Видимо, нужны уточнения. Прежде всего - о льдах. Очевидно, что многокорпусные корабли, как минимум, неудобны во льдах даже невысокой сплочённости. Правда, традиционные однокорпусные тоже плохо приспособлены для действий во льдах - как по причине недостаточной для ледовых нагрузок прочности, так и из-за большого удлинения корпусов и неподходящей формы обводов. Но - многокорпусные хуже. Так что при выборе типа конкретного корабля нужно учитывать вероятность его попадания во льды, а у нас практически все моря - в той или иной степени - замерзающие. А уж если потребуется военный флот в Арктике, вероятно, его придётся создавать на основе опыта постройки ледоколов и судов ледового плавания.
Но ведь я никогда не ставил вопрос так, что корабли должны быть только многокорпусными. Нужно только иметь представления о возможностях широкого спектра типов кораблей, чтобы осознанно выбирать тип для опредедённых задач и акваторий. К сожалению, большинство моих оппонентов просто не знают особенностей многокорпусных кораблей, а потому опасаются не только признавать рациональным их применение, но даже обсуждать эту тему. Конечно, однокорпусные проще и понятнее. Но развитие однокорпусного корабля как платформы для современного - и особенно - перспективного - вооружения, на мой взгляд, исчерпало свой потенциал развития. Недаром же, например, однокорпусные фрегаты уже можно проектировать в нулевом приближении просто по статистическим данным - т.е. тиражировать давно используемую технику. А многокорпусные корабли имеют гораздо бОльший - и пока даже не предсказуемый - потенциал развития, что, при всей консервативности флота вообще, расширенное применение многокорпусников в будущем неизбежно. Вопрос только в том, рискнём ли мы применить имеющиеся сегодня собственные знания по этой проблеме - или, как раньше, постоянно будем "следовать в кильватере" западной техники... А сегодня - уже и китайской: в КНР уже построено три корабля с малой площадью ватерлинии, а мы с 70 - годов так и застряли в фазе обсуждения, нужен ли такой экспериментальный корабль...
Владимиру Цеху: катамараны как раз имеют даже более простые традиционные обводы, чем однокорпусники. Дело в том, что при большом удлинении форма обводов меньше влияет, так что можно её даже упрощать.
Конечно, если у скеговых ограждение поднимается, то они становятся обычными катамаранами без подушки. Но - именно обычными, а не "рассекающими волны", которые в принципе более мореходны.
Что касается гидродинамической роли бульба, то он - демпфер качки и средство снижения волнового сопротивления на определённых скоростях, хотя .основная его цель - размещение подкильной ГАС.. Поэтому наличие бульба на корабле с обратным наклоном форштевня большк определяется назначением.
Давно тема не обновлялась. Вспомнил про нее сегодня, когда случайно наткнулся на один ЖЖ. Владелец сделал подборку боевых катамаранов. Там не все про катамараны, но найти можно быстро. Пока там 10 записей, посвященной этой теме. Может ничего принципиально нового не написано, но все более или менее в одном месте.
http://savoyskiy.livejournal.com/
Haron73 пишет:
Давно тема не обновлялась. Вспомнил про нее сегодня, когда случайно наткнулся на один ЖЖ. Владелец сделал подборку боевых катамаранов. Там не все про катамараны, но найти можно быстро. Пока там 10 записей, посвященной этой теме. Может ничего принципиально нового не написано, но все более или менее в одном месте.
http://savoyskiy.livejournal.com/
В Китае уже построено несколько ракетных "рассекающих волны" катамаранов небольшого водоизмещения. Также построено три судна с малой площадью ватерлинии.
Как известно, США заказали 10 военно-транспортных катамаранов, а также намерены строить десятки прибрежных (литторальных) боевых кораблей примерно размеров корветов, но со скоростью 50 узлов.
Используемые ВМФ США катамараны, строго говоря, не боевые, а военно-транспортные. Такие катамараны, строящиеся в Австралии и Новой Зеландии как автомобильно-пассажирские паромы, обычно имеют водоизмещение примерно от 700 до 1000 т. Судя по тому, что в переоборудованном виде у них скорость заметно ниже, чем в исходном, вероятно, переоборудованные катамараны имеют несколько большее водоизмещение.
Виктор Дубровский пишет:
е уже построено несколько ракетных "рассекающих волны" катамаранов небольшого водоизмещения. Также построено три судна с малой площадью ватерлинии.
Как известно, США заказали 10 военно-транспортных катамаранов, а также намерены строить десятки прибрежных (литторальных) боевых кораблей примерно размеров корветов, но со скоростью 50 узлов.
ясненько значит мелкие у Китая .
Цитата
имеют несколько большее водоизмещение.
По катамаранам ВМФ США подробно написано , но это те ,что уже известны ,которые в Кувейт Ирак ходили ,а по новым только строищимся у них будет большее водоизмещение насколько я понял ...
Думаю, что стоит отметить в этой теме: в след за КНР и Тайвань приступил к реализации проектов боевых кораблей - катамаранов. По теме попалось видео USS Independence, которое наглядно показывает уже известный факт громадные размеры ВПП для такого водоизмещения. Я по теме сторонник взвешенного подхода, к достоинствам и недостаткам, но эксперементировать явно нужно, время покажет степень перспективости. У зеленодольцев и не только есть проекты. Нужно строить, накапливать опыт.
Ну, наконец-то, после стадии "этого не может быть" впереди маячит стадия "в этом что-то есть"... Жаль, что с опозданием в 30 лет, но тут уже ничего не сделать.
Что касается "строить", применительно к многокорпусным, то прежде, чем строить, нужно хотя бы частично обновить знания о них, которые были у конструкторов и учёных раньше. Потому что в нашей науке и практике все эти годы были годами развития знаний о многокорпусных ... за рубежами.
Если будет интерес, лично я готов предложить презентацию - обзор особенностей многокорпусников для любой аудитории. А также консультировать конструкторов, чтобы больше не было заявлений типа
"фрегат-катамаран был отвергнут, потому что он не удовлетворяет требования по остойчивости"....Если катамаран не удовлетворяет, то никакой тип корабля удовлетворить не может - однако однокорпусный прошёл? Физика не знает понятия "чудо", значит, катамаран очень плохо проектировали...