
Как рождаются традиции
26 июля 2013 года накануне Дня ВМФ РФ ветераны Аварийно-спасательной службы – Поисково-спасательной службы – Управления поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота (АСС‑ПСС‑УПАСР ЧФ) в очередной раз, уже по традиции, посетили могилы своих сослуживцев и сотрудников на кладбище 5-го километра Балаклавского шоссе г. Севастополя. Писать об этой традиции одновременно просто и сложно. Просто потому, что помнить об ушедших из этой жизни – естественно, а сложно потому, что многое уже ушло в прошлое.
Традиция (лат. traditio) – обычай, порядок, правила поведения, переходящие из поколения в поколение. Прежде всего, следует сказать о боевых традициях ЭПРОНа. Об истории ЭПРОНа, его действиях написано много, в том числе о традициях этой легендарной организации. Какие это традиции? Основные из них – самоотверженный труд, героизм и высокий профессионализм, приобретённый практическим опытом. О работе эпроновцев в годы войны написал начальник Электромеханической службы (ЭМС) ЧФ в 1939-43 гг. контр-адмирал Красиков Б.Я. в книге «Опыт борьбы за живучесть кораблей и судов» (не дословно), выполнена огромная по объёму и важности работа за счёт самоотверженного труда и практического опыта, приобретённого в предвоенные годы, героизм этих людей позволил спасти жизнь многим.
В одной из публикаций о лучших традициях старых водолазов сказано: никогда не отступать, не страшиться тяжёлой работы и, как бы ни было трудно, поднимать корабли.
Есть ещё одна традиция – водружать на поднятом судне красный флаг (из книги Николая Чикера и Александра Чернова «Садко» выходит из моря»). Конкретизация и уточнение боевых традиций ЭПРОНа ещё ждёт своего времени, а я расскажу о чисто человеческой традиции спасателей ЧФ – ежегодно перед Днём ВМФ ЧФ посещать могилы своих товарищей, можно сказать, традиции сохранения памяти о людях, которые нам дороги.
Традиция берёт начало с середины 70-х годов прошлого века и её зачинателем является капитан 1 ранга Александр Васильевич Жбанов – начальник АСС-ПСС ЧФ в 1973‑86 гг., а ныне руководитель общественной организации «ЭПРОН-клуб». Поскольку отмечать даты ухода из жизни каждого спасателя затруднительно, жизнь подсказала необходимость определить один день поминания всех покинувших нас. Это не значит, что мы не помним о них в другие дни. Таким днём стала пятница перед Днём ВМФ, который ежегодно отмечается в последнее воскресенье июля. И это не единственное начинание Александра Жбанова, которое впоследствии стало традицией. В те же годы берёт начало традиция в День Победы 9 Мая совершать шлюпочный поход по маршруту б. Стрелецкая – Балаклава, к сожалению по различным причинам со временем утраченная.
Александр Жбанов закончил Тихоокеанское ВВМУ им. С.О. Макарова в 1956 году, служил штурманом, помощником командира, командиром тральщика «Иван Рогов», впоследствии переоборудованного на спасательное судно подводных лодок. С его слов он проходил службу на трёх флотах, трёх спасателях, в одном дивизионе, в одной аварийно-спасательной службе флота (Черноморского) и в одном океанариуме.
С Александром Васильевичем я был в различных ситуациях: на учениях с ПЛ, работах на БПК «Отважный», тушении пожара на ЭМ «Совершенный», на штормовых испытаниях СС «Эльбрус» в Атлантике, в сложных ситуациях он вёл себя ровно, спокойно и это спокойствие передавалось подчинённым и они действовали уверенно. Как флагманскому водолазному специалисту бригады, мне было важно, что начальник АСС флота – спасатель с «младенчества», с лейтенантских лет изучил и понимает специфику водолазного труда, поддерживает водолазов, не принуждает рисковать водолазами и, как результат, когда он руководил спасательными работами, водолазы не гибли, а работы выполнялись успешно.
На посту начальника АСС ЧФ Александр Васильевич сменил полковника Лейбовича Э.Е. и перед ним стояла сложная задача не опустить планку руководства спасательной службой, и он её не опустил, а поднял и прежде всего в вопросах боевой подготовки.
Командир, который любит свой корабль, содержит его в образцовом состоянии и создаёт хорошие бытовые условия для личного состава. В 1971 году командир отдельного дивизиона аварийно-спасательных судов (ОДАСС), а годом ранее командир спасательного судна СС «Владимир Трефолев» кап. 2 ранга Александр Жбанов «привёл» свой корабль с Балтики в Севастополь (а далее в Николаев на модернизацию) через боевую службу в Средиземном море ухоженным, чистым и боеготовым. Мы, черноморцы, ходили в гости к офицерам «Трефолева», как на экскурсию и нам было приятно находиться в уютной кают-компании и видеть ковровые дорожки в коридорах.
О выполненных под руководством Александра Жбанова спасательных работах написано в книге «Наследники ЭПРОНа», одна из сложнейших работ – подъём секретных документов и специальной аппаратуры с затонувшего на глубине 127 м БПК «Отважный» и подрыв противолодочного и ракетного боезапаса – 1975-77 годы.
О тех, кого помним
А теперь вернёмся к традиции. Организацией посещения могил занимается председатель совета ветеранов УПАСР ЧФ капитан 1 ранга в отставке Васенко Г.Л. (начальник УПАСР ЧФ в 1990-96 гг.). Предварительно в последнюю неделю июля специально назначенные ветераны (военнослужащие) по четырём маршрутам обходят могилы и при необходимости приводят их в порядок.
Поскольку в июле дни жаркие, начало обхода кладбища назначается на 17.00, а в 18.00 ветераны собираются за столом, организованным в небольшой роще на окраине кладбища, где по обычаю поминают ушедших из жизни наших старших товарищей.
В этот раз мы с товарищами пошли по первому маршруту и посетили могилы капитана 2 ранга Чекова М.Ф.(командира 21 аварийно-спасательного отряда АСО 1944‑45 гг.), капитана 1 ранга Старовойтова А.Ф. (командира 37 БРСС 1975‑85 гг.), капитана 1 ранга Гандзия Г.Д. (зам. командира по политчасти 158 дивизиона спасательных судов днсс 37 БРСС 1978-81 гг.), капитана 3 ранга Пальчиков В.П. (командира СС-26 1973-77 гг.), полковника Друкера И.И. (командира 145 АСО в 1944-45 гг.), полковника Лейбовича Э.Е. (начальника АСС ЧФ в 1964‑73 гг.).
У могилы Михаила Чекова батюшка Украинской православной церкви Московского патриархата отслужил панихиду по усопшим спасателям.

Коротко о боевом пути возле могилы каждого спасателя рассказал капитан 1 ранга в отставке Юрганов Виталий Фёдорович (начальник ПСС ЧФ в 1989-90 гг.).
Другие ветераны пошли по второму, третьему и четвёртому маршрутам. Возле каждой могилы мы постояли, почтили память минутой молчания, возложили цветы и вспомнили их жизненный и боевой путь.
Михаил Чеков в 1944 г. командовал 68 Новороссийским АСО, под его руководством поднят ЭМ «Бдительный» водоизмещением 2402 т, затонувший вплотную к стенке Новороссийского причала левым бортом на глубине 9 метров, в апреле 1944 г. возглавил вновь сформированный Севастопольский 21 АСО – предшественник 409 ОДАСС, задачей которого был подъём затонувших в Севастопольских бухтах кораблей и судов. Первым был поднят затопленный немцами у батопорта Северного дока плавучий док с находившимся в нём теплоходом «Эрцгерцог Карл», затем подняли батопорт и оттащили в завод им. С. Орджоникидзе, отремонтировали и отбуксировали к сухому доку. В декабре 1944 г. Северный док начал работать и использовался для передержки поднятых со дна Севастопольских бухт кораблей и судов.
Анатолий Старовойтов – первый командир 37 БРСС (1975-85 гг.). Всей душой он полюбил беспокойную, мужественную профессию спасателя. Сколько бессонных ночей провёл он на мостике спасательных судов за 10 лет командования бригадой, сколько раз выхватывал из беды аварийные корабли и гибнущих людей! Многие черноморцы помнят, в каком критическом состоянии находился нашпигованный боезапасом эсминец «Совершенный», когда на нём бушевал пожар. На помощь кораблю пришли те, кого он научил и воспитал. Он сам повёл их на борьбу с огнём и водой и добился победы. А на сердце появился новый рубец. Его нельзя было не любить. Высокий, статный, красивый душой и телом, прямой, открытый и понятный всем, он притягивал к себе людей.
Его нельзя было жалеть, как и он себя не жалел. Его жизнь была простой: честно и безоглядно жил, доблестно служил, любил, был любим и в 60 умер. Ушёл от нас, полностью выполнив своё предназначение.
Вечная ему память!
Григорий Гандзий в период 1976-80 гг. служил секретарём парткома и зам. командира по политчасти 158 ДНСС 37 БРСС, в дальнейшем секретарём парткома и зам. начальника 1472 военно-морского госпиталя. Григорий Дмитриевич был «неправильным политработником», он не вписывался в обойму своих собратьев по профессии, часто принимал удар на себя, а не обвинял строевых офицеров во всех смертных грехах.
С октября 1977 по сентябрь 1978 г. был на боевой службе на СС-21 в Индийском океане, где СС-21 совместно с двумя буксирами пр. 733 вспомогательного флота переводил большой плавучий док ПД-6 из порта Могадишо в район острова Дахлак. После этой сложной операции СС‑21 совместно с большим десантным кораблём высаживал десант в порт Массауа для вытеснения сепаратистов. Спасательное судно попало под обстрел, в ходе которого Гандзий Г. получил ранение в ногу и был госпитализирован. За выполнение задач боевой службы с некоторыми членами экипажа судна награждён орденом Красной Звезды.
Василий Пальчиков (к сожалению, преждевременно ушедший от нас) на СС-26 (СС«Эпрон») служил сначала помощником командира, по мнению сослуживцев был большим патриотом своего судна, несколько раз под его командованием судно успешно выполнило задачи боевой службы, за его плечами тысячи морских миль, строгость у него сочеталась с человечностью, любил пошутить.
Сослуживцы помнят его шутку, когда судно следовало в порт Тиват с целью сопровождения выхода подводной лодки и проходя мимо берегов Албании командир, находясь на верхнем мостике, взял в руки микрофон и сделал объявление: «Внимание личного состава, по правому борту проходим Албанию (пауза), там живут албанцы (пауза), командир».
Исаак Друкер, в 1944-45 гг. 145 АСО под его руководством подняты затопленные землечерпалки «Головачёв» и «Лисовский» в порту Херсон (водоизмещением 920 т каждая), буксирный пароход «Вахао» (водоизмещением 350 т) и буксирное судно СП-9 (водоизмещением 650 т) в порту Николаев и другие.
Руководил подъёмом большого плавучего дока водоизмещением 30000 т на рейде порта Николаев в 1945-47 гг. Исаак Израилевич – талантливый инженер и при этом очень скромный человек, после увольнения в запас работал в АСС ЧФ инженером, мы, молодые офицеры, многому у него учились. При выполнении расчётов и проведении исследований был очень скрупулёзным. Помню, когда я служил начальником АСС СС-26 («Эпрон») и он делал вывеску спасательного колокола СК-64, по его требованию операторы СК заполняли водой последние литры заместительной цистерны колокола кружками.
Элиазар Лейбович в первых числах июня 1941 года, имея бронь, прибыл в военный комиссариат и добился призыва на военную службу. Был назначен на должность корабельного инженера с воинским званием краснофлотец на спасательный корабль (СК) «Водолаз» Ленинградского АСО ЭПРОНа. Корабль осуществлял аварийно-спасательное обеспечение боевых действий на Ладожском озере – единственном пути, по которому шло снабжение Ленинградского фронта и города боеприпасами, топливом, продовольствием и всем необходимым. Этот путь назывался «Дорога жизни». Под артобстрелами и налетами авиации «Водолаз» поднимал на фарватерах и каналах Ладоги затопленные баржи с продовольствием, снарядами, оружием, снимал с мели корабли и суда, спасал людей с погибших кораблей и судов.
Элиазар Ефимович прошёл долгий и сложный путь от краснофлотца до полковника, служил в Главном Управлении АСС ВМФ и в различных АСО, участвовал в подъёме линкора «Новороссийск» и везде проявлялся его талант руководителя и инженера. Закончил службу в должности начальника АСС ЧФ. После службы работал заместителем главного строителя «Севморзавода» и инженером АСС-ПСС ЧФ.
Обход могил закончен, мы идем за стол ветеранов.
К сожалению, командование УПАСР ЧФ и 145 АСО не поддерживает традицию ветеранов и мы беспокоимся, что посещение могил в один прекрасный год не повторится и традиция перестанет существовать.