Корабль Сил самообороны Японии впервые проследовал через Тайваньский пролив, отделяющий островное непризнанное государство от материкового Китая. Как сообщает Интерфакс со ссылкой на агентство Kiodo, эсминец "Садзанами" вместе с австралийскими и новозеландскими кораблями миновал пролив в среду, 25 сентября.
Проходы иностранных кораблей через Тайваньский пролив вызывают резко негативную реакцию Пекина.
Ранее в сентябре в связи с проходом через пролив двух кораблей ВМС Германии официальный представитель министерства обороны КНР У Цянь заявил, что "свобода навигации не означает свободу безответственных действий и тем более ее нельзя использовать для провокаций и угрозы суверенитету и безопасности Китая".
Он подчеркнул, что "китайские вооруженные силы всегда в боевой готовности для принятия серьезных мер по пресечению любой провокации и решительной защиты суверенитета, и территориальной целостности Китая, а также мира и стабильности в Тайваньском проливе".
Официальный представитель МИД КНР Мао Нин также сказала, что "тайваньский вопрос – не вопрос свободы навигации, а вопрос суверенитета и территориальной целостности Китая". Пекин, по ее словам, категорически выступает против провокаций, угрожающих суверенитету и безопасности Китая под предлогом свободы навигации.
Тайвань управляется собственной администрацией с 1949 года, когда на остров бежали остатки сил Гоминьдана во главе с Чан Кайши (1887–1975), потерпев поражение в гражданской войне в Китае. С тех пор Тайвань сохраняет флаг и некоторые другие атрибуты прежней Китайской Республики, существовавшей на материке до прихода к власти коммунистов. Согласно официальной позиции КНР, поддерживаемой большинством стран, включая Россию, остров считается одной из китайских провинций.
В начале октября 2021 года глава оборонного ведомства Тайваня Цю Гочжэн заявил в парламенте, что Народно-освободительная армия Китая будет полностью готова к полномасштабному вторжению на Тайвань к 2025 году.
Материковый Китай официально заявляет, что не хочет вести войну с Тайванем, "выражая добрую волю к мирному объединению и оставляя войну в качестве последнего средства", но подчеркивает, что в случае провала мирного процесса готов к силовому решению вопроса.