Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
КМЗ как многопрофильное предприятие

Новая "литейка"
Кингисеппского машзавода

Поиск на сайте

БУГОР СЕРДЮКОВА

БУГОР СЕРДЮКОВА

Когда морские силы Каспийской флотилии были перебазированы из Баку в Астрахань, на Волгу, вдаль от морского побережья, «морским волкам» - экипажам боевых кораблей и судов обеспечения пришлось приспосабливаться к новым условиям службы и боевой подготовки, осваивать новый театр военных действий, в общем, стать еще и «речниками». Река была для моряков совершенно чуждым миром, несмотря на то, что обе стихии, казалось бы, объединяет вода. Море и река - два совершенно разных живых организма, которые живут каждый по своим особенным законам.
Дивизион бронекатеров обживал новую для себя зону ответственности. Ему предстояло провести рекогносцировку акваторий и прилегающих к ним участков побережья в дельте реки Волга. Здесь обильные воды великой реки разбегались на многочисленные рукава и протоки, которые разделялись островами и островками. Все они изобиловали мелководьями, перекатами, узкими проранами и ериками, густо поросли камышом и кустарником. Там где берег достаточно матерел росли и крупные деревья.
Вода реки течёт по своему руслу, образуя своей поверхностью плёс. Там где вода плещет о берег и образует заплёсок, остаётся мусор и разные мелочи, попавшие в воду выше по течению. Уровень воды и скорость течения могут меняться в зависимости от времени года, от количества осадков и температуры выше или ниже по течению, от направления и силы ветра. Это, в свою очередь, определяет что и
где осядет на дно, что и где смоет и понесё вниз по течению, какие места река затопит или осушит. Берег реки вообще никогда не остаётся постоянным: он может размываться или намываться, могут образовываться новые заливчики или острова, старые рукава превращаться в затоны и лиманы. Русло может вообще уйти в другое место. Иногда берег размывается и внимательному, а иногда и удивлённому взгляду предстают вещи, неизвестно сколько пролежавшие в земле. Зимой первый лёд образуется на дне около берегов,
а весной покрытые льдом, а значит ставшие более лёгкими камни, может далеко переносить бурными весенними водами. Такой камень, а ещё утопленные бочка или якорь могут стать причиной образования новой отмели, переката или острова. Новые островки быстро обрастают травой и ракитой, укрепляются корнями и увеличиваются в размрах разделяя русло на два новых рукава. Один из рукавов может обмелеть и высохнуть, а другой - подмыть противоположный берег. И вот река течёт уже в другом месте со своими
мелями и перекатами. Эта жизнь не прекращается ни на минуту. Всё это имеет свои, совершенно особенные, непонятные чужакам названия и обозначения.
Плавание кораблей, судов и маломерных плавсредств осуществляется по своим собственным законам. При этом нужно ещё стрелять, тралить мины, высаживать десанты, принимать с необорудованного берега на борт разведывательно-диверсионные группы и много ещё всяких военных трюков и хитростей.
В такой, новой для себя обстановке, флагманский катер дивизиона бронекатеров шёл вниз по течению Морского канала. На ходовом мостике командир дивизиона, командир катера и дивизионный штурман
внимательно оглядывались по сторонам, примечая все изгибы берегов, приметные ориентиры, расположение судового хода, оргаждённого белыми и красными бакенами, сравнивали результаты своих наблюдений с картами и лоциями, писали заметки и рисовали кроки. В общем, вели рекогносцировку своей новой зоны ответственности.
Уже в нижней части канала внимание командира дивизиона привлёк один островок на левой бровке. Из достаточно густой береговой растительности возвышался холм, судя по цвету, из песка или светлой глины. Проходя мимо, можно было заметить на его вершине какую-то искарёженную, торчащую из грунта железяку. «Штурман, а у этого острова есть название на карте?» - обернулся комдив и увидел на палубе ещё одного человека. Около воздушних фильтров главных двигателей стоял старшина команды мотористов
флагманского катера мичман Владимир Александрович Сердюков, старый друг и соратник, тёзка и ровесник комдива.
- Нет, товарищ комдив, названия нет - дивизионный штурман прижал пальцем то место на карте, где был нанесён приметный островок.
- Это хорошо. Запишите себе, когда придём в базу, подать рапОрт в гидрографическую службу флотилии с ходатайством присвоить этому острову название... - комдив оглянулся по сторонам, - Владимир Александрович, - обратился он к Сердюкову, - Вам железка на вершине этого острова ничего механического не напоминает?.. Штурман, запишите название острова - «Бугор Сердюкова»!
Примерно через полгода на картах нижней части астраханского Морского канала появилось новое название. Других названий географическим объектам комдив дать не успел - вскоре он был переведён с повышением к новому месту службы - в штаб флотилии.


Главное за неделю