду "погружаться на глубину ... метров с дифферентом ... градусов". Положение ГР может быть как "паралельно на погружение", так и "враздрай на погружение" - в зависимости от заданного дифферента.
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
то, что при погружении центр тяжести смещается к носу подлодки – это точно!
Абсолютно неточно. Положение центра тяжести от крена и дифферента не зависит.Для его смещения нужно перемещать грузы или балласт.
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
если ходом и горизонтальными рулями отвести дифферент не представляется возможным, следует использовать воздух высокого давления для продувания оконечности, на которую дифферентируется ПЛ»,
Применимо только в аварийных ситуациях (заклинивание ГР, поступление воды внутрь ПК) В штатной ситуации не применяется, ибо никчему.
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
Выравнивать же носовой дифферент подлодки при погружении приходится уже тогда, когда ещё последние пузыри воздуха не вышли из балластной цистерны.
Правильно удифферентованная пл таких жертв не требует. Окончательная дифферентовка производится после прихода на заданную глубину.
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
Дифферентная цистерна делает то, что вес подлодки поддерживается постоянным на заданной глубине.
В основном для этого употребляется уравнительная цистерна.
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
уравнительная нужна для более точного принятия балласта, после того как ЦГБ заполнены по теоритическим расчётам. Ведь на практике может быть всегда разница в несколько литров.
Какие расчеты? ЦГБ после погружения считаются заполненными, и количество воды в них никто не меряет. Для удаления же остатков воздуха из ЦГБ достаточно при открытых кл-нах вентиляции перевести дифферент с носа на корму и обратно.
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
«Приём и откачка воды в уравнительную цистерну погашает остаточную плавучесть при погружении.
А также при изменении весовой нагрузки, плотности воды и т.п.
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
«Любой приём балласта сопровождается его смещением.
Смещением чего - балласта или все-таки центра тяжести пл?
Спасибо, Лена!
Убедительно прошу всех, кто разбирается в вопросе, предложить свою правку, как Сергей, и автор откорректирует текст, если это понадобится.
"Синий предел, вольная высь,
Даль манит за горизонт.
Назло всем смертям с рожденья ставит на жизнь
В море влюбленный народ".
Лена, приветствую!
Фактические неточности - это по части наших уважаемых знатоков, а я немного покритикую Вас с позиций русского языка
Текст написан очень качественно, и ошибок в нем почти нет(во всяком случае, грубых). Стиль тоже вполне соответствует высокому званию Рассказа для Подрастающего Поколения. Но все-таки есть что подправить...
"Подруга Саша вошла в комнату, и взгляд ее задержался на модели ПЛ у меня в руках." - забыли запятую.
"Разве не интересно" - в данном случае - раздельно.
"В ответ лучшая подруга лишь сгрузила свои книжки к моим КЮМовским тетрадкам и пристроилась поближе к модельной ПЛ. У неё был такой вид, словно мы собрались делать вместе лабораторную."
- слово "модельный" означает "имеющий отношение к модели, производящий или демонстрирующий модели", например, "модельный цех". Так что здесь лучше "модели ПЛ". У нее был такой вид... - здесь непонятно, у кого: у Саши или у модели. Лучше "нее" заменить на "Сашу".
"Материалы с плотностью легче, чем у воды, всплывают." - плотность все-таки "меньше", а не "легче".
"то железо будет держаться на плаву: ведь воздух внутри железки легче воды!" - здесь двоеточие, а не тире.
"А, случись пробоина и хлынет вода, корабль сделается тяжелее, то… " - запятая после "а" не нужна.
"Потому что, бывает, что я занудствую и долго пересказываю то, что все порядочные отличники и без того знают. " - запятая после "потому что" не нужна.
"Необъятный, как у дирижабля?" - а вот здесь как раз нужна
"И, действительно: на носу и корме корабля зелёным цветом по схеме" - а здесь, после "И", не нужна
"носу и корме корабля зелёным цветом по схеме красовались гидропланы под названием ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ носовые и кормовые рули, объединенные названием - РУЛИ ГЛУБИНЫ." - "...выделенные зеленым цветом на схеме"
"Но не прошло нескольких секунд," - не прошло _и_ нескольких секунд
"Вот он, «плавательный пузырь»! Балластная цистерна!" - здесь запятая после "вон он".
Ну, по первой части все. Чуть позже напишу по второй.
Схему лучше бы взять хотя бы здесь, а то уж слишком упрощенная.
Цитата
Лена Штрэлер пишет:
Как работают горизонтальные рули
Здесь показано положение ГР "враздрай". Применяется для создания большого дифферента и, соответственно, увеличения скорости погружения\всплытия.
Для небольших дифферентов рули ставят в положение "параллельно на всплытие\погружение". Вообще же, как правило, носовыми рулями задается направление вертикального перемещения, а кормовыми поддерживается заданный дифферент.
Кстати, при наличии хода и дифферента подъемная сила, необходимая для изменения глубины, создается и на корпусе пл, и ее значение в разы больше,чем у той же силы на рулях.