В последние дни на полях интернета появилось большое количество публикаций на тему: какой авианосец должен быть на вооружении ВМФ РФ. Мнения – от неприятия АВ как корабля ВМФ до выполнения гигантских задач практически во всех районах Мирового океана. [U][B]ПЕРВОЕ[/B][/U]. Нужен ли России авианосец? Более семи лет назад на этом форуме я писал
[QUOTE]Нужны ли авианосцы? Полагаю, что эта проблема не должна решаться «дядями». Это вопрос принципа – принципа строительства флота – принципа его сбалансированности. Авианосцам быть. Все. Точка. Другое дело – нужны ли они в данный период, какими должны быть в принципе (легкими, средними и т.д.)
[/QUOTE]
Следовательно, без авианосцев ВМФ не может быть сбалансированным, т. е. эффективным.
[U][B]ВТОРОЕ.[/B][/U] Какими должны быть авианесущие корабли ВМФ РФ? Вопрос должен рассматриваться в последовательности «доктрина - стратегия – корабль». Морская доктрина РФ опирающаяся на положении Военной доктрины РФ говорит
[QUOTE]основных целей национальной морской политики выступают:
защита территории Российской Федерации с морских направлений
[/QUOTE]
Эти направления прикрываются флотами: СФ, ТОФ, БФ, ЧФ, КФл. Практически все эти объединения изолированы друг от друга. Возьмем два флота – СФ и ТОФ. Одними из основных задач этих флотов являются: 1. Борьба с авианесущими группировками противника. 2. Оборона МСЯС. [U][B]ПЕРВАЯ ЗАДАЧА[/B][/U]. В рамках воздушно-морских операций НАТО против РФ в северо-восточной части Атлантики и на северо-востоке Тихого океана вероятный противник может сосредоточить до 5-6 АУГ на каждом направлении. Сможет ли один наш АВ (наша АУГ) бороться с 5-6 АУГ? Однозначно, НЕТ. Поэтому на СФ и ТОФ основная тяжесть борьбы с АВ противника должна лечь на АПЛ (с ПКР) и ракетоносную авиацию (РА) – стратегическую, дальнюю, тактическую. Но АПЛ и РА в процессе выхода на цели и нанесения ударов по ним могут подвергнуться ударам палубной и береговой авиации противника. Их надо защищать. В ближней морской зоне это может периодически и не всегда эффективно осуществлять наша береговая авиация (?). Однако наиболее эффективно эти функции в ближней и дальней морских зонах может выполнять авианосец. Противоавианосные силы могут выполнять удары Ониксами и Х-32 по АУГ противника с дистанции до 600 и 1000 км. Кинжалами – более 1000 км. Именно на этих рубежах должна будет действовать наша палубная авиация. Это значит, что при защите противоавианосных сил расстояние между нашим АВ и АВ противника будет составлять до 600 – 1000 и более км плюс боевой радиус наших ЛА. Наличие на борту нашего АВ даже небольшого количества тяжелых истребителей приведет к увеличению дистанции между противоборствующими АУГ. Она может возрасти также за счет увеличения дальности полета ПКР. В такой ситуации при нанесении ударов по нашей АУГ противнику придется выделять в качестве заправщиков значительное количество Ф-18 (уменьшать боевую нагрузку). Кроме того, наша АУГ может прикрываться береговой авиацией и находиться под защитой дивизии ПВО. Следовательно, в таком случае при противостоянии авианосных группировок противник явного перевеса может и не получить. Какой АВ должен быть использован для поддержки РА и АПЛ, каков состав его авиакрыла – надо считать. Это тема отдельного разговора. Мое предварительное мнение – средний АВ, возможно, полутяж (60-70 кт)
[U][B]ВТОРАЯ ЗАДАЧА [/B][/U]- оборона МСЯС. Возьмем для примера СФ. Как правило, район боевой службы РПКСН будет находиться в восточной части Баренцева моря и западной части Карского, т, е, «за спиной» у нашей АУГ (под её защитой) . Следовательно, прямое воздействие АУГ противника на них маловероятно. Наиболее вероятны удары по РПКСН противолодочной авиации (Орионы и Посейдоны) и АПЛ противника. Для обороны МСЯС выделяются противолодочные корабли, противолодочная авиация, АПЛ, ПЛ, береговая авиация(?). Дивизия ПВО прикроет район боевой службы РПКСН в основном на больших высотах. Этих сил явно недостаточно. Введение в состав сил обороны МСЯС эсминца с оморяченным С-400/500 снизит высоту обнаружения и поражения ЛА противника в районе боевой службы РПКСН. На более низких высотах борьбу с ЛА противника наиболее эффективно может выполнять палубная авиация. Даже несколько истребителей сделают бесполетной эту зону для Орионов и Посейдонов. Следовательно, для обороны МСЯС от АПЛ противника необходимо иметь АВ с преимущественно противолодочной авиацией, а также истребители и самолеты (вертолеты) ДРЛОиУ. Это может обеспечить классический легкий АВ с 14-24 ЛА (ориентировочно). В случае разработки СВВП может применяться вертолетоносец с таким же количеством ЛА (вертолеты и СВВП). Вариант американского корабля контроля моря (статья «Будущее ВМС США: атомные "суперы" или лёгкие авианосцы?»)
[QUOTE]В первоначальном варианте он представлял собой малый авианесущий корабль водоизмещением всего лишь в 13 000 т, скоростью 26 уз., экипажем в 700 человек и авиагруппой из 17 летательных аппаратов, в том числе 11 противолодочных вертолетов, 3 вертолетов ДРЛО и 3 истребителей вертикального и укороченного взлета и посадки. Предполагалось, что, отказавшись от одного атомного «супера» можно будет на сэкономленные деньги построить восемь SCS[/QUOTE].
[U][B]ДРУГИЕ ЗАДАЧИ ФЛОТОВ. [/B][/U]На СФ, ТОФ кроме этих двух задач, а также на БФ, ЧФ, КФл могут решаться и другие задачи: по уничтожению противолодочных сил противника, по обороне своих районов базирования и морских коммуникаций и т.д. Для эффективного решения этих задач должна активно проводиться авианизация Флота – размещение пилотируемой и непилотируемой авиации практически на каждом корабле. Любая КУГ, КПУГ должна иметь разведывательный вертолет (БПЛА), противолодочные вертолеты с ударными возможностями по ПЛ и НК. Другой вариант – наличие в КУГ, КПУГ НК с 4-6 вертолетами.
Для защиты интересов России в других районах мира не нужен тяжелый АВ, т.к. борьба будет вестись с силами практически не имеющими ВМС или имеющими слабый флот (папуасами). Для этого достаточно иметь средний или легкий АВ с преимущественно ударными возможностями. Причем, для этих целей не надо строить специальный АВ, а следует выделять авианосец с СФ или ТОФ.
[U][B]Выводы: [/B][/U]1. Для поддержки противоавианосных сил необходимо иметь средний (полутяж) АВ. 2. Для обороны МСЯС следует разрабатывать классический легкий АВ с 14-24 ЛА или вертолетоносец с противолодочными вертолетами, вертолетами ДРЛОиУ и СВВП. 3. Для повышения устойчивости КУГ, КПУГ шире использовать на НК пилотируемую авиацию и БПЛА, а также НК с 4-6 ЛА. 4. Потребности ВМФ в АВ: 2 средних (полутяжа) и 2 легких АВ.
[QUOTE]Нужны ли авианосцы? Полагаю, что эта проблема не должна решаться «дядями». Это вопрос принципа – принципа строительства флота – принципа его сбалансированности. Авианосцам быть. Все. Точка. Другое дело – нужны ли они в данный период, какими должны быть в принципе (легкими, средними и т.д.)
[/QUOTE]
Следовательно, без авианосцев ВМФ не может быть сбалансированным, т. е. эффективным.
[U][B]ВТОРОЕ.[/B][/U] Какими должны быть авианесущие корабли ВМФ РФ? Вопрос должен рассматриваться в последовательности «доктрина - стратегия – корабль». Морская доктрина РФ опирающаяся на положении Военной доктрины РФ говорит
[QUOTE]основных целей национальной морской политики выступают:
защита территории Российской Федерации с морских направлений
[/QUOTE]
Эти направления прикрываются флотами: СФ, ТОФ, БФ, ЧФ, КФл. Практически все эти объединения изолированы друг от друга. Возьмем два флота – СФ и ТОФ. Одними из основных задач этих флотов являются: 1. Борьба с авианесущими группировками противника. 2. Оборона МСЯС. [U][B]ПЕРВАЯ ЗАДАЧА[/B][/U]. В рамках воздушно-морских операций НАТО против РФ в северо-восточной части Атлантики и на северо-востоке Тихого океана вероятный противник может сосредоточить до 5-6 АУГ на каждом направлении. Сможет ли один наш АВ (наша АУГ) бороться с 5-6 АУГ? Однозначно, НЕТ. Поэтому на СФ и ТОФ основная тяжесть борьбы с АВ противника должна лечь на АПЛ (с ПКР) и ракетоносную авиацию (РА) – стратегическую, дальнюю, тактическую. Но АПЛ и РА в процессе выхода на цели и нанесения ударов по ним могут подвергнуться ударам палубной и береговой авиации противника. Их надо защищать. В ближней морской зоне это может периодически и не всегда эффективно осуществлять наша береговая авиация (?). Однако наиболее эффективно эти функции в ближней и дальней морских зонах может выполнять авианосец. Противоавианосные силы могут выполнять удары Ониксами и Х-32 по АУГ противника с дистанции до 600 и 1000 км. Кинжалами – более 1000 км. Именно на этих рубежах должна будет действовать наша палубная авиация. Это значит, что при защите противоавианосных сил расстояние между нашим АВ и АВ противника будет составлять до 600 – 1000 и более км плюс боевой радиус наших ЛА. Наличие на борту нашего АВ даже небольшого количества тяжелых истребителей приведет к увеличению дистанции между противоборствующими АУГ. Она может возрасти также за счет увеличения дальности полета ПКР. В такой ситуации при нанесении ударов по нашей АУГ противнику придется выделять в качестве заправщиков значительное количество Ф-18 (уменьшать боевую нагрузку). Кроме того, наша АУГ может прикрываться береговой авиацией и находиться под защитой дивизии ПВО. Следовательно, в таком случае при противостоянии авианосных группировок противник явного перевеса может и не получить. Какой АВ должен быть использован для поддержки РА и АПЛ, каков состав его авиакрыла – надо считать. Это тема отдельного разговора. Мое предварительное мнение – средний АВ, возможно, полутяж (60-70 кт)
[U][B]ВТОРАЯ ЗАДАЧА [/B][/U]- оборона МСЯС. Возьмем для примера СФ. Как правило, район боевой службы РПКСН будет находиться в восточной части Баренцева моря и западной части Карского, т, е, «за спиной» у нашей АУГ (под её защитой) . Следовательно, прямое воздействие АУГ противника на них маловероятно. Наиболее вероятны удары по РПКСН противолодочной авиации (Орионы и Посейдоны) и АПЛ противника. Для обороны МСЯС выделяются противолодочные корабли, противолодочная авиация, АПЛ, ПЛ, береговая авиация(?). Дивизия ПВО прикроет район боевой службы РПКСН в основном на больших высотах. Этих сил явно недостаточно. Введение в состав сил обороны МСЯС эсминца с оморяченным С-400/500 снизит высоту обнаружения и поражения ЛА противника в районе боевой службы РПКСН. На более низких высотах борьбу с ЛА противника наиболее эффективно может выполнять палубная авиация. Даже несколько истребителей сделают бесполетной эту зону для Орионов и Посейдонов. Следовательно, для обороны МСЯС от АПЛ противника необходимо иметь АВ с преимущественно противолодочной авиацией, а также истребители и самолеты (вертолеты) ДРЛОиУ. Это может обеспечить классический легкий АВ с 14-24 ЛА (ориентировочно). В случае разработки СВВП может применяться вертолетоносец с таким же количеством ЛА (вертолеты и СВВП). Вариант американского корабля контроля моря (статья «Будущее ВМС США: атомные "суперы" или лёгкие авианосцы?»)
[QUOTE]В первоначальном варианте он представлял собой малый авианесущий корабль водоизмещением всего лишь в 13 000 т, скоростью 26 уз., экипажем в 700 человек и авиагруппой из 17 летательных аппаратов, в том числе 11 противолодочных вертолетов, 3 вертолетов ДРЛО и 3 истребителей вертикального и укороченного взлета и посадки. Предполагалось, что, отказавшись от одного атомного «супера» можно будет на сэкономленные деньги построить восемь SCS[/QUOTE].
[U][B]ДРУГИЕ ЗАДАЧИ ФЛОТОВ. [/B][/U]На СФ, ТОФ кроме этих двух задач, а также на БФ, ЧФ, КФл могут решаться и другие задачи: по уничтожению противолодочных сил противника, по обороне своих районов базирования и морских коммуникаций и т.д. Для эффективного решения этих задач должна активно проводиться авианизация Флота – размещение пилотируемой и непилотируемой авиации практически на каждом корабле. Любая КУГ, КПУГ должна иметь разведывательный вертолет (БПЛА), противолодочные вертолеты с ударными возможностями по ПЛ и НК. Другой вариант – наличие в КУГ, КПУГ НК с 4-6 вертолетами.
Для защиты интересов России в других районах мира не нужен тяжелый АВ, т.к. борьба будет вестись с силами практически не имеющими ВМС или имеющими слабый флот (папуасами). Для этого достаточно иметь средний или легкий АВ с преимущественно ударными возможностями. Причем, для этих целей не надо строить специальный АВ, а следует выделять авианосец с СФ или ТОФ.
[U][B]Выводы: [/B][/U]1. Для поддержки противоавианосных сил необходимо иметь средний (полутяж) АВ. 2. Для обороны МСЯС следует разрабатывать классический легкий АВ с 14-24 ЛА или вертолетоносец с противолодочными вертолетами, вертолетами ДРЛОиУ и СВВП. 3. Для повышения устойчивости КУГ, КПУГ шире использовать на НК пилотируемую авиацию и БПЛА, а также НК с 4-6 ЛА. 4. Потребности ВМФ в АВ: 2 средних (полутяжа) и 2 легких АВ.