Видеодневник инноваций
Подлодки Корабли Карта присутствия ВМФ Рейтинг ВМФ России и США Военная ипотека условия
Баннер
Диверсификация ОПК

Военные технологии
меняют
сельскую школу

Поиск на сайте

Немного истории-4 Детали Проэкта-60-2

Немного истории-4 Детали Проэкта-60-2

Проект 60.

Итак Проект 60 по сути стал ни чем иным как развёрнутой программой модернизации ВМФ США. Основой этой модернизации (одной ИЗ важнейших) было вооружение флота…..ну конечно же—противокорабельной крылатой ракетой Гарпун. Более того,перспективную ракету (она должна была начать поступать на вооружение к середине 70-х,  в реальности было немного задержано с IOC--Initial Operational Capability—Стартовые Боевые Возможности для надводных кораблей в 1977, для самолётов в 1979 и полнопроизводимая версия Блок-1, начавшая поступать на флот в 1982) планировалось располагать везде. Более того, мгновенно была отработана…[spoiler].советская тактика преследования более крупных целей более мелкими, но вооружёнными ПКР—для этого было принято решение отработать сию тактику в Средиземке, используя две канонерки (gun boats). Основным рационалом этого было—отработать тактику преследования малыми кораблями, вооружённых Гарпуном в прибрежных водах в морях (Средиземка, Коасное Море, онкин и п.), “таким образом позволяя более крупным и ценным кораблям находиться вне радиуса неожиданной советской атаки крылатыми ракетами” (On Watch. Стр. 75) Следующей базовой технологией, которую вводили согласно Проекта 60—была идущая Британская технология СВВП в виде сейчас уже легендарного Харриера.

В целом же, весь Проект 60 был разбит по принципу Лоу-Хай (Низкий-Высокий), что относилось к чисто теоретическому ценовому разделению технологии, идущей на флот в плане модернизации. Естественно были там и не только Хай, но ещё и Вери Хай (Very High), к коим, естествено относились Риковерские ядерные CVN. В принципе что такое Хай, я надеюсь, все и так догадываются. Вся фишка была в Лоу. Вот о нём то и разговор. Лоу имел 4 ключевые корабельные позиции.

1. 170-тонный РКА на подводных крыльях (PHM), вооружённый Гарпуном, высокоскоростной, предназначенный для прибрежных операций. Позже прототип и малосерийный вариант этого мы все будем знать как Пегас.
2. Патрульный Фрегат (PF)—одновальный, вооружённый ПКР, способный поддерживать 2 вертолёта ПЛО, с приличным МГК и ПЛО, с вдзм. в районе 3 400 тонн. Добро Пожаловать в жизнь третий по размеру, крупнейший в истории всех флотов мира класс кораблей, известный всем нам как FFG Оливер Хаззард Перри—прекрасно знакомый советским морякам, очень любимый американскими моряками, рабочая лошадка ВМФ США вот уже скоро 29 лет кораблик в строю. 71 (!!!!!) было построено, другие флота также покупали или получали сии корабли. И только сейчас этих трудяг, по-тихоньку начинают выводить из строя. Порядка 29 этих кораблей было активны в той или иной степени в составе ВМФ США на 2006 год. Помог Зумвальту ввести эту програму в строй Вице-Адмирал Франк Прайс. Сперва скептически, а потом больше и больше надводный “профсоюз” влюбился в эти корабли. Класс, который обогнал Оливеров Перри по количеству на ОДИН корпус—построено было 72—были советские ЭМ 30-ки Бис в50-х.
3. Корабли Морского Контроля (SCS—Sea Control Ships)—концепция, которую ненавидит все любители больших АВАВ. Анафема классического авианосного флота, мира огромных денег и амбиций. А в сути—КМК был ничем иным как кораблём, предназначенным для реальной войны—драться и погибать, когда уже деваться некуда было. И создавался он для того, чтобы “убрать наиболее важные корабли ВМФ США (АВАВ) из под начального удара на фронте” (On Watch. Стр 76). Зумвальт в своём рационале исходил из следующего: в случае большого конвенционного конфликта большие АВАВ должны были быть сохраняемы для ударных функций против наземных объектов и возможно кораблей противника, ну и плюс все остальные характерные и так знакомые всем нам задачи АУГ. Зумвальт рассчитывал на 12 АУГ в нормальной ситуации и на 15 в лучшем случае (ibid. стр 76). Задачи же, которые возлагались на КМК были следующими: КОНВОИ—первое и самое наиглавнейшее. Проводка конвоев в зонах , неприкрытых ничем. До 20 конвоев по рассчётам могло быть одновременно в океане в случае большого конвенционного конфликта с СССР. Снабжение НАТО в Европе тотально зависело  (и зависит до сих пор) от возможности снабжения его путём Атланических СЛОК, держа их открытыми. Самое интересное, КМК вначале был отвергнут всеми профсоюзами, но потом один из профсоюзов прочно поддержал проэкт КМК—угадайте кто??  АВИАНОСНИКИ!!!!!! Задайте себе вопрос—почему?? В 1976 году этот секрет будет открыт вполне официально—Адмиралом Стейнсфилдом Тёрнером—важнейшей фигурой в продвижении Проекта 60. Корабль Морского Контроля по сути был ничем иным как миниатюрным авианосцем ПЛО, со вторичной защитной и ударной функцией в виде 3-4 СВВП Харриер и порядка 14 вертолётов ПЛО. Корабль имел вдзм порядка 17 000 тонн, был весьма быстрым-28 узлов, унифицированным на основе уже существующей флотской технологии, и самое важное—был в 8 (восемь!!!!) раз дешевле CVN.
4. Четвёртым и последним Лоу в Проете 60 были……..Экранопланы. Всю историю с этим, надеюсь, все понимают. Но, у американцев был один нюанс—они хотели делать экранопланы вдзм. 4-5 000 тонн и устанавливать на них……..4-5 палубников, которым теперь не требовалась катапульта—только аррестор при посадке. Ну не находите ироничным—амеры хотели ставить самолёты на свои экранопланы, мы ставили ПКР на свои—классика флотов США и СССР времён холодной войны.  Прототипы экранопланов американцы построили—на одном из них (с вдзм в 100 тонн) Зумвальт “катался” лично—корабли достигали легко скоростей в 100 узлов. Зумвальт был в восторге.  
Но давайте вернёмся прежде всего к КМК. На службе в ВМФ США их никогда не было и нет….но они были. Вся концепция прошла длительное тестирование через моделирование боевых ситуаций МК на базе USS Guam—LPH класса Иво-Джима, предназначенный для обеспечения десантных операций морпеха—был по сути 18 000 тонным вертолётоносцем. По своим основным ТТД как платформа Гуам был очень близок к предлагаемому КМК. Вплоть до осени 1973 года Гуам был посылаем в ключевые точки возможного конфликта. Ситауации, которые симулировались на Гуаме включали в себя ряд ключевых задач, возлагаемых на КМК: защита конвоев в Британо-Исландском “проёме” против дальней авиации, отражение атак ПЛ (чистое ПЛО) в океане, передовые дозоры ПВО в поддержку КУГ и АУГ (task forces), также как и передовые дозоры ПЛО и по надводным целям. (ibid. стр 116)  Результаты были впечатляющими, более того—они превзошли все ожидания. Результатом этого стал факт поддержки массой авианосников всей концепции КМК. Джеймс Шлезингер—Министр Обороны—выразил свою полную поддержку проекту.  Именно Министр Обороны утвердил производство первых 8-ми КМК на Фискальные Годы 1975 до 1978. Первые деньги—инициирующий транш для начала строительства (29 миллионов долларов)—был утверждён Президентом США и внесён в бюджет. Оставалось только пройти утверждение в двух Аппроприэшнз Комитетах Конгресса (как известно, Конгресс утверждает бюджет) . Эти комитеты Конгресса являются ничем иным как утверждающими и инициирующими финансирование тех или иных програм конторами. Обладают они огромным влиянием, так как решают судьбу сотен гражданских и военных програм. Но, как таковые, также являются объектами влияния огромного числа групп специальных интересов и лоббистов. А Баба Яга против….

Бабой Ягой, естественно, оказался Риковер. Авианосные корабли, неядерные, в 17 000 водоизмещения—такого “ядерный монастырь” Риковера принять не мог. Понятно, что Риковер наплевал на Президента, Министра Обороны, Главкома ВМФ и совершенно очевидно что его тень замелькала на Капитолии. Но этого мало—Риковер добрался со своими интригами ни куда-нибудь а….на Ньюпорт Ньюз—легендарную верфь в Вирджинии, которая десятилетиями была основнм подрядчиком ВМФ США, строя и авианосцы, включая атомные, и подводные лодки, включая атомные (например часть Лафайетов строилась там, равно как и другие АПЛ), и, естественно, надводные корабли, включая целые классы крейсеров. Председатель Совета Директоров  Теннеко (Родительской компании Ньюпорт Ньюз) Нельсон Фриман, в сопровождении адвоката, на встрече с Зам Министра Обороны Биллом Клементсом  в-открытую заявил, что если МО и ВМФ не поставят на место Риковера и не заставят его отказаться от вмешательства во внутренние дела и процедуры компании, Ньюпорт Ньюз вынуждена будет распрощаться с ВМФ и перестать строить корабли и лодки для него. Риковер, нарушая свою весьма ограниченную (только ЯЭУ) юрисдикцию, тайно влез в операции Ньюпорт Ньюз и зашёл настолько далеко, что шантажом заставил верфь отказаться от выставления на тендер дизайна для КМК.
Описывать всю ситуацию с КМК, саботаж и интриги Риковера, который естественно был закадычным другом с шефом оффиса Комитета Конгресса Ральфом  Престоном, нет необходимости. КМК был убит в Конгрессе………



Но, опять это но—слово Элмо Зумвальту: “Но корабли Морского Контроля живут. Советский Военно-Морской Флот имеет уже два в составе флота и начал строительство третьего.” (On Watch. Стр 120) Зумвальт говорил о наших ТАКР пр. 1143. В 1982 году, в последний год своего пребывания “в должности” Хайман Риковер, выступая перед Комитетом Конгресса, на вопрос о том какую оценку он может дать своим кораблям с ЯЭУ дал ответ, который сотряс стены здания:”Я бы их все утопил к чёртовой матери!!!”    На вопрос как долго смогут просуществовать его большие CVN в РЕАЛЬНОМ конфликте, его ответ был ещё более откровенным:”Они не протянут и 48 часов.” *** На встрече с Зам МО (она описана выше) адвокат Верфи Ньюпорт Ньюз Томми Коркоран поставил точнейший диагноз всей деятельности Риовера—Нет ничего страшнее старого человека с мечтой.




Итак, подведём некоторые предварительные, только предварительные итоги в рамках имеющихся фактов по Проекту 60. Те, кто читает мою писанину наверняка заметили, что в тексте сквозит моя плохо скрываемая симпатия к Зумвальту. Это требует отдельного разъяснения. Я в открытую симпатизирую Элмо Зумвальту и симпатия эта двугранна. Я ему симпатизирю как человеку и как профессионалу высочайшего ранга. Мне могут возразить, вот мол какой “общечеловек” нашёлся, Зумвальт то, чай, не другом а врагом был. Да, безусловно, был врагом Советского Союза—моей страны, представитель страны, которая натворила (и продолжает творить)  таких дел в мире что мама-не горюй. Означает ли это, в таком случае, что в ВМФ США служили и служат только ярые империалисты, человеконенавистники, люди с тотально распущенной психологией и моралью?? Абсолютно нет—сама история ВМФ США даже в период ВМВ и особенно на Тихоокеанском ТВД—это часто история исключительного героизма, самопожертвования, восхитительного профессионализма в огромных масштабах—не уважать, и не признавать этого факта и эту традицию я, лично, не могу. Плохие люди на такие вещи не способны—на это способны только люди любящие свою страну и готовые жертвовать ради неё. Среди таких людей наверняка хоть какая то часть окажется просто порядочными и честными людьми. По определению. Элмо Зумвальт из такой когорты людей, ещё лейтенантом успевший захватить боевые действия в Заливе Лейте против Японского ВМФ на ЭМ DD-562 Робинсон, во время той самой легендарной атаки эсминцев в Проливе Суригао на Японские Крейсера. Экипаж Робинсона звал Элмо—наш Элмо—для офицера во время войны такой титул, данный экипажем боевого корабля о чём-нибудь да говорит. Иногда посильее чем некоторые награды. Есть и другие человеческие факторы, делающие персону Зумвальта привлекательной.
Здесь сходятся два компонента в одном, человеческий и профессиональный. Совершал ли Зумвальт ошибки?? Конечно совершал, иногда и граничащие с почти преступлением—но опять-таки, у каждого своя правда—в бытность свою Командующим Военно-Морскими Силами (1968-70) во Въетнаме именно Зумвальт отдал приказ по применению дефолианта Агент Орандж вдоль берегов Въетнамских речек. Сделано это было всего-лишь для очистки берегов от густой растительности, чтобы облегчить возврат огня американскими патрульными катерами против Въетконга. Тогда мало кто знал реальный эффект дефолиантов на человека. Результатам Оранджа стали массовые  заболевания простых въетнамцев, которые подвергались длительному воздействию дефолианта, но и в чудовищном в своей чёрной иронии повороте, сын Зумвальта—молодой офицер ВМФ также подвергнется воздействию дефолианта и заболеет раком, умерев в молодом возрасте. С другой же стороны, в ВМФ США в 1970 году, разрываемом расизмом, телеграмма Зумвальта (они звались ЗИ-граммами) по флоту:”С сегодняшенего дня у нас нет чёрного флота, у нас нет белого флота—с сегодняшего для у нас есть только один флот—Военно-Морской Флот США” не может не восхищать.  Именно Зумвальт начал могучие подвижки в америкаском флоте по реальной борьбе с расизмом. Именно на его Вахте как CNO будет выдвинут первый чёрный Адмирал в истории США—Контр-Адмирал Сэмуэл Л. Грэйвли. Список можно продолжать очень долго. Но один профессиональный аспект Зумвальта (также говорящий громко о его человеческих качествах) нельзя не упомянуть—и это самое главное.

Блестяще образованный офицер, с колоссальным командным опытом, Зумвальт по-настоящему попытался понять и проникнуть в мышление своего главного оппонента, такого же Главкома, как и сам Зумвальт—Сергея Георгиевича Горшкова. 4 года шла невидимая доктринная и интеллектуальная борьба между Горшковым и Зумвальтом за реальное господсто в океане. У каждого из них была своя борьба, в своих странах и истеблишментах, причём пришедшаяся на исключительно сложное время в международной политике, но, оба, исходя из боевого и командного опыта часто приходили к весьма похожим (или параллельным) стратегическим решениям по развитию своих флотов. Глубокое уважение Зумвальта, которое сквозит все 500 с лишним страниц его мемуаров На Вахте, к Советскому Военно-Морскому Флоту и его Главкому, равно как и способность и желание брать всё лучшее, что давал флот соперника, себе на вооружение—не может не вызывать восхищения и почтения.

Только по окончании Холодной Войны, с открытием многих до этого засекреченных источников, стало, наконец, известно, что вплоть до коллапса СССР, ВМФ США уважал и боялся ВМФ СССР куда как больше чем это пытались представить до исторической трагедии Советского Союза по обе стороны океана. Пришло время и нам отдать хоть какую то толику профессионального и (человеческого) уважения людям, которые этого достойны. Адмирал Элмо Зумвальт—один из таких людей. В конечном итоге, как уже было упомянуто, ни один флот мира не назовёт целый класс ультрасовременных, во многом революционных и мощных кораблей, именем того, кто этого недостоин. Не могу не отметить удивительное совпадение в этом, с началом программы DDG Зумвальт в США  и программы Эсминцев проэкта 22360 Горшков в России. Именно эти люди, и именно в 70-е принимали ключевые решения, которые начнут и определяют до сих пор понимание войны на море.  Каково их наследие—вот об этом и стоит поговорить дальше……..И вот когда сделаем это—может быть, может….те молодые, которые сегодня идут в Российский уже ВМФ смогут понять масштаб, триумф и трагедию тех, кто шёл перед ними……


Главное за неделю