Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США
Какой способ жилищного обеспечения военных вы считаете наиболее оптимальным?
Жилье в натуральном виде
    63,64% (49)
Жилищная субсидия
    18,18% (14)
Военная ипотека
    18,18% (14)

Поиск на сайте

Драматический театр Балтийского флота

20.12.10
Текст: Служба информации и общественных связей ЛенВМБ
Фото: Служба информации и общественных связей ЛенВМБ
Легендарный Кронштадт. С этим городом – крепостью тесно связана история русского флота. Здесь в 1930 году основан первый военно-морской театр - Театр Краснознаменного Балтийского флота.

Б. Вахтин, "Мы все и Надежда"
За восьмидесятилетнюю историю сценической деятельности гастрольные маршруты театра пролегли от крупнейших городов европейской части нашей страны до промышленных центров Урала, от южных городов-героев Новороссийска, Севастополя, Керчи до гастролей в Польше, Германии и Афганистане.

Для театра 80 лет – небольшой срок, но вполне достаточный для формирования его индивидуально-неповторимого творческого лица. Уже заложены определенные традиции, уже имеется своя история - история, неразрывно связанная с героической историей Балтийского флота.

Декабрь 1930 года. После военных маневров Краснознаменного Балтфлота был дан концерт, на котором присутствовал Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов. Высоко оценив большую и нужную работу концертной бригады, К.Е. Ворошилов высказал пожелание о создании военно-морского театра. По инициативе маршала из группы талантливых "мастеров смеха и веселья", энтузиастов художественной самодеятельности в городе-крепости Кронштадте создан театр.

Активное участие в формировании и творческом становлении профессионального коллектива принял трибун балтийцев писатель Всеволод Вишневский. Первые годы жизни молодого театра были нелегкими. Артистам не доставало сценического мастерства и профессионального опыта, а часто меняющаяся режиссура не смогла на первых порах создать стабильный и художественно полноценный творческий коллектив.

В своей статье на десятилетний юбилей театра его художественный руководитель А.В. Пергамент писал: "…первое пятилетие жизни коллектива проходило в достаточной степени хаотично. В театр были списаны с кораблей и частей флота артисты самых различных жанров и направлений. Тут и певцы, и танцоры. И чтецы и акробаты… Короче говоря, это был весьма разнообразный по своему составу коллектив. Ему нужна была в то время твёрдая направляющая рука. Но, к сожалению, все режиссёры, а среди них были и большие мастера советского театра, здесь являлись случайными людьми … За первые 4 года в театре сменилось 7 режиссёров".

В 1934 году с группой выпускников Ленинградского театрального училища в театр пришел талантливый режиссер и прекрасный организатор Александр Викторович Пергамент. С его приходом в коллективе закипела бурная творческая жизнь. Новый художественный руководитель организовал профессиональную учебу, приглашая для преподавательской работы видных мастеров советского театра - Л. С. Вивьена, Б.В. Зона, Н.М. Щукина.

Особенно памятной для труппы оказалась встреча с народным артистом СССР Б.В. Щукиным. Его напутственные слова молодым артистам-балтийцам и сегодня сохраняют свою актуальность и непреходящую ценность. "Любите друг друга, - говорил Б.В. Щукин, - уважайте труд товарища. Могу наверняка утверждать, что искренне-дружеские взаимоотношения между людьми коллектива приносят потрясающие результаты. Рождается здоровая критика и творческая атмосфера, и в этом-то заключен успех спектакля и театра в целом".

Следует подчеркнуть, что после смерти Б.В. Щукина с 1 января 1940 года в театре была установлена премия его имени, присуждаемая специальной комиссией за лучший образ, созданный в спектакле. Первым ее лауреатом стал артист Александр Кутьин. Он пришел из Ленинградского театрального института молодым, начинающим актёром и со временем выдвинулся в ряды ведущих актёров театра. В середине 1939/40 гг. А. Кутьин создал в спектакле "Сёстры" Ю. Германа монументальный образ великого русского ученого Пирогова.

Творчески активная молодежь театра увлеченно постигала секреты актерского мастерства системы К.А. Станиславского. "Мне было радостно узнать, - писал в августе 1938 года коллективу театра Балтики К.С. Станиславский, - что моя работа в искусстве поможет вам создать образы жизненной правды и показать их доблестным бойцам Краснознаменного Балтийского флота и славной крепости Кронштадт".

Непрерывный труд, энергия, неистощимая любовь к творчеству молодого коллектива, а также растущее художественное качество выпускаемых спектаклей получают заслуженную оценку зрителей и театральной критики. В 1939 году во время гастролей театра в Москве газета "Правда" оценивает творческую деятельность театра как " высокое, идейно-целенаправленное искусство театра с большой буквы".

В этот же период продолжают укрепляться творческие контакты флотского театра с Всеволодом Вишневским. На сцене театра Балтфлота с большим успехом идут его драматические произведения "Первая Конная" и " Оптимистическая трагедия". В концертных программах театра и ансамбля флота огромной популярностью пользуются произведения Вс. Вишневского "Мы из Кронштадта", "Кронштадтский полк", "Мы – русский народ" и многие другие.

Уже в первое десятилетие существования театра четко определилась его репертуарная линия, направленная на создание героико-патриотических спектаклей. Основу героико-патриотического репертуара театра составляли спектакли "Мятеж" Д. Фурманова, "Гибель эскадры" А. Корнейчука, "Князь Мстислав Удалой" И. Прута, "Любовь Яровая" Н. Тренева. "Бронепоезд 14-68" Вс. Иванова, "Первая Конная" и "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского.

В юбилейном приказе командующего КБФ адмирала Н.Г. Кузнецова дается характеристика работы военно-морского театра, выявляющая специфику и неповторимость его творческой жизни: "Славный боевой путь прошел театр за 10 лет своего существования… Исключительное внимание в своей работе театр уделял вопросам оборонной тематики … Особенностью театра КБФ является то, что он не только работает на стационаре, где ярко светят рампа и софиты, но также хорошо работает на открытой броневой палубе корабля, в кубрике, на земле, где фары автомобиля служат единственным освещением…"


Б. Вахтин, "Синяя-синяя речка"

За десять лет театр Балтийского флота вырос из группы двадцати четырех артистов-любителей в профессиональный театр в количестве ста человек. Главное же достижение первого десятилетия не в количественном росте коллектива театра, а в повышении художественного мастерства и воспитательной целостности его работы. Театр стал боевым помощником Балтийского флота, его структурным подразделением. Художественный руководитель А.В. Пергамент констатировал: "Как и всякой воинской части, театру приходилось вести работу оперативно, всегда контактируя её с интересами флота; во время маневров создавать подвижные бригады, ставить наряду с большими пьесами портативных спектакли, легко приспосабливая их к показу в небольшом клубе части или на палубе корабля, всегда иметь в готовности выездную группу".

В грозные годы Великой Отечественной войны театр во фронтовых условиях проходит проверку на гражданскую и творческую зрелость своего искусства. В ночь с 21 на 22 июня 1941 года состоялась встреча коллектива театра с Вс. Вишневским в Таллине, куда в 1940 году театр был переведен из Кронштадта. Писатель говорил о суровых испытаниях и новых задачах, стоящих перед коллективом в условиях войны. Своим искусством театр должен был помочь мобилизовать военных моряков на борьбу с врагом.

26 августа 1941 года коллектив театра, размещенный на военных и гражданских кораблях, под непрерывной бомбежкой гитлеровской авиации и флота совершает перебазирование в Ленинград. "Бьют с эстонского берега (там уже враг). Бьют с финского, – вспоминает участник этого перехода Всеволод Вишневский - Летят с визгом снаряды… Катера спасают людей… Бьют зенитки и пулеметы! Бьют все корабли… Идем сквозь круги Дантова ада и бьемся…" Часть кораблей, на которых были работники театра, прорвались из гитлеровского окружения и благополучно добрались до Ленинграда. Большая же часть коллектива театра погибла на кораблях, торпедированных гитлеровцами.

В Ленинграде начинается новый период жизни театра. Все девятьсот блокадных дней театр мужественно переносит вместе с героическими защитниками города. Коллектив театра превращается в боевое подразделение Краснознаменного Балтийского флота и обретает новые формы творческой деятельности.

Условия работы творческих концертных бригад были нелегкими. С первых же дней войны под грохот артиллерийских канонад и вой снарядов артисты выступают на кораблях и в окопах, в действующих частях и на кораблях блиндажах и подразделениях, часто лицом к лицу сталкиваясь с врагом, и вступая с ним в бой. И днем и ночью артисты бригад с вещмешками за спиной, реквизитом и музыкальными инструментами, вооруженные винтовками и гранатами добирались до действующих соединений. Часто пешком приходилось преодолевать по тридцать-сорок километров под затяжными прибалтийскими дождями, по снежным полям и дремучим лесным зарослям, через пески дюн под треск пулеметных очередей и артиллерийским обстрелом. Артисты, обслуживающие морскую пехоту Ладожской флотилии при тридцатиградусном морозе на открытых машинах преодолевали от шестидесяти до ста двадцати километров. "Кровь стыла в жилах на этих переездах", вспоминали участники этой бригады. Но, едва отогревшись, артисты забывали про усталость и дорожные невзгоды и с жизнерадостной улыбкой начинали концерт.

Вот случай на карельском перешейке. "Сейчас выступят акробаты нашего театра Карелин и Минаев", – объявил конферансье. На плотно утрамбованном снежном кругу появились два молодых коренастых человека. Кисти их рук терялись в рукавах непомерно больших полушубков, ноги тонули в огромных валенках. Акробатическая ловкость обоих казалась весьма сомнительной. Но заиграл баянист – тулупы и валенки полетели в сторону. На разложенных в середине снежного круга одеялах акробаты предстали в полном блеске своей профессиональной выправки. Только узенькие полоски гимнастических трусиков составляли одежду людей, раздевшихся в 30-градусный мороз.

Как самых дорогих и желанных гостей ждали и встречали артистов театра краснофлотцы - летчики, зенитчики, связисты, бойцы народного ополчения. Случалось, что концерт исполняли вполголоса а то и шепотом, и музыка звучала "под сурдинку", потому что рядом, всего в нескольких сотнях метров находились гитлеровские позиции и нельзя было обнаружить наше подразделение. Приходилось даже выступать с концертами по телефону: бойцы-связисты не могли в боевой обстановке оставлять фронтовую связь и слушали концерт по прямому проводу. А на островах Эзеле и Даго прямо с концерта бригадам артистов с оружием в руках пришлось защищать боевые позиции. Артисты сражались до последнего патрона и многие из них не вернулись с поля боя.

В суровые годы ленинградской блокады театр оперативно маневрирует репертуаром, переходя от малых концертных форм к постановке больших спектаклей.

В короткие сроки были осуществлены и сыграны на разных площадках спектакли "Парень из нашего города", "Русские люди" К. Симонова, "Фронт" А. Корнейчука. По специальному заказу театра А. Крон написал пьесу "Офицер флота", Вс. Вишневский - "У стен Ленинграда" и, в соавторстве с Вс. Азаровым и А. Кроном, героическую комедию "Раскинулось море широко".

И театр шагал по опаленным дорогам войны, вдохновенно неся свое горячее, патриотическое искусство, адресуя его своему народу и морякам героической Краснознаменной Балтики. За 1418 дней войны театр показал свыше шести тысяч спектаклей и концертов.

Закончилась война. И в мирные годы театр не отступает от активных творческих поисков. Имена основоположников театра навсегда остаются для новых поколений актеров образцом мужественного и трепетного служения искусству. Это, прежде всего, художественный руководитель театра - народный артист РСФСР Александр Викторович Пергамент, который сконцентрировал в театре ядро из единомышленников и сподвижников военно-морского театра. В него вошли: народные артисты РСФСР Л.И. Макарова, В. И. Чесноков, заслуженные артисты РСФСР Л.А. Головко, М. К. Девяткин, И.П. Дмитриев, А.М. Княжецкий, А.Д. Кутьин, М.Д. Ладыгин, В.А. Попова, Р.А. Трофимов, А.В. Трусов, художники театра С.К. Вишневецкая, М.Г. Молчанова.

1947 год. Решением Политического Управления ДКБФ театр был перебазирован в Лиепаю.

Большой вклад в становление театра послевоенного периода внесли художественные руководители театра – заслуженные деятели искусств В.Д. Бутурлин, А.И. Лакшин, А.П. Струнин, А.А. Свистунов, В.П. Купецкий, В.М. Каплин; главный режиссер – К.А. Петров; художники театра – заслуженный деятель искусств РСФСР С.С. Сережин, Т.Н. Афанасьев, М.И. Попов, А.С. Янчук, З.П. Рубина.

Добрую память своей творческой работой оставили в театре и у зрителей заслуженные артисты Латв. ССР Е.В. Киселева, З.Н. Вишневская, М.Н. Зиновьев, Ю.Н. Петровский, Н.И. Терехов, С.А. Антоновский, засл. артисты РСФСР В.Ф. Коробкин, М.А. Свирина, артисты В.А. Алексеев, А.И. Алексеева, К.Я. Белова, А.С. Ткачев и многие другие.

Репертуарный диапазон театра послевоенного периода, обогащенный произведениями русской и зарубежной классики, приобретает полнозвучность тем, проблем, социальных конфликтов.

По-прежнему магистральной темой репертуара остаются спектакли героико-патриотического звучания, раскрывающие неисчерпаемое благородство и гуманизм характера русского человека, героические подвиги воинов и народа, совершенных в боях и в тылу в годы Великой Отечественной войны. Эта тема главенствует в лучших спектаклях театра послевоенных лет: "Крепость под Бугом" С. Смирнова, "Настоящий человек" Б. Полевого, "Одна ночь" Б. Горбатова, "Барабанщица" А. Салынского, "За тех, кто в море" Б. Лавренева, "Офицер флота" А. Крона, "У стен Ленинграда" Вс. Вишневского, "Так и будет" К. Симонова.

Волнующим страницам русской истории посвящены спектакли "Великий государь" В. Соловьева, "Иван Грозный" А. Толстого, "Флаг адмирала" А. Штейна, "Порт-Артур" И. Попова, А. Степанова, "Давным-давно" А. Гладкова.

Большое внимание театр уделяет работе с флотскими драматургами. Создание образов современных матросов и офицеров с богатым духовным миром, людей с высоким чувством гражданской ответственности – задача, которую театр решает в этой работе. Привлекает театр и тема воспитания и становления, закалки и духовного возмужания моряков-балтийцев в их нелегкой героико-романтической службе, готовности к подвигу во имя Родины. На пути совместных творческих поисков в решении этой актуальной темы театр вместе с флотскими драматургами добивается ощутимых результатов. Такие спектакли, как "Моряки не сдаются" Н. Имшенецкого, "Второе дыхание" А. Крона, "Глубина" В. Куприна, "Всегда с нами" Ю. Виноградова, "Кровь на янтаре" Н. Жичкина, В. Чечеткина, "Волны над нами" Л. Синельникова, "Любимая" С. Ясных по достоинству оценены зрителями.


Концертная бригада на учениях

Опираясь на лучшие произведения современной драматургии, театр стремится к созданию правдивого портрета нашего современника. Драматургия А. Арбузова, В. Розова, А. Штейна, К. Симонова, В. Шукшина, И. Штока занимает прочное место в репертуаре театра.

Продуманно отбирает театр в свой репертуар пьесы русской классической драматургии – А. Островского, А. Чехова, Л. Толстого, М. Горького.

В эти годы театр уделяет большое внимание и мировой драматургии, классической и пьесам современных прогрессивных драматургов. Репертуар театра ежегодно пополнялся пьесами из богатого наследия мировой драмы. Среди них пьесы Ж.Б. Мольера, Ф. Шиллера, В. Шекспира и многих других авторов.

В 1970 году в канун 40-летия театру было присвоено имя Всеволода Вишневского. В этот период театр активно продолжает нести искусство в массы. Это гастроли в столицах республик Прибалтики, городах Калининграде, Донецке, Ленинграде и Москве. Лучшие спектакли регулярно показываются по телевидению Риги, Талина, Калининграда, других крупных городов, где театр выступает с гастролями. Выезжает коллектив и за рубежи нашей Родины – в Польшу, ГДР. С честью проходит по военным дорогам Афганистана.

В эти годы театр ставит пьесы К. Симонова "Так и будет" Вс. Вишневского "Раскинулось море широко". Р. Ибрагимбекова "Прикосновение", М. Рощина "Спешите делать добро", В. Шукшина "Характеры", В. Шекспира "Отелло", А. Островского "Без вины виноватые", Г. Ибсена "Привидения" и другие.

К своему 50-летнему юбилею театр посвящает пьесу Александра Крона "Второе дыхание". Юбилейные гастроли проведены в Москве на сцене Центрального театра Российской Армии. 1992 год. Изменения, происходившие в нашей стране не обошли стороной и коллектив театра. Вместе с войсками, выводимыми из Прибалтики он перебазируется в Кронштадт - город своего рождения.

Коллектив, сложившийся в Кронштадте, с честью продолжает славные традиции предыдущих поколений. Дух товарищества, дружбы, ответственное отношение к профессиональным обязанностям – все это стало законом жизни коллектива, который с 1998 года возглавили начальник театра капитан 2 ранга Шупик Петр Михайлович и главный режиссер заслуженный деятель искусств Латвийской ССР Николаев Юрий Константинович.

Театр Балтийского флота прошел свой славный путь как первооткрыватель новых дорог в патриотическом искусстве. Отсчет его биографии идет в ногу со временем. За 80 лет творческой деятельности театр выпустил более 400 спектаклей, обслужил свыше 7 миллионов зрителей. Ежегодно коллектив театра проводит до сорока встреч и концертов, выступая на кораблях, в воинских частях и отдаленных подразделениях, в клубах, домах и дворцах культуры разных городов, на предприятиях.

Обслуживая в первую очередь военных моряков Дважды Краснознаменного Балтийского флота, воинов Российской Армии, театр также продолжает укреплять военно-патриотические шефские и культурные связи с моряками-североморцами, коллективами предприятий Волгограда, Мурманска, Североморска, Костромы, Новгорода, Ярославля, Рыбинска, где в последние годы выступает на гастролях.

В ноябре 2007 года театр с большим успехом выступил на Первом фестивале драматических театров Вооруженных Сил "Звездная маска" со спектаклем по пьесе Артура Миллера "Все мои сыновья".

В канун своего юбилея театр активно проводил отчетные творческие декады в крупных областных центрах страны.

Главная забота творческого коллектива – найти путь к сердцу и уму зрителя, чтобы тот, покидая зал, уносил с собой нечто важное, чтобы воспринятое со сцены становилось частью его собственного жизненного опыта.

В юбилей афишу театра вошли спектакли, разные по жанру, авторскими концепция и гражданскому звучанию.

Из поколения в поколение переходит традиция актерского творчества - стремление к созданию яркого и целостного образа с глубоко внутренне оправданным и развивающимся характером Не остаются без внимания и дети. Стала традицией постановка в каждом сезоне детских спектаклей-сказок для этих самых чутких, непосредственных, эмоционально-восторженных зрителей. Для них сказки А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", Ш. Перро "Кот в сапогах", русские народные сказка "Морозко", "Василиса Прекрасная" и другие.


Актеры в День ВМФ в Кронштадте

Художественный руководитель театра заслуженный деятель искусств Латвийской ССР Ю.К. Николаев последовательно работает над созданием творческого и репертуарного лица театра, стремясь к воплощению и утверждению лучших художественных принципов театрального искусства на сцене флотского театра. Его режиссура отличается четкостью и глубиной замысла, лаконизмом и логической последовательностью решения, актуальным гражданским звучанием.

Творческий коллектив театра состоит из актеров самых разных поколений, завоевавших любовь и признание зрителей. Это ветераны театра – А.С. Козлов, Н.В. Козлова, В.А. Филиппов,О.Г. Бережная, В.М. Горовой. З.Ф. Терскова. Ф.В.Копосов, Н.А.Иштаев, Н.Н.Сонин. Актеры среднего поколения – В.А. Ладанов, Е.А.Чижова, Д.И. Худякова, Г.М. Ткач, З.Н. Миндолина, Н.С. Кириллова. Достойное место в репертуаре занимает молодежь – Н.А. Ермолаева, С.Л. Соловьёва, Г.В. Насырова, А.И. Ермолаев, А.А. Милков.

Созданию художественно-целостного образа спектакля всегда сопутствует труд большого коллектива работников, которые остаются невидимыми для зрителей. Во многих технических цехах работают мастера своего дела, многолетние труженики театра И.В. Мунтян, А.В. Гирис, О.А. Хохлачёв, Л.А. Терёхина, Н.В. Стратийчук, В.В. Вишневская, Е.В. Токарева, Н.Н. Медведева, С.Ю. Треба, В.П. Тихомирова, И.Н. Осипенко.

Коллектив театра с честью продолжает нести традиции старших поколений, духовно обогащает и формирует культуру военного человека, продолжает выполнять свое назначение боевого помощника Балтийского флота.


Главное за неделю