В идеальном варианте так и делается. Но, мы вышли в море и не могли погрузиться. Приняли всё, а лодка не погружается. Загнали ходом. Потом пришли в завод и закладывали в ЦГБ чугунные чушки. Как этот процесс назвать?
Артём. Переделал. Посмотрите. Всё понятно или нет?
Стою на берегу моря, кидаю камешки. Есть среди них легкие, есть - потяжелее. Подлодка под водой тоже бывает легкой и тяжелой. Что же это значит?
Каждый мальчишка любит смотреть фильмы про морские спецподразделения, но не каждый знает, как устроено оружие боевых пловцов. Взять, к примеру, их нож. С виду нож как нож, а сделан очень интересно: у него «нулевая плавучесть». То есть если боевой пловец на дне выпустит его из руки, нож не будет тонуть и не будет всплывать, а повиснет в воде. Будь на месте такого боевого ножа простой кухонный - пошел бы ко дну «топориком». А если бы мы прикрепили к кухонному ножу кусок пенопласта, он бы стал «легким» и устремился к поверхности воды.
Подводная лодка устроена сложнее, чем нож, но подчиняется тем же законам физики. Когда строящаяся лодка выходит в море на первое погружение, делается «вывеска» корабля. Выражаясь языком конструкторов, для получения весовой характеристики нулевой плавучести лодки опытным путем проводится корректировка проектной нагрузки.
Ничего не понял? Смотри. Лодка по своей конструкции имеет два корпуса: прочный и лёгкий. Проще говоря, принцип «бублик наоборот». То есть, где дырка – там в подводной лодке прочный корпус. Он изготовлен из толстой и прочной стали. Внутри его расположено оборудование, механизмы, боевые торпеды, каюты личного состава и т.д. По внешнему краю «бублика» расположен лёгкий корпус. Сама мякоть бублика – пространство между лёгким и прочным корпусом - там в подводной лодке «пустота». Поэтому и называют – «бублик наоборот». Но, эта пустота по длине корпуса лодки поделена на ёмкости, которые называют цистернами главного балласта. Цистерны, которые находятся в носу и в корме корпуса лодки, называют концевыми. Цистерны, которые находятся в середине корпуса, называют средними. Все цистерны имеют в верхней части клапан вентиляции, в нижней – кингстон. Наша подводная лодка вышла с завода на первое погружение. Открыли кингстоны и клапана вентиляции. Приняли воду в концевые цистерны, приняли в среднюю - а лодка погружаться не хочет. Еще бы, ведь на заводе безупречно рассчитать все весовые характеристики и плавучесть невозможно. Но вот лодку загнали-таки под воду, увеличив ход и перекладку рулей на погружение. Зафиксировали в журнале испытаний углы перекладки рулей глубины и скорости хода, на которой лодка держала заданную ей глубину. Лодку можно возвращать в завод. Если расписывать более подробно, то «вывеска» это весьма длительный процесс. Ведь лодка под водой должна иметь дифферент, который равен нулю. Дифферент-это угол наклона по длине корпуса корабля. Например, если лодка стоит у пирса и грузит торпеды, то дифферент делают на корму, нос при этом выходит из воды. Есть понятие крен. Это наклон на правый или на левый борт. При нахождении лодки под водой дифферент и крен должны быть нулевыми.
Дальше кораблестроители произведут новые расчеты и по длине корпуса лодки, на дно цистерн главного балласта рядом с кингстонами уложат нужное количество чугунных грузов, который по морскому называется сухой балласт. Наш корабль будет погружаться и всплывать без проблем.
В дальнейшей эксплуатации понятия «лодка легка» и «лодка тяжела» будут характеризовать «удифферентованность» корабля.
Идеально удифферентованная лодка – это лодка с нулевой плавучестью: тот самый нож, неподвижный в толще воды.
Но опыт вносит свои коррективы. При движении под водой лодку стараются держать «слегка легкой». Зачем? Допустим, произойдет аварийная потеря хода - тогда корабль, по инерции преодолев некоторое расстояние, начнет подниматься, и подводники будут ближе к жизненно важному воздуху.
Когда же лодка всплывает на перископную глубину, в уравнительную цистерну принимают воду, и лодка становится «тяжелой». Благодаря этому при срочном погружении можно быстро нырнуть в глубину.
Стою на берегу моря. Кидаю камешки. Попадаются лёгкие, попадаются тяжелые. С такими понятиями, характеризующими вес, мы сталкиваемся ежедневно. Подводная лодка, находясь под водой тоже бывает лёгкой и тяжёлой. Как это понять? Каждый мальчишка любит смотреть фильмы про морские спецподразделения, но не каждый знает об особенностях их оружия. Вот, на вид обычный, нож этих подразделений. Но, он сделан очень интересно и имеет нулевую плавучесть. Это значит, что боевой пловец, находясь на дне может завести нож перед собой и отпустить его. Он не будет тонуть и не будет всплывать, то есть зависнет там, где его поставили. Если бы он был, как обычный кухонный нож, тяжелым, то он бы пошёл ко дну «топориком». Если бы мы прикрепили к нему кусок пенопласта, то он стал бы «лёгким» и пошёл наверх на водную гладь. Подводная лодка – это сложное инженерное сооружение. Когда строящаяся лодка выходит в море на первое погружение, то производиться ВЫВЕСКА корабля. То есть, опытным путём делают корректировку проектной нагрузки. Это делается для того, чтобы получить весовую характеристику нулевой плавучести корабля. Проще говоря, наша лодка вышла с завода на первое погружение. Всё делается не спеша, по пунктам. Приняли воду в концевые цистерны, приняли в среднюю. А лодка погружаться не хочет. Это говорит о том, что абсолютно точно просчитать все весовые характеристики и плавучесть не возможно. Нашу лодку загнали под воду, увеличивая ход и перекладку рулей на погружение. Зафиксировали углы установки перьев рулей и скорости хода, на которой возможно держать глубину. После возвращения в завод, кораблестроители произвели расчёты и в стогом соответствии по длине корпуса лодки, на дно цистерн главного балласта уложили нужное количество чугунных грузов. Далее, наш корабль погружался и всплывал без проблем. Таким образом, в дальнейшей эксплуатации такие понятия как «лодка легка» и «лодка тяжела», являются характеристиками удифферентованности подводной лодки. Идеально удифферентованная лодка – это лодка, имеющая нулевую плавучесть. Но, опыт эксплуатации вносит свои коррективы. Так при движении под водой, лодку стараются держать «слегка лёгкой». Это продиктовано тем что, если произойдёт аварийная потеря хода, то корабль, после выбега по инерции, начнёт всплывать и в итоге, подводнике будут ближе к жизнедарному воздуху. Когда лодка всплывает на перископную глубину, то принимают воду в уравнительную цистерну, чтобы лодка была «тяжёлая». Это позволит при срочном погружении, оперативно нырнуть в глубину.
Артём. Сделал без историй. Посмотри как получилось?
Купался я как-то в море. Нырял в глубину. Стараясь рассмотреть что-либо, открыл глаза. Всё размазано, мутно. Нашим глазам нужно прозрачное стекло маски, тогда можно рассмотреть под водой всё. А там есть, на что посмотреть. Подводный мир очень красивый, особенно в морях и океанах. Он неизведанный, разный, непредсказуемый. Многие ребята и взрослые, посмотрев фильмы про капитана Немо, считают, что подводники современных подводных кораблей, наслаждаются подводным миром в огромные иллюминаторы, находясь в глубинах вод, плавно передвигаясь в нужном направлении. На самом деле на подводных лодках нет ничего, даже похожего на иллюминатор. Когда подводный корабль уходит в глубину, он ориентируется только по приборам. Визуально, то есть при помощи глаз, на большой глубине в абсолютной темноте, ориентироваться невозможно. В исследовательских батискафах есть и иллюминаторы и прожектора, которые освещают дно и позволяют осматривать рельеф, через толстые стёкла. У них предназначение совершенно другое. Они не несут на своём борту оружие и служат исключительно для мирных, научных целей. Подводный корабль имеет другое предназначение. Он под водой «слепой», но всё слышит. Специалистов, которые слушают море, называют акустиками. С помощью чувствительной аппаратуры, они прослушивают водную среду и распознают звуки. Где прошёл косяк трески, где ведут охоту касатки, где бредёт одинокий нарвал. Но главное, это шумы надводных кораблей и судов, шумы подводных лодок. Такое передвижение в водной стихии можно сравнить с человеком, который зашёл в тёмную комнату и по звуку боя часов с кукушкой в соседней комнате, хочет найти выход. Особенностей передвижения «вслепую» очень много. И акустикам в этом большую помощь оказывают штурмана. Они прокладывают курс, ориентируют корабль по глубинам хода, в зависимости от рельефа дна. Рассчитывают скорость движения, для прихода в район патрулирования в нужное время. Учитывают количество пройденных морских миль. При всплытии на перископную глубину через космические спутники, уточняют место положения корабля. Проще говоря, штурмана прокладывают на карте кратчайшие маршрут движения, а акустики, прослушивая море, докладывают, на сколько такое движение безопасно. Если на поверхности много «рыбаков» или курс движения проходит по маршруту интенсивного судоходства, то акустик определяет и классифицирует цели, их скорость движения, направление, а штурман изменяет курс корабля и уходит в более спокойные районы. Такое взаимодействие отработано и доведено до совершенства. Но, повышение технического уровня современных кораблей, делают их настолько «тихими» в морской среде, что они могут столкнуться, не услышав друг друга. И примеры этого уже есть.
Купался я как-то в море. Нырял в глубину. Стараясь рассмотреть что-либо, открыл глаза. Всё размазано, мутно. Нашим глазам нужно прозрачное стекло маски, тогда можно рассмотреть под водой всё. А там есть, на что посмотреть. Подводный мир очень красивый, особенно в морях и океанах. Он неизведанный, разный, непредсказуемый. Многие ребята и взрослые, посмотрев фильмы про капитана Немо, считают, что подводники современных подводных кораблей, наслаждаются подводным миром в огромные иллюминаторы, находясь в глубинах вод, плавно передвигаясь в нужном направлении. На самом деле на подводных лодках нет ничего, даже похожего на иллюминатор. Когда подводный корабль уходит в глубину, он ориентируется только по приборам. Визуально, то есть при помощи глаз, на большой глубине в абсолютной темноте, ориентироваться невозможно. В исследовательских батискафах есть и иллюминаторы и прожектора, которые освещают дно и позволяют осматривать рельеф, через толстые стёкла. У них предназначение совершенно другое. Они не несут на своём борту оружие и служат исключительно для мирных, научных целей. Подводный корабль имеет другое предназначение. Он под водой «слепой», но всё слышит. Специалистов, которые слушают море, называют акустиками. С помощью чувствительной аппаратуры, они прослушивают водную среду и распознают звуки. Где прошёл косяк трески, где ведут охоту касатки, где бредёт одинокий нарвал. Но главное, это шумы надводных кораблей и судов, шумы подводных лодок. Такое передвижение в водной стихии можно сравнить с человеком, который зашёл в тёмную комнату и по звуку боя часов с кукушкой в соседней комнате, хочет найти выход. Особенностей передвижения «вслепую» очень много. И акустикам в этом большую помощь оказывают штурмана. Они прокладывают курс, ориентируют корабль по глубинам хода, в зависимости от рельефа дна. Рассчитывают скорость движения, для прихода в район патрулирования в нужное время. Учитывают количество пройденных морских миль. При всплытии на перископную глубину через космические спутники, уточняют место положения корабля. Такое взаимодействие отработано и доведено до совершенства. Но, повышение технического уровня современных кораблей, делают их настолько «тихими» в морской среде, что они могут столкнуться, не услышав друг друга. И примеры этого уже есть.
Боевая служба близилась к своему завершению. Спокойно передвигаясь в морской пучине, подводный корабль приближался к родным берегам. Ночная вахта. Спокойно. Акустик докладывает: «Горизонт чист». Уже прикидываешь, завтра вернёмся. Родные лица, тёплый дом. Прошло два часа и обстановка резко изменилась. Акустик заметил цели. Сперва одну, потом вторую, третью, четвёртую и пятую. Классифицировали цели, как рыболовецкие траулеры. Никто на корабле не знает какими тралами они ведут лов рыбы, такими которые идут на небольшом заглублении или которые идут по дну. Поэтому, при любом раскладе, их лучше обойти стороной на большом расстоянии. «Рыбаки» очень опасны для подводных кораблей. Если им и попадается такой улов, то это для них слишком «тяжёлая рыба», которая может затянуть за собой в пучину вод рыболовов вместе с судном, с грузом, с людьми и сетями. А вот сети рыбацкие – от них самый большой вред. Они могут намотаться на винт подводной лодки, запутаться на рулях глубины. Последствия могут быть разные – от потери хода, до сложного докового ремонта. Ввиду всего этого «рыбаков» ещё не любят за непредсказуемость. Они гоняются за косяком рыбы и маневрируют в море, нагоняя добычу по только им известным законам. Был случай, после отработки задач в море, была поставлена задача всплыть в надводное положение. Прослушали горизонт. Всё чисто. Всплыли. Когда командир поднялся на рубку, то был удивлён тем, что практически рядом стоял рыболовецкий траулер. Эти ребята или устали за день, или произошла какая-то поломка, но дизеля у них не работали. Траулер лежал в дрейфе, на палубе никого не видно. Разбираться не стали, ушли от них по своему плану. Вот и в этот раз, чтобы вернуться домой с боевой службы, в родную базу, пришлось делать большой крюк, чтобы обойти «лихих» рыбаков.