Владимир Васильевич Пучнин - профессор Военно-морской академии имени Н.Г. Кузнецова, доктор военных наук, профессор:
"....С учетом запланированного объема финансовых средств, выделяемых на ремонт и строительство новых кораблей, а также старения корабельного состава и самолетов морской авиации отечественный Военно-морской флот к 2016 году на всех четырех флотах и Каспийской флотилии в своем составе будет иметь:
– многоцелевых атомных подводных лодок – 15–18, из них боеготовых по техническому состоянию – не более 10;
– дизельных подводных лодок – 8–9;
– надводных кораблей 1 и 2 ранга – 35–40, из них боеготовых по техническому состоянию – не более 20, а 70% кораблей – старше 25 лет;
– надводных кораблей 3 и 4 ранга – 14–16.
Практически исчезнут минно-тральные, десантные, малые ракетные и малые противолодочные корабли. Окончательный смертельный удар будет нанесен морской авиации ВМФ, в которой останется 55–60 самолетов. Останутся одни воспоминания о морской ракетоносной и штурмовой авиации, а противолодочная будет представлена шестью самолетами Ту-142м...."
http://nvo.ng.ru/forces/2006-12-22/1_vmf.html
Советская пропаганда всё-таки нагло врала - капитализм оказался намного мерзостнее, чем она рассказывала.
Вот где настоящий "ужас ВМФ".
1. Наш флот по своим боевым возможностям в оценках ряда военно-морских специалистов сегодня ориентировочно уступает: на Балтике - шведскому и финскому флотам - в 2 раза, германскому флоту - в 4 раза; на Черном море - турецкому флоту - в 2-3 раза; ВМС Англии и Франции в 5-8 раз; ВМС США - в 20-30 раз.
Здесь можно привести небольшую аллегорию. Потери только надводных кораблей за время так называемых "реформ" соответствуют примерно 25-30 "Цусимам". Или одна-полторы "Цусимы" в год реформ. Это разгром флота без войны, поражений, капитуляции и контрибуций!
2. Оперативные возможности ВМФ по решению возлагаемых на него задач сократились по океанской зоне в 3-4 раза, в морской зоне на треть. Ведь всем понятно - океанская зона остается "доступной" только для наших АПРК, МЦПЛА и ДПЛ. Нашим РПКСН нет необходимости прорываться в дальнюю океанскую зону - "себе дороже", придать боевую устойчивость РПКСН гораздо надежнее и дешевле из защищенных РБД (о принципах их построения по известным причинам я не могу здесь говорить). Надводным кораблям вынужденно остается только ближняя морская и прибрежная зона. В дальней морской и океанской зонах
надводным кораблям "делать нечего" без авианесущих кораблей (авианосцев), без прикрытия истребительной авиацией.
А зачем он нам такой нужен, прибрежный флот, у нас есть доблестные (искренне и с уважением) морчасти погранвойск?
3.Проблемы:
- Флот на протяжении всего периода "реформ" практически не строится . Кроме стенаний власти об "отсутствии денег" (это уже даже не смешно) есть и другая существенная причина - общая деградация, снижение возможностей ВПК и развал отдельных его отраслей. Развивать это направление не буду - по-моему это очевидно для думающих людей.
- Катастрофическое сужение системы базирования флота. Россия по территории отброшена фактически в допетровскую эпоху и отрезана в значительной части от выхода к двум важнейшим по расположению на евроазиатском континенте морям - Балтийскому и Черному. Как следствие или сопутствующая "нагрузка" - значительно сократились производственные возможности и мощности системы судостроения и судоремонта России. Прекращено большое количество НИОКР по флотской тематике. Расформированы или сокращены ряд НИУ и КБ, имеющих громадные опыт и заслуги в проектировании кораблей и разработки морского вооружения.
- Кадры. С флота ушла масса опытных, грамотных, в весьма "продуктивном" возрасте (45-50 лет) для службы офицеров. Срыв преемственности и традиций в службе особенно отрицательно сказались на кадровом составе ВМФ в управленческой сфере (штабы, органы управления в центре и на местах), в научно-исследовательской и педагогической деятельности (НИУ, полигоны, военные вузы), а также на кораблях. По офицерам флота налицо патовая ситуация: уничтожена верхняя прослойка опытных старших офицеров, и с флота уходит молодежь.
4. Что делать? Необходимо ЖЕЛЕЗНО ОБЕСПЕЧИТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ (говорю пока только о кораблестроительной программе):
Если по "военно-морской доктрине" и соответственно всем планам развития ВМФ (это отдельная тема) принято, что стране достаточен будет корабельный состав флота в 300 единиц то, чтобы удерживать в неснижаемом количественном балансе этот корабельный состав, следует, учитывая срок службы корабля в 30 лет, поставлять флоту в год ДЕСЯТЬ кораблей (один поступает в состав флота и один списывается). Процесс строительства флота (и не только по кораблям) должен быть ритмичным и непрерывным. Самое опасное для страны - допустить полный развал флота и утрату его корабельного состава (как это было после Гражданской войны).
Советская пропаганда всё-таки нагло врала - капитализм оказался намного мерзостнее, чем она рассказывала.
Олег Кошелев пишет:
Наш флот по своим боевым возможностям в оценках ряда военно-морских специалистов сегодня ориентировочно уступает
По каким оценкам?
Цитата
Олег Кошелев пишет:
шведскому и финскому флотам
У шведов и финов есть ядерный запас?
Цитата
Олег Кошелев пишет:
Потери только надводных кораблей за время так называемых "реформ" соответствуют примерно 25-30 "Цусимам".
Некорректное сравнение - за 100 лет флот слегка эволюционировал. Как производится сравнение? По числу вымпелов или "мушкетов"?
Цитата
Олег Кошелев пишет:
территории отброшена фактически в допетровскую эпоху и отрезана в значительной части от выхода к двум важнейшим по расположению на евроазиатском континенте морям - Балтийскому и Черному
Чем же они важнейшие? 200 лет назад были важнейшие, а сейчас толку от них - ноль. Ни одна лодка незамеченной не выйдет. Основная сила - в Северном и Тихоокеанском, а с ними проблем нет.
Цитата
Олег Кошелев пишет:
учитывая срок службы корабля в 30 лет, поставлять флоту в год ДЕСЯТЬ кораблей
Тут вопрос вообще спорный - во-первых, непонятна наша стратегия. Во-вторых, у тех же америкосовцев кораблики еще со второй мировой ходют..
Основная проблема, на мой взгляд, - отсутствие желания иметь армию и флот в частности. Почему-то многие военные возлагали надежды на Путина В.В. в плане возрождения армии/флота, но меня с самого начала не вдохновляла политика данного т-ща (точнее, ее отсутствие).
Если будет желание, дальше должна появиться концепция. В отличие от америкосовской, наша изначально делала акцент на "мировой" войне, где будет в основном использоваться ядерное оружие. Для локальных же конфликтов гораздо лучше подходят авианосные соединения - что прекрасно используют американцы.
А когда будет и концепция, мы встанем перед самой большой проблемой - мертвые кадры. Корабли можно за десяток лет отстроить или быстро закупить - как сделали Китай и Индия. С полным же исчезновением касты квалифицированных военно-морских офицеров как таковых, просто так не справишься. На восстановление системы обучения - слегка отставшей и полностью коррумпированной, обучение одно-двух поколений действительно дееспособных военно-морских офицеров уйдут десятилетия.
Какие-то "затыки" можно будет делать, конечно - например, в виде быстрой переквалификации специалистов гражданского флота, но там и на эскадру не наберешь. А кадры решают всё..
Ну, а возвращаясь к началу - если нет желания, давайте продолжать мебельщиков ставить МО, генерировать взятки/откаты и т.д. и т.д.
Антон Сотнийчук пишет:
У шведов и финов есть ядерный запас?
А я разве говорил о ядерных делах? Я говорил о флоте.
Цитата
Антон Сотнийчук пишет:
Некорректное сравнение - за 100 лет флот слегка эволюционировал. Как производится сравнение? По числу вымпелов или "мушкетов"?
Не комментирую, см. выше.
Цитата
Антон Сотнийчук пишет:
Чем же они важнейшие? 200 лет назад были важнейшие, а сейчас толку от них - ноль. Ни одна лодка незамеченной не выйдет.
Это потеря завоеванного предками хотя бы.
Цитата
Антон Сотнийчук пишет:
Основная сила - в Северном и Тихоокеанском, а с ними проблем нет
У Вас есть наверное аргументы для таких утверждений. Вы знаете как выходят ПЛ СФ и ТОФ на БП (про БС не говорю), организацию их выхода и скрытность? Знаете уровень БГ указанных Вами флотов, можете провести сравнительный анализ мероприятий по поддержанию оперативного режима, ближайшую перспективу по проведению этих мероприятий, а также БС, вылетов морской авиации? Может поделитесь?
Цитата
Антон Сотнийчук пишет:
Тут вопрос вообще спорный - во-первых, непонятна наша стратегия.
Её нет.
Советская пропаганда всё-таки нагло врала - капитализм оказался намного мерзостнее, чем она рассказывала.
Антон Сотнийчук пишет:
Основная проблема, на мой взгляд, - отсутствие желания иметь армию и флот в частности. Почему-то многие военные возлагали надежды на Путина В.В. в плане возрождения армии/флота, но меня с самого начала не вдохновляла политика данного т-ща (точнее, ее отсутствие).
Согласен полностью и дополню.
До сих пор нет четкой программы комплексного строительства ВС РФ с сетевым планом-графиком, всё делается "россыпью", соответственно никто четко не отвечает по несуществующему плану-графику за то что сделано и не сделано. Никакие военные реформы не идут, более того в ВС приняты "шоу" и разные "банкетные" мероприятия причем по тем поводам, которые в советское время считались обычными плановыми мероприятиями. Офицерский состав разбегается практически сразу после выпуска из училища, продолжает падать уровень подготовки личного состава - есть, например, целые командиры дивизий ни разу!!! (в этой должности) не выходившие в море. Бумажная отчетность достигла не виданных даже в СССР масштабов!!! Социальная защищенность офицеров продолжает падать - за время правления В.Путина - отменены льготы офицерам по оплате коммунальных услуг, льготы по проезду в общественном транспорте (доплаты во многих случаях не компенсируют фактических затрат и получаются с волокитным геморроем), форменно воруются деньги у военных пенсионеров при расчете пайковых денег и путем повышения довольствия действующим военным с помощью всяческих надбавок, не влияющих на пенсию. Додумались до того, что например, офицеры находящиеся на равноценных должностях и территориально находящиеся друг от друга в 100 метрах поделены на "черных", "серых" и "белых" (по окладам разумеется). Командир части в полковничьем звании получает столько же сколько офис-менеджер в СРЕДНЕЙ фирме (в Москве).
Вот что кричит и горит, здесь самая главная опасность России - потеря армии и флота!!! Вот над чем в ЭКСТРЕННОМ порядке надо работать правительству, хватит министру обороны рассказывать на всяческих "шоу"как ракетоносный и океанский флот СССР (с таким трудом созданный под руководством С.Г.Горшкова) бороздиЛ просторы, это мы знаем. Вы нам расскажите что вы делаете (не как сейчас модно - все чиновники рассуждают - "должно быть так") чтобы каждый офицер и моряк подняли голову и с энтузиазмом делали великое дело - Родину защищать!
Советская пропаганда всё-таки нагло врала - капитализм оказался намного мерзостнее, чем она рассказывала.
А если вдруг появятся много новых кораблей,кто же на них будет служить,неужели те курсанты которых я часто вижу проходе мимо училища Фрунзе в прошлом, Морским корпусом назвать его как то язык не поворачивается,кстати офицеров совсем не видно-куда они все подевались,может где-то прячутся?
Когда из экипажа ТАвКР "Кузнецов", уходил мой первый комдив (АСУ, БЧ-7) Миша Бекмансуров, сказал он в сердцах "историческую" фразу, которая навсегда засела в моей памяти :
"Добро вам строить авианосцы"
Вот сегодня прочитал заметку о планах строительства авианосных кораблей
Оставляя без комментариев некоторые неточности допущенные в публикации, попытаюсь сформулировать главный, на мой взгляд, вопрос :
В состоянии ли современная Россия "поднять" такой тяжелый и в финансовом и в организационном плане проект ?
Сам я, увы, в большом затруднении, и ответить на свой вопрос не могу. Как думаете, вопрос не риторический ?
____________________________________________
В действительности всё не так как на самом деле...
Игорь Выморков пишет:
"Добро вам строить авианосцы"
Интересная тема, Игорь.
"..Даже если строительство серии авианосцев планировать после 2012-2015 гг., по этой тематике уже должны быть в ближайшее время полномасштабно развернуты НИОКР с полноценным финансированием, поскольку только на проектирование корабля до стадии технического проекта потребуется, по нашему мнению, не менее 6-8 лет (причем проектирование следовало бы начинать хотя бы со второй половины 2005 г.)..."
Советская пропаганда всё-таки нагло врала - капитализм оказался намного мерзостнее, чем она рассказывала.
При нынешних ценах на нефть Россия в состоянии строить авианосцы,по крайней мере это достойней и элементарно целесообразней ,чем хранить деньги в непонятных стабфондах,откуда они никогда не вернутся в Россию,а если будет много авианосцев,подводных лодок ,ракет и т.д.,эти деньги возможно будет получить.