Почему на подводной лодке не заканчивается кислород?
Человек дышит воздухом, в котором содержится кислород. И как не странно, но в ограниченном пространстве отсеков подводной лодки он заканчивается. Чтобы его воспроизводить были придуманы установки регенерации воздуха. Принцип их работы прост и позволяет получать кислород из забортной воды.
Как эти установки работают?
Во всех морях и океанах вода солёная. Солёная вода проводит электрический ток. Если взять стакан с морской водой и опустить туда два стальных стержня. Подать на них постоянный ток – на один стержень «плюс», на другой стержень – «минус». Вода начнёт кипеть с обильным газовыделением. На одном стержне активно выделяется кислород, на другом – водород. В реальных установках сделаны специальные заборники, которые собирают кислород и водород. Кислород поступает в специальные резервуары, а из них в строго определённых дозах распределяются по всем отсекам лодки. Водород удаляют в струю винта.
Эта простая схема. На самом деле установки регенерации воздуха –УЭРВК, достаточно сложное инженерное сооружение.
Автор: Дмитрий Онуфриев
Спасибо, текст ушел на правку. Было бы отлично, если бы Вы добавили наглядности - описали, как выглядят эти установки, из чего сделаны, велики ли они и где располагаются на ПЛ.
"Синий предел, вольная высь,
Даль манит за горизонт.
Назло всем смертям с рожденья ставит на жизнь
В море влюбленный народ".
Артем Богданов пишет:
Было бы отлично, если бы Вы добавили наглядности - описали, как выглядят эти установки, из чего сделаны, велики ли они и где располагаются на ПЛ.
Установка достаночна большая. Представляет собой бочкообразную форму, высотой с человеческий рост. Очень много манометров, труб разного диаметра, заливных горловин, рудукторов, баллонов и т.д.. Отдельно стоят компрессорные установки этой системы. На нашей лодке располагалась в 3-е отсеке на нижней палубе.
nick191 пишет:
Это касается только атомных пл. На дизельных - все гораздо проще. РДУ, В-64, Я-1.
Вы не правы. На атомных это тоже всё присутствует, но используется в аварийных ситуациях. У нас в автономке было так, что УЭРВК вышла из строя. Начхим привык, что у него всё работает как часы. Экипаж стал ощущать излишнюю сонливость. Заступаешь на вахту, глаза закрываются, утомляемость сильная. Еле вытягива 4-е часа вахты.
А у командира в каюте был аквариум. Там плавали две декоративные белые лягушки. Командир вызвал начхима к себе и приказал провести замеры состава воздуха в отсеках, когда лягушки в аквариуме всплыли вверх пузом. Замерил - концентрация углекислого газа превысила предельную. Вот тогда, вскрыли ящики с комплектом В-64 и установили их в РДУ.
Две недели проводили ремонтные работы. При всплытии на перископ делали компрессором разряжение в корпусе, выдвигали РКП и засасывали свежий морской воздух в отсеки. Это был такой ВОЗДУХ. Казалось, что в нём обоняние чувствует все элементы Таблицы Менделеева. Отчётливо ощущался йод, марганец.
Такое запоминается на всю жизнь. Учит ценить самое простое - чистое небо, яркое солнце и свежий воздух.
Цитата
nick191 пишет:
Это касается только атомных пл. На дизельных - все гораздо проще. РДУ, В-64, Я-1.
Вы не правы. На атомных это тоже всё присутствует, но используется в аварийных ситуациях.
И в чем же я не прав? Разве я утверждал, что на пла отсутствуют РДУ и В-64?
Я только сказал, что дизельных пл нет УЭРВК.
"Почувствуйте разницу".
Отличие в том, что "аварийная ситуация" для пла является "штатной" для дизельной пл.
Цитата
У нас в автономке было так, ..... Замерил - концентрация углекислого газа превысила предельную.
Дмитрий Онуфриев пишет: А у командира в каюте был аквариум. Там плавали две декоративные белые лягушки. Командир вызвал начхима к себе и приказал провести замеры состава воздуха в отсеках, когда лягушки в аквариуме всплыли вверх пузом.
Однажды некий НШ, убывая на БС одной из пл 613 пр., принес на борт в пятилитровой банке золотую рыбку. Ухаживать за ней поручили химику. Через неделю рыбка сдохла. Когда химика опросили "при помощи палки и веревки", тот признался, что ему жалко стало рыбку, которая все время всплывала к поверхности, высовывала морду над водой и "пыталась подышать". Химон решил, что ей "кислороду нехватат" и начал потихоньку крошить ей в воду регенерацию.
В результате рыба просто сдохла в растворе образовавшейся щелочи.
Я прав буду, если скажу, что есть два процесса, а именно генерация кислорода путем электролиза воды и очистка воздуха от излишнего углекислого газа (scrubbing)? Что из этого называется регенерацией? И то и другое части этого процесса, или только второе? (я раньше был уверен, что только второе, но я конечно не знаком со спецификой). Естественно, как я понимаю, на дизелях возможен только второй процесс.
"Если вы не отзоветесь, мы напишем в Спортлото" - В. Высоцкий
Алексей Д пишет:
Я прав буду, если скажу, что есть два процесса, а именно генерация кислорода путем электролиза воды и очистка воздуха от излишнего углекислого газа (scrubbing)? Что из этого называется регенерацией? И то и другое части этого процесса, или только второе? (я раньше был уверен, что только второе, но я конечно не знаком со спецификой). Естественно, как я понимаю, на дизелях возможен только второй процесс.
На "дизелях" используют химическую регенерацию воздуха. Химическое вещество (скажем, к примеру, надперекись натрия) поглощает углекислоту и выделяет кислород.
Поэтому "регенерацией" называют как сам "процесс", так и вещество, которое в этом процессе "участвует".
На пла (всвязи с наличием "многа электричества") кислород "добывают" из воды. А куда девают углекислоту - точно не знаю.