"Официальная история, как правило, сшита из мифов". (Олег Кошелев)
А нужно ли, с прагматической точки зрения, развенчивать те мифы, которые составили уже легендарное представление о прошлом?
В данном случае меня интересует не идеалистический подход, а Ваше прагматичное мнение по таким вопросам как:
1) Должны ли нахимовцам преподавать историю про Петра Первого таким образом, чтобы они знали и о пытках Петровского времени?
2) Должны ли курсанты Санкт-Петербургского Военно-Морского Института (Морской корпус Петра Великого) снять Петра I с пьедестала Великого и не чтить его как основателя Русского флота за то, что, с точки зрения XX века, Пётр был жесток?
3) По истории личности Петра - Что бы Вы стали преподавать своему ребёнку в первую очередь : а) весёлые байки про Петра I (фольклор); б) Великие дела Петра I; в) жёсткие самодержавные решения Петра I ; г) личная жестокость Петра I?
Если постановка вопросов Вас удивляет, то прошу ознакомиться с высказываниями в адрес Петра I в теме "Отец русского Флота Пётр Первый".
Попробую ответить по пунктам. Разумеется - это мой сугубо субьективный взгляд.
1. Историю преподавать должны всем и нахимовцам и ненахимовцам тоже. Думаю, что её нужно преподавать таким образом, чтобы как можно объективнее и реалистичнее смотреть на вещи без личностных оценок и привнесения идеалогической окраски. В этом случае, личность выросшая на своих "исторических идеалах" хотя бы застрахована от крушения убеждений, типа тех которые многие из нас испытали в 90-е годы, когда общественные взгляды на определённые исторические события, а также оценки некоторых исторических персонажей, поменялись диаметрально.
2. Исходя из пункта первого, курсанты Санкт-Петербургского Военно-Морского Института (Морской корпус Петра Великого) конечно же должны знать как о жестокости Петра, так и о том, что его считают основателем Русского флота. "Чтить" слово отнюдь не тождественное слову "любить". Снимать с пьедестала не стоит как, впрочем, и "рыдать от умиления" при любом упоминании об этом императоре.
3. Мой сын уже взрослый (рискну предположить что на пару тройку лет младше Вас, Лена). Так вот, когда он и в школе и в ВУЗе изучал историю, мне конечно же было интересно почитать его учебники. К своему удовлетворению, в современных российских учебниках (по крайней мере в тех, по которым преподают историю в ВУЗах) личность Петра раскрывается с разных сторон. Там он и деспот и великий реформатор, и, кстати, глубоко несчастный в личном плане человек. Мой сын даже писал реферат по кафедре истории на тему петровских реформ. И конечно же не забыл упомянуть в этом реферате о четвертованном по делу петровской тайной канцелярии, моём однофамильце (я о нем ранее писал на этом форуме). В московском театре "Современник" идет отличная пьеса "Шут Балакирев" где неплохо, на мой взгляд, раскрывается тема личности Петра I, как глубоко несчастного в личностном плане человека, но одновременно патриота своей страны и великого деспотичного русского Государя-Императора.
Надеюсь, я достаточно подробно изложил свои взгляды на поставленные Вами вопросы.
____________________________________________
В действительности всё не так как на самом деле...
Лена Штрэлер:
А нужно ли, с прагматической точки зрения, развенчивать те мифы, которые составили уже легендарное представление о прошлом?
Полностью поддерживаю мнение Игоря по всем пунктам.
Я воспитана на мифах, однако это не мешает мне не идеализировать такие исторические личности, как Пётр Первый, а воспринимать их именно как человека, со всеми недостатками, ошибками и слабостями. Узнав что то однажды, не значит, что этого необходимо придерживаться "как слепой плетня" Чем больше мы будем знать об исторических личностях, тем лучше, какие здесь могут быть вопросы? И вообще я не понимаю что значит "любить" Петра? Он не папа и не мама, и даже не Петя из соседнего двора. Личность Петра необходимо изучать, а не любить. Имхо.
Кстати о "Мифах". Вот древние греки чтили Ахилла как великого героя, прекрасно зная что этот полумифический герой опозорил тело своего врага тем, что привязав его к колеснице за ноги, протащил волоком вокруг Трои на глазах матери Гектора Гекубы и жены Андромахи. Даже для древних греков этот поступок был, ммммммм, чрезмерно жестоким, не совсем корректным и достойным героя. Но тем не менее, греки Ахилла чтили. Любили ли они его? Вопрос.
____________________________________________
В действительности всё не так как на самом деле...
История всегда смущала меня тем, что приходится доверять написанному, доверять авторитетам (и невозможно пройти через полное логическое доказательство). Откуда, например, я могу знать, что рассказы о жестокости Петра I есть правда? Ведь видеоплёнки с его "крутыми" поступками, как говорится, не осталось, а завистники и конкуренты могли много чего и присочинить. Долго ли сочинить?
В то же время есть свидетельства очевидные:
- город Санкт-Петербург, на топях построенный, стоит реально;
- Основы Флота Пётр вовремя заложил и поэтому нет отставания, а есть современный флот .
Отсюда:
если , например, меня попросят 3 минуты реферата перед старшими скаутами, то из моего вопросника по пункту 3 я выберу пункт б), то есть буду говорить о Великих делах Петра. Если перед младшими, то возьму пункты а), б).
И когда Вы говорите:
Цитата
Игорь Выморков:
Снимать с пьедестала не стоит
то тот же выбор делаете (что я, конечно, приветствую).
А вопрос - не праздный. Это вопрос приоритетов. Ведь у обучающихся курсантов вермени на диссертацию по Петру I нет. Отсюда, нужно выбирать, какую линию идеологии гнуть. Поэтому, Диана, Ваш взгляд
Цитата
Диана Быть:
Чем больше мы будем знать об исторических личностях, тем лучше, какие здесь могут быть вопросы?
на практике не работает.
А необходимость в "героях" и в позитивной идеологии всегда есть и будет , потому что идеология мобилизует.
Ведь не зря же называют корабли гордыми и красивыми именами - скажем, "Проворный", а не "Жестокий".
Цитата
Диана Быть:
И вообще я не понимаю что значит "любить" Петра? Он не папа и не мама, и даже не Петя из соседнего двора. Личность Петра необходимо изучать, а не любить. Имхо.
Что мы и делаем на форуме. Только, Диана, замечание Ваше - по стилю, а не по существу.
Я уже поняла, что слово "любить" участников раздражает и поэтому сознательно не употребляла его здесь. Тем не менее, правомерность употребления этого слова по отношению к неродственникам существует в выражениях:
- "люблю музыку Чайковского"
- Love it! - в смысле, что "классный"
- "Мой любимый поэт" (а не "любимый мужчина", Диана!)
Мой взляд работает только на практике и расчитан на тех людей, которые хотят знать историю, а не усваивают то, что им кто то дает. И своему ребёнку я представляю Петра именно таким, каким он был, во всем его величии и противоречивости, а не яркий лубок. Кроме официальной идеологии, для думающего человека, всегда найдётся источник информации. И не имеет значения курсант он или студент университета.
Относительно любви к Петру Первому:согласитесь, что "любить музыку Чайковского" звучит хорошо, а "любить Чайковского" несколько... "двусмысленно" Поэтому и такая реакция.
Диана Быть:
Мой взляд работает только на практике и расчитан на тех людей, которые хотят знать историю, а не усваивают то, что им кто то дает. И своему ребёнку я представляю Петра именно таким, каким он был, во всем его величии и противоречивости, а не яркий лубок. Кроме официальной идеологии, для думающего человека, всегда найдётся источник информации. И не имеет значения курсант он или студент университета.
Категоричность утверждения, для "чистоты эксперимента", хотелось бы соизмерить со следующими параметрами:
1) Как часто Вы обращались в ГАРФ за оригиналами ист. документов с целью подкрепить свой рассказ ребёнку доподлинными и лично Вами проверенными документами?
2) В каком отношении
Количество часов, проведённых Вами на форуме, будет соответствовать Количеству времени (в часах), которых Вы тратите на чтение оригиналов и проверку фактов по первоисточникам?
(точный подсчёт не нужен - выберите вариант, к которому Вы ближе)
а) 1: 1
б) 1: 0,5
в) 1: 0,001
3) Готовитесь ли к каждой теме (на форуме) как к семинару?
Лена Штрэлер:
Ведь видеоплёнки с его "крутыми" поступками, как говорится, не осталось, а завистники и конкуренты могли много чего и присочинить. Долго ли сочинить?
А разве нельзя подделать (срежиссировать) видеопленку? Тогда чему Вы будете вообще верить? Каким источникам?
Удалено модератором
Давайте для "чистоты эксперимента" лучше глянем:сколько человек, после удаления моего коммента модератором, напишет то же самое, что и я!