Хочу Вам изложить свои некоторые мысли. Здесь очень часто звучат * на власть, дескать флот развалили, ироды, а «родная» советская власть никогда бы не допустила и пр. Очень часто мы говорим и о конкретных кораблях бесславно погибших на разборках, сгнивших на чужбине.
Никак не смея спорить с первым тезисом, хочу обсудить второй. Точнее даже не обсудить, а просто представить немного фактов. И вспомнить ТЕ корабли, ставшие жертвой смуты.
Русский Императорский флот к 1917 году насчитывал : 7 линкоров-дредноутов, 9 линкоров-додредноутов, 5 броненосных крейсеров, 9 бронепалубных крейсеров, 52 эсминца, 67 миноносцев, 49 подлодок. Стоит указать, что в период с 14 по 17 год было построено 8 линкоров, 1 броненосный крейсер, 2 бронепалубных крейсера, 32 эсминца, 34 подлодки.
Думаю рассказывать о том, что случилось в 1917 году и последствия этих событий никому не нужно.
А вот как эти события отразились на конкретных кораблях (буду рассматривать только корабли основных классов, что наиболее показательно).
Балтийский флот :
Линейные крейсера типа «Измаил» — 0 + 4 ед.
На момент проектирования и закладки считались самыми мощными артиллерийскими кораблями в мире, но так и не были достроены. После спуска на воду корпуса кораблей простояли в порту до 1922 г. Затем «Бородино», «Кинбурн» и «Наварин» исключили из списков флота и продали на металлолом в Германию. «Измаил» предполагалось достроить по нескольким проектам, в том числе и как авианосец, но в конце 30-х гг. его также сдали на слом.
Линкоры типа «Андрей Первозванный» — 2 ед. (1 погиб, от торпед анг. миноноски)
В 1925 г. из списков флота исключили линкор «Император Павел I», переименованный в «Республику». Разобран на металл в середине 20-х гг.
Линкор «Цесаревич» — 1 ед.
В марте 1917 г. переименован в «Гражданин». В годы Гражданской войны его разоружили и в 1925 г. сдали на слом.
Броненосный крейсер «Рюрик» — 1 ед.
В годы Гражданской войны был частично разоружен. В 1924 г. выведен из состава флота и сдан на слом.
Броненосные крейсера типа «Баян» — 3 ед.
1 погиб торпедированный германской подлодкой. После окончания Гражданской войны оба оставшихся крейсера вывели из состава флота и в 1926 г. разобрали на металл.
Броненосный крейсер «Громобой» — 1 ед.
Был разоружен в 1919 г. и в 1922 г. сдан на слом.
Броненосный крейсер «Россия» — 1 ед.
После окончания Гражданской войны крейсер разоружили и в 1922 г. сдали на слом.
Легкие крейсера типа «Светлана» — 0+4 ед. (1 «Светлана» достроен)
Первые турбинные крейсера русского флота. «Адмирал Спиридов» и «Адмирал Грейг» достроены в 20-е гг. как танкеры, а корпус «Адмирала Бутакова» простоял на приколе до начала 50-х гг., после чего был разобран на металл.
Бронепалубные крейсера типа «Богатырь» — 2 ед. («Олег» торпедирован англ. Катером)
«Богатырь» во время Гражданской войны разоружили и в 1922 г. сдали на слом.
Бронепалубные крейсера типа «Диана» — 2 ед.
Судьба «Авроры» известна всем. «Диана» в 1918 г. была разоружена и в 1922 г. сдана на слом.
На эсминцах и миноносцах останавливаться не буду. Общие цифры (без учета недостроенных) : из 88 кораблей, находившихся в боеготовном состоянии, 60 было сдано на слом.
Черноморский флот :
Линкор «Император Николай I» — 0 + 1 ед.
Простоявший в недостроенном состоянии в 1927 г. был разобран на металл.
Линкоры типа «Евстафий» — 2 ед.
Англичане при эвакуации из Севастополя взорвали механизмы и вывели из строя артиллерию. Больше в строй не вводились и в 20-е гг. были разобраны на металл.
Линкор «Пантелеймон» — 1 ед.
Англичане при эвакуации из Севастополя взорвали механизмы и вывели из строя артиллерию. В 1923 г. разобран на металл.
Линкор «Три Святителя» — 1 ед.
Англичане при эвакуации из Севастополя взорвали механизмы и вывели из строя артиллерию. В 1923 г. разобран на металл.
?Эсминцы и миноносцы (без учета недостроенных). Сложная ситуация, т.к. очень много кораблей было уведено белогвардейцами. Конкретно большевиками было сдано на слом 9 эсминцев.
Сибирская флотилия :
Бронепалубный крейсер «Аскольд» — 1 ед.
В 1918 г. его захватили англичане. В 1922 г. возвращен РСФСР, но ввиду плохого технического состояния был сдан на слом.
Все 20 эсминцев были сданы на слом.
Флотилия Северного Ледовитого Океана :
Линкор «Чесма» — 1 ед.
В 1921 г. законсервирован и сдан в Архангельский порт на хранение, в 1924 г. разобран на металл.
Вот такая вот история…
Мы привыкли говорить большом и могучем Советском флоте, забывая, что таковым он стал только много позже ВМВ. А до этого флот еще 20 лет стоял в разрухе после захвата власти большевиками.
Я отнюдь не призываю дать сегодняшней власти еще 10 лет, мол, еще построят. А к тому, что события подобного масштаба видимо просто не могут не сказаться, что надо быть объективней и не упиваться ностальгией...В наше время мне это кажется вредным.
Линкор 23:
Британия, как и остальные морские державы придерживались ограичений принятых на вашингтонской конференции, ограничившей строительство новых боевых кораблей основных классов и их характеристики.
Безусловно, отчасти это и обусловило переоборудование и далее постройку вместо дредноутов авианосцев.
Цитата
Олег Кошелев:
Только наживы не было по сравнению с 90-ми годами, думаю согласитесь
Если честно, Олег, не соглашусь. Но это уже, как Вы правильно сказали, интимное дело. Идеологии там было не больше, чем в 91. И Ленин ездил не на тачанке, а на ролс-ройсе, заказанном в Англии.
Цитата
Олег Кошелев:
Закрома царской России были истощены еще в 1-й Мировой войне.
Олег, я в свое время с очень большим любопытством занимался вопросом ПМВ и ГВ, я Вас уверяю, что закромов Империи (с учетом тек. состояния производства-пополнения) хватило бы еще на 2 таких войны. В условиях, когда в стране почти остановилось всякое производство, этих закромов хватило большевикам много дольше, чем кончилась ГВ (это касается и вооружения, и обмундирования, и ресурсов).
Это только в советских фильмах красноармейцы одеты во что попало и стреляют из метлы, а белогвардейцы щеголяют в беленьких мундирах, с золотыми погонами, с начищенными винтовками на плечах. В действительности все было немножко наоборот...
Я еще раз обращу Ваше внимание, что в период непосредственно ПМВ Империей было построено только линкоров 8 единиц. Сколько было еще заложено разных кораблей и могло быть заложено, неизвестно, и это точно не от недостатка металла, согласитесь.
А вот с деньгами. С деньгами да, с деньгами действительно была натуга, их Империя по складам не распихала. Посим и разбиралось, и продавалось все, что могло быть разобрано и продано хоть за рупь.
Обращу внимание так же и на то, что большинство металла с разборок кораблей продавалось в Германию. Собственно, многие корабли вовсе и не в России резались, а продавались, угонялись и уничтожались уже в Германии и Англии...И металл нам они точно не возвращали.
Цитата
Олег Кошелев:
Неужели не видно разницы в государственной потенции с нынешним временем?
Да нет же! Я же с этим не спорю, уважаемый Олег Однако, тоже повторяюсь Не сегодняшнюю я власть адвокатирую, а, если уж грубо, советскую обвиняю.
Да и вообще не ставил я себе цели, напрямую сравнивать 17 и 91 год.
Да даже если сравнивать, согласитесь, что наверно неправильно уж прям год в год сравнивать, если уж на то пошло.
К примеру, вон г-н Высоцкий на пресс-конференции буквально вчера объявил, что массовое строительство кораблей для ВМФ начнется в 11-13 года, а в 13-15 будут заложено первые авианосцы (уж конечно, никто ему не верит, но вдруг, черт возьми, не соврал). Тогда что? Получается прям как "родимая" власть советская, все попилили, продали, теперь строим. Не год в год, конечно, с отставанием, но там то Сталин был
Цитата
Олег Кошелев:
"..флот еще 20 лет стоял в разрухе после захвата власти большевиками.."
Хорошо, я признаю, что формулировка груба. Но согласитесь, что та же Империя, после тяжелейшей по последствиям для ВМФ и для страны в целом русско-японской войны, после года смуты, уже к 17 году, снова одна из ведущих морских держав. Вот это потенция...
И вывод то мой таков, что такие события, как 17, 91, как 36 в испании и еще многие революции, видимо, ну никак не могут пройти бесследно. Как правильно кто-то сказал (к сожалению не помню кто), корабли - тот вид вооружения, который может процветать только в стабильной и богатой стране, а постройка и спуск каждого корабля является событием почти национального масштаба, потому что суть является воплощением всей мощи и потенциала страны. Т.е. какая страна, такие и корабли...
И если будет еще Россия, то будут и корабли, если эти не построят, так не вечно им жить, все смертны.
С 23 сентября по 25 ноября в Италии находилась комиссия под руководством начальника Технического управления ВМС. Комиссия посетила 22 корабля и 37 заводов. Был сделан вывод о возможности приобретения в Италии крейсеров.
В итальянских кораблях советских специалистов привлекла высокая скорость, однако за это приходилось платить броней.
Окончательно было решено строить корабли у себя, но при помощи итальянцев. Легкие крейсера предполагалось вооружить 180 мм артиллерией ( учитывая то, что СССР не брал на себя обязательство по ограничению вооружений, да и достойной 152мм артустановки на тот момент не было)
В 1932 году был подписан договор с фирмой "Ансальдо", в соответствии с которым итальянцы предоставляли советской стороне,один комплект ЭУ и вспомогательных механизмов крейсера типа "Раймондо Монтекукколи", его теоретический чертеж, оказывали консультации по проектированию, а так же техническую помощ в организации стапельных работ, производстве котлов, турбин и вспомогательных механизмов.
Крейсер "Раймондо Монтекукколи" был выбран в качестве прототипа.
Первоначально по тех. заданию планировалось в качестве главного калибра установить на крейсер 6 орудий 180мм в трех двухорудийных башнях (у итальянцев было 4х2 152 мм)
В октябре 1934 руководитель разработки башен главного калибра инженер Ленинградского металлического завода Флоренский предложил усилить вооружение крейсера за счет установки в каждой башне не 2, а 3 орудий. Предложение было принято, проект был откорректирован.
при разработке рабочих чертежей вносились серьезные изменения по отношению к итальянскому прототипу, так от поперечной системы набора по всей длине корпуса в итальянском варианте, перешли к смешанной - продольной в средней части и поперечной в оконечностях. Это позволило повысить прочность корпусов наших кораблей по отношению к итальянскому варианту. Вместе с тем внесение изменения и ряд просчетов привели к перетяжелению корабля.
Головной корабль получил название "Киров"
К достоинствам корабля можно отнести высокую скорость и мощные орудия ГК, вместе с тем бронирование и зенитное вооружение было слабовато.
Викентий Твердохлебов:
Получается прям как "родимая" власть советская, все попилили, продали, теперь строим. Не год в год, конечно, с отставанием, но там то Сталин был
Это Вы от какого года считаете в нынешние времена? Уж не от президентства ли Медведева?
Цитата
Викентий Твердохлебов:
Т.е. какая страна, такие и корабли...
Полностью согласен.
Линкор 23 у меня пробелы по строительству советских линкоров в предвоенный период. Глупо было бы "шарить" по Инету при наличии специалиста (чувствую Вы уверенно владеете темой). Если можно про рождение в муках этих кораблей и их истории. Не сочтите за труд.
Советская пропаганда всё-таки нагло врала - капитализм оказался намного мерзостнее, чем она рассказывала.
Олег Кошелев:
Это Вы от какого года считаете в нынешние времена? Уж не от президентства ли Медведева?
Ну, отставание оно же разное, Ельцин не Ленин, Путин не Сталин. Там были чекисты и мировая революция, а у нас ЕдРо и "план пути н а х", извините. Соотвественно и отставание
Как живем, так и строим. По корвету в 8 лет.
Но, как уже сказал, будет Россия, будут корабли, верю в будущее
Олег, я нашел исчерпывающую информацию по ЛК типа "Советски Союз", но объем не для форум, если хотите, могу кинуть в личку.
Действительно рождались они в муках, как и океанский флот вообще с трудом пробивал себе дорогу, так как многие, считая СССР страной сухопутной, считали создание сильного флота ненужным. Так, к примеру, Тухачевский говорил, что СССР хватит на Балтике 1 крейсера, 6 ЭМ, 8 ПЛ. для Черного моря 2 крейсера, 6 ЭМ, 9 ПЛ. Линкоры построенные еще до революции предлагалось сохранить в качестве резерва.
Однако Сталин на заседании Комиссии обороны при СНКСССР 11 июня 1931 года высказал иное мнение: «Начать постройку большого флота надо с малых кораблей. Не исключено, что через пять лет мы будем строить линкоры.»
Собственно следует для начала сказать, что означал линкор в 30х годах прошлого века.
Линкор стал результатом длительного развития тяжелых артиллерийских бронированных кораблей, главной ударной силой океанского флота, визитной карточкой страны. Огромная мощь артиллерии и бронирование делали его самым мощным военным кораблем, способным уничтожать любые надводные корабли противника, и разрушать береговые объекты. Факт постройки собственного линкора выводил страну в круг избранных, так как только промышленно развитые страны могли себе позволить постройку столь мощного, большого и дорогого корабля. Это был не просто корабль, это был элемент большой политики. В конце концов один вид стальных гигантов производил неизгладимое впечатление.
Вместе с тем и боевая мощь таких кораблей бала действительно впечатляющей, вооружение из 8 – 12 орудий калибром от 305 до 410 мм, способных стрелять снарядами массой до 1200 кг на дальность 35-40 км делали их грозной боевой силой.
В первой половине 30х годов новые линейные корабли стали закладывать во Франции, Германии, Италии, готовились к постройке новых кораблей Англия, США, Япония.
В 1934 году в ЦКБС-1 были начаты проектные работы по проекту большого крейсера водоизмещением до 16,5 тыс. тонн с 240мм артиллерией, 12 гидросамолетами и сверхмалыми подводными лодками). К сентябрю 1935 года коллективом Военно-морской академии под общим руководством ее начальника Стасевича была завершена работа «Большие артиллерийские корабли», выполненная по заданию Наморси Орлова.
При выполнении работы надлежало исходить из того, что корабль, имеющий скорость хода 30 уз, должен быть во всех отношениях сильнее «вашингтонских» крейсеров с ГК 203мм и германских броненосных кораблей типа «Дейчланд» с ГК 280мм. К выполнению работы были привлечены лучшие военно-морские ученые. Все они пришли к единодушному мнению, что линейные корабли Советскому флоту нужны, при чем одним из главных качеств признавались высокие живучесть и непотопляемость, а также наличие сверхмощной ПВО (последнее необходимо отметить особо, как показал дальнейший опыт войны, авиация стала главным врагом кораблей)
В своей статье «Возможные задачи большого артиллерийского корабля» Белли высказывался за создание, по крайней мере, двух типов таких кораблей. Крупного – для океанского ТВД и ограниченного водоизмещения с вооружением в 9 -12 орудий 305мм для Балтийского и Черного морей.
Указания о разработке планов создания «Большого флота» были даны руководством страны в декабре 1935 года.
Дальнейшее выложу позднее
В начале 1936 года было выдано первое ТТЗ на проектирование двух линейных кораблей, одного с 9 457мм орудий ГК 55 тыс. тонн стандартного водоизмещения для ТОФ и с 9 406 орудий ГК и 35 тыс. тонн стандартного водоизмещения для БФ. Оба линкора должны были иметь скорость не менее 36 уз.! (однако это требование вскоре было снято, как невыполнимое) Параллельно было выдано ТТЗ на тяжелый крейсер с 254мм орудиями ГК и 18-19 тыс. тонн стандартного водоизмещения. Что интересно, для всех кораблей была выбрана универсальная артиллерия калибра 130мм, хотя в дальнейшем развитие направления крупного линкора предполагалось отдельно устанавливать орудия противоминного калибра и ЗКБД.
В мае того же года были выданы новые ТТЗ, в частности на большой линкор стандартным водоизмещением в 80 тыс. тонн, в качестве ГК рассматривались варианты 2х3 530мм или 3х3 500мм. И скоростью хода 24-28 уз, правда работы по нему не пошли дальше стадии предварительных расчетов. Было выдано два ТТЗ на ЛК стандартным водоизмещением 35 тыс. тонн. с уменьшением калибра ГК (по отношению к предыдущему проекту ЛК для БФ) с 406 до 360мм и числа стволов универсальной артиллерии с 32 до 12 – 16, толщина броневого пояса увеличивалась с 350 до 360 – 380мм
Серьезной проблемой было то, что ни у ВМФ ни у корабелов не было достаточного опыта в этой области, ориентироваться на разработки ведущих морских держав так же было трудно. Дело в том, что в связи с Вашингтонским соглашением строительство подобных кораблей было приостановлено, а все недостроенные корабли подлежали либо разделке либо переделке. Таким образом ни чего новее чем британские ЛК «Нельсон» и «Родней» (вошли в строй в 1927 году) ни в одной стране не было, да и они имели весьма специфические данные, вся артиллерия ГК (3х3 406мм) располагалась в носовой части корабля. Правда стоит отметить, что для ЛК стандартным водоизмещением 35 тыс. тонн этот вариант рассматривался.
Первыми приступили к строительству линейных кораблей французы, заложившие в 1932 линкор «Дюнкерк», дело в том, что вашингтонская конференция установила для суммарного тоннажа французских линкоров лимит в 175 тыс. тонн, но фактически же Франция имела существенно меньше, и в 1926 году верховный совет флота поручил технической службе проработать проект линейного крейсера предназначенного для борьбы главным образом с крейсерами, однако исходя из полученной информации о подготовке в Германии к постройке броненосных кораблей типа «Дейчланд» с 280мм артиллерией, французы решили сразу внести в проект нового корабля возможность борьбы и с ними. В итоге получился корабль полным водоизмещением около 35 тыс. тонн. Интересен состав и расположение вооружения, в качестве главного калибра использовались орудия 330мм, размещенные в 2 четырехорудийных башнях, которые располагались в носовой части, универсальная артиллерия была представлена орудиями 130мм размещенными в 3 четырехорудийных и 2 двухорудийных башнях. В 1934 французы заложили второй корабль этого типа «Страсбург». Корабли, безусловно, интересные и своеобразные, но считать их полноценными ЛК во второй половине 30х годов уже было нельзя.
В конце 1934 года итальянцы заложили первый линкор типа «Литторио», в 35 в Германии началось строительство «Шарнхорста», проектирование и подготовка к строительству новых линейных кораблей шли в Британии, США, Японии.
Но естественно делиться данными по своим новым кораблям с кем либо, в том числе с СССР ни кто не хотел, а первый, и при этом весьма специфический из новых линкоров «Дюнкерк», вступил в строй только в 1937 году, когда проектные работы по нашему кораблю уже шли полным ходом, а первые полноценные линкоры стали вступать в строй флотов ведущих государств в 1940 и позднее. Оказавшие нам помощь в постройке крейсеров Итальянцы были согласны сотрудничать, но предоставлять информацию по своему новому линкору отказались.
Однако уже в том же 1936 году в СССР стал считать возможным присоединение к международным морским договорам, соответственно на проектируемые ЛК накладывались ограничения – не более 35 тыс. тонн стандартного водоизмещения и ГК не более 406мм.
27 мая 1936 года Совет труда и обороны принял постановление о строительстве 8 линкоров стандартным водоизмещением 35 тыс. тонн и 18 тяжелых крейсеров по 26 тыс. тонн с 9 305мм орудиями. В дальнейшем эти направления получили обозначение линкор А и линкор Б. 16 июля 1936 года было принято постановление «О программе крупного морского судостроения», в соответствии с ней намечалось в 1937-38 годах начать постройку 8 ЛК (по 4 каждого типа) со сроком сдачи кораблей в 1941. Намеченные сроки выглядят более чем оптимистично.
Не смотря на то, что предоставлять данные по новому кораблю итальянцы отказались, фирма «Ансальдо» согласилась разработать для СССР проект линкора (с ПМЗ на основе измененной американской схемы), также была достигнута договоренность о возможности применения на советских кораблях итальянской ПМЗ Пульезе.
В августе 1936 года были выданы ТТЗ, в соответствии с которыми:
- Линкор А предназначался
1) Для нанесения сокрушительного огневого удара в артиллерийском бою главным илам возможного противника
2) Для мощной поддержки операций с тем, чтобы наличие в составе наших сил таких кораблей давало флоту уверенность в спокойном выполнении операции.
Вооружение линкора А должно было состоять из: 3х3 406мм; 6х2 152мм; 6х2 100мм;
10х4 37мм. Авиационное вооружение включало 4 гидросамолета и 2 катапульты. Главный броневой пояс до 380мм.
- Предназначение линкора Б было сформулировано следующим образом: «Корабль должен на многие года иметь возможность уничтожать всякие крейсера, включая корабли типа «Дейчланд»» Вскоре на него была возложена задача ведения боя и с германскими линейными кораблями типа «Шарнхорст» и японскими типа «Конго» на определенных дистанциях и курсовых углах.
Вооружение варианта Б составляли: 3х3 305мм; 6х2 130мм; 4х2 100мм; 6х4 37мм. 4 гидросамолета, 2 катапульты. Главный броневой пояс до 200мм.
Немного о варианте Б.
Сомнения в целесообразности создания такого корабля выражались уже в 1936, однако были начаты работу по проекту 25 пошли. Требования к кораблю постепенно повышались, от проекта 25 перешли к проекту 64 ГК вырос до 356мм, водоизмещение постепенно доросло до 48 тыс. тонн стандартного. В декабре 1937 года проект был рассмотрен Военным Советом Морских Сил РККА, было рекомендовано переделать его, уложившись в стандартное водоизмещение 45 тыс. тонн. В 1938, после отрицательной оценки Управления кораблестроения УМС РККА проект был закрыт.
Парадокс состоит в том, что в проекте 69 (тяжелые крейсера типа «Кронштадт») постепенно то же пришли от самого сильного крейсера к самому слабому линкору, однако постройка этих кораблей была начата.
По нашим по линкорам довоенной постройки
До революции в России успели построить 7 дредноутов – 4 на Балтике и 3 на Черном море еще один дредноут и 4 сверхдредноута находились в постройке.
Все наши дредноуты строились по схеме с линейным размещением башен главного калибра (схема Куниберти), подобный принцип размещения орудий ГК (как и трехорудийные башни) применили итальянцы на дредноуте «Данте Алигьери» (в дальнейшем сами итальянцы отказались от этой схемы), с той разницей, что итальянский линкор имел полубак, а наши корабли были гладкопалубными.
Отсутствие полубака, фальшборта и невысокий надводный борт приводили к заливаемости бака, линейные крейсера типа «Измаил» имели полубак, но не один из них так и не был достроен («Бородино», «Наварин» и «Кинбурн» были разобраны в 1923 году, а «Измаил» в 1931-32)
На Черном море до революции были построены 3 дредноута – «Императрица Мария», «Императрица Екатерина Великая», «Император Александр III» и один – «Николай I» был не достроен. Линкор «Императрица Мария» взорвалась в 1916, «Императрица Екатерина Великая» - 18 июня 1918 года был затоплен во избежание захвата немцами. «Император Александр III» - в декабре 1917 вошел в состав Красного Черноморского Флота, в июне 1918 захвачен немцами, в октябре того же года – англо-французскими интервентами, с октября 1919 входил в состав белогвардейских морских сил Юга России, в ноябре 1920 уведен из Севастополя в Стамбул, в декабре интернирован французами. В 1936 разделан на металл.
На Балтике было 4 линкора типа «Севастополь» - «Севастополь», «Гангут», «Петропавловск» и «Полтава», в отличие от черноморских дредноутов в боевых действиях практически не участвовали. В октябре 1918 года «Полтава» и «Гангут» были выведены из состава флота и были поставлены на долговременное хранение. В 1919 на «Полтаве» произошел сильный пожар, в дальнейшем рассматривались различные варианты его ремонта и модернизации, вплоть до перестройки в авианосец, но реализованы они не были, и в 1949 году он был разобран на металл.
31 мая 1919 года «Петропавловск» принял участие в бою с английскими эсминцами, результатов не добился. Это было единственное столкновение балтийских дредноутов с кораблями противника за весь срок их службы. В июне 1919 обстреливал форты «Красная горка» и «Серая лошадь». Во время Кронштадтского восстания «Петропавловск» и «Севастополь» приняли сторону восставших. После подавления восстания «Севастополь» переименовали в «Парижскую коммуну», а «Петропавловск» в «Марат». В 1925 году находящийся на хранении «Гангут» переименовали в «Октябрьскую революцию».
До войны все 3 корабля прошли ремонты и модернизации
«Парижская коммуна» в 1922-23, 1924-25, 1928-29
«Марат» в 1928-31
«Октябрьская революция» в 1925-26, 1931-34
В конце 1929 года линкор «Парижская коммуна» был отправлен на Черное море (прибыл 18 января 1930)
В 1934 году «Марат» нанес визит в Гдыню, в 1937 – в Мемель, Лиепаю и Таллин. В мае 1937 года участвовал в параде на Спитхейдском рейде в честь коронации Георга VI
Во время войны с Финляндией принимали участие в обстреле береговых укреплений о. Бьерке.
Дальнейшая служба
«Марат» 22 июня 1941 года находился в Кронштадте, привлекался для обстрела немецких позиций под Ленинградом. 23 сентября 1941 года попадание бомбы вызвало детонацию боезапаса 1й башни ГК, оторвана носовая часть, корабль сел на грунт. Полностью не восстанавливался. В дальнейшем использовался, как несамоходная плавбатарея. В ноябре 1950 года переклассифицирован в несамоходное учебное судно и переименован в «Волхов». Сдан на слом в 1952 году.
«Октябрьская революция»
22 июня 1941 года находилась в Таллине, 1 июля перебазировалась в Кронштадт. На протяжении всей обороны Ленинграда участвовал в обстреле немецких позиций, израсходовал 1140 305мм снарядов. С 24 июля 1954 линкор причислен к учебным кораблям, 17 февраля 1956 сдан на слом.
«Парижская коммуна»
22 июня 1941 года линкор находился в Севастополе. 1 ноября перешел в Поти. В 1941 году совершил два похода в Севастополь, вел огонь по немецким позициям. В 1942 оказывал огневую поддержку при проведении Керченско-Феодосийской десантной операции. В марте – апреле 1942 прошел ремонт, в дальнейшем к боевым действиям не привлекался. 31 мая 1943 года линкору возвращено название «Севастополь». За года войны по противнику линкор выпустил 1145, по другим данным 1159 305мм снарядов.
С 24 июля 1954 линкор причислен к учебным кораблям, 17 февраля 1956 сдан на слом.