В сети есть фильм "Арктические союзные конвои 1941-1945 г.г.", созданный к 60-ти летию первого союзного конвоя "Дервиш" киностудией "ПС" и программой "Адмиралтейский час" в 2001 г. и показанный по телеканалу "365" в 2008 г.
Арктические конвои Второй мировой войны проходили из Великобритании и США в северные порты СССР — Архангельск и Мурманск. Всего между августом 1941 года и маем 1945 года насчитывалось 78 конвоев (хотя в интервалах между июлем и сентябрем 1942 года и мартом и ноябрем 1943 года конвои не ходили). В сумме около 1400 торговых судов доставили, в рамках программы ленд-лиза, важные военные материалы в СССР. 85 торговых судов и 16 боевых кораблей ВМФ Великобритании (2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов) были потеряны. Германия потеряла ряд судов, включая один линкор, три эсминца и по меньшей мере 30 подводных лодок, а также значительное количество самолетов.
Маршруты движения союзных арктических конвоев
Первое время конвои отплывали из Исландии но начиная с сентября 1942 года они стали отправляться с базы Loch Ewe в Шотландии. Путь конвоев лежал вокруг оккупированной Норвегии в северные порты СССР и был особенно опасен из-за прохождения вблизи баз немецкой авиации, подводного и надводного флота, а также из-за преобладающих в этих водах плохой погоды.
Каждый конвой имел в своем названии два буквенно-числовых идентификатора, PQ <номер> или JW <номер> для конвоев в Россию, и QP <номер> или RA <номер> для обратных конвоев, исключая самый первый конвой получивший кодовое имя «Дервиш». Аббревиатура PQ (и QP соотвественно) появилась от имени английского офицера П. К. Эдвардса (P. Q. Edwards), занимавшегося конвоями.
«Дервиш» отправился из Исландии 21 августа 1941 года и прибыл в Архангельск десятью днями позже. Конвой был относительно небольшим и состоял всего из шести торговых судов. Эскорт состоял из трех минных тральщиков, трех эсминцев и трех противолодочных траулеров.
Стоит отметить четыре конвоя:
* 30 мая 1942 года, уцелевшие суда конвоя PQ-16 прибыли в Мурманск и Архангельск; конвой оказался настолько успешным в плане доставки военных материалов в Россию что немецкое командование предприняло дополнительные усилия для недопущения прохождения последующих конвоев. * В июле 1942 года, конвой PQ-17 был рассеян после получения сообщений о выходе отряда немецких линкоров и крейсеров на перехват конвоя. Только 11 из 36 торговых судов конвоя прорвались в советские порты. * Бой в Баренцевом море: в декабре 1942 года, немецкие надводные корабли, включая тяжелый крейсер Адмирал Хиппер и карманный линкор Лютцов вышли на перехват конвоя JW51B. Нападение было отбито силами кораблей эскорта. * Бой у Нордкапа: в декабре 1943 года, конвой JW55B был атакован немецким тяжелым крейсером Шарнхорст, который в ночном бою был потоплен британским линкором Герцог Йоркский и кораблями эскорта.
Гибель PQ-17
Арктические конвои привели к значительным изменениям в расстановке морских сил с обоих сторон, что оказало существенное влияние на ход боевых действий на море на других театрах боевых действий. В результате ранних рейдов британских эсминцев в Норвегии, Гитлер пришёл к убеждению что англичане намереваются вторгнуться в Норвегию снова. Это, вместе с очевидной необходимостью остановить арктические конвои в Россию, заставило Гитлера отдать приказ передислоцировать тяжёлые надводные немецкие корабли, включая линкор Тирпиц, в Норвегию. Операция Цербер была предпринята частично по этой причине.
Линкор «Тирпиц»
Tirpitz и другие тяжелые надводные немецкие корабли связывали силы Королевского ВМФ которые могли быть лучше использованы где-то еще, например для сдерживания ВМФ Японии в Индийском океане. Успех рейдов в Атлантике Гнейзенау и Шарнхорст в 1941 продемонстрировал масштабы немецкой угрозы в Атлантике. Однако, с закрытием союзниками непатрулируемого воздушного «окна» над северной Атлантикой, улучшением радио-триангуляционного оборудования, внедрением воздушного радара и предоставлением конвоям эскортных авианосцев, возможности для немецких рейдеров в Атлантике были ограничены.
Ближе к концу войны, военное значение поставок, доставляемых арктическими конвоями, вероятно было не так высоко как символическое, отсюда их продолжение — по настоянию Сталина — в течение длительного времени после того как на Восточном фронте был достигнут перелом в пользу СССР.
"Для полного счастья человека необходимо иметь славное Отечество". Симонид Кеосский, древнегреческий поэт.
Фильм идет всего сорок минут, но "братство полярных конвоев" вряд ли оставит без внимания даже людей не морской профессии. На портале есть информация, по поиску я видел рассказы о подготовке арктических конвоев. Фильм очень понравился мне, да и тема интересует давно.
В конце фильма Президент Ассоциации ветеранов полярных конвоев Юрий Ефимович Александров исполняет песню неизвестного автора времен войны "Дымки":
По курсу норд-ост, по курсу норд-ост под клокочущим паром На северный берег нашей земли Одеты бронею, с суровым товаром Сквозь шторм и туман идут корабли.
Суда англичан и советские шхуны, Маршрут их опасен, и рейс их далек. Под снежным бураном, по белым бурунам — Русский дымок, русский дымок и английский дымок.
А если германец, а если германец их рейсы изведает, Пойдет догонять караван среди льдин, Ударят с советских подлодок торпеды, Торпеды с британских, торпеды с британских пойдут субмарин.
И рейсы их рухнут под пеной седою, Маршрут безвозвратен, и рейд их глубок. Останутся только дымки над водою — Русский дымок, русский дымок и английский дымок.
В шинелях, пропитанных пеною горькою, На северный берег команды сойдут. Британец затянется русской махоркой, А русский матрос, а русский матрос сигарету зажжет.
Пойдут вспоминанья про дни штормовые, Похвалят сердитый морской табачок. Потянутся рядом дымки голубые — Русский дымок, русский дымок и английский дымок.
Даже от самих слов «арктический конвой» кровь стынет в жилах. Без сомнения, это был один из самых опасных маршрутов в истории. Постоянная угроза атаки со стороны немецких U-лодок, авиации и военных кораблей на протяжении всего пути, практически полностью контролируемого врагом, кого угодно могла лишить силы духа. Подлинную сложность этому маршруту придавали суровые погодные условия Севера. На надстройках кораблей образовывалось такое количество льда, что возникала реальная опасность потери устойчивости судна. Для очистки артиллерийских орудий ото льда использовались паровые пушки, но лед нарастал быстрее, чем таял под воздействием струи пара. Плюс осознание людьми неизбежности гибели в случае падения в воду.
Арктические союзные конвои поставляли танки, самолеты, олово, алюминий и другое сырье, необходимое русским для борьбы на восточном фронте. В качестве оплаты этих поставок, большая часть которых осуществлялась в кредит, русские должны были выполнять ответные поставки золота в Британию.
29 апреля 1942 года HMS Edinburgh вышел из Мурманска, эскортируя караван судов PQ11 на пути из России в Британию. Edinburgh представлял собой 10000-тонный корабль крейсерского класса, построенный в Wallsend-on-Tyne в северо-восточной Англии. Длина его составляла 613 футов, максимальная скорость – 32.5 узла. Огневая мощь корабля была весьма внушительной и обеспечивалась двенадцатью 6-дюймовыми и двенадцатью 4-дюймовыми пушками, а также четырьмя самолетами типа Walrus. На борту корабля находились 850 человек, включая около 30 страдавших обморожением моряков. Были на борту и пассажиры, главным образом, чешские и польские официальные лица. Как крупнейший и наиболее мощный военный корабль конвоя, Edinburgh был флагманским кораблем контрадмирала Стюарта Бонам-Картера (Stuart Bonham Carter) – общего командира конвоя. Сам Edinburgh находился под командованием капитана Хуга Фолкнера (Hugh Faulkner). Незадолго до отбытия Edinburgh получил 93 маленьких деревянных ящика. Каждый ящик был опломбирован двумя свинцовыми пломбами. Ящики были размещены в бомбовом отсеке, расположенном по правому борту судна под капитанским мостиком глубоко в недрах корпуса. Содержимое ящиков должно было держаться в строжайшем секрете, но, поскольку один из ящиков во время погрузки упал на палубу и разбился, всей команде стало известно, что Edinburgh везет золото. Говоря точно, на борту находились 465 слитков золота, упакованных по 5 слитков в каждый ящик, и каждый слиток весил около 28 фунтов. Общая стоимость золота составляла 1 547 080 фунтов стерлингов. Золото было застраховано на 1/3 в Лондоне и на 2/3 в Москве. Общая масса золота составляла около 5.5 тонн. Воздушная разведка немцев обнаружила формирование каравана QP11 еще в Мурманске. На второй день похода, 30 апреля 1942 года в 11.20, подводная лодка U-456, под командованием капитан-лейтенанта Макса Тайхерта (Max Teichert), засекла крейсер. В этот момент Edinburgh находился примерно в 15 милях впереди остального конвоя, пытаясь установить границы ледяного поля. U-лодка выслеживала крейсер в течение почти 5 часов, пока, наконец, не наступил удобный момент. Первая торпеда ударила в правый борт Edinburgh неподалеку от бомбового отсека. Помещение, в котором находился главный распределительный щит, быстро заполнилось водой, равно как и несколько расположенных рядом помещений. Почти сразу же вслед за первой торпедой ударила вторая – теперь уже в корму корабля. Вся кормовая секция вместе с рулевым механизмом отломилась и затонула. Заполнение корабля водой продолжалось, и он начал приобретать сильный крен. Поступление воды удалось прекратить, закрыв водонепроницаемые двери в переборках и задраив люки. В течение получаса крен был скорректирован путем заполнения других отсеков морской водой. Третья торпеда, выпущенная U-лодкой, прошла мимо мишени.
В сети есть интереснейший фильм «Тайны века. Золото “Эдинбурга”. Подводная эпопея». Производство: ТК Формат ТВ , 2007. Вот небольшой ролик:
Почти полвека одна из неразгаданных тайн Второй мировой войны была надежно похоронена на дне моря. Пять тонн слитков высшей пробы. Золото Сталина. Часть золотого запаса Советского союза, который бесследно исчез на пути в Англию. Осенью 1941 английский крейсер "Эдинбург" с золотым грузом при загадочных обстоятельствах был потоплен в Баренцевом море в трех днях пути от Мурманска. Крейсер затонул на большой глубине. Найти разгадку гибели крейсера и исчезновения золотого груза долгие годы считалось технически невозможным. Одна из самых секретных операций времен второй мировой войны с годами превратилась в одну из легенд о подводных сокровищах. В разгар холодной войны бывшие союзники, а теперь непримиримые враги, Советский союз и Великобритания, объединяют усилия в поисках пропавшего золота Сталина. Но, как выяснится позднее, охота за золотым кораблем была только прикрытием секретной разведывательной операции. Ценный груз мог стать ключом к сведениям, которые в буквальном смысле были на вес золота для западных разведок. В фильме использованы уникальные съемки и документы из личных архивов участников экспедиции, приводятся неизвестные ранее факты участия советских и западных спецслужб в этой операции века. О событиях рассказывают непосредственные участники: Леонид Мелодинский, капитан 2-го ранга, сотрудник НИИ 40, один из двух советских членов международной экспедиционной команды; военный историк Олег Крымцев, капитан 1 ранга в отставке, принимавший участие в подготовке экспедиции и Анатолий Злобин, заместитель председателя Ингосстраха в 80-е годы, лично курировавший поиски и принимавший золото при доставке в Мурманск. Кроме того, в фильме принимают участие российские и зарубежные подводные археологи.