Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Импортозамещение теплообменного оборудования

Найдено решение
для замены импортных
теплообменников

Поиск на сайте

Дредноут в эпоху нанотехнологий

Валерий Вальков, редактор Центрального Военно-Морского Портала
11.08.2008

Когда возникает вопрос о морской мощи государств, самым неопровержимым аргументом становится качество и количество кораблей основных классов, к числу которых на рубеже 20-21 веков принято относить авианосцы, ракетные крейсера и эсминцы, ракетные и многоцелевые подводные лодки.

Любые учения, командно-штабные игры начинаются с подсчета авианосных соединений, подводных лодок и авиационных соединений противников.

Такой подход имеет все основания: в последние десятилетия во всех военных конфликтах, будь то Югославия, Ирак или Афганистан, участвовали названные компоненты военно-морских сил.

Что могут противопоставить им флоты и военно-морское искусство стран, в силу различных причин не являющихся фаворитами в гонке за превосходство на море?

7 января (2008) пять иранских катеров, опасно маневрируя, окружили корабельное соединение ВМС США (крейсер «Порт-Роял», эсминец «Хуппер» и фрегат «Ингрехем»). Три катера внезапно появились и приблизились на дистанцию «пистолетного выстрела» - 300 ярдов от кораблей. Инцидент длился около 20 минут и не привел к опасному контакту. Американские корабли выполнили маневр уклонения и были готовы предпринять другие предупреждающие действия, когда иранские катера внезапно ушли.

Подобная атака была предсказана уволившимся ныне генерал-лейтенантом морской пехоты США Паулем Ван Рипером (Marine Lt. Gen. Paul van Riper), командовавшим стороной «красных» на маневрах Millennium Challenge в июле-августе 2002 года. Он применил «тактику стаи», что привело к «потоплению» авианосца и 16 кораблей «противника». Катера «красных» атаковали пулеметами и ракетами, поддерживаемые ракетными ударами с суши и воздуха. Некоторые катера «взрывали» себя вместе с кораблями «врага». Руководством игры после разгрома флота «синих» было приказано начать игру сначала. Корабли «синих» «всплыли», и в итоге «синие» были объявлены победителями. В этот момент генерал Ван Рипер, протестуя, покинул игру, поскольку, по его мнению, Пентагон более интересовало превосходство собственных концепций, чем уроки игры.

Следуя историческим параллелям, перенесемся на полвека назад. Широко известен факт, когда накануне Великой Отечественной войны (2-6 января 1941 года) Г.К. Жуков, будущий маршал Победы, командуя стороной «синих», одержал решительную победу над «красными» в оперативно-стратегической военной игре: «синие» применили новые, но вполне реальные в тех условиях положения военного искусства и вооружения, в то время как «красные» придерживались традиционных для того времени взглядов. Результаты военной игры были оспорены, но последующие события самым драматическим образом во многом подтвердили правоту Жукова.

Военное искусство – не догма, его положения претерпевают постоянные изменения. Так, на смену эпохе парусных армад пришла эпоха броненосцев, их сменили мощные линкоры, которые в свою очередь уступили пальму первенства авианосным соединениям и подводным силам…

Как правило, в войне на море победу одерживала сторона, решительно отказавшаяся от устаревших догм, применившая новые виды вооружений, классы боевых кораблей, стратегию и тактику боя.

Конечно, смена эпох происходит не «вдруг», но проследить и своевременно учесть ее удавалось далеко не всегда. Вспомним хотя бы события первой обороны Севастополя (1854-1855 гг.), когда парусные линкоры Черноморского флота России смогли сдержать англо-французский флот лишь ценой своего затопления на фарватерах. Россия учла урок, военный флот качественно изменился. Почти сто лет спустя, 7 декабря 1941 года, Америка практически лишилась своего тихоокеанского флота после атаки японских авианосцев на Перл-Харбор. Американские ВМС оценили преимущества авианосцев, и уже 4—6 июня 1942 года вблизи атолла Мидуэй в Тихом океане американские авианосные силы одержали победу над японскими, а 24-25 октября 1944 г. произошло сражение авианосных соединений, где японский императорский флот окончательно был разгромлен…

В Санкт-Петербурге накануне отмечаемого 27 июля Дня ВМФ главнокомандующий адмирал Владимир Высоцкий заявил, что «ВМФ продолжает строительство новых атомных ракетных крейсеров стратегического назначения, многоцелевых подводных лодок, фрегатов, корветов, десантных кораблей, тральщиков, боевых катеров и судов обеспечения. В перспективе флот увидит и более мощные корабли - современные многоцелевые эскадренные миноносцы и авианосцы, корабли других классов. Соответствующие работы уже начаты». Он также заявил, что в перспективе командование ВМФ России считает необходимым иметь в боевом составе флота 5-6 авианосцев. Главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий еще раз дал понять, что отечественный флот имеет четкую кораблестроительную программу, рассчитанную вплоть до 2030 года. Это достаточно длительный период, и вполне возможно, что к назначенному времени отечественные судостроители найдут силы и средства, а российские моряки не только получат, но и освоят 5-6 авианосцев. В море на боевом патрулировании будут находиться ракетные подводные крейсера стратегического назначения - плавучие ракетно-ядерные платформы, для придания боевой устойчивости которых, как и в середине 80-х прошлого века, придется создавать специальные защищенные районы, требующие привлечения остальных, неядерных сил: многоцелевых подводных лодок, противолодочных кораблей и авиации, минно-тральных соединений, эшелонированной ПВО и др.

Насколько востребованы будут силы и средства, отвечающие положениям военной теории прошлого века, в середине века 21-го, покажет история.


Главное за неделю