Олег Кошелев пишет:
Думаю, что назрела необходимость расширить разговор. Название темы слишком узко. Надо подумать как трансформировать. Тема флота как инструмента политики очень интересна и многогранна.
Цитата
Алексей Мисяць пишет:
и поучительна. Я провожу параллель между последними кораблестроительными программами РИ и РФ сейчас, много совпадений.
Мне представляется необходимым и важным поговорить о флоте именно в этом ключе. Сразу хочу подчеркнуть свою четкую мысль о том, что говорить нужно только исходя из одной идеологии - сила и мощь России, как бы она не называлась. Поэтому сразу призываю (исходя из опыта приклеивания ярлыков) подойти к теме с одной позиции - Российская Империя, СССР, РФ - это наше общее государство и его флот - наша общая история.
В качестве начала (надеюсь большого) разговора хочу обозначить самую проблемную составляющую, на мой взгляд - традиционная разруха в умах руководства страной, разброд и шатание,отсутствие стройной, продуманной и агрессивной (как положено для Великой Державы) программы военного строительства в общем и флота в частности. И если мы посмотрим на всю историю военного строительства в нашем Отечестве, то увидим такие провалы во все времена в той или иной степени маразма. Именно анализ этой проблемной "болезни мозгов"
и может сделать вывод о том, что нужно делать, чтобы по праву называться великой морской державой, а не в лозунгах политиканов.
И как иллюстрацию приведу такую историческую ситуацию для обсуждения. Февраль 1856 года, Россия по Парижскому договору лишается права иметь флот на Черном море. В Крымской войне моряки затопили ЧФ, используя его не по прямому назначению, а как заграждение на вход в Севастополь. Позор Державе? Несомненно. Но! Если посмотреть на эти события с другой точки зрения, а не с нашей традиционной - всё плохо. Возможно ли было вождям, например в то время проявить то, что позволено Державам - мягко спустить на тормозах эти условия и строить флот. Ведь есть пример Версальского договора, как Германия (если называть вещи своими именами) наплевала на договор и в кратчайшие сроки построила и армию и флот. И как только построила - стала не подсудна. А ведь Германии не полагалось иметь вообще ничего (6 броненосцев БО W=10000 тонн не в счет), а система контроля за договором была куда как круче чем в 1856 году над Россией, у которой кстати сказать был еще БФ, где строить ничего не запрещалось.
Советская пропаганда всё-таки нагло врала - капитализм оказался намного мерзостнее, чем она рассказывала.
Олег:
Согласились бы Вы со следующими тезисами:
1. Флот это инструмент политики.
2. Продолжение политики.
3. Отражение политики
4. Политику может проводит Держава
5. Недержава не может проводить собственной независимой политики
6. У недержавы не может быть Флота
Можно ли тогда из примера сделать вывод, что Германии разрешили и помогли подняться и стать снова сильной и неподсудной. Тогда как Российской Империи никто не был заинтересован тогда (и никогда) помогать.
Пример когда Россия почти потеряла свою государственность, но тем не менее, вопреки всему осталась Империей и возродила свою мощь, это пример того что было после 17го года.
Значит ли это что в тот момент когда Германии помогали, Россию оставили в покое? Причем силы противостоящие тем кто помогал Германии.
"Если вы не отзоветесь, мы напишем в Спортлото" - В. Высоцкий
Олег Кошелев пишет:
есть пример Версальского договора, как Германия (если называть вещи своими именами) наплевала на договор и в кратчайшие сроки построила и армию и флот. И как только построила - стала не подсудна.
Олег, по-моему, общая ситуация вокруг Версальского договора и Парижского трактата не совсем сопоставимы. Хотя бы потому, что усиление России на Черном море не было нужно никому, кроме нее самой, а Германия положила на Версальский договор не сама по себе, а при попустительстве тех, кто должен был его соблюдение контролировать. А ведь могли задавить еще в зародыше - но не захотели.
Цитата
Олег Кошелев пишет:
Возможно ли было вождям, например в то время проявить то, что позволено Державам - мягко спустить на тормозах эти условия и строить флот.
Вряд ли. По-моему, были две причины этого
1. Военно-морская мысль в России не имела четкого последовательного развития
2. В отличие от Германии 30-х годов, нас реально были готовы задавить.
Да интересно было бы в этом ключе рассмотреть механизм того как недержава (временная), снова становится Державой.
Считаю что для этого нужно
а. Время
и
б. Отсутствие негативных сил извне или присутствие позитивных сил извне.
У меня создается впечатление, что РФ сегодня - это Держава "на консвервации".
Что же может послужить толчком для ее "расконсервации"?
"Если вы не отзоветесь, мы напишем в Спортлото" - В. Высоцкий
Думаю,что дело,в разном подходе к флоту,в разное время,как к инструменту политики.До Цусимы флот в России рассматривался как - инструмент давления,а после (за исключением периода 70-80 г.г. 20 века) как инструмент сдерживания.
Сергей Малков пишет:
Вряд ли. По-моему, были две причины этого
Согласен по обоим пунктам, кроме этого добавлю ещё два фактора:
1. в военном кораблестроении начинался век железа и пара, для того чтобы строить корабли нужна была инфрастуктура, на Черном море её не было. Индустриализация нужна была. Вопрос был как строить.
2. Российские императоры в то время делали акцент на континентальной стратегии, решая грандиозные задачи покорение Кавказа и Средней Азии, утверждение влияния на Балканах (и решили), осознание необходимости глобальной морской мощи шло медленно в рамках наметившегося противостояния с Британской империей, в то же время понимание того, что военное столкновение с Британией повлечёт по опыту Крымской войны нанесение ей ударов в глобальном масштабе от Петербурга до Камчатки присутствовало. Вопрос был где строить.
Олег Кошелев пишет:
исходя из одной идеологии - сила и мощь России, как бы она не называлась.
Золотые слова.
А вот мысль свою, которую Вы процитирировали в начале темы я сформулировал не до конца правильно.
Параллелей между сейчас и промежутком с 60 до конца 19 века не меньше. Тему Вы открыли очень интересную. Но и в первой затронули ещё один очень важный вопрос уже для раздела форума о Политике: доля и роль иностранного капитала в промышленности и финансах Российской империии и влияние этого фактора а внешную олитику державы. Там то же свои параллели и уроки.
Извините, но тема пустая. Аналогий между Россией тогда и Россией сейчас проводить неуместно. Сейчас России никто не мешает строить флот, в любых количествах, любых водоизмещений...
Все войны мира начинались с того, что соседям желали добра, понимая его по своему.
Тамерлан.
Haron73 пишет:
Извините, но тема пустая. Аналогий между Россией тогда и Россией сейчас проводить неуместно. Сейчас России никто не мешает строить флот, в любых количествах, любых водоизмещений...
Анализировать, сравнивать и делать выводы, никогда не будет пустой темой, если эти выводы дойдут до власть держащих, а те в свою очередь сделают правильные выводы ( во как сказал). РИ тоже никто не мешал строить флот, другое дело как это воплотилось в жизнь, как и сейчас, очень перспективные сравнения, условия практически одинаковые и шаги тоже (Броненосцы, крейсера-Мистрали) и тот же Дальний восток, Кавказ