Думаю интересно обсудить не только в "Политике", но и в "Аналитике", чисто военные аспекты. Особенно в свете обстановки в Сирии. Для начала:
Цитата
Авиация НАТО совершила за время операции 26 тыс. вылетов, и из них 9,6 тыс. ударных. По подсчетам самих натовцев: в среднем 150 вылетов в день. То есть чисто боевыми были только треть. Вопрос: что делала авиация в рамках остальных вылетов? Ну, конечно перевозила грузы и участвовала в разведке. На самом деле, это мизер, поскольку разведка осуществляется одним самолетом или зачастую беспилотником, а грузы (оружие, продовольствие и воду) перевозили не самолеты НАТО, а катарские борты. Они же использовались и для десантирования боеприпасов и оружия группам ПНС в тылу каддафистов. Таких десантирований было всего девять, и по их итогам такая практика была признана малоэффективной, и она была прекращена.
При этом качество разведки с применением авиации показало свою полную непригодность на втором этапе войны (с начала лета), когда натовцы после серии «дружественных ударов» были вынуждены перейти на использование БПЛА и вертолетов. Плюс в разведке целей и наводке их на цель в основном привлекались группы спецназа. Если говорить о задействовании авиации альянса в переброске боевиков из ПНС в район тунисско-ливийской границы для открытия там «второго фронта», то эта идея довольно быстро «умерла», так как удалось договориться с тунисцами об использовании их портов и армейской логистики для снабжения повстанцев, а сами повстанцы летали в Тунис из Египта регулярными рейсами.
Таким образом, выходит, что авиация НАТО использовалась в ливийской операции малоэффективно и затратно. Собственно об этом уже все более смело заявляет ряд западноевропейских экспертов, которые указывали на излишне затянутый процесс обработки получаемых разведданных, когда от момента получения информации и ее обработки до принятия решения о нанесении авиаудара было задействовано более пяти инстанций. В результате многие авиагруппы и «двойки», не дождавшись приказа из-за дефицита топлива, вынуждены были уходить к себе на базу, не отбомбившись. Это и есть в своем подавляющем большинстве эти непонятные две трети.
Касаясь чисто военной результативности, то, по данным Пентагона, к середине лета с.г. силы Каддафи сохраняли до 60% своего военного потенциала. Это впрочем и было доказано позднее, когда две колонны каддафистов (более ста боевых машин в каждой) спокойно ушли в Нигер. И это произошло после того, как авиация НАТО «отработала» более 70% всего времени своего задействования. И это не говоря об использовании на первом этапе операции американских «Томагавков»
Имеет место ряд выводов, полученных в результате предварительного анализа вооруженного конфликта в Ливии. Прежде всего, экспертное сообщество в целом согласно с тем, что в отношении Ливии был проведен комплекс операций различного уровня, в том числе и до резолюции Совбеза ООН № 1973, положившей начало ракетно-авиационных ударов НАТО.Изначально в рамках «модных» сейчас на Западе концепций т.н. «мягкой силы» были реализованы различные мероприятия, прежде всего в информационном пространстве (информационная операция), специальные операции спецслужб западных стран по «оказанию военной помощи», которые привели к появлению «оппозиционных сил» и началу столкновений повстанцев с властями.На следующем этапе, после принятия Совбезом ООН резолюции №1973, со стороны НАТО были проведены:
оперативное развертывание войск (сил);
воздушная наступательная операция;
систематические боевые действия ВМС НАТО (прежде всего по изоляции ливийского побережья, но не только);
поисково-спасательные и другие специальные операции;
информационная операция (самостоятельная или, как вариант, очередной этап ранее начатой).
Что касается оперативного развертывания войск, то космическая разведка подтвердила перебазирование самолетов и вертолетов ССО, характер которого связан исключительно с ливийским конфликтом.
В дополнение к вышеназванному, изложим нашу гипотезу, которая заключается в том, что в Ливии (несмотря на многочисленные заявления об отказе НАТО от наземной операции) все же была проведена наземная операция. Но ее как таковую не идентифицировали, так как она не имела ярко выраженных признаков операции, проводимой специально созданными наступательными группировками наземных войск (сил). Поэтому мы считаем, что это не была классическая наступательная операция, а аналог специальной операции, которую начали американцы в Афганистане ровно десять лет назад.
Можно предположить, что решение о подготовке и проведении наземной операции было принято после того, как сторонникам теорий "бесконтактного" ведения войны стало понятно, что одними бомбардировками Ливию не победить, а так называемые "повстанцы" воевать против правительственных войск не собираются, несмотря на достойную поддержку авиации НАТО. Напомним, что авиация НАТО произвела более 22000 боевых вылетов, которые кроме жертв среди мирных жителей и разрушения городов, не дали ожидаемого результата, так как правительственные войска быстро к ним адаптировались и начали вполне успешно противостоять повстанцам
Алексей Мисяць пишет:
Авиация НАТО совершила за время операции 26 тыс. вылетов, и из них 9,6 тыс. ударных. По подсчетам самих натовцев: в среднем 150 вылетов в день. То есть чисто боевыми были только треть. Вопрос: что делала авиация в рамках остальных вылетов? Ну, конечно перевозила грузы и участвовала в разведке. На самом деле, это мизер, поскольку разведка осуществляется одним самолетом или зачастую беспилотником, а грузы (оружие, продовольствие и воду) перевозили не самолеты НАТО, а катарские борты. Они же использовались и для десантирования боеприпасов и оружия группам ПНС в тылу каддафистов. Таких десантирований было всего девять, и по их итогам такая практика была признана малоэффективной, и она была прекращена.
не понятно, что смущает-то?
1:3, это вполне нормальное соотношение вылетов ударной и авиации, обеспечивающей БД. Вспомогательная авиация - АВАКСы, заправщики, разведчики, постановщики помех, обеспечение ПВО, летающие КП.
Товарищ Кадумов пишет:
не понятно, что смущает-то?
Просто отмечаю статистические данные. Вопросов немало. Например нигде не нашёл информации о количестве вылетов авиагруппы "Шарля де Голя", её сравнительной эффективности и затратности с ВВС Франции и др. участников вмешательства во внутренние дела Ливии.
Алексей Мисяць пишет:
Например нигде не нашёл информации о количестве вылетов авиагруппы "Шарля де Голя",
Нашёл вот это -
Цитата
Авианосец ВМС Франции покинул Тулон 20 марта и вернулся в базу 12 августа. За это время авиагруппа авианосца летала 120 дней, было выполнено 1360 вылетов, в которых самолеты налетали 3600 часов на ливийском театре военных действий, произведено 2380 катапультных взлетов и посадок на корабль.
NATO and Libya Summary of activities for Operation Unified Protector of the past 24 hours.
Спасибо. Итого французкая палубная авиация выполнила 1/20 всех вылетов, даже на таком ТВД. Не мало. Судя по каличеству катапультных взлётов и посадок, примерно 1190 вылётов самолёты, 170 вертолёты.
Топ лист диктатора/политического лидера осуществляющего самостоятельную политику:
1.) Су-30-Су-35. 2.) ЗРК большой и средней дальности С-300 и тп., 3.) Комплексы ПКР "Бастион", 4.) подводные лодки.
Алексей Мисяць пишет:
Топ лист диктатора/политического лидера осуществляющего самостоятельную политику:
1.) Су-30-Су-35. 2.) ЗРК большой и средней дальности С-300 и тп., 3.) Комплексы ПКР "Бастион", 4.) подводные лодки.
Основа военного потенциала против комбинированной агрессии нового типа. Воздушное наступление с наземной операцией сил специального назначения, под прикрытием "народного восстания".