Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Новые решения для зарядки городского электротранспорта

Новые решения для зарядки городского электротранспорта

Поиск на сайте

ДЕТИ ЭПРОНА

ДЕТИ ЭПРОНА



Обозреватель газеты "Слава Севастополя" Калько Александр Григорьевич

Огромна же сила золота! Свидетельств тому – неисчислимое множество. Сошлемся лишь на одно из них. Как-никак эта история побудила взяться за перо проявлявшего осторожность и щепетильность при выборе темы до сих пор почитаемого Михаила Зощенко. «В марте 1923 года, – писал он в повести «Черный принц», – было решено организовать небольшую экспедицию... И хотя считалось недоказанным присутствие ценностей на «Черном принце», тем не менее было решено приступить к подводным работам для поисков легендарного золота».

Несмотря на то, что «считалось недоказанным нахождение ценностей», однако же в Стране Советов пошли не просто на формирование, как бы сегодня сказали, ситуативной партии поисковиков – родилась мощная структура. Ровно 90 лет назад, 17 декабря 1923 года (чем не юбилей), отдельным приказом по ОГПУ было официально закреплено создание экспедиции подводных работ особого назначения – ЭПРОН. Вот что значит магнетизм, завораживающее воздействие на людей, в нашем случае – виртуального блеска благородного металла.
Нет необходимости занимать внимание севастопольцев рассказом о результатах усилий, направленных водолазами, в том числе иностранными, на обнаружение предполагаемых сокровищ британского парохода. Коротко: они закончились ничем. Наше повествование – об ином. Коль у нас круглая дата, то речь пойдет о дальнейшей судьбе ЭПРОНа. В 1941 году он вошел в состав Военно- Морского Флота, годом позже его переименовали во флотскую аварийно-спасательную службу. И в последующие годы она неоднократно реформировалась. В настоящее время в состав Черноморского флота Российской Федерации входит номерной аварийно-спасательный отряд наследник «оптимизированной» флотской профильной 37-й бригады.
Управление, дивизион, бригада, отряд... Все это, образно говоря, – дети ЭПРОНа. В данном ключе детьми былой экспедиции назовем и корабли узкой специализации, сотни и тысячи по-мужски смелых спасателей.
По случаю 90-летия ЭПРОНа ветеранская организация уникальной службы провела ряд мероприятий. Так, с участием военачальников высокого ранга был отмечен вековой юбилей спуска на воду спасательного судна «Волхов», сейчас «Коммуна». Оснащенное новым оборудованием, оно до сих пор находится в строю. В начале нынешнего года ветераны-спасатели – члены действующего «ЭПРОН-клуба», специально собрались вместе, чтобы договориться о выпуске книги, посвященной истории 37-й бригады спасательных судов, выросшей в ноябре 1975 года на базе 409-го отдельного дивизиона аварийно-спасательных судов. Тогда же сложился коллектив авторов-составителей этой книги: капитаны 1 ранга в отставке Александр Жбанов, Геннадий Васенко и капитан 2 ранга в отставке Михаил Адамович. В прошлом Александр Васильевич длительное время возглавлял управление аварийно-спасательной службы флота, а в настоящее время является научным руководителем общественной организации «ЭПРОН-клуб». В свое время Геннадий Леонидович направлял работу поисково-спасательной службы профильного управления. В этом же управлении прошли последние годы военной службы и Михаила Иосиповича в качестве старшего водолазного специалиста.

Авторы-составители отдавали себе отчет в том, какую тяжеленную ношу они добровольно взвалили на свои плечи. Книгу под названием «Тревоги и будни спасателей» открывает статья «Здравствуй, бригада». В ней ее автор Михаил Адамович признается: «Начиная писать, я понимал: будут недовольные, будет критика, кого-то не вспомню, не упомяну. И все же важнее сохранить память о бригаде, о сослуживцах, о нашей службе». Всего для книги Михаилом Иосиповичем написано пять объемных статей. Свои воспоминания представили также Геннадий Васенко и Александр Жбанов. Все вместе авторы-составители убедили своих бывших сослуживцев рассказать о прошлом, о пережитом.
Непросто было усадить каждого за письменный стол. Побывавшие в нешуточных переделках герои морских глубин робели перед белым листом бумаги. Как ни старались, отдельные ветераны-спасатели, к сожалению, так и не решились поведать о пережитом. Все же тридцать человек (кто в срок, а кто и с некоторым опозданием) представили авторам-составителям свои рукописи. Все они откликнулись на просьбу Михаила Адамовича рассказать о самых ярких эпизодах службы и ее этапных моментах. Получилось увлекательное, взволнованное коллективное повествование о тех, чей ратный труд в море, как никакой иной, связан с риском.
В книге приведены перечни выполненных спасателями работ. Они впечатляют разнообразием. Это и борьба с вышедшим из-под контроля огнем на больших и малых плавсредствах, и подъем с различных глубин боеприпасов, судов, плавучих доков, мастерских, причалов, и поиск упавших в море летательных аппаратов, и выручка севших на мель кораблей. Каждая из этих операций, счет которым только за последние десятилетия идет на сотни (кстати, не только в родном Черном море, но и в других водных бассейнах), заслуживает объемной публикации в газете, а то и отдельной книги. Собственно, целую библиотеку можно составить из трудов в твердых и мягких переплетах, посвященных трагедии у берегов Новороссийска. В последний день августа 1986 года, ближе к полуночи, пишет в книге непосредственный участник спасательной операции капитан 1 ранга запаса Василий Величко, «сухогруз «Петр Васев» водоизмещением в 41 тысячу тонн нанес удар пассажирскому теплоходу «Адмирал Нахимов» (водоизмещением в 18940 т) ниже ватерлинии в переборку между машинным и котельным отделениями. Пробоина в правом борту «Адмирала Нахимова» составила 80 квадратных метров. Через восемь минут «Адмирал Нахимов» затонул на глубине 47 метров в двух милях от берега».
Невозможно представить глубокую ночь, волнение моря в три балла и разыгрывающуюся драму. Первыми на помощь терпящим бедствие людям пришли катера Новороссийского пароходства, Черноморского флота, а также курсанты Новороссийского мореходного училища. Сообща удалось спасти 836 человек, погибло 423. Впоследствии 358 тел удалось поднять на поверхность. При ликвидации последствий аварии, к сожалению, погибли спасатели-черноморцы Ю.В.Полищук и С.А. Шардаков.

Военным морякам-спасателям приходилось откликаться и на просьбы, которые, казалось бы, не входили в круг служебных обязанностей. Так, с 1983-го по 1990 год они на борту научно- исследовательского судна «Академик Алексей Крылов» принимали участие в шести экспедициях ученых в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах.
Нашим славным и отважным землякам еще пришлось поработать в качестве подводных… археологов. В 1979 г. посетивший Москву с визитом министр обороны Алжира обратился к Главкому Военно-Морского Флота СССР С. Г. Горшкову с необычайной просьбой – обследовать дно моря на обширном участке у берегов далекой африканской страны на предмет наличия под водой якобы некогда затонувших парусников.
В далекий путь были направлены дежурившее в Средиземном море спасательное судно, а из Севастополя – тральщик «Стрелок» с контр-адмиралом Валентином Селивановым и прочими представителями начальствующего состава на борту. Валентину Селиванову было поручено возглавить штаб по руководству мирной операцией.
В течение десяти дней наши люди тщательно утюжили в заданном районе морское дно. «На пятый день поиска водолазы обнаружили амфору без ручек, – пишет в книге непосредственный участник алжирской одиссеи Михаил Адамович. – Примерно на восьмой день поиска к нам пришла удача: водолазы нашли много разбитых амфор и скелет старинного судна (как говорится, на безрыбье и рак рыба. – Авт. ) Последующие спуски были безуспешными». Чем не «Черный принц» в африканском варианте?!
Еще Михаил Адамович руководил действиями водолазов в ходе акции по спасению... Чего бы вы, уважаемый читатель, думали? Никогда не догадаетесь, пока не скажу. Спасали хлопок от испепеляющего зноя в Узбекистане!
Засушливым летом 1974 года на Токтогульской ГЭС случилась запинка с подачей вод Нарына на посевы профилирующей в республике сельскохозяйственной культуры. На глубине свыше 60 метров заклинило затвор обводного канала. Вот тогда и обратились за помощью не куда- нибудь, а в главный штаб Военно-Морского Флота СССР. Из Москвы в Севастополь поступила команда: оперативно направить на Токтогульскую ГЭС водолазов-взрывников.
Не без труда, не без острых дискуссий ключик к капризному затвору был найден – тонна тринитротолуола. На приличной глубине в условиях крайне плохой видимости мастерам своего дела удалось куда надо заложить взрывчатку. Она ухнула так, что «на поверхность вырвался огромный столб пламени и дыма... и воды Нарына хлынули вниз, туда, где их ждали хлопководы».
В памяти также остался банкет, который по случаю спасения плантаций закатил прибывший на место глава правительства республики Худайбердыев. Разве такое забудешь?
В течение девяти десятилетий ЭПРОНу посвящено немало книг. Но в них, считает капитан 1 ранга в отставке Александр Жбанов, растворена история 37-й бригады спасательных судов в составе управления вспомогательной службы Черноморского флота Российской Федерации. Это соединение просуществовало (и это подсчитано) 36 лет и 15 дней, то есть с 15 ноября 1975 года по 1 декабря 2011-го.

На родине ЭПРОНа, в Балаклаве, в библиотеке-филиале имени Александра Куприна ее сотрудницы, прежде всего Наталья Пинчук и Ольга Шашкова, провели вечер, посвященный юбилею. Здесь удалась любовно собранная коллекция фотографий руководителей ЭПРОНа довоенной пора, а также моменты ярких событий его истории. Побывавшие тут люди ознакомились с выставкой книг о моряках-спасателях. Любопытно, что в Балаклаве был открыт техникум, в котором готовили специалистов-водолазов. Его преподаватели не только учили студентов, но и занимались научной работой. Об этом свидетельствуют около трех десятков журналов «ЭПРОН», вышедших к 1941 году за неполное десятилетие. В нем публиковались труды исследователей, в том числе и балаклавцев. Х. М. Макароном и B. C. Штыкиным был написан учебник «Водолаз-взрывник», изданный военным издательством Министерства обороны СССР.
На вечер в балаклавскую библиотеку были приглашены дети ЭПРОНовцев и представленные уже читателям капитаны 1 ранга в отставке A. B. Жбанов, Г. Л. Васенко, а также нынешний капитан корабля-юбиляра «Коммуна» капитан 1 ранга в отставке А. А. Ишинов. Почетные гости вручили заведующей библиотекой Людмиле Снапковой подарки, в том числе книгу «Тревоги и будни спасателей», а также буквально в эти дни вышедшую книгу А. В. Жбанова «ЭПРОН, рожденный в Балаклаве». Кстати, и проведенный вечер так и назвали: «ЭПРОН, рожденный в Балаклаве». Знаковое совпадение.


У автора имеется свой вариант завершения этих заметок, но вряд ли можно сказать лучше, чем написаны финальные абзацы «Черного принца». Обратиться к ним будет справедливо, ведь мы начинали с упоминания повести Михаила Зощенко: «И хотя золото «Черного принца» и не было найдено, зато было найдено то, что давно превысило огромные суммы, каковые желали найти искатели морского клада.
За пятнадцать лет работ Эпроном (так у Михаила Зощенко. – Авт. ) были подняты со дна моря двести пятьдесят судов, из которых больше половины восстановлены и бороздят воды морей и океанов.
Помимо судов, ЭПРОН дал нашей промышленности сто сорок тысяч тонн металла, поднятого с морского дна.
И в свете этих дел меркнет сияние легендарного золота «Черного принца».
За 15 лет померкло. Как же оно померкло за все 90 лет плодотворного, часто героического труда детей ЭПРОНа!


Главное за неделю