Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США
Какой способ жилищного обеспечения военных вы считаете наиболее оптимальным?
Жилье в натуральном виде
    64,10% (50)
Жилищная субсидия
    17,95% (14)
Военная ипотека
    17,95% (14)

Поиск на сайте

Каланов Н.А. "Луноненавистники" (из истории "берегового права")

Водно из воскресений у побережья американского полуострова Кейп-Код (штат Массачусетс) бушевал шторм. В переполненную молящимися церковь одного из селений с воплем ворвался человек: "Хвала Господу! Крушение на берегу!" Вскочив с мест, все ринулись к дверям, но их остановил повелительный голос пастора: "Стойте! Сначала воздадим благодарение Богу." Бормоча слова молитвы, святой отец проворно проталкивался через толпу. У выхода он повернулся и закончил службу словами: "О, Боже! Смилуйся над нами, грешными, и сделай так, чтобы от судна осталось побольше! Аминь! ..А теперь, дети мои, быстрее на берег!"

Рассказывают, что эта история произошла время существования так называемого "берегового права", по которому жители морского побережья или его владельцы могли присваивать себе остатки потерпевших крушение судов, их грузы и, вообще, все, что море выбросило на берег.

"Береговое право" появилось в глубокой древности и , с развитием мореплавания, распространилось на многие прибрежные районы. С тех пор при кораблекрушении жизни моряков, пассажиров и целостность грузов подвергались опасности не только в волнах бушующей стихии, но и на спасительном, казалось бы, берегу. Избежав смерти в воде, моряки могли погибнуть на суше от рук жителей побережья.

Причины такой жестокости были разные. Иногда было опасение, что мореходы могут использовать свое ремесло не для торговли, а для разбоя. И тогда суеверные предрассудки заставляли приносить в жертву мнимым богам обнаруживаемых на берегу чужеземцев. Но чаще всего убивали из-за боязни, что оставшиеся в живых помешают грабежу или будут мстить. Грабителям было безразлично, кого они обирают - соотечественников или иностранцев, живых или мертвых. Мертвых раздевали до нитки, а живые становились рабами или за них требовали выкуп.

Например, у древних римлян право присваивать имущество и рабов сначала принадлежало первому нашедшему их. С образованием Римской империи это право перешло к государственной казне, а после падения империи - к феодалам - владельцам побережий.

Платон с горечью писал в "Эпитафии морякам" об этом варварском обычае:

Море убило меня и выбросило на берег, только
Плащ постыдившись отнять, что прикрывал наготу.
Но человек нечестивой рукой сорвал его с трупа,
Жалкой корыстью себя в грех непомерный введя...

В средние века феодалы и даже могущественные монархи не стыдились считать плоды "берегового права" источником своих доходов. По морскому уставу, изданному в 1681 г. Людовиком XIV, все имущество, спасенное при кораблекрушении, переходило в королевскую казну.

Прибрежный феодал отказывался от "законных прав", только с тем условием, что моряки будут платить ему определенную за это мзду. Жажда легкой наживы толкала на любые злодеяния и ухищрения. Грабители разрушали маяки и навигационные знаки, выставляли ложные в опасных для судоходства местах, подкупали лоцманов, чтобы те вели суда прямо на мели или те места, где команде было бы трудно защищаться от нападения. Случалось, когда морская стихия оказывалась беспомощной перед моряками, мародеры ночью подвешивали к уздечке лошади зажженный фонарь, спутывали ей ноги и водили прихрамывающее животное по берегу. Проходящее судно, приняв колеблющийся свет фонаря за сигнальный огонь на плывущем корабле, подходило слишком близко к берегу и разбивалось о камни. Морские волны надежно скрывали следы трагедии, и преступники оставались безнаказанными. Лучшим временем для таких "операций" были темные ночи, поэтому луну грабители считали своим злейшим врагом. Вот и называли людей, занимающихся этим ремеслом, луноненавистниками, прихрамывателями, пляжечистильщиками и другими презрительными прозвищами.

Расцвет "берегового права" приходится на средние века. С дальнейшим развитием торговли многие государства принимали законы, пресекающие подобные преступления и обязующие спасать людей и груз терпящих бедствие кораблей. Однако случаи прибрежного пиратства продолжались вплоть до середины XIX века. Так, после открытия Суэцкого канала в связи с расширением судоходства у восточных берегов Африки в прибрежных водах Сомали участились случаи кораблекрушений. Часто эти катастрофы сопровождались полным разграблением судов, истреблением команд и пассажиров. Больше всего страдал торговый флот Великобритании. Для прекращения варварства англичанам пришлось заключить договор с правителями края и ежегодно выплачивать им 15 тыс. фунтов стерлингов "компенсационных".

История мореплавания донесла до наших дней примеры противоположного характера. В то время, когда "береговое право" было распространено на многих заселенных побережьях морей и рек, русские, и , вообще, славяне, никогда не занимались таким "ремеслом". Об этом свидетельствуют первые международные соглашения Киевской Руси с Византией 911, 944, 971 гг., а также договоры Новгорода с Ригой и Готским берегом XII-XIII веков. Согласно этим договорам, местные жители должны были "охранять корабль с грузом, отослать его в землю христианскую, провожать его через всякое страшное место, пока достигнет места безопасного". Любое оскорбление иностранных моряков считалось большим преступлением. Во времена Петра I были приняты законы, согласно которым все грузы и судовое имущество как русских, так и иностранных судов, спасенные в пределах Российской империи, находились "под непосредственным покровительством Императорского величества" и должны быть неприкосновенны.

* * *

Давно прошли времена "луноненавистников" - береговых пиратов, став одной их страниц истории мореплавания и человеческих взаимоотношений, оставив много увлекательных легенд, мифов и рассказов в мировой литературе.


Об авторе

Каланов Николай Александрович 1956 г.р. Окончил Севастопольское Высшее Военно-Морское Инженерное Училище. В течение 20 лет служил в Вооруженных Силах СССР в морских и космических войсках. Автор 40 статей на морскую тематику. Основная тема статей - морской фольклор, суеверия, поверия, история флота, история наименования кораблей. Автор 3 книг: "Адресная книга коллекционеров" М.. 1989 г.; "Как зарегистрировать свое дело в Москве?" М., 1992; "Море - великий путь". Сборник пословиц и поговорок народов мира о море, моряках и рыбаках, флотской службе и рыбацком промысле, морской флоре и фауне. М., 1995.


Главное за неделю