Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Единая судовая энергетическая система

Как создать
единую судовую
энергетическую систему

Поиск на сайте

Главная / Форум / ВМФ: Главное / Плавали, знаем / Карская экспедиция-2009

Карская экспедиция-2009

   RSS
Карская экспедиция-2009, организация и проведение общероссийской экспедиции памяти к месту гибели конвоя БД-5
Уважаемы дамы и господа! 2008 год проходит под статусом Международного года Арктики. Российская Арктика – регион особых геостратегических интересов государства и долговременных экономических интересов общества, прежде всего с точки зрения освоения и рационального использования природных ресурсов и обеспечения глобального экологического равновесия, что обуславливает ее выделение в самостоятельный объект государственной политики. Как было заявлено В.В. Путиным на заседании президиума Госсовета Российской Федерации, который проходил в апреле 2004 г. в городе Салехарде, государственная политика на Севере и в Арктике должна быть адекватна современным условиям развития нашей страны и одновременно учитывать особое для страны геополитическое, хозяйственное и оборонное значение этого региона. Одним из основных направлений деятельности нашего государства в этой области является поддержка общественных движений и благотворительной деятельности, направленных на достижение устойчивого развития арктической зоны Российской Федерации. В Арктике сегодня идет конкурентная борьба, и она будет разворачиваться все сильнее и сильнее. Именно здесь пересекаются интересы НАТО, стран циркумполярной зоны, Евросоюза и России. Здесь – на Севере и в Арктике – проходят перспективные транзитные и транспортные коридоры. Коридоры, в которых заинтересованы и российская, и мировая экономика. Для усиления и закрепления позиции России в Арктике вплоть до Северного полюса имеет немаловажное значение реализация крупномасштабных научных проектов, в том числе и исследовательских, по маршрутам, связанным с историческими событиями освоения россиянами просторов Северного Ледовитого океана. Предлагаем Вам принять участие в организации или работе по осуществлению «Карской экспедиции-2009». Формат экспедиции – общероссийская экспедиция памяти. Название – «Карская экспедиция-2009». Её цели – осуществить поиск месторасположения залегания на грунте судов конвоя БД-5 и проведение траурной церемонии отдания воинских почестей погибшим с возможной установкой памятного знака на одном из близлежащих от места гибели островов. Суда конвоя БД-5 были торпедированы 12 августа 1944 года немецкой подводной лодкой в 60 милях недалеко от острова Белый в водах Карского моря. Погибло по разным данным от 260 до 380 человек. События, произошедшие в августе 1944 г., являются трагичной страницей истории Великой Отечественной войны в Арктике. Планируется провести «Карскую экспедицию-2009» в августе 2009 г. Если нам не удастся провести экспедицию в 2009, то проведём в 2010 году. Хотелось бы приурочить проведение экспедиции к 65-летию трагедии в Карском море. Во время экспедиции возможна установка памятного знака на одном из островов (вариант – о. Белый). Начат поиск фамилий выживших, погибших во время трагедии. Мала вероятность того, что мы найдём спасённых в настоящий момент во здравии. Но всё-таки остаётся надежда. Мы можем найти их родственников. Появились различные варианты выполнения экспедиции. В настоящий момент существуют два организатора: региональное общественное объединение «Полярный конвой» (г. Санкт-Петербург), городская общественная организация обдорских краеведов «Родник» (г. Салехард). У РОО «Полярный конвой» уже есть опыт проведения подобных экспедиций. По одному из вариантов, мы хотели совершить экспедицию на двух судах, один со специалистами и оборудованием, второй – с пассажирами. Маршрут экспедиции будет зависеть от маршрута судов, идущих либо целенаправленно к месту гибели судна «Марина Раскова» (транспортное судно конвоя БД-5), либо выполняющих этот рейс попутно. Карские экспедиции имеют длительную историю, начавшуюся в 20-х годах прошлого века. И данная экспедиция является продолжением славных традиций. «Карская экспедиция-2009» будет одним из мероприятий, посвящённых празднованию 65-летия Победы. Организации и физические лица, желающие участвовать в «Карской экспедиции-2009» могут быть: 1. генеральным спонсором; 2. спонсором; 3. информационным спонсором (по территориальному признаку: региональный, федеральный; по виду СМИ: печатный, электронный, комбинированный); 4. региональным представителем; 5. участником экспедиции; 6. помощником; 7. организатором проведения определённых работ; 8. сочувствующим. Для осуществления «Карской экспедиции-2009» требуется: 1. Информационная помощь. 1.1. Распространение информации через Интернет, направленной на целевую аудиторию: потенциальные организаторы, респонденты, спонсоры, участники, помощники, региональные представители и сочувствующие. 1.2. Распространение информации через местные и региональные средства массовой информации (печатные, телевизионные), направленные на целевую аудиторию: потенциальные организаторы, респонденты, спонсоры, участники, помощники, региональные представители и сочувствующие. 1.3. Распространение через средства массовой информации для создания общественного мнения и общественной поддержки экспедиции. 2. Финансовая помощь (для получения её требуется на первом этапе наличие писем поддержки организаций и известных людей, создание общественного мнения необходимости проведения «Карской экспедиции-2009». 3. Помощь респондентов – участие в информационных проектах в Интернете и средствах массовой информации, оказание помощи в поиске информационных материалов. 4. Помощь (возмездная и безвозмездная) специалистов различных специальностей (историков, краеведов, руководителей и работников средств массовой информации, музеев, архивов, общественных организаций, морских портов, учреждений, владеющих морскими судами, водолазов, гидрографов и др.) в подготовке экспедиции. 5. создание на общественных началах региональных центров по организации и проведению «Карской экспедиции-2009». Согласие оказать помощь в организации проекта «Карская экспедиция 2009» выразили Российский Государственный Музей Арктики и Антарктики (г. Санкт-Петербург), Архангельский областной краеведческий музей, газета «Правда Севера» (г. Архангельск), газета «Моряк Севера» (г. Архангельск), Архангельский государственный социально-мемориальный центр «Поиск», молодёжная общественная организация «Союз поисковых отрядов «Имени павших» (г. Архангельск), администрация муниципального образования городское поселение Диксон, Ямало-Ненецкое региональное отделение партии «Справедливая Россия» (г. Салехард), региональная общественная организация краеведов «Обдория» (г. Салехард), ГУ «Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского», филиал ФГУП ВГТРК ГТРК «Ямал» (г. Салехард), информационное агентство «Север-Пресс» (г. Салехард), ГУ «Северное издательство» (г. Салехард), интернет-газета «Ямал-информ», газета «Красный Север» (г. Салехард). География и список участников расширяется. Организаторы приглашают всех желающих принять участие в организации и содействии проведения «Карской экспедиции-2009». Открывая интернет-страницы форумов, Вы окажете помощь в осуществлении святого дела. И помните: «кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Тот, кто не дал забыть, – сам сделал шаг к бессмертию». В настоящее время Вы можете посетить следующие интернет-страницы: http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=612 «Карская экспедиция -2009» http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=606 Конвой БД-5 http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=607 Козлов Матвей Ильич http://www.polarpost.ru/f/viewtopic.php?id=788 Внимание! Ведётся поиск http://srpo.ru/forum/index.php?topic=427.0 http://www.soldat.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=14259&start=40&st=0&sk=t&sd=a http://www.polk.ru/forum/index.php?showtopic=1138 http://budaev.pochta.ru/xolm/z-nordflot-K5.htm Заявки на поиск участников конвоя БД-5 или их родственников размещены на сайте передачи «Жди меня» www.poisk.vid.ru
Страницы: Пред. 1 ... 16 17 18 19 20 ... 23 След.
Ответы
Газета «Правда Севера» от 10.08.1938 г., 4 стр. Замечательный полет тов. Козлова Борт ледокола «Ермак», 8/VIII (по радио от наш. спец. корр.). 6 августа с острова Диксон взлетел самолёт «Н-243», пилотируемый летчиком орденоносцем М. Козловым. Он взял направление к мысу Молотова (Северная оконечность Северной Земли). В этот рейс летчик Козлов обследовал район до мыса Молотова и острова Большевик. Сведения, полученные от него, дали возможность «Ермаку» определить выход из льдов в обратный путь. Ледокол, но теряя времени, двинулся с караваном, держа курс в Карское море, на буксире имеет пароход «Урицкий». «Литке», буксирует «Молокова» и следует за «Ермаком». Как заявил Герой Советского Союза тов. Алексеев, в рейсе самолета «Н-243», по маршруту Диксон – мыс Молотова пролив Вилькицкого т. Козловым проделана глубокая ледовая летная разведка. Четырнадцать часов пришлось летчику Козлову пробыть в воздухе перекрывая треугольник протяжением 2 500 километров. До сих пор, – говорит тов. Алексеев, – максимальное расстояние, покрываемое при ледовых разведках, не превышало 1400 километров. Н. Гусаров
Начальник штаба авиации дальнего действия Отзыв на транспортную авиационную группу из авиации дальнего действия, состоящего из четырёх самолётов СИ-47 под командованием командира группы подполковника Козлова Матвея Ильича Группа в составе четырех самолетов СИ-47 под командованием подполковника Козлова находилась в оперативном подчинении командира Беломорской авиационной группы ВВС Северного флота с 10 октября до 7 декабря 1943 года. Групп выполняла следующие задачи: 1. Ледовая разведка. 2. Воздушная разведка ПЛ противника и противолодочная оборона конвоя. 3. Транспортировка воённых грузов, людского состава на передовые аэродромы Северного Флота и на оперативные аэродромы Беломорской военной флотилии. Благодаря умелому руководству подполковника Козлова, серьёзного отношения к порученному делу командиров кораблей Гоевого, капитана Тишко, гвардии старшего лейтенанта Киселева, капитана Валухова и всего личного состава в трудных метеорологических условиях дальнего Севера, группа произвела всего 79-самолёто-вылетов и общим налётом 308 часов 23 мин., перевезено груза 137700 кг, пассажиров 547 человек. С поставленными задачами группа справилась отлично. Весь личный состав работал добросовестно с полной ответственностью за порученное дело, не считаясь со временем. После сдачи трёх самолётов ВВС СФ тов. Козлов оттренировал на самолёте СИ-47 вновь назначенных трёх командиров кораблей. За добросовестную проведённую работу всему личному составу группы командир Беломорской авиационной группы ВВС СФ объявил благодарность. Начальник штаба Беломорской авиагруппы ВВС СФ майор Нилков. «__» декабря 1943 г. Материалы из фонда музея авиации Севера (г. Архангельск)
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ на пилота 1-го класса ГВФ Московского отдельного авиаотряда Полярной авиации Главсевморпути ММФ тов. КОЗЛОВА Матвея Ильича к награждению знаками ГВФ "За налет" 3.000.000 км. Рождения 1902 г., 16 мая. Член КПСС, Образование: общее – среднее, специальное – Военно-морское училище. Авиационное – школа морских летчиков в 1925 году. Летный центр ГВФ а 1941 году, курсы усовершенствования Высшего и старшего начсостава ГВФ в г. Ленинграде в 1953 г. Награжден: 3-мя орденами Ленина, 4-мя «Красное Знамя», 2-мя Отечественной война 1-ст., «Красная Звезда», «Трудовое Красное Знамя» и шестью медалями. Ранее награжден знаками ГВФ «За налет» 300.000 км. и 500.000 км. приказ ГУГВФ № 112 от 23.03.1939 г. ХАРАКТЕРИСТИКА На летной работе с 1924 года. Начал летать военным летчиков в ВВС КА. В Полярной авиации работает о 1932 года в качестве пилота-командира корабля, с перерывов во время Финской компании и Великой Отечествённой войны, когда он находился в ВВС КА. Летал днем и ночью в сложных метеоусловиях на сухопутных и морских самолетах. Основная его летная работа протекала на специальных заданиях, ледовой авиаразведке и транспортных перевозках в условиях Арктики. Начиная о высадки первой дрейфующей станции в 1937 году, он участвовал в большинстве основных высокоширотных арктических летних экспедициях. Аварий и поломок по своей вине, а также дисциплинарных взысканий за летную работу не имел. Дисциплинирован и исполнителен. Имеет общий налет 16 977 час 16 мин., что соответствует 3.623.087 км. В настоящее время отошел от летной работы по возрасту. ВЫВОД: за безаварийную и безупречную роботу достоин награждения знаками ГВФ «За налет» 3 000 000 км. Командир Московского отдельного авиационного отряда П. Москаленко Зам. командира отряда по политчасти А.Лебеденко Материалы из фонда музея авиации Севера (г. Архангельск)
Справка Дана командиру аварийно-спасательной эскадрильи Московского отдельного авиационного отряда Полярной авиации, пилоту 1 класса тов. Козлову Матвею Ильичу в том, что за период его лётной деятельности с 1924 года по 1-е января 1958 года включительно имеет налёт 16977 часов 16 мин., что соответствует 3 623 087 км. пройденного пути, в том числе по годам и типам самолётов. Сама справка здесь.
.rtf (109.44 КБ)
Награды, благодарности и поощрения: орден Ленина (№ 3648, Постановление ВЦИК от 27.06.1937 г.), орден Ленина (№ 57240, Указ Верховного Совета СССР от 16.11.1947 г.), орден Ленина (№ 115858, Указ Верховного Совета СССР от 24.06.1949 г.), орден «Красного Знамени» (№№ 4486, Указ Верховного Совета СССР от 25.06.1940 г.), орден «Красного Знамени» (№ 164213, Указ Верховного Совета СССР от 21.07.1946 г.), орден «Красного Знамени» (№11252-2, Указ Верховного Совета СССР от 03.10.1944 г.), орден «Красного Знамени» (№ 2020-4, Указ Верховного Совета СССР от 10.11.1952 г.), орден «Трудового Красного Знамени» (№ 409, Постановление ВЦИК от 20.01.1934 г.), орден «Отечественной войны» 1 степени (№ 279700, Указ Верховного Совета СССР от 02.12.1945 г.), орден «Отечественной войны» 2 степени (№ 92796, Указ Верховного Совета СССР от 12.03.1944 г.), орден «Красной Звезды» (№ 2308, Постановление ВЦИК от 25.02.1937 г.), медаль «За оборону Севастополя» (Указ Верховного Совета СССР от 1944 г.), медаль «За оборону Советского Заполярья» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 05 декабря 1944 г., медаль вручена в мае 1945 г.), медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 09 мая 1945 года, медаль вручена 10 июля 1945 г.), медаль «ХХХ лет Советской армии и флота» (медаль вручена 01 июля 1948 г.), медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 06 июня 1945 г., медаль вручена 08 августа 1946 г.), «Ударник коммунистического труда» (решение МК № 20 от 26 октября 1965 г.), медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 07 мая 1965 г. медаль вручена 21 июня 1966 г.), медаль «50 лет Вооруженных сил СССР» (медаль вручена 28 декабря 1970 г.), медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (01 апреля 1970 г.), медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1975 г. медаль вручена 07 октября 1975 г.), медаль «Ветеран Вооружённых сил СССР» (приказ Министра Обороны СССР № 331 от 21 декабря 1976 г.), медаль «В память 800-летия Москвы» (от имени Президиума Верховного Совета СССР награждён исполнительным комитетом Московского городского Совета депутатов трудящихся, 21 июля 1948 г.), знак «За доблесть и отвагу в Великой Отечественной войне (МО СССР), «Почетный полярник» (приказ ГУСМП при СНК СССР № К-115 от 31.01.1940, значок № 468), «Почетный полярник» (Министерство Морского флота, приказ № 2/н от 02.01.1975 г., значок № 5660), нагрудный знак «Отличник Аэрофлота» (Министерство Гражданской авиации СССР, приказ № 700/Л от 20 октября 1967 г.), автомобиль «М-1» за высадку дрейфующей станции «Северный полюс», Постановление СНК СССР 1938 г., мотоцикл – за отличную технику пилотирования личную и в звене, приказ РВС СССР № 323228 1928 г., Н.ВВСЧМ в порядке приказа РВС СССР № 32328 выдан мотоцикл «Харлей Девидсон» по себестоимости – 29.06.1929 г., приказ № 183§ 5. за оказание помощи и вывоз на самолёте потерпевших бедствие группы офицеров в Карском море – ручные часы, приказ Министра Вооружённых сил № 00270 от 27.12.1949 г. денежная премия за высокие производственные показатели в работе и проявленной при этом инициативе (приказ № 55 от 09.09.1964 г.), командованием ВВС ЧМ за достигнутые успехи денежной наградой – 13.09.1928 г., приказ № 273 § 6, «Почётная грамота» – за активное участие в подготовке и проведении воздушной экспедиции «С-9» (приказ Мин. обор. мор. фл. № 299/н от 27.09.1957 г.), «Почётная грамота» – за безупречную работу в честь 25-летия ГУСМП (приказ Мин. МФ.№ 354 от 16.12.1957 г.), благодарность за отличное выполнение спецзадания (приказ № 46 от 05.04.1956 г.), благодарность и именной ценный подарок за долголетнюю и безупречную работу в связи с 25-летием работы в Полярной Авиации (ком. МОАД приказ № 22 от 19.01.1957 г.), благодарность, командованием отряда за внимательное отношение к выполнению заданий и активное участие в общественной работе –– 26.09.1928 г., приказ № 286 § 2.
Хронология жизни Матвея Ильича Козлова 16.05.1902 года – день рождения Матвея Ильича Козлова. 04.1920–10.1920 г. – оружейные мастерские 6-й армии г. Вологда, красноармеец. 10.1920–05.1921 г. – Вологодская область, село Троице-Епальское, народный учитель. 01.08.1921–08.10.1921 г. – учебный корабль «Океан», курсант. 01.08.1921–05.08.1921 г. – краснофлотец, 2-й Балтийский флотский экипаж. 05.08.1921–25.10.1921 г. – курсант, ускоренные курсы техников комсостава флота на у/с «Океан» 10.08.1921 г. – зачислен на ускоренные курсы техн. Флота. 10.10.1921–20.10.1921 г. – курсант, находился в плавание на учебном корабле «Астарта» до её аварии в Финском заливе в качестве старшего комендора. 1921–1924 г. – училище комсостава флота в г. Ленинграде (Военно-морское училище им. Фрунзе). 25.10.1921 г. – командирован в училище КС Флота для прохождения военно-морского образования. 10.05.1922–02.10.1922 г. – линейный корабль КБФ «Марат» для прохождения практики. 02.10.1922 г. – списан с ледокола «Марат» в училище комсостава флота после окончания практики. 10.05.1923–10.10.1923 г. – крейсер КБФ «Аврора», для прохождения практики. 10.06.1924–10.08.1924 г. – учебный корабль КБФ «Трефеме» для прохождения практики. 15.08.1924 г. – откомандирован в Егорьевскую высшую школу ВВС РККА для прохождения теоретического курса авиации. 15.08.1924–10.09.1924 г. – курсант, Военно-теоретическая школа ВВС КА в г. Егорьевске, приказ по школе № 214 и приказ № 237 от 05.09.1924 г. 10.09.1924 г. – прибыл в школу … 12.09.1924–15.02.1926 г. – слушатель, Высшая военная школа красных морских лётчиков в г. Севастополе, приказ по школе № 259 от 12.09.1924 г., приказ по школе № 34 от 10.02.1926 г. 01.03.1925 г. – высшая школа красн. морлётов имени Троцкого переименована в Военную школу морского лётчика им. Троцкого. 12.08.1925 г. – закончил тренировку на самолёте М-5 налёт самостоятельный 10 ч. 34 мин. 30.09.1925 г. – вылетел самостоятельно на самолёте М-5 налетал с инструктором 8 ч. 45 мин. 25.10.1925 г. – выл… самостоят. … … 05.01.1926 г. – вылетел самостоятельна на 70-20. 01.02.1926 г. – окончил нормальный курс Высшей военной школы морских лётчиков в г. Севастополе и … звание морлёта (приказ ВВС РККА № 28). 10.02.1926 г. – откомандирован в распоряжении Н.ВВС.ЧМ 15.02.1926–19.08.1926 г. – летчик, 3-й Моравиаотряд ВВС ЧМ, приказ № 31 от 1926 г., приказ по отряду № 59 от 1926 г. и приказ № 113 от 1926 г. 16.04.1926 г. – переведён в ст. лет. 15.06.1926 г. – окончил аэродромную тренировку по приказу РВС СССР № 376. 05.08.1926–18.06.1928 г. – крейсер ЧФ «Червона Украина», корабельный лётчик. 05.08.1926 г. – назначен старшим лётчиком кор. звена на крейсер «Червона Украина». 13.08.1926–31.12.1926 г. – крейсер 1-ранга «Червона Украина» 19.08.1926–18.06.1928 г. – старший лётчик, крейсер «Червона Украина», приказ РВС МСЧМ № 59 от 1926 г., приказ по крейсеру № 40 от 1926 г. и приказ № 173 от 18.06.1928 г. 01.10.1926 г. – выделен из состава отряда в … крейсера «Червона Украина». 15.12.1926 г. – зачислен в списки «Червона Украина». 01.01.1927–31.12.1927 г. – крейсер 1 ранга «Червона Украина» отдельный дивизион эскадренных миноносцев МСЧМ 01.01.1928–15.06.1928 г. – крейсер 1 ранга «Червона Украина» отдельный дивизион эскадренных миноносцев МСЧМ. 18.06.1928 г. – откомандирован в распоряжении к-ра 64 ОАО. 18.06.1928–18.12.1928 г. – старший лётчик, 64-й отдельный авиаотряд ВВС ЧМ, приказ по отряду № 186 от 22.06.1928 г., приказ № 274 от 18.12.1928 г. 22.06.1928 г. – прибыл в 64 ОАО на должность ст. лтч. 13.09.1928 г. – командованием ВВС ЧМ за достигнутые успехи денежной наградой, приказ № 273 § 6. 26.09.1928 г. – командованием отряда за внимательное отношение к выполнению заданий и активное участие в общественной работе – благодарность, приказ № 286 § 2. 18.12.1928 г. – убыл в 60-й ОАЭ на должность кр. корабля. 18.12.1928–27.02.1930 г. – командир корабля, лётчик, 60-я отдельная авиаэскадрилья ВВС ЧМ, приказ по эскадрильи № 347 от 11.12.1928 г., приказ по эскадрильи № 41 от 27.02.1930 г. 12.1928–02.1930 г. – командир отряда, 60-й отдельный авиационный … 06.06.1929 г. – вр. к-ра н/отряда. 29.06.1929 г. – Н.ВВСЧМ в порядке приказа РВС СССР № 32328 выдан мотоцикл «Харлей Девидсон» по себестоимости, приказ № 183§ 5. 01.02.1930 г. – прибыл в 66 ОАО. 27.02.1930–09.09.1930 г. – командир звена, лётчик, 66-й отдельный авиаотряд КБФлота 4-й авиабригады, приказ ВВС ЧМ № 7/2 от 1930 г., приказ по отряду № 17 от 1930 г. 09.09.1930–01.12.1930 г. – командир отряда, лётчик, 62-й отдельный авиаотряд ВВС КБФ, приказ по отряду № 159 от 09.09.1930 г. 01.12.1930 г. – откомандирован в 62-й ОАО на должность н/отряда. 01.12.1930–08.04.1931 г. – командир отряда, лётчик, 62-я отдельная авиаэскадрилья ВВС КБФ, приказ РВС СССР по л/с № 917/27 от 12.11.1931 г. 20.02.1931 г. – временно прикомандирован в НИИ. 03.1931–11.1931 г. – лётчик-испытатель, НИИ ВВС КА. 08.04.1931–12.10.1931 г. – командир звена, лётчик, Военная школа лётчиков и летнабов им. Сталина, приказ РВС ССР по л/с № 0104 от 08.04.1931 г. 12.10.1931 г. – лётчик, зачислен в резерв командного состава ВВС РККА, приказ НКО № 1350 от 16.08.1931 г. 20.01.1934 г. – Постановление ВЦИК о награждении орденом «Трудового Красного Знамени» (№ 409). 16.08.1936 г. – уволен в запас РККА, приказ НКО № 1350 от 16.08.1936 г. 09.1936–07.1939 г. – Главсевморпуть при СНК СССР, Полярная авиация, лётчик. 25.02.1937 г. – Постановление ВЦИК о награждении орденом «Красной Звезды» (№ 2308). 27.06.1937 г. – Постановление ВЦИК о награждении орденом Ленина (№ 3648). 06.08.1938 г. – установил рекорд по проведению глубокой ледовой лётной разведки. 31.07.1939–12.07.1941 г. – лётчик, определён в кадры Военно-морского флота и откомандирован в счёт «1000» для прохождения дальнейшей службы в Главсевморпуть при СНК СССР, приказ НК ВМФ № 01946 от 31.07.1939 г. 31.07.1939–12.07.1941 г. – лётчик, Московская авиагруппа особого назначения УПА в счёт «1000», приказ МАГОН УПА № 276 от 31.07.1939 г. 12.1939–03.1940 г. (или 04.1940 г.) – участвовал в войне с белофиннами в составе 57-го авиаполка ВВС КВФ в качестве лётчика бомбардировочного самолёта. 1940 г. – присвоено звание майора, приказ НКО № 01461 1940 г. – принят в члены КПСС. 31.01.1940 – приказ ГУСМП при СНК СССР № К-115 о награждении значком «Почетный полярник» (значок № 468). 04.1940–08.1941 г. – лётчик Управления Полярной авиации МАГОН. 25.06.1940 г. – Указ Верховного Совета СССР о награждении орденом «Красного Знамени» (№№ 4486). 28.04.1941 г. – присвоено звание подполковника, приказ НКВМФ № 0633 от 28.04.1941 г. 06.1941–03.1942 г. – участник Великой Отечественной войны в составе 2-й авиагруппы ВВС Северного флота в должности командира отряда и в составе 80-й ОАЭ ВВС ЧМ в качестве командира тяжелого дальне-бомбардировочного самолёта. 12.07.1941–01.05.1942 г. – командир отряда, лётчик, 2-я авиагруппа ВВС Северного флота, приказ НК ВМФ № 01296 от 12.07.1941 г. 08.1941–12.1941 г. (дата была исправлена в документе) – командир отряда, 2-я авиагруппа Северного флота ВВС НК ВМФ. 12.1941–08.1942 г. (даты были исправлены в документе) – командир корабля, 80-я отдельная авиаэскадрилья ВВС ЧФ. 01.05.1942–03.01.1949 г. – лётчик, переведён в Главсевморпути в счёт «1000», приказ НК ВМФ № 0945 от 01.05.1949 (может 1941 г. ?) 08.1942–01.1943 г. (даты были исправлены в документе) – командир лидерного экипажа, Красноярская воздушная трасса ВВС КА. 01.1943 (дата была исправлена в документе) –05.1944 г. – зам. командира полка по перелётам, 5-й перегоночный авиаполк , 1-ая перегоночная авиадивизия. 1944 г. – Указ Верховного Совета СССР о награждении медалью «За оборону Севастополя». 05.1944–06.1947 г. – начальник штаба Игарской авиагруппы Управления Полярной авиации ГУСМП. 12.03.1944 г. – Указ Верховного Совета СССР о награждении орденом «Отечественной войны» 2 степени (№ 92796). 03.10.1944 г. – Указ Верховного Совета СССР о награждении орденом «Красного Знамени» (№11252-2). 05.12.1944 г. – Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении медалью «За оборону Советского Заполярья». 10.07.1945 г. – вручена медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 09 мая 1945 года). 02.12.1945 г. – Указ Верховного Совета СССР о награждении орденом «Отечественной войны» 1 степени (№ 279700). 21.07.1946 г. – Указ Верховного Совета СССР о награждении орденом «Красного Знамени» (№ 164213). 08.08.1946 г. – вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 06 июня 1945 г.). 06.1947–02.1951 г. – пилот, командир корабля, Московская авиагруппа особого назначения Управления Полярной авиации ГУСМП. 16.11.1947 г. – Указ Верховного Совета СССР о награждении орденом Ленина (№ 57240). орден Ленина (№ 115858, Указ Верховного Совета СССР от 24.06.1949 г.). 01.07.1948 г. – вручена медаль «ХХХ лет Советской армии и флота». 21.07.1948 г. – от имени Президиума Верховного Совета СССР награждён исполнительным комитетом Московского городского Совета депутатов трудящихся медалью «В память 800-летия Москвы». 03.01.1949 г. – командир самолёта, лётчик, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1948 г. № 949-312 из «тысячников» переведён в кадры ВМС с оставлением в Главсевморпути для прохождения дальнейшей службы, приказ Главкома ВМС № 06 от 03.01.1949 г. 27.12.1949 г. – за оказание помощи и вывоз на самолёте потерпевших бедствие группы офицеров в Карском море – ручные часы, приказ Министра Вооружённых сил № 00270. 15.02.1951 г. – командир авиаотряда, лётчик, авиагруппа особого назначения УПА Главсевморпути при СМ СССР, приказ по УПА № К-24 от 15.02.1951 г. 31.07.1951 г. – присвоено звание полковника, приказ ВММ № 02835 от 31.07.1951 г. 10.11.1952 г. – Указ Верховного Совета СССР о награждении орденом «Красного Знамени» (№ 2020-4). 01.06.1955 г. – уволен в запас по статье 59 пункт «а» с правом ношения военной формы одежды, приказ Министра Обороны № 02180 от 16.05.1955 г. 01.06.1955 г. – зачислить в 1АЭ на должность командира корабля пилота 1 класса, Московский отдельный авиационный отряд (приказ № 73 от 04.06.1955 г.). 05.04.1956 г. – благодарность за отличное выполнение спецзадания (приказ № 46 от 05.04.1956 г.). 19.01.1957 г. – благодарность и именной ценный подарок за долголетнюю и безупречную работу в связи с 25-летием работы в Полярной Авиации (ком. МОАД приказ № 22 от 19.01.1957 г.). 16.02.1957 г. – командир аварийно-спасательной эскадрильи, Московский отдельный авиационный отряд (приказ № 63 от 16.02.1957 г.). 27.09.1957 г. – «Почётная грамота» – за активное участие в подготовке и проведении воздушной экспедиции «С-9» (приказ Мин. обор. мор. фл. № 299/н от 27.09.1957 г.). 16.12.1957 г. – «Почётная грамота» – за безупречную работу в честь 25-летия ГУСМП (приказ Мин. МФ.№ 354 от 16.12.1957 г.). 05.08.1958 г. – освобождён от занимаемой должности и уволен в связи с переходом на пенсионное обеспечение, Московский отдельный авиационный отряд (приказ № 171 от 05.08.1958 г.). 09.09.1964 г. – денежная премия за высокие производственные показатели в работе и проявленной при этом инициативе (приказ № 55 от 09.09.1964 г.). 26.10.1965 г. – решением МК № 20 присвоено звание «Ударник коммунистического труда». 21.06.1966 г. – вручена медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 07 мая 1965 г.). 20.10.1967 г. – приказом Министерства Гражданской авиации СССР № 700/Л о награждении нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота». 28.02.1968 г. – зачислен на должность руководителя по полётам в экспедицию Север-14, 254 авиаотряд УПА ГВФ (приказ УПА № К-98 от 28.02.1962 г.). 23.05.1962 г. – освобождён от занимаемой должности и уволен по окончании работ экспедиции, 254 авиаотряд УПА ГВФ (приказ № 131 от 16.06.1962 г.). 16.02.1963 г. – зачислен на должность руководителя по полетам в экспедицию Север-15, 254 авиаотряд УПА ГВФ (приказ № 42-к от 04.03.1963 г.). 18.05.1963 г. – освобождён от занимаемой и должности и уволен по окончании работ экспедиции, 254 авиаотряд УПА ГВФ (приказ № 85-к от 29.05.1963 г.). 01.12.1963 г. – зачислен техником ЗАЭ, 254 авиаотряд УПА ГВФ (приказ № 233-к от 03.12.1963 г.). 28.12.1970 г. – вручена медаль «50 лет Вооруженных сил СССР». 01 апреля 1970 г. – медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина». 02.01.1975 г. – приказ Министерство Морского флота, № 2/н о награждении значком «Почетному полярнику» (значок № 5660). 07.10.1975 г. – вручена медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1975 г.). 21.12.1976 г. – приказ Министра Обороны СССР № 331 о награждении медалью «Ветеран Вооружённых сил СССР». 23 января 1979 г. – избран действительным членом Географического общества СССР.
Отрывок из книги. Издание: Григорьев А Б. Альбатросы: Из истории гидроавиации. — М.: Машиностроение, 1989. Книга на сайте: http://militera.lib.ru/tw/grigoryev/index.html Первая летающая лодка волгаря Четверикова ...На ней летали флагманский штурман ВВС ЧФ подполковник Н. П. Васильев, штурман воздушного корабля майор И. Ф. Грязных, второй штурман, он же командир носовой электрифицированной пушечной установки капитан Н. Дубина. Вторым пилотом был известный полярный летчик майор М. И. Козлов, получивший боевой опыт в финскую кампанию. М. И. Козлов вспоминал: «На «Чайке» мы совершали полеты стратегического назначения на неприятельские объекты. В основном летали на Плоешти. Как правило, наша задача состояла в том, чтобы держать противника ночью в постоянном нервном напряжении. Поскольку радиус действия нашей машины был большим и «висеть» она могла в воздухе долго, то действовали мы так: сбрасываем бомбу на один из городских объектов и уходим в сторону от прожекторов. Потом, когда средства ПВО немного успокоятся, снова возвращаемся и сбрасываем очередную бомбу. Подобную процедуру приходилось повторять до десяти раз. Излишне говорить, что и экипаж «Чайки» при атом здорово выматывал нервы, десять раз проходя через плотный зенитный огонь противника»...
Опубликовано: "Мурманский вестник" от 25.09.2009 http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=200909252045 Но выхода иного не было... Война в Арктике кипела не только в Баренцевом и Белом морях, но и восточнее. Беспримерный случай, о котором хочется рассказать, произошел 65 лет назад в Карском море. 12 августа 1944 года немецкая подлодка гидроакустической торпедой, не оставляющей следа на воде, потопила пароход «Марина Раскова». Из 354 человек его команды и пассажиров были спасены лишь 145. И в основном благодаря поистине самоотверженным действиям экипажа полярного летчика Матвея Козлова, утверждает кандидат исторических наук вологодский литератор Тамара Спивак. Ей удалось разыскать в архивах рассказ об этом событии самого летчика. Уроженец вологодской деревни Турово пришел в авиацию еще в начале минувшего века. Первым местом его летной работы стал Крайний Север. Вместе с опытным летчиком Анатолием Алексеевым он вел разведку и изучение состояния арктических льдов, помогал лесоустроителям в составлении карты лесных массивов Западной Сибири, участвовал в доставке грузов на далекие полярные острова зимовавшим там зверобоям и метеорологам. На маленьком У-2, базировавшемся на ледоколе «Красин», в 1933 году ему довелось быть участником очень сложного рейса к северной оконечности Новой Земли. Из-за мелководья судно не смогло подойти близко к берегу, и весь груз для полярников - более четырех тонн - Козлову пришлось доставлять на своем самолете. Более сорока раз поднимал Матвей в воздух машину, умудряясь посадить ее на клочок относительно ровной земли неподалеку от поселка зимовщиков. Риск был серьезный, но оправданный: без продовольствия полярников нельзя было оставить на долгую зиму. В 37-м он участвовал в экспедиции, высадившей папанинцев на льдину на Северном полюсе, - был вторым пилотом в экипаже Ильи Мазурука. Война застала авиатора в районе Диксона. Но на разведку ледовых полей он летал на самолете-амфибии «Каталина». В тот памятный августовский день сорок четвертого он получил задание выяснить, есть ли в море люди, спасшиеся на шлюпках после гибели парохода «Марина Раскова». Сильный туман не дал возможности сразу обследовать район трагедии, но летчики не теряли надежду на успех. На четвертый день обнаружили первый кунгас (небольшое деревянное суденышко - из тех, что находились на борту парохода в качестве груза) с людьми. Посадив самолет на воду, летчики подобрали их. В тот же день удалось отыскать и спасти еще двадцать пять человек. Погода между тем стала ухудшаться. На десятый день обнаружили еще один кунгас, в котором находилось сорок человек. Штормило уже так, что о посадке на воду не могло быть и речи. Матвей Ильич сообщил об этом на Диксон в штаб морских операций и стал барражировать над лодкой в ожидании посланного на помощь корабля, но тот не пришел в назначенный час. Посоветовавшись с членами экипажа, Козлов решил сажать самолет на гребень четырехметровой волны. С нее - на гребень следующей. И так - до полного погашения скорости самолета. Через задний люк спустили на воду резиновый клипер-бот. Восемь раз старший механик Камирный и штурман Леонов подходили к кунгасу и забирали людей. К сожалению, в живых оставалось на нем лишь четырнадцать человек. Поднять самолет с воды в штормовом море было уже невозможно, и тогда командир принял решение - идти по воде в сторону берега, до которого оставалось без малого 60 миль… Позже, рассказывая товарищам об этом полете, Матвей Ильич сказал: - Да, был большой риск. Но иного выхода не было. Такую передрягу, в какой мы оказались, вынести можно только раз в жизни. Известный российский ученый-океанолог Н. Зубов в книге «В центре Арктики», изданной в 1948 году, написал: «До сих пор в Арктике обсуждают, как Козлов умудрился сесть на воду на такой волне». А полярный летчик А. Лебедев в своих воспоминаниях этот эпизод из биографии коллеги назвал «посадкой на шило». Войну Матвей Козлов закончил в звании подполковника. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении заданий командования, он был удостоен трех орденов Ленина, четырех Красного Знамени, двух Отечественной войны первой степени и ордена Красной Звезды. Василий БЕЛОУСОВ
Автобиография Козлова Матвея Ильича Родился в 1902 г. в 16 мая в семье крестьянина Вологодской губернии Кадниковского уезда Заднесельской волости в дер. Б. Турово. В 1911 г. окончил 3 класса … училища и в том же году осенью поступил в Вологодское реальное училище. Начиная с 1916 г. во время летнего каникулярного перерыва работал счетчиком на … сплаве по реке Кубина у акц. общ. Сухонской писчебумажной фабрики «Сокол». В 1917 г. окончил 6 классов реального училища. В 1918 г. поступил в Устьянскую школу II-й ступени и в 1919 г. её окончил. Во время учёбы в школе II-й ступени прошёл допризывную военную подготовку. С конца 1919 г. и 1920 год служил в оружейных мастерских 6 армии Красной армии и большую часть времени провёл в командировках по снабжению оружием Северного фронта по линии СЖД и в направлениях Вельск-Шенкурск. В 1920 г. демобилизовался, поступил на педагогические курсы и по окончании их был назначен Вологодским ГубОНО в опытно-показательную школу … ст. Вожега СЖД с. Троицко-Енальское школьным работником. В период школьной работы занимал выборные должности: председатель районного союза работников просвещения, председатель районной чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности и зам. зав. РайОНО. Всего на школьной работе пробыл 10 месяцев. В 1921 г. по мобилизации профсоюзов был направлен в военную школу в Ленинград на курсы командного состава флота. Курсы в скорости были расформированы, после чего служил краснофлотцем на у/с «Океан» и п/с «Астарта». Затем в сентябре 1921 г. был откомандирован в Военно-морское училище, где учился на подготовительном, первом и втором курсах, а осенью 1924 г. по запросу командования ВВС РККА в числе 14 человек был переведён в лётную школу г. Егорьевск, а затем в школу морлётов, каковую окончил в феврале 1926 года. После окончания школы морлётов служил в строевых частях ВВС Черного и Балтийского морей. Последняя высшая занимаемая должность в ВВС РККА – командир отдельного авиационного отряда K-8. В октябре 1931 года по личному желанию был переведён в резерв командного состава РККА и назначен командиром самолёта «Комсеверпути», где и работаю на экспедиционной работе в Арктике. С 1922 года по 1928 год состоял членом ВЛКСМ. В 1927 году парторганизацией крейсера «Червона Украина» был принят в кандидаты партии, но парткомиссия политотдела Северо-Западного района ЧМ в г. Николаеве от утверждения временно воздержалась ввиду моего социального происхождения по мотивам регулирования роста партии. За время лётной службы в РККА имел несколько денежных наград и … (наград ?) за достигнутые успехи в лётной службе, лучшую технику полёта, образцовую лётную дисциплину, за активное участие в общественной работе – в 1928 г. награждён мотоциклом «Харлей Девидсон». За последние годы получил почётную грамоту ударника, а в 1932 г. правлением … обществ. и партийной организаций «Комсеверпути» представлен к ордену «Красное Знамя». Семья моя, из которой я произошёл состоит из отца 56 лет, брата Владимира 22 лет, брата Константина 19 лет и сестры Надежды 13 лет. Мать умерла в 1931 году. До Октябрьской революции отец имел кустарную кожевенную мастерскую, пользовался наёмным трудом и продавал продукты своего производства. В настоящее время лишён право голоса. После Октябрьской революции собственное производство было ликвидировано и мастерская перешла в ведение Вологодского губкома, каковой объединил все кустарные кожевенные мастерские нашего района. Отец после этого работал в качестве мастера и занимался сельским хозяйством, которое состояло из земли по едокам (земли в нашей местности и хозяйство вообще не богаты), 2-х коров, 1 тёлки и 1 лошади. Затем мастерские нашего района были закрыты и отцу перешёл работать на кооперативный кожевенный завод в Вожге Вологодской губернии. Брат Владимир с 1926 года работает на производстве. Будучи токарем на Петрозаводском металлургическом заводе, он был направлен на лесные курсы, после окончания каковых с 1929 года работает в Мурманском леспромхозе прорабом. Константин 19 лет с 1929 года работает в Петрозаводске на электростанции монтёром. Сестра Надежда 13 лет живёт со мной. Сельского хозяйства моя семья не имеет. Женился я в 1926 году на гражданке Галине Петровне Добромысловой, рожд. 1905 г., происходящей из г. Калуги из семьи учителя бывшей Калужской гимназии. Отец 60 лет умер в 1929 году – пенсионер, инвалид труда. Мать, София Кирилловна, служащая 46 лет. Брат Димитрий 22 лет отбыл военную службу и работает техником в Москве, брат Николай 21 года работает слесарем. Связь с родными выражается периодически обменом письмами. Датировку автобиографии можно определить, как 1932-1934 гг. Материалы из фонда музея авиации Севера (г. Архангельск)
Из письма Матвея Ильича Козлова бывшему директору народного музея авиации Севера. Уважаемый Гавриил Владимирович! Отвечаю на Ваше любезное письмо. Постараюсь это сделать возможно короче, но моя жизнь затянулась на долгие десятилетия, а поэтому уложиться в несколько строчек довольно затруднительно. Родился и вырос я в северных районах нашей необъятной Великой Родины почти на берегу Кубинского озера Вологодской губернии Кадниковского уезда Заднесельской волости в дер. Турово в мае 16 дня 1902 года… Мой отец был довольно прогрессивным по тому времени человеком и на последние гроши дал мне элементарное образование – я окончил Вологодское реальное училище, некоторое время был сельским учителем в селе Троицко-Енальское недалеко от станции Вожега СЖД. Стал комсомольцем и по путёвки губкома комсомола был направлен в Военно-морское училище в Петроград. В 1924 году, находясь на практической учёбе на крейсере «Аврора», обогнул Скандинавии и побывал в Мурманске и Архангельске. И в том же 1924 году по собственному желанию был зачислен в Высшую школу морских лётчиков в Севастополе, которую окончил в 1925 году и далее служил в частях ВВС морских сил, в том числе только что созданный корабельной авиации на крейсере «Червона Украина» и на линкоре «Парижская коммуна». В 1928 году из черноморских ВВС был переведён на Балтику и с этого началось мое некоторое воздушное знакомство с Севером. В 1930 году два самолёта ВВС Балтийского флота были переданы в распоряжении МВД, учреждению, которое базировалось в бывшем монастыре на Соловецких островах Белого моря. Командовал этими самолётами лётчик Ковалевский (впоследствии погибших при авиакатастрофе где-то на Печёре). Один из этих самолётов «Ю-20» на поплавках, вдоль трассы стоящегося Беломорско-Балтийского канала вёл я. В 1932 году меня прикомандировали в воздушную службу акционерного общества «Комсеверпуть», начальником которого был Борис Васильевич Лавров. Он имел два самолёта «Дорнье-Валь», двухмоторные летающие лодки. Основателем воздушной службы «Комсеверпути» был известный лётчик Борис Григорьевич Чухновский. Летом 1932 года я летал на ледовую разведку в Карское море, с базированием на о. Вайгач и о. Диксон, а осенью приземлился на Чёрном море в Севастополе у причала авиаремонтного завода, благополучно налетавши более 200-х часов. Зимой 1932-1933 года, выйдя из Кронштадта по шхерам Скандинавии на ледоколе «Красин» достигли Новой Земли и спасли жизнь десяткам людей, погибавших от цинги и других болезней и бедствий. Я летал в недоступные для ледокола места на воздушном тихоходе «ПО-2» (этот поход описан автором книги Кальницким), а летом 1933 года я снова в Арктике на ледовой разведке изыскивал наиболее проходимые для морских судов среди арктических льдов. Зимой 1933-34 и 35 годов я ежегодно работал в феврале-марте-апреле и мае на зверобойных промыслах на самолётах «Юнкерсах», «W-33» и «Сталь-2». Разведка с воздуха залежек зверя очень эффективно помогала успеху промысла – ежегодная добыча составляла более ста тысяч голов гренландского тюленя (это было, конечно, истребление этого симпатичного и доброго морского зверя), почасовой налёт, с базированием в основном на остров Моржовец, Шойну, Нижнюю Золотицу (где были встречи и слушание известной Марри сказительницы) составлял до 150 часов. Леталось удачно, происшествий не было, приобретался опыт посадок на дрейфующий лёд. Руководил этими зверобойными экспедициями известный и прославленный капитан Владимир Иванович Воронин, который бессменно в каждом полёте был на борту моего самолёта . В составе звена, которым я командовал, отлично летали Геннадий Петрович Власов и архангелогородец Дмитрий Верши… В 1936 году мои полёта на «зверобойке» прекратились, так как я был включён в состав экспедиции на Северный полюс, благополучно доставившую четвёрку папанинцев на «пуп» земли. Всего я налетал по моим ошибкам (?) более 22 000 000 часов (?) на разных более сотни типов самолётов. За Финскую и Отечественную войну я проделал более 200 вылетов (награды). Через Архангельск до Чукотки я пролетел сотни раз. А Вы просили короткую биографию. Разве коротко расскажешь прожитую жизнь, длиною в 80 лет! Прошу извинения за многословие! С уважением, (подпись М.И. Козлова) Материалы из фонда музея авиации Севера (г. Архангельск)
Страницы: Пред. 1 ... 16 17 18 19 20 ... 23 След.
Читают тему (гостей: 6, пользователей: 0, из них скрытых: 0)


Главное за неделю