Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Секреты новой амфибии

Раскрыты секреты
новой амфибии
"Дрозд"

Поиск на сайте

"Дембельский" альбом

Подготовила Валькова М.Ю. по материалам открытых источников. Фото автора



В феврале 2008 года Музей истории города Шлиссельбурга представил выставку, посвященную нетленному и уникальному варианту интереснейшего народного жанра – рукотворному художественному альбому.



Одной из форм фиксации памяти является создание домашнего архива. Обычно он состоит из документов, фотографий, газетных вырезок, почетных грамот и всяческой мишуры, близкой и понятной только самому владельцу. Более художественно организованную часть архива составляют альбомы - детские, выпускника школы, института, свадебные, юбилейные, посвященные значимому событию или периоду в жизни владельца. Альбомы создают, помимо автора, оформители и фотографы, люди, порой, случайные. Каждый из элементов «типовой» оформительской продукции может быть размножен до бесконечности и отличаться лишь названием города, института, номером школы и именем владельца.



По своей социальной, психологической, художественной структуре только «дембельский» альбом не является стандартным, ставшим для ремесленного исполнителя сезонной «халтурой», средством заработка. По своему содержанию - это универсальный историко-художественный документ. Фиксируя индивидуальную память владельца, он выражает время и вкусы общества, точнее - определенного социально-временного среза. Альбомная форма всегда считалась проявлением масс-культуры. Как правило, в ней творили дилетанты, любители или сами владельцы, подражая профессиональным художникам и литераторам, собирая в единую книгу рисунки, гравюры, фотографии, открытки, придавая всему некую систему и смысл. Одно из художественных достоинств альбомной формы - ее авторский, рукотворный характер, близкий современной книге художника. Среди многообразия видов книги художника «дембельский» альбом относится к категории книг, сделанных вручную в единственном экземпляре. По своему характеру и назначению он является наиболее оригинальным типом изданий - книгой-альбомом, созданным самим художником с авторскими пометами о важном этапе жизни (речь не идет о заказных альбомах). Этот тип книги - исключительно авторское произведение, автобиографичное и посему уникальное. «Дембельский» альбом вместе с тем представляет и самый радикальный вариант жанра книги художника. В нем заложена наивная грубость, бесхитростность молодого творца, простодушие и желание сделать книгу на все времена, книгу о себе, быть может, единственную в жизни. Этот альбом перенасыщен искусством - живописью, графикой, фотографией, коллажем, порой даже чеканкой.



Зачастую «дембельский» альбом разрушает границы альбомной формы, становясь большим искусством. Своей адресностью, оформлением, рубриками «дембельский» альбом продолжает традицию русской альбомной формы, которая насчитывает чуть более двух столетий. За это время он сложился в определенный художественный и книжный жанр. За все время существования альбомного искусства не изменялись его основные рубрики: идентификация героя - хозяина альбома (в дворянском альбоме это были - герб и девизы), обозначение круга интересов, посвящения друзей (в солдатском альбоме - фотографии друзей и с друзьями), любимые стихи и песни (военные песни, приказы, строки из воинского устава и долгожданный текст - Приказ об увольнении в запас). Иллюстративный ряд также имеет свои устойчивые формы - рисованные заставки и концовки, военная фурнитура и геральдика, развлекательная графика, отражающая эстетические умонастроения общества. В «дембельском» альбоме мы встречаем переводные картинки с портретами красавиц, наклейки с изображениями современных Наяд и Венер. «Дембельский» альбом, фиксируя важный эпизод жизни, выражая взгляды общества на социум, быт, воспитание, культуру, зачастую воплощается в художественную форму. «Дембельский» альбом является документом превращения юноши в мужчину, мужским аттестатом зрелости.



Этот альбом - лакировка памяти о главном жизненном испытании. «Дембельский» альбом - это эпическое творение, проявление солдатского духа, воли, интеллекта. Сто дней до Приказа отданы бархатной бумаге, золотой фольге, чеканке, коллажам, гуаши, цветным карандашам, фотографии - наивному и искреннему творчеству. Альбом выражает чувство сдержанной силы, гордости, героизма, которые связаны для нас с образом защитника Родины. В этой материализованной памяти армейский художник говорит о главном: он уходит от повседневности и обыденности, воспевает армейское братство, преданность дружбе, веру и долг. Каноны «дембельского» альбома складывались десятилетиями. Его визуальное и литературное содержание раскрывают следующие рубрики: «Память службе», «Всегда со мной», «730 дней — Родине» (1096 — для Военно-Морского Флота), «Приказ МО СССР», «За тех, кто служит».



«Дембельский» альбом включает в себя следующие виды изобразительного искусства: фотографию — портрет, жанровые сцены, пейзажи, интерьеры; графику - оформление шмуцтитулов, иллюстрации, рисунки тушью, цветными карандашами; акварель; каллиграфию — подписи и тексты; живопись (вклейки этюдов) — масло и гуашь на картоне; коллажи. На шмуцтитулы шла исключительно бархатная бумага ярких цветов, серебряная и золотая фольга. Особых высот достигало переплетное искусство. В качестве переплетных материалов использовались армейские шинели, флотские бушлаты, гимнастерки, камуфляжная ткань и, конечно, оранжевый и красный плюш. Верхние крышки обложек украшались военной фурнитурой, чеканкой, металлическими накладками, разнообразными инкрустациями. Место крепления корешка с крышкой обложки иногда обозначалось боевыми патронами от винтовок или автоматов. Весь творческий пыл и изобретательность уходили на оформление переплета.



«Богато» декорированная обложка «дембельской» книги восходит к традиции дворянского альбома первой трети XIX века, когда использовалась кожа, орнаментальное тиснение, бронзовые накладки и застежки. И в том и в другом случае обложка не только выполняла техническую функцию предохранения альбомного блока, но и создавала образ самого альбома. Именно в обложке проявлялись индивидуальность армейских художников или, напротив, ее отсутствие. К наиболее серийному и унифицированному оформлению относились типовые блоки, специально изготовлявшиеся фабричным способом для советских военнослужащих, выполнявших свой интернациональный долг в Восточной Европе.



Эти альбомы, как и открытки с видами городов, цветные наклейки, вымпелы, марки пивных баров, можно было приобрести в армейских магазинах. Основой иллюстративного ряда в «дембельском» альбоме является фотография — портретная галерея. Разработана определенная иконография солдатского портрета: поясной, погрудный, портрет в парадной форме, портрет с другом и др. Образное и декоративное решение было связано не только с родом войск, но и местом их дислокации. Большое значение в орнаментике и оформлении имела национальная культура художников. По своей художественной культуре, пластическому языку, наивной форме «дембельский» альбом близок к лубку. Особую выразительность и социальную востребованность лубок достигал в военное время, поднимая народный дух, высмеивая врага. В «дембельском» альбоме сказываются дилетантизм и простодушие армейских художников, как правило, «не испорченных академическим образованием». Особая романтика и наив присущи рисункам моряков - изображения русалок, красавиц, парусников, моря, закатов, которые по своей графике напоминают наколки на теле. Проявление современной народной культуры и народного творчества - именно эта особенность позволяет рассматривать «дембельский» альбом как искусство Арт Брута, а точнее — русского Арт Брута, явления уникального в мировой художественной культуре. Со временем эти альбомы станут таким же редким материалом и документом эпохи, как дворянские альбомы и альбомы офицеров ХIХ века, самиздат, «списки».



Литература: Михаил Карасик - «Дембельский» альбом — солдатская книга художника»

Автор выражает признательность Н. Михайлову и Е. Зеленцовой, сотрудникам Кировской районной администрации, – за помощь в организации мероприятия, и владельцам альбомов - Вохминцеву С., Галактионову Ф., Исаеву А., Краснову О., Перегарову А., Никитину Н. и Платонову В.


Главное за неделю